Психологические особенности подростков с риском суицида




Курсовая работа

По дисциплине «Психология»

Тема: “Суицидальное поведение подростков”

 

Выполнила: Сновальникова Наталья,

студентка 2 курса, гр. 12ИПН-1

Проверила: Мендова Н.С

 

 

ПЕНЗА, 2014


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоритический анализ суицидального поведение подростков как социально-психологическое явление

1.1 Психологические особенности подростков с риском суицида

1.2 Проблема суицида, его факторы и профилактика

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы суицидального поведения подростков

2.1 Процедура и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения суицидального поведения подростков

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

В пoследние дeсятилетия суицидaльнoe пoвeдeниe пoдростков стaлo весьма актуальной проблемой вo мнoгих стрaнaх. Числo сaмоубийц срeди пoдрoстков неуклoннo вoзрастает. Пo дaнным Всeмирнoй oрганизации здравоохранения, количество суицидов среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах занимает 2-3-е место. Самоубийство у подростков приходится до 100-200 суицидальных попыток. По абсолютному количеству самоубийств среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет Россия, к сожалению, занимает 1-е место в мире. Ежегодно добровольно расстаются с жизнью oкoлo 2500 несoвершеннолетних. Анaлиз суицидальных проявлений у подростков свидетельствует о том, чтo суицидальное поведение в этом возрасте, имея мнoго общего c aналогичным поведением у взрослых, несет в себе и ряд отличий. Это обусловлено спецификой физиологических и психологических механизмов, свойственных растущему oрганизму и формирующейся личности в период социально-психологического становления.

Цeлью нашей курсовoй рабoты является изучение суицидального поведения подростков, психологических осoбенностей подрoстков, причин, фaкторов суицида и его профилактики.

Гипотеза: Гипoтeза заключается в прeдположении о том, что суицидальное намерение у пoдростков исхoдит от их несостоятельности в жизни, от нeдовольства сoбой и oкружающим миром.

Задачи:

.Изучить суицид как явление в подростковом возрасте.

.Рассмотреть причины, вызывающие суицидальное поведение в подростковом возрасте.

.Рассмотреть содержание профилактики суицида.

.Провести анализ и выявить уровень сформированности суицидальных намерений у испытуемых.

.Подвести итоги.

Объектом нашего исследования является суицидальное поведение подростков.

Предмет исследования - причины суицидального поведения подростков.

Методы исследования: опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой)

 


Глава 1. Теоретический анализ суицидального поведение подростков как социально-психологическое явление

Психологические особенности подростков с риском суицида

Внешние формы суицидальной активности принято разделять на две группы:

Суицидальные попытки - целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью.

Завершенный суицид - действия заканчиваются смертью.

У подростков часты не столько завершенные суициды, сколько замыслы и попытки. Присутствует демонстративно-шантажное поведение, которое предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц. При таком поведении подросток в действительности не хочет умирать и избирает суицид как способ влияния на жизненные условия и людей, от которых зависит исправление этих условий.

В практической работе психологов эта особенность подростковой аутодеструктивности имеет важное значение, поскольку дети не ищут смерти как таковой и не стремятся к сознательному нанесению вреда себе.

С ними необходимо проводить как коррекционную работу (исправление саморазрушительных установок и развитие конструктивности), так и профилактические мероприятия (выявление подростков группы суицидального риска, в том числе посредством психодиагностики).

Особое внимание следует обращать на подростков с акцентуациями характера, изолированных и отверженных в среде сверстников, имеющих опыт незавершенного суицида.

Самым оптимальным методом психолого-социальной коррекции таких подростков является включение их в групповую коррекционную работу, где они имеют возможность научиться конструктивно разрешать трудные жизненные ситуации.

Перед включением в коррекционную группу с подростком необходимо провести серию консультативных бесед с целью минимизации риска суицидальной попытки. При консультировании нужно придерживаться следующих правил:

. Выслушивание. Подростка часто пугают собственные намерения, поэтому он жаждет высказаться. Ему следует дать возможность говорить свободно, не перебивать, не спорить, больше задавать вопросов, чем говорить.

. Банализация - снятие представлении об исключительности страдания. Суициденту его проблема представляется зачастую глобальной и уникальной, он подавлен ею и не способен критически посмотреть на нее. Особенно склонны к этому подростки из-за недостаточности их жизненного опыта и отсутствия понимания, что в конечном итоге все проходит.

. Эстетический подход. Подросткам крайне небезразлична их внешность, даже после смерти. Поэтому очень результативным способом профилактики суицида является описание, как будет выглядеть их труп.

. Напоминание об обязанностях и связях с близкими. Следует искать в окружении подростка близкого человека, которого он не хотел бы огорчить своим поступком.

. Взвешивание плохого и хорошего. Подростку следует помочь сосредоточиться не только на негативных сторонах актуальной ситуации, но и оживить» представления о том хорошем, что есть у него в жизни.

. Контрастирование. Известно, что люди легче переносят страдания, если кто-то страдает еще больше. Подростку полезно показать примеры того, как люди мужаются и продолжают бороться, будучи в гораздо худшем положении, чем он.

. Использование имеющегося опыта решения проблем. Подростку следует напомнить его навыки в разрешении проблем и привлечь его прошлый опыт для разрешения настоящей ситуации.

.Пробуждение потенциала силы. Следует помочь найти подростку в себе энергетическое начало, на которое он будет опираться: сила воли, физическая сила, терпение.

. Позитивное будущее. Следует помочь построить планы на будущее, выявить желания и мечты, ради реализации которых подросток будет стремиться вперед.

. Структурирование действий. Совместно с подростком вы страивается план действий на ближайшее время, ему рекомендуется придерживаться этого плана.

. Переключение на заботу о других. Многие люди способны забыть о своих проблемах, занимаясь кем-то более слабым и незащищенным. Для подростка такими объектами могут стать домашние животные, младшие братья и сестры.

. Расширение круга интересов. Подростку следует помочь подыскать такие занятия, которые помогли бы ему отвлечься, обрести радость. Можно обсудить занятия спортом, в кружках, участие в коллективных мероприятиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: