Тетрадь № 2
Логопедические домашние задания
для детей старшей группы
____________________________________
____________________________________
Звук и буква У
1. Сделай дыхательную гимнастику (5 раз каждое упражнение):
• Вдохни воздух через нос и выдохни через рот, сделав губы расслабленными.
Выдыхая, долго произноси звук «У-у-у-у».
• Ударяй мячом об пол и произноси звук «У» (удар - звук).
2. Чтобы произнести звук «У», надо сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и «включить» голос. Когда мы произносим звук «У», воздух свободно выходит изо рта. Ни губы, -и зубы, ни язык нам не мешают.
3. Произнеси звук «У» столько раз, сколько кружочков. Раскрась кружочки красным карандашом.
4. Произнеси звук «У»:
- громко-тихо;
- долго - коротко;
- спой.
5. Запомни! «У» - это гласный звук, потому что его можно петь. Обозначим его красным кружочком.
6. Послушай: «У-у-у-утка (у-у-у-улица, у-у-у-уши)». Какой звук слышится в начале этого слова?
7..Рассмотри картинку. Перечисли изображения, названия которых начинаются со звука «У». (Удав, утенок, умывальник, улитка, ушат, утюг, удочка.)
8. Раскрась букву У красным карандашом.
9. Запомни! Буква - это то, что мы видим и пишем.
10. Найди букву У и прочитай ее.
11.Раскрась листочки с буквой У.
12.Возьми простой карандаш правильно, «напиши» букву У в воздухе и обведи ее в тетради.
13.Напиши букву У по клеточкам.
Звук и буква А.
1. Сделай дыхательную гимнастику (5 раз каждое упражнение):
• Вдохни воздух через нос и выдохни через рот, сделав губы расслабленными. Выдыхая, долго произноси звук «А-а-а-а».
• Ударяй мячом об пол и произноси «А» (удар - звук).
|
2. Посмотри на картинку и скажи, какой звук произносит девочка. («А-а-а»)
3. Произнеси за мной: «А-а-а». Широко открой рот и «включи» голос.
4. Запомни! «А» - это гласный звук, потому что его можно петь.
5. Звук «А» - гласный. Обозначим его красным кружочком:
6. Произнеси звук «А» столько раз, сколько кружочков:
7. Произнеси звук «А»:
- громко-тихо;
- долго - коротко;
- спой.
8. Послушай:
А-а-а-аня (а-а-а-астры, а-а-а-аист).
Скажи, какой звук слышится в начале этих слов. (Звук «А».)
9. Назови, что нарисовано на картинках. Скажи, с какого звука начинается каждое слово.
10. Раскрась букву А красным карандашом.
11.Раскрась листочки с буквой А
12. Возьми простой карандаш правильно, «напиши» букву А в воздухе и обведи ее в тетради.
13. Напиши букву А по клеточкам.
Звуки «А», «У»
1. Сделай дыхательную гимнастику (5 раз каждое упражнение):
• Вдохни воздух через нос и выдохни через рот.
• А теперь, выдыхая, ударяй мячом об пол и произноси: «А-а-а-а-у-у-у-у!»
2. Ответь на вопросы:
- Что такое «У» («А»)? (Это звук.)
- Какой звук «У» («А»)? Почему они гласные?
3. Назови слова, которые начинаются со звука «У» («А»).
4. Сосчитай и назови:
- «АУ» («УА») - сколько это звуков? Какой первый звук? Второй?
5. Составь вместе:
- Первый звук «А» («У»), второй - «У» («А»). Что получится?
6. Прочитай. Покажи и скажи, кто как кричит.
Ау! Уа!
7. Напиши сочетания букв по клеточкам простым карандашом. Прочитай.
|
Звук и буква И
1. Сделай дыхательную гимнастику (5 раз каждое упражнение):
• Вдохни воздух через нос и выдохни через рот, сделав губы расслабленными.
Выдыхая, долго произноси звук «И-и-и-и».
• Ударяй мячом об пол и произноси «И» (удар - звук).
2. Запомни! «И» - это гласный звук, потому что его можно петь. Обозначим его красным кружочком. Кружочек раскрась красным карандашом.
3. Произнеси звук «И»:
- громко-тихо;
- долго - коротко;
- спой.
4. Послушай:
- И-и-и-ира, И-и-и-игорь, и-и-и-искры, и-и-и-иглы. Какой звук слышится в начале этих
слов? (Звук «И».)
5. Рассмотри картинку. Перечисли изображения, которые начинаются со звука «И». (Индюк, индюшата, игра, ирисы, изба.)
6. Составь по картинке предложения с этими словами.
7. Произнеси звук «И» столько раз, сколько кружочков. Раскрась кружочки красным карандашом.
8. Раскрась букву И красным карандашом.
9. Раскрась кубики, на которых буква И написана правильно.
10.Возьми простой карандаш правильно, «напиши» букву И в воздухе и обведи ее в тетради.
11. Напиши букву И по клеточкам.
12.Прочитай:
И И-И И-И-И И-И-И-И И-И-И-И-И
Звук и буква О.
1. Сделай дыхательную гимнастику:
• Сделай вдох, не поднимая плеч, а выдыхая, ударяй мячом об пол и произноси звук «О» один (два, три, четыре, пять) раз.
2. Запомни! «О» - гласный звук, его можно петь. Обозначаем его красным кружочком.
3. Произнеси звук «О»:
- громко - тихо;
- долго - коротко;
- спой.
4. Эту девочку зовут Оля.. Скажи, с какого звука начинается и её имя.
|
5. Произнеси звук «О» столько раз, сколько овалов:
6. Найди на картинке ослика, озеро. С какого звука начинаются эти слова?
7. Покажи, где окна, осы, облако. Где в этих
словах слышится звук «О»?
8. Назови на картинке все изображения, названия которых начинаются со звука «О».
(Ослик, озеро, окна, осы, облако.)
9. Рассмотри букву О. На что она похожа? Обведи букву О красным карандашом и раскрась её
10. Раскрась шарики с буквой О красным цветом. Проведи ниточки от шариков к ослику.
11. Возьми простой карандаш правильно, «напиши» букву О в воздухе и обведи ее в тетради.
12. Напиши букву О по клеточкам.
Звук и буква П
1. Послушай, как пыхтит чайник: «П! П! П!»
2. Запомни! «П» - это согласный, твердый звук, глухой, его нельзя петь. Обозначаем его синим кружочком.
3. Произнеси звук «П» столько раз, сколько кружочков (кружочки раскрась синим карандашом).
4. Рассмотри картинки и послушай слова: папа, полка, пони, пушка.
Эти слова начинаются со звука «П».
5. Рассмотри картинки. Назови, что на них нарисовано. Скажи, какой звук слышится
в начале слова «пух» (поле, паста, пальма, пышки).
6. Вот буква П (п). Так она называется в алфавите. Но, когда мы читаем эту букву, мы произносим звук «П» (без добавления гласных).
7. Раскрась букву синим карандашом.
- Скажи, на что похожа буква П.
8. Обведи в кружочек все буквы П.
9. Возьми простой карандаш правильно, «напиши» букву П в воздухе и обведи ее в тетради.
10. Напиши букву П ко клеточкам
11. Составь вместе:
- Первый звук «А» («И», «О», «У»), второй - «П». Что получится? (АП, ИП, ОП, УП)
12.Сосчитай и назови:
- «АП» («ОП», «ИП», «УП») - сколько это звуков? Какой первый звук?
Последний?
13.Прочитай слоги. Раскрась кружочки, обозначающие звуки, нужными карандашами.
Скажи, какой звук обозначает каждый кружочек.
Звук и буква М
1. Это бык. Он мычит: «М-м-м-м-м». Когда бык мычит, мы слышим звук «М». (Звук «М» произносить без гласных звуков.)
2. Запомни! Звук «М» - согласный, твердый, звонкий. Его нельзя петь. Обозначим его синим кружочком.
3. Произнеси звук «М» столько раз, сколько кружочков (кружочки раскрась синим карандашом).
4. Назови предметы, которые нарисованы на картинках. Скажи, где в этих словах слышится звук «М». (Мак, муха, мыло, мост, ком, сом, дом.)
5. Раскрась букву М синим карандашом.
Скажи, на что она похожа.
Взявшись за руки, мы встали
И на М (м) похожи стали.
В. Степанов
6. Выполни упражнение с ребристым карандашом:
• Возьми ребристый карандаш. Прокатывай его между ладонями, пока они не станут
теплыми.
