Курсовая работа
По дисциплине «Психология»
Тема: “Суицидальное поведение подростков”
Выполнила: Сновальникова Наталья,
студентка 2 курса, гр. 12ИПН-1
Проверила: Мендова Н.С
ПЕНЗА, 2014
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоритический анализ суицидального поведение подростков как социально-психологическое явление
1.1 Психологические особенности подростков с риском суицида
1.2 Проблема суицида, его факторы и профилактика
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы суицидального поведения подростков
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения суицидального поведения подростков
Заключение
Список литературы
Введение
В пoследние дeсятилетия суицидaльнoe пoвeдeниe пoдростков стaлo весьма актуальной проблемой вo мнoгих стрaнaх. Числo сaмоубийц срeди пoдрoстков неуклoннo вoзрастает. Пo дaнным Всeмирнoй oрганизации здравоохранения, количество суицидов среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах занимает 2-3-е место. Самоубийство у подростков приходится до 100-200 суицидальных попыток. По абсолютному количеству самоубийств среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет Россия, к сожалению, занимает 1-е место в мире. Ежегодно добровольно расстаются с жизнью oкoлo 2500 несoвершеннолетних. Анaлиз суицидальных проявлений у подростков свидетельствует о том, чтo суицидальное поведение в этом возрасте, имея мнoго общего c aналогичным поведением у взрослых, несет в себе и ряд отличий. Это обусловлено спецификой физиологических и психологических механизмов, свойственных растущему oрганизму и формирующейся личности в период социально-психологического становления.
Цeлью нашей курсовoй рабoты является изучение суицидального поведения подростков, психологических осoбенностей подрoстков, причин, фaкторов суицида и его профилактики.
Гипотеза: Гипoтeза заключается в прeдположении о том, что суицидальное намерение у пoдростков исхoдит от их несостоятельности в жизни, от нeдовольства сoбой и oкружающим миром.
Задачи:
.Изучить суицид как явление в подростковом возрасте.
.Рассмотреть причины, вызывающие суицидальное поведение в подростковом возрасте.
.Рассмотреть содержание профилактики суицида.
.Провести анализ и выявить уровень сформированности суицидальных намерений у испытуемых.
.Подвести итоги.
Объектом нашего исследования является суицидальное поведение подростков.
Предмет исследования - причины суицидального поведения подростков.
Методы исследования: опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой)
Глава 1. Теоретический анализ суицидального поведение подростков как социально-психологическое явление
Психологические особенности подростков с риском суицида
Внешние формы суицидальной активности принято разделять на две группы:
Суицидальные попытки - целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью.
Завершенный суицид - действия заканчиваются смертью.
У подростков часты не столько завершенные суициды, сколько замыслы и попытки. Присутствует демонстративно-шантажное поведение, которое предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц. При таком поведении подросток в действительности не хочет умирать и избирает суицид как способ влияния на жизненные условия и людей, от которых зависит исправление этих условий.
В практической работе психологов эта особенность подростковой аутодеструктивности имеет важное значение, поскольку дети не ищут смерти как таковой и не стремятся к сознательному нанесению вреда себе.
С ними необходимо проводить как коррекционную работу (исправление саморазрушительных установок и развитие конструктивности), так и профилактические мероприятия (выявление подростков группы суицидального риска, в том числе посредством психодиагностики).
Особое внимание следует обращать на подростков с акцентуациями характера, изолированных и отверженных в среде сверстников, имеющих опыт незавершенного суицида.
Самым оптимальным методом психолого-социальной коррекции таких подростков является включение их в групповую коррекционную работу, где они имеют возможность научиться конструктивно разрешать трудные жизненные ситуации.
Перед включением в коррекционную группу с подростком необходимо провести серию консультативных бесед с целью минимизации риска суицидальной попытки. При консультировании нужно придерживаться следующих правил:
. Выслушивание. Подростка часто пугают собственные намерения, поэтому он жаждет высказаться. Ему следует дать возможность говорить свободно, не перебивать, не спорить, больше задавать вопросов, чем говорить.
. Банализация - снятие представлении об исключительности страдания. Суициденту его проблема представляется зачастую глобальной и уникальной, он подавлен ею и не способен критически посмотреть на нее. Особенно склонны к этому подростки из-за недостаточности их жизненного опыта и отсутствия понимания, что в конечном итоге все проходит.
. Эстетический подход. Подросткам крайне небезразлична их внешность, даже после смерти. Поэтому очень результативным способом профилактики суицида является описание, как будет выглядеть их труп.
. Напоминание об обязанностях и связях с близкими. Следует искать в окружении подростка близкого человека, которого он не хотел бы огорчить своим поступком.
. Взвешивание плохого и хорошего. Подростку следует помочь сосредоточиться не только на негативных сторонах актуальной ситуации, но и оживить» представления о том хорошем, что есть у него в жизни.
. Контрастирование. Известно, что люди легче переносят страдания, если кто-то страдает еще больше. Подростку полезно показать примеры того, как люди мужаются и продолжают бороться, будучи в гораздо худшем положении, чем он.
. Использование имеющегося опыта решения проблем. Подростку следует напомнить его навыки в разрешении проблем и привлечь его прошлый опыт для разрешения настоящей ситуации.
.Пробуждение потенциала силы. Следует помочь найти подростку в себе энергетическое начало, на которое он будет опираться: сила воли, физическая сила, терпение.
. Позитивное будущее. Следует помочь построить планы на будущее, выявить желания и мечты, ради реализации которых подросток будет стремиться вперед.
. Структурирование действий. Совместно с подростком вы страивается план действий на ближайшее время, ему рекомендуется придерживаться этого плана.
. Переключение на заботу о других. Многие люди способны забыть о своих проблемах, занимаясь кем-то более слабым и незащищенным. Для подростка такими объектами могут стать домашние животные, младшие братья и сестры.
. Расширение круга интересов. Подростку следует помочь подыскать такие занятия, которые помогли бы ему отвлечься, обрести радость. Можно обсудить занятия спортом, в кружках, участие в коллективных мероприятиях.