Классификация и нумерация вагонов




Лабораторная работа №2

На железнодорожной сети колеи 1520 мм эксплуатируются различные типы вагонов, отличающиеся конструкцией, грузоподъемностью, числом осей и приспособленностью для перевозки различных грузов. Грузовые вагоны магистрального железнодорожного транспорта подразделяют на универсальные и специализированные.

К универсальным относятся вагоны основных типов, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры разных по своим свойствам грузов: крытые, полувагоны, платформы.

К специализированным относятся вагоны разных типов, имеющие специальную конструкцию, предназначенные для перевозки одной или нескольких групп грузов: цистерны, хопперы, минераловозы, бункерные полувагоны, рефрижераторные вагоны и другие.

Универсальные крытые вагоны предназначены для перевозки тарно-штучных, пакетированных, насыпных и других грузов широкой номенклатуры, требующих укрытия и защиты от атмосферных осадков. В эксплуатации на магистральных железных дорогах имеются более 10 типов крытых вагонов разным объемом кузова и грузоподъемностью. Кузов универсального крытого вагона может быть цельнометаллическим или с деревянной обшивкой.

Универсальные полувагоны предназначены для перевозки насыпных, навалочных, штучных, штабельных и длинномерных грузов, не требующих защиты от воздействия атмосферной среды (угля, руды, строительных материалов, труб, леса, металлопроката и др.). Универсальные полувагоны – наиболее массовый тип вагонов грузового парка.

В эксплуатации на магистральных железных дорогах имеется более 15 типов универсальных цельнометаллических полувагонов в 4-, 6-, и 8-осном исполнении, отличающихся объемом кузова и грузоподъемностью.

Универсальные платформы предназначены для перевозки колесных и гусеничных машин, штучных, лесных, громоздких, длинномерных и других грузов, не требующих укрытия и защиты от воздействия атмосферной среды.

Основной тип платформы – четырехосная, с металлическими откидными бортами. Для крепления грузов платформы оборудованы торцовыми стоечными скобами (две пары), боковыми стоечными скобами (восемь пар), а также кольцами для увязки грузов.

Специализированные вагоны обеспечивают сохранность перевозимых грузов, комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ, снижают простои под грузовыми операциями, позволяют лучше использовать грузоподъемность и вместимость. В настоящее время на железных дорогах эксплуатируется около 160 типов специализированных вагонов, к ним относят:

специализированные крытые (вагоны-хопперы) для перевозки минеральных удобрений, цемента, зерна;

специализированные полувагоны для перевозки медной и железной руды, технологической щепы, для перевозки и дозирования балласта при путевых работах;

специализированные платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров, легковых автомобилей, лесоматериалов;

вагоны бункерного типа для перевозки нефтебитумов, полимеров;

цистерны для перевозки наливных грузов (темные и светлые нефтепродукты, грузы химической промышленности), некоторых порошкообразных грузов (цемент).

изотермические вагоны служат для перевозки скоропортящихся грузов, требующих соблюдения определенного температурного режима;

транспортеры предназначены для перевозки тяжеловесных (массой до 500 т) и негабаритных грузов;

вагоны-самосвалы (думпкары) предназначены для транспортировки и механизированной разгрузки сыпучих и кусковых грузов – балласта, щебня, камня и т.п.

Основными параметрами вагонов являются грузоподъемность, масса тары, осность, линейные размеры (база, длина, ширина, высота), объем кузова (котла цистерны), площадь пола, а также коэффициент тары, удельный объем кузова, удельная площадь пола.

 

 

Рисунок 2.1 – Схема полувагона

 

Номер вагона состоит из 8 цифр и указывается на обеих сторонах вагона. Система нумерации вагонов грузового парка железных дорог колеи 1520 мм приведена в приложении А.

Первая цифра номера вагона определяет его род: 2 – универсальные крытые; 4 – универсальные платформы; 6 – универсальные полувагоны; 7 – цистерны; 8 – изотермические и рефрижераторные вагоны; 9 – прочие вагоны. Номер грузового вагона, начинающийся на цифру 5, ранее (до 2001 г) обозначала что этот вагон является собственностью грузоотправителя, грузополучателя, такие вагоны называются собственными или приватными. С началом структурных реформ на железнодорожном транспорте в 2001 – 2003 гг. подавляющая часть вагонного правка в Российской Федерации была передана в частную собственность, поэтому значение цифры 5 в качестве признака собственности вагона потеряло свою актуальность.

Вторая цифра – указывает на осность и основные характеристики вагона; третья цифра – указывает на дополнительную характеристику вагона; четвертая цифра – дополнительная характеристика для некоторых специализированных вагонов; пятая и шестая цифры – информации не содержат и используются для номерного массива; седьмая цифра – указывает на наличие тормозной площадки (0-8-без тормозной площадки, 9-с тормозной площадкой); восьмая цифра является контрольной, задается по результатам совершения математических действий с предыдущими цифрами номера вагона и позволяет проверить достоверность номера вагона.

Кроме номера на вагоны должны быть нанесены трафаретные надписи, позволяющие установить:

· железную дорогу – собственницу вагона или иного собственника вагона;

· дату изготовления вагона, даты последующего деповского и капитального ремонтов;

· грузоподъемность вагона, объем кузова или котла цистерны, массу тары вагона и другие параметры.

Уровень использования грузоподъемности и вместимости вагона определяется рядом показателей.

Техническая норма загрузки вагона называется оптимальное количество груза, которое может быть погружено в данный тип вагона при наилучшем использовании его грузоподъемности и вместимости.

Статическая нагрузка характеризует фактическое использование грузоподъемности вагона и определяется из соотношения

Pст = ΣU/n, (2.1)

где ΣU –суточный объем погрузки, т; n – количество погруженных вагонов за сутки, вагон.

Статическая нагрузка зависит от перевозимых грузов, имеющих различный объемный вес; от грузоподъемности и грузовместимости вагонного парка; от применяемых способов укладки и погрузки грузов в вагоны.

 

Задание. В соответствии с заданным грузом по альбому-справочнику [] выбрать для его перевозки вагон, схематично изобразить вагон, привести основные размеры и характеристики, присвоить номер выбранному вагону (см. приложение А).

 

1. бензин
2. уголь
3. серная кислота
4. бумага газетная
5. цемент не упакованный
6. плиты железобетонные
7. контейнеры 20 футовые
8. сахар в мешках
9. удобрения калийные
10. нефть
11. мебель
12. контейнеры 40 футовые
13. азотные удобрения
14. керосин авиационный
15. аккумуляторы
16. лес круглый
17. трактор Беларус
18. торф
19. соляная кислота
20. масло рапсовое
21. металлопрокат
22. велосипеды
23. плитка керамическая
24. металлолом
25. виноматериалы
26. комбайн зерноуборочный
27. медицинское оборудование
28. автобус МАЗ
29. мука в мешках
30. щебень


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: