Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы |
1. Делит учебный материал на части. 2. Определяет цели деятельности, правила работы. 3. Формирует группы. 4. Распределяет функции внутри групп. 5. Предъявляет алгоритмы деятельности и «маршрутные листы». 6. Знакомит с таблицами учета выполненных заданий. | 1. Знакомятся с целями работы. 2. Знакомятся со своей частью работы. 3. Организуются по группам. 4. Просматривают «маршрутные листы». 5. Знакомятся с таблицами учета. | Индивидуальная |
Этап 2. Работа в парах
Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:
§ статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом.
§ динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
§ вариационная пара - работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.
Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы |
1. Контролирует деятельность учащихся. 2. Отмечает в таблице учета работу каждого. | 1. Работают в парах. 2. В зависимости от функций могут вместе выполнять работу, а могут выполнять роли «ученик-учитель». | Парная |
Этап 3. Работа в малых группах
|
Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы |
1. Организует деятельность учащихся. 2. Оценивает деятельность учащихся. 3. Организует рефлексию по окончанию урока. | Вариант 1. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и поясняет новую терминологию. Вариант 2. Уточняющая, коррекционная работа в малой группе. Ученик выступает перед группой, которая уже изучила данную тему. После выступления группа задает ему вопросы, побуждая отстаивать свои знания, «защищать» данную тему. Вариант 3. Работа в «тройке» проводится для внимания всех учащихся. Один учащийся выступает в роли «учителя», два других – «ученики», все остальные учащиеся наблюдают, анализируют, фиксируют в «маршрутных листах» материал урока. По окончании работы осуществляются анализ обучающей деятельности «учителя». | Групповая |
И. Г.Литвинская предложила структуру четырехактного урока.
1. Фронтальная работа. На этом этапе происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала. Учителю необходимо помнить, что фронтально решаются организационные вопросы, он обеспечивает психологический настрой, а также предъявляет информацию с обязательной ее фиксацией учениками и самим учителем на доске с целью обеспечения опоры для дальнейшего понимания.
2. Работа в постоянных парах – повторение, закрепление материала, предъявленного ранее в этапе фронтальной работы.
|
Последующая проработка учебного материала в постоянных парах должна помочь восстановить его содержание, проверить знания. Задания ученикам должны соответствовать содержанию учебного материала. Например, повторить текст учителя, задать вопросы, выделить главную мысль, озаглавить части текста, выразить свое отношение, выдвинуть гипотезу т.д.
3. Работа в парах сменного состава – глубокое усвоение отдельных моментов материала по изучаемой теме.
Важные задачи и понятия требуют разностороннего рассмотрения. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему с разных сторон, смотрит на нее своими глазами и глазами других учеников. Происходит обогащение разными техниками мышления, эмоциями. За счет других вовремя обнаруживаются проблемы, происходит коррекция.
Работу в парах можно организовать по-разному, для этого целесообразно применять различные приемы и технологии, методики коллективных занятий. Один из приемов работы в сменных парах – «Ручеек».
Такая работа помогает обмениваться результатами деятельности, осуществлять постоянную смену позиции «учитель-ученик», это обеспечивает взаимоконтроль, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность, способствует развитию индивидуальных задатков.
4. Индивидуальная работа – самостоятельное выполнение заданий по теме урока.
Структура четырехактного урока – это последовательность оргформ. Но эта последовательность не жестко задана, ее можно изменить: 1,2,3; 1,3,4 и т.д. Может быть объединение 2, 3 этапа.