Тема 1.5. Организация освоения производства новой техники
Разработка конструкторско-технологической документации, испытание опытных образцов новой техники, изготовление технологической оснастки и нестандартного оборудования, перепланировка производственных участков и другие работы создают предпосылки для организации серийного и массового выпуска новой продукции. Опыт машиностроительных предприятий показывает, что с момента начала промышленного производства новой техники проходит достаточно много времени, поэтому целесообразно выделить и рассмотреть этот период производства новой продукции — период освоения.
Освоение производства — это начальный период промышленного производства новой продукции, в течение которого обеспечивается достижение запланированных проектных технико-экономических показателей (прежде всего, проектного выпуска новых изделий в единицу времени и соответствующих этому выпуску проектной трудоемкости и себестоимости единицы продукции). Выделение этого периода целесообразно только для условий массового и серийного типов производства, для которых характерна стабильность номенклатуры продукции, выпускаемой предприятием в течение определенного времени (в единичном производстве период освоения практически отсутствует, так как обновление номенклатуры связано с выпуском каждого нового единичного изделия либо небольшой партии).
В период освоения продолжается конструкторско-технологическая доработка нового изделия и приспособление самого производства к выпуску новой продукции, поэтому одной из характерных черт этого периода является нестабильность, динамичность технико-экономических показателей производства. Например, на автомобильных заводах за период освоения трудовые затраты на изготовление единицы продукции в отдельных случаях снижались в 2,5...4 раза, затраты на основные и вспомогательные материалы — на 15...20 %, на оснастку и инструменты — на 5 %, потери от брака — до 10 %.
|
В этот период поступает значительное количество конструкторско-технологических изменений, которые не только требуют внесения корректировок в техническую документацию, но и изменения уже освоенных технологических операций, технологического оснащения, а иногда и процессов в целом.
Объем таких изменений может быть весьма значительным. В некоторых случаях трудоемкость доработки технической документации соизмерима с трудоемкостью ее разработки. Так, в автомобильной промышленности затраты на доработку технической документации в 1970—1980-х годах составляли 25...30 % от суммарных затрат на проектирование. Нередко изменения в конструкцию изделий вносятся под предлогом улучшения их технических параметров, но в действительности имеет место устранение ошибок, допущенных на этапах технической подготовки производства. Внесение изменений ведет к растягиванию периода освоения, к увеличению затрат. Например, изменение конструкции одной детали осваиваемой в производстве машины в условиях массового производства может потребовать пересмотра технологического процесса получения заготовки и механической обработки, проектирования и изготовления специальных приспособлений, режущего, измерительного и иного инструмента, пересмотра норм расхода материала и норм времени, уточнения оперативно-производственных планов. Заслуживает внимания опыт некоторых зарубежных фирм авиационной промышленности, практикующих внесение изменений лишь до начала серийного или массового выпуска, а внесение изменений в ходе производства рассматривается как чрезвычайное происшествие.
|
В период освоения многим рабочим, особенно занятым в основных цехах предприятий массового типа производства, приходится вновь осваивать технологические операции, обслуживаемое оборудование, технологическое оснащение, т. е. приобретать профессиональные навыки в изменившихся производственно-технических условиях. Для выработки рациональных трудовых приемов требуется определенное время.
Кроме того, основные характеристики процесса освоения — продолжительность этого периода, динамизм затрат — в значительной степени зависят и от подготовленности предприятия к обеспечению серийного или массового производства. При высокой степени готовности специального оборудования и оснастки к началу серийного выпуска продукции удается значительно сократить период освоения, обеспечить сравнительно небольшое превышение трудоемкости первых промышленных изделий в сравнении с проектной трудоемкостью. В то же время при значительном несоответствии уровня технологического оснащения к началу освоения тому уровню, который предусмотрен для обеспечения проектного выпуска изделий, длительность периода освоения увеличивается, имеет место значительное превышение трудоемкости и себестоимости изделий в начале периода освоения в сравнении с проектными показателями. С другой стороны, высокий уровень готовности основных средств к началу производства требует значительных капитальных вложений. Существует и риск отказа от какой-то части технологического оснащения при интенсивном потоке конструкторских изменений в период освоения. Поэтому для определенных видов продукции в зависимости от типов производства обычно устанавливаются оптимальные объемы оснащения к началу периода освоения. Например, в массовом производстве изделий с относительно небольшим производственным циклом (легковые автомобили, бытовые холодильники, телевизоры и т. д.) при благоприятном прогнозе относительно сбыта продукции прогрессивной тенденцией является обеспечение к началу производства максимально высокого (около 100 %) уровня его оснащенности. В этом случае период освоения удается сократить до нескольких месяцев.