7.Сосчитай и назови:
- «АМ» - сколько это звуков? Какой первый звук? Второй? (Так же слоги УМ, ОМ, ИМ)
8.Составь вместе:
- Первый звук «А» («У», «О», «И»), второй - «М». Что получится?
9. Обведи и раскрась только те мячики, на которых буква М написана правильно.
10.Возьми простой карандаш правильно, «напиши» букву М в воздухе и обведи ее в тетради.
11. Напиши букву М по клеточкам
Звук и буква Н
2. - Запомни! Звук «Н» - согласный, твердый, звонкий. Его нельзя петь. Обозначим его синим кружочком.
3. - Произнеси звук «Н» столько раз, сколько кружочков (кружочки раскрась синим карандашом).
4. Назови предметы, которые нарисованы на картинках. Скажи, где в этих словах слышится звук «Н». (Носки, батон, лимон, санки, нос, ноты, диван)
5.Сосчитай и назови:
- «АН» - сколько это звуков? Какой первый звук? Второй? (Так же слоги УН, ОН, ИН)
6.Составь вместе:
- Первый звук «А» («У», «О», «И»), второй - «Н». Что получится?
7. Обведи и раскрась букву Н синим карандашом.
8. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана Буква Н.
9. Возьми простой карандаш правильно, «напиши» букву Н в воздухе и обведи ее в тетради.
10. Напиши букву Н по клеточкам
Звук и буква Ы
1. Запомни! «Ы» - это гласный звук, потому что его можно петь. Обозначаем его красным кружочком (кружок раскрась красным карандашом). Когда мы произносим звук «Ы», воздух свободно выходит изо рта.
2. Произнеси «Ы» столько раз, сколько кружочков ты видишь:
3. Произнеси звук «Ы»:
- громко-тихо;
- долго - коротко;
- спой.
4. Послушай и ответь:
- Банты-ы-ы, столы-ы-ы, бинты-ы-ы, мосты-ы-ы. Какой звук слышится в конце этих слов?
5. Рассмотри картинки. Назови, что на них нарисовано (дубы, коты, грибы, слоны).Определи, где в этих словах слышится звук «Ы».
Назови еще 3 слова, в конце которых слышится звук «Ы».
6. Рассмотри букву Ы. Скажи, на что она похожа? Раскрась букву Ыкрасным карандашом.
7. Выучи про нее стихотворение:
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы!
А. Шибаев
8. Рассмотри картинки. Скажи, что на них нарисовано.Скажи, где слышится звук «Ы» в этих словах.
Придумай с этими словами предложения.
9.Скажи, какая буква спряталась. Обведи ее пальчиком.
10.Прочитай:
ы ы-ы ы-ы-ы ы-ы-ы-ы ы-ы-ы-ы-ы
10. Обведи букву Ыпо точкам.
11. Подчеркни буквы Ы
Звуки и буквы И-Ы.
1. Выполни упражнение с мячом (5 раз):
• Ударяй мячом об пол и произноси «И» («Ы») (удар - звук).
2. Скажи, какой звук «И» («Ы») (гласный).
3. Ответь, какими символами обозначают эти звуки (красным кружочком).
4. Найди на картинке сначала те слова, которые заканчиваются звуком «Ы», соедини их с буквой Ы, а потом те, которые заканчиваются звуком «И» - соедини их с буквой И.
Раскрась букву Ыкрасным карандашом, а букву И – розовым.
Звук и буква Т
1. Рассмотри картинку. Колеса вагона стучат
по рельсам: «Т-т-т-т».
- Скажи, какой звук ты услышал(а). («Т».)
- Произнеси звук «Т», соединяя большой палец
с остальными поочередно (выполни правой и левой
рукой). Произноси звук «Т» без гласных звуков.
- Запомни! «Т» - это согласный, твердый, глухой звук, его нельзя петь. Обозначим его синим кружочком.
2. Раскрась символы синим карандашом и произнеси
звук «Т» столько раз, сколько кружочков.
3. Назови то, что нарисовано на картинках.
4. Скажи, с какого звука начинается слово «тапки» (табурет, тумбочка, туфли, топор).
5. Назови еще 3 слова, которые начинаются со звука «Т».
6. Рассмотри букву. Это буква Т (произносим без добавления гласных).
7. Раскрась букву Т синим карандашом. Скажи, на что она
похожа.
8. Найди букву Т на картинке «Вагон».
9. Составь вместе:
-Первый звук «А» («И», «О», «Ы», «У»), второй - «Т». Что получится?
10. Сосчитай и назови:
-«АТ» («ОТ», «ИТ», «УТ», «ЫТ») - сколько это звуков? Какой первый звук?
Последний?
11. Повтори, не ошибись:
• Кот - кит - бегемот.
• Салат - халат - салют.
• Свет - билет - бант.
12. Повтори чистоговорки. Назови слова со звуком «Т» в конце. Покажи соответствующие картинки.
Ат-ат-ат - мы едим салат. • Ит-ит-ит - в море плывет кит.
От-от-от - мы выпили компот. • Эт-эт-эт - в доме зажгли свет.
13. Подчеркни такую же букву Т как внизу.
14. Возьми простой карандаш правильно, «напиши» букву Т в воздухе и обведи ее в тетради.
15.Напишибукву Т по клеточкам.
Звук и буква Д
1. Назови то, что нарисовано на картинках. Скажи, с какого звука начинается слово «дом» (дым)?
Произнеси звук «Д», соединяя большой палец с остальными поочередно (выполни правой и левой рукой).
Запомни! «Д» - это согласный, твердый, звонкий звук, его нельзя петь. Обозначим его синим кружочком.
2.
Раскрась символы синим карандашом и произнеси звук «Д» столько раз, сколько кружочков.
3. Раскрась букву Д синим карандашом. Скажи, на что она похожа.
4.Обведи знакомую букву Д
5. Раскрась только те домики, на которых буква Д написана правильно.
6. Возьми простой карандаш правильно, «напиши» букву Д в воздухе и обведи ее в тетради.
7. Напиши букву Д по клеточкам.
Звуки и буквы Т-Д.
1. Расскажи, какой звук «Т» («Д»).
2. Повтори, не ошибись:
• Та-та-да. да-та-да. то-до-то.
• до-то-то. Ду-ту-ту. Ту-ту-ду.
3.Рассмотри, назови и раскрасить картинки. Рассмотри буквы, назови их. Допиши буквы. Раскрась букву Д синим карандашом, а букву т – голубым. Соедини картинку с содержащейся в ее названии буквой.
Звук и буква К.
1. Посмотри на картинку. Пошел дождь. Капают капли:
«Кап-кап-кап-кап». Повтори песенку дождя.
В начале песенки капель слышится звук «К».
2. Запомни! «К» - это согласный, его нельзя петь. Обозначим его синим кружочком.
3. Раскрась символы синим карандашом и произнеси звук «К» столько раз, сколько кружочков.
4. Послушай слова, которые начинаются со звука «К»:
Коля, Катя, капля, кот, курица. Назови еще 3 слова, которые
начинаются со звука «К».
5. Добавь звук «К» и повтори все слово. (Взрослый произносит первую часть слова, а ребенок добавляет звук «К» и повторяет все слово.) Скажи, где в нем слышится звук «К».
Ма...к, ла...к, со...к, ра...к, лу...к, жу...к, су...к.
6. Объясни слова и покажи соответствующую картинку.
Например: «Мак - это цветок. И т.д.»
7. Скажи, где слышится звук «К» в слове «икра» (окна, мука, укроп, палка, маска).
Найди и покажи соответствующую картинку. Раскрась их.
8. Рассмотри букву К. Скажи, на что она похожа. Раскрась ее синим карандашом.
9. Найди букву К среди капелек дождя, обведи ее синим карандашом.
10.Обведи и раскрась только те шарики, на которых бува К написана правильно.
11. Напиши букву К
12.Допиши слоги и прочитай их
Звук и буква Г
1. Гусь гогочет: «Га-га-га». Повтори и ты так. В начале слышится звук «Г».
2. Запомни! «Г» - это согласный, его нельзя петь. Обозначим его синим кружочком.
3. Раскрась символы синим карандашом и произнеси звук «Г» столько раз, сколько кружочков.
4. Рассмотри картинки. Назови их. С какого звука начинаются названия картинок?
5. Назови еще 3 слова, которые начинаются со звука «Г».
6. Раскрась большую букву Г синим карандашом, а маленькую голубым. Раскрась картинки. Составь предложения со словам: груша, гусь.
7. Раскрась только те груши, на которых буква Г написана правильно
8. Напиши букву Г по точкам.
9. Напечатай букву Г по клеточкам
10. Прочитать слоги, четко произнеси отдельно каждый звук и выполни звуковой анализ слога, раскрасив схему слога (гласный звук обозначается красным цветом, твердый согласный — синим).
Звук и буква Х.
1. Мальчик смеётся: «Ха-ха-ха» Как смеётся мальчик?
2. Назови картинки. Какой первый звук слышится в названии картинок?
3.Запомни! «Х» - это согласный, его нельзя петь. Обозначим его синим кружочком.
4.Раскрась символы синим карандашом и произнеси звук «Х» столько раз, сколько кружочков.
5.Раскрась большую букву Х синим карандашом, а маленькую - голубым. Назови и раскрась картинки. Составь со словами хлеб, халат предложения.
6.Напиши букву Х
7.Раскрась только те шарики, на которых буква Х написана правильно. Соедини шарики ниточкой с хомячком.
8.Добавь недостающие элементы буквы Х
9. Напиши букву Х по клеточкам.
10. Составь и прочитай слоги:
А Х О Х
У Х ЫХ
11. Запиши полученные слоги:
Звуки и буквы Г-К-Х
1. Расскажи, какой звук «Г» («К») («Х»).
2.Повтори, не ошибись:
• Га-га-ка. Ка-ха-ка.
• Ко-ко-хо. Го-ко-ко.
• Гу-ку-ху. Ку-гу-ку.
3. Покажи, обведи пальчиком букву Г,(К), (Х), произнеси правильно эти звуки.
Раскрась букву синим карандашом. Назови и раскрась картинки. Соедини букву с соответствующей картинкой.
4. Составь вместе:
Первый звук «А» («И», «О», «Ы», «У»), второй - «К» (Х). Что получится?
5. Сосчитай и назови:
• «АХ» («ОК», «ИХ», «УК», «ЫХ») - сколько это звуков? Какой первый звук?
Последний?
6.Прочитай слоги:
АХ АК ГА КА ХА
ОХ ОК ГО КО ХО
УХ УК ГУ КУ ХУ
7. Назови наложенные буквы. Раскрась буквы К и Х.
8. Нарисуй в круге предмет, в названии которого есть звук Г, а в квадрате – предмет, в названии которого есть звук К
Звук и буква Б.
1. Как стучит барабан? Какой первый звук он произносит?
2. Запомни! Звук «Б» - согласный, твёрдый, звонкий. Обозначим его синим кружочком.
4.Раскрась символы синим карандашом и произнеси звук «Х» столько раз, сколько кружочков.
5. Где находится звук «Б» в названиях картинок? Раскрась картинки.
6. Напиши букву Б по точкам.
7. Напиши букву Б по клеточка.
8. Выполни задание:
9. Раскрась только те шарики, на которых буква Б написана правильно. Соедини шарики ниточкой с Буратино.
Звуки и буквы Б-П.
1. Расскажи, какой звук «Б» («П»).
2. Повтори, не ошибись:
• Ба-ба-па. па-ба-па. по-бо-по.
• бо-по-по пу-бу-пу. бу-пу-бу.
3.Рассмотри, назови и раскрась картинки. Рассмотри буквы, назови их. Раскрась букву Б синим карандашом, а букву П – голубым. Соедини картинку с содержащейся в ее названии буквой.
Звук и буква В.
1. Запомни! Звук «В» согласный, твердый, звонкий звук, обозначаем его синим кружочком. Раскрась кружочек синим карандашом.
2. Назови по 3 слова со звуком «В» в начале и середине.
3. Рассмотри картинки. Назови, что на них нарисовано, и определи, где слышится звук «В» в каждом слове (сова, ива, волк, буйвол, валенки, вулкан, слива). Раскрась картинки.
4. Рассмотри, назови и раскрась картинки. Рассмотри букву В. Раскрась большую букву В синим карандашом, а маленькую – голубым.
5. Напиши букву В по точкам.
6. Раскрась только те варежки, на которых буква В написана правильно.
7.Напиши букву В по клеточкам.
8. Допиши букву В.
9. Обведи в кружок все буквы В.
Звук и буква Ф.
1. Как фыркает ёжик? Повтори. Какой звук ты произносил?
2. Запомни! Звук Ф – согласный, твёрдый, глухой.
3. Рассмотри картинки и назови их. Определи, где слышится звуки «Ф» в этих словах.
4. Составь вместе:
Первый звук «А» («И», «О», «Ы», «У»), второй - «Ф. Что получится?
5. Сосчитай и назови:
«АФ» («ОФ», «ИФ», «УФ», «ЫФ», «ФА», «ФО», «ФУ») - сколько это звуков? Какой первый звук? Последний?
6. Рассмотри, назови и раскрась картинки. Рассмотри букву Ф. Раскрась большую букву Ф синим карандашом, а маленькую – голубым.
7. Напиши букву Ф
8. Напиши букву Ф по клеточкам.
9. Раскрась фонарики только с буквой Ф.Раскрась фею.
10. Допиши букву Ф.
11. Нарисуй или наклей картинки, в названии которых есть звук Ф (в начале, середине и конце слова).
Звуки и буквы В-Ф.
1. Расскажи, какой звук «В» («Ф»).
2. Повтори, не ошибись:
• Ва-фа-ва. фа-ва-фа. фо-во-фо.
• во-фо-во фу-ву-фу. ву-фу-ву.
3.Рассмотри, назови и раскрась картинки. Рассмотри буквы, назови их. Раскрась букву В синим карандашом, а букву Ф – голубым. Соедини картинку с содержащейся в ее названии буквой.
Звук и буква Э
1. Запомни! «Э» - гласный звук, его можно петь. Обозначаем его красным кружочком.
2. Произнеси звук «Э»:
- громко - тихо;
- долго - коротко;
- спой.
3. Эту девочку зовут Эмма. Этого мальчика зовут Эдик. Скажи, с какого звука начинаются их имена.
4. Эмма произносит звук «Э» столько раз, сколько кружочков, а Эдик - столько раз, сколько квадратов. Произнеси звук «Э», как Эмма и как Эдик.
5. Скажи, где слышится звук «Э» в слове «эхо» (это, этажи, электричество, эскалатор).
6. Найди на картинке предметы, названия которых начинаются со звука «Э».
7. Раскрась букву Э красным карандашом. На что она похожа?
8. Раскрась только те цветочки, на которых буква Э написана правильно.
9. Напиши букву Э по точкам.
10. Обведи букву Э в кружок.
11. Напиши букву Э по клеточкам.
Звук и буква С
1. Шарик лопнул и воздух выходит из шарика: С-С-С-С-С. Как свистит шарик?
2. Раскрась кружочек синим карандашом. Запомни! Звук «С» согласный, твердый, глухой.
3. Повтори ряды слогов:
са-со-сы со-сы-су
са-со-сы-су со-сы-су-са
сэ-со-са сы-са-со
сэ-со-са-сы сы-са-со-сэ
4. Рассмотри, назови и раскрась картинки. Составь предложения с этими словами. Рассмотри букву С. Раскрась большую букву С синим карандашом, а маленькую – голубым.
5. Раскрась колокольчики с буквой С.
6. Напиши букву С по точкам.
7. Напиши букву С по клеточкам.
Звук и буква З
1. Комарик летит и звенит: З-З-З-З-З. Какой звук издаёт комарик?
2. Раскрась кружочек синим карандашом. Запомни! Звук «З» согласный, твердый, звонкий.
3. Повтори ряды слогов:
за-зо-зы зо-зы-зу
за-зо-зы-зу зо-зы-зу-за
зэ-зо-за зы-за-зо
зэ-зо-за-зы зы-за-зо-зэ
4. Рассмотри, назови и раскрась картинки. Составь предложения с этими словами. Рассмотри букву З. Раскрась большую букву З синим карандашом, а маленькую – голубым.
5. Напиши букву З по точкам
6. Раскрась воздушных змеев, на которых буква З написана правильно. Соедини их ниточками с зайчиком.
7. Напиши букву З по клеточкам.
8. Какой ключ подойдёт к замку? Соедини ключ с замком.
9. Выполни задание.
10. Найди спрятанные буквы З. Обведи их.
Звуки и буквы З-С