"Юные знатоки физики"
Цели:
Воспитательные:
· Привитие навыков культурного общения.
· Выявление способностей детей.
Развивающие:
· Формирование умений делать опыты и пользоваться измерительными приборами;
· Развивать умения творчески подходить к решению задач
· Развитие коммуникативных способностей детей.
· Развитие умений выступления перед аудиторией.
Обучающие:
· Выработка предметных компетенций.
· Привитие интереса к предмету.
· Обобщение ранее изученного материала по темам: Работа, мощность и энергия.
Методы:
· Словесные: Беседа.
· Наглядные: Демонстрация заданий, рисунков.
· Методы контроля: опрос, выполнение заданий.
Внутрипредметные связи: путь, скорость, сила, масса, плотность, объем.
Межпредметные связи: с историей, знание биографии ученных Джоуль, Уатт
Оборудование: бумажные жетоны, брусок массой 100 г, лента измерительная, динамометр, картонные значки победителям.
Литература:
1. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлеченных. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
2. Перышкин А.В. Физика 7. Москва «Дрофа», 2001.
3. Перельман Я. И. Занимательная физика. В 2-х книгах/ Кн. 2, - М.: Наука, 1986
4. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку.М.:Наука, 1985.
5. https://festival.1september.ru/
План урока во времени:
1. Организационный момент 1-2 минуты
2. Игра 35-40 минут
3. Награждение победителей 1-2 минуты
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые знатоки физики! Хотя вы начали изучать физику совсем недавно, я уверена, что это звание вы уже вполне заслужили. Сегодня мы проводим игру-соревнование «Юные знатоки физики». Итак начнем…
Представление жюри - Совета старейшин.
На нашей игре присутствует Совет старейшин, который поможет нам решить спорные вопросы, возникающие в ходе игры, и будет следить за проведением игры.
|
1. Знакомство.
Каждой команде предоставляется набор букв и их задача заключается в том, чтобы сложить слово - название команды. Первой команде предоставляется слово -«Архимеды», а второй - «Ньютоны». За задание - 2 и 1 баллы.
2. Разминка.
Ведущий по очереди задаёт вопросы командам, за правильный ответ- 1 балл
- Единица измерения работы. (Дж)
- Специальное слово, обозначающее физическое понятие. (Термин)
- Небесное тело, движущееся относительно Земли со скоростью 1 км/с. (Луна)
- Название любого предмета в физике. (Тело)
- Мощность – это величина, которая показывает… (как быстро выполняется работа)
- единица измерения мощности в СИ (Ватт)
- Работа может быть … и … (положительной, отрицательной)
- Величина равная произведению силы на … называется работой (путь)
- Когда тело движется горизонтально, то работа сила тяжести …(равна нулю)
- Если уменьшить скорость тела, то уменьшится его …энергия. (кинетическая)
- Потенциальная энергия воды реки … в ее истоке, чем в устье.(больше)
- Энергия никуда ни исчезает и ни из чего не возникает, она лишь … из одного вида в другой (превращается)
3. Имена
Та команда, которая заработала больше очков продолжит игру. Подсказки: угадаете ответ с первой подсказки, получите 5 баллов; со второй – 4 балла и т. д.; с последней – 1 балл.
Загадка первая (Джеймс Уатт)
1. Исследовал свойства водяного пара, в частности зависимость температуры насыщенного пара от давления. Детальное изучение паровой машины Ньюкомена привело его ко введению в нее многих усовершенствований. Изобрел конденсатор - третий основной элемент тепловой машины (1765), центробежный регулятор ввода пара, золотник многое другое.
|
2. Член Лондонского королевского общества (1785), Парижской академии наук (1814).
3. Мать научила его читать, а письму и арифметике его научил папа. Хотя он начал было учиться в средней школе Гринока, слабое его здоровье, и постоянные недомогания положили этому конец. Большую часть года он был ограничен стенами своей комнаты, где учился самостоятельно.
4. Будучи подростком, он увлекался астрономией, химическими опытами, научился всё делать своими руками, за что получил от окружающих звание «мастера на все руки».
5. Его именем названа единица мощности - ватт.
Загадка вторая (Джеймс Пре́скотт Джо́уль)
1. До 15-ти лет он воспитывался в семье отца, богатого пивовара; затем работал на заводе, изучая в то же время математику, химию и физику под руководством Джона Дальтона.
2. В 1841 году он установил зависимость количества тепла, выделяемого в проводнике при прохождении через него электрического тока, от величины тока и сопротивления проводника
3. английский физик, один из открывателей закона сохранения энергии, член Лондонского королевского общества (1850). Родился в Солфорде. Получил домашнее образование. Первые уроки по физике ему давал Дальтон, под влиянием которого он начал свои экспериментальные исследования.
4. совместно с Томсоном открыл в 1853-1854 годах явление охлаждения газа при его медленном стационарном адиабатическом протекании через пористую перегородку
|
5. Его именем названа единица работы.
4. Экспериментатор.
Рассчитать потенциальную энергию, которую имеет брусок, лежащий на парте (1 команда), лежащий на стуле (2команда). Побеждает команда сделавшая правильно и быстро. И получает 10 баллов.Ученикам предлагается брусок массой 100 г, лента измерительная, динамометр. Результаты измерений оформить в виде таблицы.
Команда | Вес бруска Р, Н | Высота стола h, м | Потенциальная энергия бруска, лежащего на столе Еп, Дж |
10 Н | 1м | 10 Дж | |
10 Н | 0,5 м | 5 Дж |
5. Составь определение
Составь два определения физических величин, используя набор терминов: работа, характеризует, мощность, совершения, быстроту; тело, работу, энергия, может, физическая величина, показывающая, совершить, может, какую.
6. Пойми меня!
Конкурс капитанов! Каждый капитан команда по очереди вытягивает лист с написанным словом, обозначающим прибор, или инструмент, или явление и т.п. Затем капитан своей команде показывает мимикой то, что задано. Команда должна отгадать за 2 минуты. За отгаданное слово 5 балл.
РАБОТА МОЩНОСТЬ
3. Подведение итогов, награждение победителей.
В конце игры подсчитывается количество жетонов каждого игрока и количество жетонов в команде.
Критерий выставления оценок будет предоставлен жюри.
№п/п | Название конкурса | Максимальное количество баллов в командном зачете | Максимальное количество баллов за каждый правильный ответ |
«Знакомство» | |||
«Разминка» | |||
«Имена» | |||
«Экспериментатор» | |||
«Составь определение» | |||
«Пойми меня» | |||
Итоги |
Рейтинговая шкала перевода баллов в оценки, учитывается личный зачет, активность, проявление инициативы и нестандартный подход к деятельности. Кроме того, участникам команды, занявшей 1 место, к личному зачету добавляется по 3 балла.
Баллы | Оценки |
14-17 | |
11-13 | |
9-10 | |
7-8 | |
5-6 | |