Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы суицидального поведения подростков




Процедура и методы исследования

суицид подросток самоубийство

В опросе участвовало 2 юношей и 4 девушек в возрасте от 18 до 19 лет, студенты института. Опрос проводился в течение трех дней, с 20 по 23 мая 2013 года. Испытуемым были предложены 29 вопросов и бланки для ответов, где они должны были обозначить свою позицию согласием или несогласием.

В качестве метода исследования мы использовали опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой). Цель данного опросника заключается в экспрессдиагностике суицидального риска; выявлении уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Данная методика содержит 29 вопросов, относительно которых испытуемый должен обозначить свою позицию согласием или несогласием.

 

Анализ и интерпретация результатов изучения суицидального поведения подростков

 

Методика содержит 9 субшкальных диагностических концептов, по каждому из которых подсчитывается сумма положительных ответов. Выраженным фактором суицидального намерения являются конечные результаты теста, которые приближенно равны от ≥4 до 7 баллов.

После анализа результатов теста, проведенных на подростках, мы получили следующие данные

 

 

Субшкальный концепт И. Ю. К. Т. В. П.
Демонстративность 1,2         1,2
Аффектовность 3,3 3,3 3,3 5,5 2,2 4,4
Уникальность 1,2     1,2   2,4
Несостоятельность   1,5     4,5 4,5
Соц-й пессимизм            
Слом культ-х барьеров 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3
Максимализм   3,2   3,2 3,2 3,2
Временная перспектива 1,1 1,1 1,1 1,1 2,2 2,2
Антисуицидальный фактор 6,4 3,2 3,2 6,4 3,2 6,4

 

Глядя на полученную нами таблицу мы можем сказать, что:

.Двум человекам свойственна аффективность. Данная субшкала характеризуется следующим образом: Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта.

.Двум человекам свойственна несостоятельность. Данная субшкала характеризуется следующим образом: Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога - "Я плох".

.Четырем подросткам свойствен социальный пессимизм. Данная субшкала характеризуется следующим образом: Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога "Вы все недостойны меня".

.Трем подросткам свойствен антисуицидальный фактор. Данная субшкала характеризуется следующим образом: Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.

Вывод: Благодаря проведенному исследованию мы получили интересные результаты, которые помогают нам понять, склонен ли данный подросток к суицидальному поведению, или нет. В некоторых ситуациях у данных подростков эмоции доминируют над интеллектуальным контролем, что в принципе, характерно для большинства современных подростков. Также прослеживается несостоятельность, недовольство собой, негативное, даже враждебное отношение к окружающему их миру. Это, по сути, тоже не новшество в поведении подростка, т.к. практически все подростки переживают такой период, когда они чем-то недовольны в своей жизни и хотят что-то поменять, изменить, стать лучше. Также половине испытуемых свойственно глубокое чувство ответственности за близких, чувство долга, что, в свою очередь, может притупить суицидальное намерение у подростков.

 


Заключение

 

Итак, рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Суицидальное намерение у подростков исходит от их несостоятельности в жизни, от недовольства собой и окружающим миром. Самоубийства вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. И все же очевидно, что самоубийство - явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.

 


Список литературы

 

. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности. Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978; с. 6-28.

. Аптер А. Самоубийства и суицидальные попытки у молодежи.

В кн.: Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств. М.: Смысл, 2005; с. 192-208.

. Борисов С.Б. Символы смерти в русской ментальности. Журн. социолог. исследования. 1995; 2: 58-63.

. Власовских Р.В., Хальфин Р.А. Опыт применения многопрофильного подхода при работе с подростками, совершившими суицидальные действия. Журн. мед. критических состояний. 2005; 5: 26-9.

. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. М., 2001.

. Данилова Л.Ю. Суицидальное поведение при эндогенных депрессиях подросткового возраста. Актуальные вопросы психиатрии и наркологии: Тезисы доклада 3-го Съезда невропатологов и психиатров. Таллин, 1989; 2: 58-60.

. Жезлова Л.Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков.

В кн.: Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978; 82: 93-104.

. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: АСТ, 2000.

. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977.

. Нечипоренко В.В. Некоторые аспекты суицидального поведения у акцентуированных личностей в юношеском возрасте. Саморазрушающее поведение у подростков. Сб. науч. трудов. Л., 1991; с. 36-40.

.Попов Ю.В., Бруг А.В. Аддитивное суицидальное поведение подростков. Обозр. психиатрии и мед. психологии. 2005; 1: 24-6.

. Юрьева Л.Н. Клиническая суицидология. Днепропетровск: Пороги, 2006.

. Фрейд 3. Печаль и меланхолия. Суицидология: прошлое и настоящее. -М., 2001.

. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков. Журнал невропатологии и психиатрии.,1984. - № 10.

. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд., М., 1994.

.Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии., СПб., 1999.

. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психосоц. работы., 1994. - № 1., С. 44-52.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: