Сегодня активно ведется поиск путей реализации идеи активности личности в образовательном процессе.




С. Л. Рубинштейн видел условие формирования и развития субъекта в деятельности. А. Н. Леонтьев считал важным «изучение процесса объединения, связывания деятельностей субъекта, в результате которого формируется его личность» [4].

Для этого прежде всего сам воспитатель должен видеть цель образования в том, чтобы, по словам С. Д. Смирнова, «найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания». Педагог должен уметь оказывать поддержку детям, помогать им реализовать свой потенциал.

Можно выделить и другие условия эффективности данного направления работы педагога, семейного воспитания. Среди них — погружение ребенка в необычные условия, создание обучающих проблемных ситуаций. В таких условиях происходит выход человека «за его собственные пределы», легко обнаруживаются и развиваются субъектные проявления [10].

Важнейшее условие поддержания процесса становления субъектности ребенка — диалогизация взаимодействия субъектов педагогического процесса, поскольку, по словам М. М. Бахтина, человек может быть понят только в диалоге и через диалог. Только понимая ребенка, взрослый сможет «не воспитывать, не преподавать, но актуализировать, стимулировать тенденцию ребенка к росту…» [8].

Еще одним важным условием, обеспечивающим развитие субъектности, является построение субъект-субъектных отношений между участниками педагогического процесса.
Как отмечалось выше, формирование позиции субъекта детских видов деятельности невозможно, если личность ребенка подавляется, если ему навязывают что-либо.

Традиционное для нашей системы образования игнорирование интересов и потребностей детей приводит к тому, что ребенок не становится субъектом управления своим поведением (С. М. Ковалев) и в дальнейшем демонстрирует личностную незрелость, низкую адаптивность, неспособность к саморазвитию.

Как известно, ребенок получает знания и умения в разных видах деятельности. Отличие учебной деятельности состоит в том, что она позволяет усваивать систему теоретических понятий как форму общественного опыта [9]. Это предполагает осознанное выявление
ребенком способа действий.

Таким образом, базовой предпосылкой учебной деятельности является «овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения» [14].

Сегодня наша система образования возвращается к пониманию того, что на этапе обучения в начальной школе важнее всего научить ребенка учиться, сформировать умение осуществлять универсальные учебные действия. Основой для формирования данного умения являются обобщенные учебные умения [14]. Важнейшим из них является умение выделять в предложенном задании учебную задачу и воспринимать ее как самостоятельную цель деятельности.

Сохранение доминирования в дошкольных образовательных организациях знаниевого подхода приводит к тому, что упускается период «переориентации сознания детей с конечного результата на способы его достижения» [11], благоприятный для становления первичных познавательных действий. В старшем дошкольном возрасте, при условии познавательной активности детей и постановки перед ними четких задач, дети начинают осознавать механизмы добывания знаний. Осознанность определяет целенаправленность дальнейшего поиска, становление новых познавательных действий, выход на новые уровни познавательной деятельности.

Становление познавательных действий происходит только в том случае, если они применяются в различных условиях (стандартных и нестандартных). Это достигается
в ходе решения аналогичных задач, приводящих ребенка к определенному обобщению, возникновению прецедента переноса найденных способов действия в новые, измененные условия, становлению соответствующих навыков [9]. При этом формируются противоположные по сути, но одинаково важные предпосылки учебной деятельности:
умение работать по инструкции и способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач.

Важной предпосылкой становления учебной деятельности является умение осуществлять контроль за способом выполнения своих действий и оценивать их. Отличительной особенностью учебной деятельности является то, что она осуществляется на основе образца действий.

Это определяет необходимость формирования у ребенка умения сопоставлять свои действия с образцом, контролировать их. Без данного умения осуществление учебной деятельности невозможно. Н. Н. Поддьяков отмечает, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать именно с формирования данных умений [11].

К предпосылкам учебной деятельности относится также сформированность личностного (мотивационного) компонента деятельности. Л. А. Венгер отмечал, что «первым условием успешного учения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов:

  • отношение к учению как к важному общественно значимому делу;
  • стремление к приобретению знаний;
  • интерес к определенным учебным предметам» [9].

У старших дошкольников существуют объективные предпосылки возникновения данных мотивов. Среди них — желание стать школьником, обрести новый, значимый для него и окружающих статус и природная любознательность.

Чаще всего детей привлекает внешняя атрибутика школьной жизни. При этом «формирование более глубокой, собственно учебной мотивации» [9] возможного только при
включении ребенка в учебную деятельность, то есть уже в школе.

Важной задачей предшкольного этапа является формирование у детей положительного отношения к школе, учет в образовательном процессе и развитие личностных мотивов включения в разные виды деятельности (стремления к общению, самореализации, самоутверждению, получению удовлетворения от процесса деятельности и его результата и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: