Родиченков Ю. THANATOS ALCHEMICUS: ПАРАЦЕЛЬСИАНСКАЯ АНАТОМИЯ СМЕРТИ




– – –

В работе рассматривается концепция смерти и умирания, представленная в произведениях врача и алхимика Парацельса (1493–1541). «Tria prima» алхимии Парацельс считал основой строения не только металлов и минералов, но и человеческого тела. По его мнению, дисбаланс трех первоначал является причиной болезни и смерти человека. Парацельс выдвинул идею «трех анатомий»: анатомии частной, телесной; анатомии алхимической – анатомии первооснов; и анатомии смерти.

Ключевые слова: Парацельс, алхимия, «tria prima», болезнь, смерть, «три анатомии».

Образы и символы, связанные с феноменом смерти, широко распространены в алхимии – в текстах трактатов и в многочисленных символических изображениях.

В последовательности основных этапов Великого делания смерть – это не конец, а начало пути к долгожданной трансмутации. Алхимия рассматривает смерть как неотъемлемую часть первого этапа, «нигредо» – делания в черном. Вещество должно умереть и подвергнуться гниению, чтобы возродиться в новом качестве. Без этого достичь совершенства металла невозможно. Первый этап соотносится с черным цветом, а в иллюстрациях часто фигурируют символы, связанные с черным цветом, тьмой, смертью.

В. Л. Рабинович пишет: «Черный цвет – гниение, смерть; белый (вслед за черным) – воскресение из мертвых, жизнь как попрание смерти смертью же» [Рабинович, 1979: 95].

Вселенная одухотворена, мир вещей наполнен жизнью, металлы, подобно людям, рождаются, живут, умирают и возрождаются в новом качестве в своем посмертии – способствовать этому и есть задача алхимика.

Показательно определение Мартина Руланда (1569–1611), которое он приводит в своем «Лексиконе алхимии»: «Смертью мы будем называть гниение. Тело умирает, душа высвобождается, свет уходит. Выделяется вода, дух пробуждается и оживает, становится сияющим и впоследствии бессмертным» [Rulandus, 1612: 340]. Подход вполне алхимический, основанный на трансформации через гниение телесного, и возрождение с переходом в иное состояние духовного. Та же трансмутация, но в сфере бытия человеческого.

Внимания заслуживают идеи о жизни и смерти, выдвинутые швейцарским врачом и алхимиком Теофрастом Гогенгеймом, прозванным Парацельсом (1493–1541). Он сосредоточил устремления алхимиков на человеке, его проблемах, заложив тем самым основы иатрохимии, т.

е. лечебной химии. Алхимию Парацельс назвал одним из столпов медицины, наряду с философией, астрологией и добродетелью медика. Астрология, изучающая влияние небесных тел на земной мир, должна, по Парацельсу, помочь врачу найти путь к победе над смертью, а алхимия – осуществить продвижение на этом пути. Он считал, что начало, течение болезней и смерть человека – находятся в сфере влияния светил, что соответствовало и древней астрологической традиции, и герметическому основанию алхимии. «Это означает, – писал Парацельс, – что медицина должна изучаться с учетом звезд и сама должна уподобиться звездам. Ведь звезды небесные вызывают болезни и смерть так же, как и влияют на здоровье»

[Paracelsus, 2008: 215].

Алхимики считали, что все в материальном мире состоит из мужского и женского начал – серы и ртути. Имя Парацельса традиционно связывается с добавлением к двуединству начал третьей составляющей, бесполой соли. Причины болезней он видит в дисбалансе триединства в теле человека. Перефразируя слова из второканонической ветхозаветной «Книги Премудрости Соломона» (11:21), Парацельс пишет, что болезнь проявляется «в весе, в количестве и в мере».

Таким образом, количественно пропорциональное соотношение трех начал в соответствии с замыслом Творца является залогом здоровья, а нарушения в предписанной соразмерности приводят к болезни и смерти. Парацельс отмечает: «Скажу больше, смерть приходит, когда у трех начал отнимается жизнь, соединение же которых есть жизнь и существование человека»

[Ibid: 303]. После смерти тело человека, покинутое душой, распадается на эти три составляющих. Парацельс пишет: «Рассмотрим человека: как прекрасен он, когда жив, но какой гнусностью он предстает в смерти. Когда какой-то орган или часть тела человека умирает, посмотри, как он разлагается на три субстанции, это явно, зримо и поддается наблюдению» [Ibid: 325].

У Парацельса триединство первоначал – не только ответ на вопросы о жизни и смерти на биологическом уровне, но и алхимическое обоснование смертности человека вообще. Он ставит вопрос: почему три начала составляют человеческое тело, а не одно? И отвечает: един только Господь, поэтому он вечен и неподвластен времени.

Парацельс приводит слова Христа:

«Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то» (Мк 3:24). То, что может разделиться, – временно, смертно; вечно, бессмертно лишь то, что едино и неделимо – не царство человека, а царство Господа. «Это означает, – пишет Парацельс, – что каждое временное царство разделено в самом себе, ведь сохранится только царство Христово, оно не подвержено времени. Поэтому тело не вечно, но смертно, а поскольку оно временно, то должно умереть. Если оно умирает, междоусобные войны должны начаться в его членах, оно убьет и задушит само себя многими способами» [Ibid: 339].

Выразительно Парацельс описывает и процесс наступления смерти: от первых симптомов болезни до полной победы над человеком. С развитием дисбаланса триады все более ощутимым становится приближение конца. Парацельс описывает битву жизни и смерти: «Как только смерть замечает распад царства, она идет в атаку. Дела обстоят так же, как и с царством в состоянии распада, которое переходит в чужие руки. Как только три первоосновы выпадают из их былого единства, смерть усаживается по соседству и с проворством набрасывается – из часа в час, изо дня в день, пока наконец не завоевывает одну часть за другой, пока одно начало не будет преобладать над другим, тогда она забирает царство себе, когда рядом нет никого, чтобы отогнать ее» [Ibid: 431].

Человеческий организм борется со смертью. При этом, как отмечает Парацельс, все здоровые органы противостоят смерти, ведь в случае ее победы, погибнет всё, а не только часть тела, охваченная болезнью. «Природе ведомо это, – продолжает он, – и по этой причине она восстает против болезни всей своей силой, которую только может мобилизовать» [Ibid: 443].

Борьбу с болезнью Парацельс сравнивает с борьбой человеческой души с дьяволом, получая при этом поддержку от Бога. Парацельс, снова оперируя видимым и невидимым, пишет о противостоянии природы и смерти: «Поэтому природа настолько озабочена, что она принимает все, что Бог дарует ей для изгнания смерти, она чрезвычайно активно сопротивляется жуткой смерти, которая, наводя ужас, стоит перед самыми ее глазами, хотя наши глаза не видят ее, наши руки не осязают ее. Природа же видит ее, осознает ее и знает ее» [Ibid].

Натурфилософско-герметический подход, проявляющийся в осмыслении принятия смерти и посмертия как естественных фаз бытия человека, воплощается у Парацельса в концепции трех анатомий. «Таким образом, существуют три анатомии строения человека, – пишет он в первой книге трактата “Парамирум”, – во-первых, частная, которая представляет образ, пропорцию и природу человеческого существа и все к этому относящееся. Вторая отражает сульфур, активный меркурий и животворящую соль в каждом и во всех органах. Третья же учит тому, как смерть приводит к новой анатомии, которая есть анатомия смерти: она учит нас природе и облику, в котором она приближается. По причине того, что свет природы открывает, что смерть приходит в таком количестве образов, в каком существуют виды элементов: смертей столько, сколько существует разложений, и способ, которым каждое разложение дает начало другому, есть в этом смысле анатомия, так как она являет себя многими способами, пока все мы не встретимся каждый со своей смертью, и она не истребит нас, одного за другим» [Ibid: 375]. По мнению Парацельса, врач должен изучать все три анатомии – не только для того, чтобы лечить успешно, но и для того, чтобы видеть предзнаменования смерти. Он утверждает, что «смерть имеет свои цвета», учиться видеть их – для медика важно и нужно. Алхимики с древности считали, что неблагородство металлов – это их болезнь, «вылечить» металл значит превратить его в благородный, сделать совершеннее, осуществить трансмутацию.

Вторую главу второй книги «Парамирум» Парацельс заканчивает словами: «Чем шире наши знания о смерти, тем больше медицина, которую стремятся познать мудрые, может предупредить, предотвратить и сохранить» [Ibid: 445].

Литература

1. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. 392 с.

2. Paracelsus (Theophrastus Bombastus von Hohenheim, 1493–1541). Essential Theoretical Writings / Ed. and transl. by A. Weeks. Leiden, Boston: Brill, 2008. 975 p.

3. Ruland M. Lexicon Alchemiae, sive Dictionarium Alchemisticum. Francofurti: apud Johannem Andream & Wolfgangi, 1612. 471 p.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: