Процедура и методы исследования
суицид подросток самоубийство
В опросе участвовало 2 юношей и 4 девушек в возрасте от 18 до 19 лет, студенты института. Опрос проводился в течение трех дней, с 20 по 23 мая 2013 года. Испытуемым были предложены 29 вопросов и бланки для ответов, где они должны были обозначить свою позицию согласием или несогласием.
В качестве метода исследования мы использовали опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой). Цель данного опросника заключается в экспрессдиагностике суицидального риска; выявлении уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Данная методика содержит 29 вопросов, относительно которых испытуемый должен обозначить свою позицию согласием или несогласием.
Анализ и интерпретация результатов изучения суицидального поведения подростков
Методика содержит 9 субшкальных диагностических концептов, по каждому из которых подсчитывается сумма положительных ответов. Выраженным фактором суицидального намерения являются конечные результаты теста, которые приближенно равны от ≥4 до 7 баллов.
После анализа результатов теста, проведенных на подростках, мы получили следующие данные
Субшкальный концепт | И. | Ю. | К. | Т. | В. | П. |
Демонстративность | 1,2 | 1,2 | ||||
Аффектовность | 3,3 | 3,3 | 3,3 | 5,5 | 2,2 | 4,4 |
Уникальность | 1,2 | 1,2 | 2,4 | |||
Несостоятельность | 1,5 | 4,5 | 4,5 | |||
Соц-й пессимизм | ||||||
Слом культ-х барьеров | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,3 |
Максимализм | 3,2 | 3,2 | 3,2 | 3,2 | ||
Временная перспектива | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 2,2 | 2,2 |
Антисуицидальный фактор | 6,4 | 3,2 | 3,2 | 6,4 | 3,2 | 6,4 |
|
Глядя на полученную нами таблицу мы можем сказать, что:
.Двум человекам свойственна аффективность. Данная субшкала характеризуется следующим образом: Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта.
.Двум человекам свойственна несостоятельность. Данная субшкала характеризуется следующим образом: Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога - "Я плох".
.Четырем подросткам свойствен социальный пессимизм. Данная субшкала характеризуется следующим образом: Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога "Вы все недостойны меня".
.Трем подросткам свойствен антисуицидальный фактор. Данная субшкала характеризуется следующим образом: Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.
|
Вывод: Благодаря проведенному исследованию мы получили интересные результаты, которые помогают нам понять, склонен ли данный подросток к суицидальному поведению, или нет. В некоторых ситуациях у данных подростков эмоции доминируют над интеллектуальным контролем, что в принципе, характерно для большинства современных подростков. Также прослеживается несостоятельность, недовольство собой, негативное, даже враждебное отношение к окружающему их миру. Это, по сути, тоже не новшество в поведении подростка, т.к. практически все подростки переживают такой период, когда они чем-то недовольны в своей жизни и хотят что-то поменять, изменить, стать лучше. Также половине испытуемых свойственно глубокое чувство ответственности за близких, чувство долга, что, в свою очередь, может притупить суицидальное намерение у подростков.
Заключение
Итак, рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Суицидальное намерение у подростков исходит от их несостоятельности в жизни, от недовольства собой и окружающим миром. Самоубийства вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. И все же очевидно, что самоубийство - явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.
|
Список литературы
. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности. Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978; с. 6-28.
. Аптер А. Самоубийства и суицидальные попытки у молодежи.
В кн.: Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств. М.: Смысл, 2005; с. 192-208.
. Борисов С.Б. Символы смерти в русской ментальности. Журн. социолог. исследования. 1995; 2: 58-63.
. Власовских Р.В., Хальфин Р.А. Опыт применения многопрофильного подхода при работе с подростками, совершившими суицидальные действия. Журн. мед. критических состояний. 2005; 5: 26-9.
. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. М., 2001.
. Данилова Л.Ю. Суицидальное поведение при эндогенных депрессиях подросткового возраста. Актуальные вопросы психиатрии и наркологии: Тезисы доклада 3-го Съезда невропатологов и психиатров. Таллин, 1989; 2: 58-60.
. Жезлова Л.Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков.
В кн.: Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978; 82: 93-104.
. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: АСТ, 2000.
. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977.
. Нечипоренко В.В. Некоторые аспекты суицидального поведения у акцентуированных личностей в юношеском возрасте. Саморазрушающее поведение у подростков. Сб. науч. трудов. Л., 1991; с. 36-40.
.Попов Ю.В., Бруг А.В. Аддитивное суицидальное поведение подростков. Обозр. психиатрии и мед. психологии. 2005; 1: 24-6.
. Юрьева Л.Н. Клиническая суицидология. Днепропетровск: Пороги, 2006.
. Фрейд 3. Печаль и меланхолия. Суицидология: прошлое и настоящее. -М., 2001.
. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков. Журнал невропатологии и психиатрии.,1984. - № 10.
. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд., М., 1994.
.Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии., СПб., 1999.
. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психосоц. работы., 1994. - № 1., С. 44-52.