Лабораторная работа №2
На железнодорожной сети колеи 1520 мм эксплуатируются различные типы вагонов, отличающиеся конструкцией, грузоподъемностью, числом осей и приспособленностью для перевозки различных грузов. Грузовые вагоны магистрального железнодорожного транспорта подразделяют на универсальные и специализированные.
К универсальным относятся вагоны основных типов, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры разных по своим свойствам грузов: крытые, полувагоны, платформы.
К специализированным относятся вагоны разных типов, имеющие специальную конструкцию, предназначенные для перевозки одной или нескольких групп грузов: цистерны, хопперы, минераловозы, бункерные полувагоны, рефрижераторные вагоны и другие.
Универсальные крытые вагоны предназначены для перевозки тарно-штучных, пакетированных, насыпных и других грузов широкой номенклатуры, требующих укрытия и защиты от атмосферных осадков. В эксплуатации на магистральных железных дорогах имеются более 10 типов крытых вагонов разным объемом кузова и грузоподъемностью. Кузов универсального крытого вагона может быть цельнометаллическим или с деревянной обшивкой.
Универсальные полувагоны предназначены для перевозки насыпных, навалочных, штучных, штабельных и длинномерных грузов, не требующих защиты от воздействия атмосферной среды (угля, руды, строительных материалов, труб, леса, металлопроката и др.). Универсальные полувагоны – наиболее массовый тип вагонов грузового парка.
В эксплуатации на магистральных железных дорогах имеется более 15 типов универсальных цельнометаллических полувагонов в 4-, 6-, и 8-осном исполнении, отличающихся объемом кузова и грузоподъемностью.
Универсальные платформы предназначены для перевозки колесных и гусеничных машин, штучных, лесных, громоздких, длинномерных и других грузов, не требующих укрытия и защиты от воздействия атмосферной среды.
Основной тип платформы – четырехосная, с металлическими откидными бортами. Для крепления грузов платформы оборудованы торцовыми стоечными скобами (две пары), боковыми стоечными скобами (восемь пар), а также кольцами для увязки грузов.
Специализированные вагоны обеспечивают сохранность перевозимых грузов, комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ, снижают простои под грузовыми операциями, позволяют лучше использовать грузоподъемность и вместимость. В настоящее время на железных дорогах эксплуатируется около 160 типов специализированных вагонов, к ним относят:
специализированные крытые (вагоны-хопперы) для перевозки минеральных удобрений, цемента, зерна;
специализированные полувагоны для перевозки медной и железной руды, технологической щепы, для перевозки и дозирования балласта при путевых работах;
специализированные платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров, легковых автомобилей, лесоматериалов;
вагоны бункерного типа для перевозки нефтебитумов, полимеров;
цистерны для перевозки наливных грузов (темные и светлые нефтепродукты, грузы химической промышленности), некоторых порошкообразных грузов (цемент).
изотермические вагоны служат для перевозки скоропортящихся грузов, требующих соблюдения определенного температурного режима;
транспортеры предназначены для перевозки тяжеловесных (массой до 500 т) и негабаритных грузов;
вагоны-самосвалы (думпкары) предназначены для транспортировки и механизированной разгрузки сыпучих и кусковых грузов – балласта, щебня, камня и т.п.
Основными параметрами вагонов являются грузоподъемность, масса тары, осность, линейные размеры (база, длина, ширина, высота), объем кузова (котла цистерны), площадь пола, а также коэффициент тары, удельный объем кузова, удельная площадь пола.
Рисунок 2.1 – Схема полувагона
Номер вагона состоит из 8 цифр и указывается на обеих сторонах вагона. Система нумерации вагонов грузового парка железных дорог колеи 1520 мм приведена в приложении А.
Первая цифра номера вагона определяет его род: 2 – универсальные крытые; 4 – универсальные платформы; 6 – универсальные полувагоны; 7 – цистерны; 8 – изотермические и рефрижераторные вагоны; 9 – прочие вагоны. Номер грузового вагона, начинающийся на цифру 5, ранее (до 2001 г) обозначала что этот вагон является собственностью грузоотправителя, грузополучателя, такие вагоны называются собственными или приватными. С началом структурных реформ на железнодорожном транспорте в 2001 – 2003 гг. подавляющая часть вагонного правка в Российской Федерации была передана в частную собственность, поэтому значение цифры 5 в качестве признака собственности вагона потеряло свою актуальность.
Вторая цифра – указывает на осность и основные характеристики вагона; третья цифра – указывает на дополнительную характеристику вагона; четвертая цифра – дополнительная характеристика для некоторых специализированных вагонов; пятая и шестая цифры – информации не содержат и используются для номерного массива; седьмая цифра – указывает на наличие тормозной площадки (0-8-без тормозной площадки, 9-с тормозной площадкой); восьмая цифра является контрольной, задается по результатам совершения математических действий с предыдущими цифрами номера вагона и позволяет проверить достоверность номера вагона.
Кроме номера на вагоны должны быть нанесены трафаретные надписи, позволяющие установить:
· железную дорогу – собственницу вагона или иного собственника вагона;
· дату изготовления вагона, даты последующего деповского и капитального ремонтов;
· грузоподъемность вагона, объем кузова или котла цистерны, массу тары вагона и другие параметры.
Уровень использования грузоподъемности и вместимости вагона определяется рядом показателей.
Техническая норма загрузки вагона называется оптимальное количество груза, которое может быть погружено в данный тип вагона при наилучшем использовании его грузоподъемности и вместимости.
Статическая нагрузка характеризует фактическое использование грузоподъемности вагона и определяется из соотношения
Pст = ΣU/n, (2.1)
где ΣU –суточный объем погрузки, т; n – количество погруженных вагонов за сутки, вагон.
Статическая нагрузка зависит от перевозимых грузов, имеющих различный объемный вес; от грузоподъемности и грузовместимости вагонного парка; от применяемых способов укладки и погрузки грузов в вагоны.
Задание. В соответствии с заданным грузом по альбому-справочнику [] выбрать для его перевозки вагон, схематично изобразить вагон, привести основные размеры и характеристики, присвоить номер выбранному вагону (см. приложение А).
1. | бензин |
2. | уголь |
3. | серная кислота |
4. | бумага газетная |
5. | цемент не упакованный |
6. | плиты железобетонные |
7. | контейнеры 20 футовые |
8. | сахар в мешках |
9. | удобрения калийные |
10. | нефть |
11. | мебель |
12. | контейнеры 40 футовые |
13. | азотные удобрения |
14. | керосин авиационный |
15. | аккумуляторы |
16. | лес круглый |
17. | трактор Беларус |
18. | торф |
19. | соляная кислота |
20. | масло рапсовое |
21. | металлопрокат |
22. | велосипеды |
23. | плитка керамическая |
24. | металлолом |
25. | виноматериалы |
26. | комбайн зерноуборочный |
27. | медицинское оборудование |
28. | автобус МАЗ |
29. | мука в мешках |
30. | щебень |