Приложение Один день из жизни женщины




 

Елене С. тридцать семь. Она замужем, у неё двое детей. Всю жизнь живет в Запорожье. Елена окончила запорожский педагогический институт (ныне университет) и работает учителем английского языка. Ее судьба и повседневные заботы вполне типичны.

Елена не заработала за свою долгую трудовую жизнь не только на собственный дом, но и на нормальную мебель. Она живет вместе с семьей в квартире своей матери-пенсионерки. Муж Елены работал водителем грузовика на одном из больших запорожских заводов. Несколько лет тому назад завод остановился. Другого рабочего места найти не удалось. Он и раньше часто выпивал. Нынешняя ситуация окончательно превратила его в алкоголика и деграданта.

Как и большинство украинских женщин, Елена всегда чувствовала себя ответственной за судьбу своих детей. Все семейные проблемы она привыкла решать самостоятельно. Если муж не может быть нормальным отцом, то мать берёт на себя и его функции. Ее старшая дочь учится в киевской школе для художественно одаренных детей. Теперь это очень трудно обеспечить материально, так как вся семья живет только на доходы Елены. Кроме сына и дочери, Елена заботится о племяннице - студентке одного из запорожских колледжей.

Рабочий день Елены начинается в половине седьмого и заканчивается поздно вечером, а иногда и за полночь. Она хороший, творческий учитель, но ее день чрезвычайно перегружен.

Утром уроки ежедневно начинаются в 8 часов 10 минут. К этому времени Елена готова встретить учеников веселой улыбкой и шуткой. Ежедневно она проводит 6-8 уроков, но на этом ее работа не заканчивается. Елена классный руководитель 9-го класса. Она должна в течение дня заботиться о том, чтобы все ученики порученного ей класса присутствовали на уроках, кроме этого, она должна ежедневно отметить отсутствующих в классном журнале, регулярно писать списки учащихся в этом журнале на страницах, где выставляют отметки учителя-предметники, заполнять сводную ведомость успеваемости класса в конце каждой четверти, а также ежедневно беседовать с учителями, работающими с ее классом, чтобы быть в курсе всех происходящих в детском коллективе событий и знать об успеваемости и проблемах каждого из тридцати пяти учащихся.

 

И это еще не все. Каждые две-три недели Елена со своим классом дежурит по школе. Это значит, что учащиеся ее класса под ее руководством следят за порядком с 7.30 утра до 8-ми вечера. В такие дни она не может ни разу отдохнуть на переменах между уроками, а сын, ученик начальной школы, вечером чаще всего предоставлен сам себе.

Кроме этого, Елена должна еженедельно выставлять оценки, полученные учениками, каждому в дневник, для чего регулярно вести сводную ведомость текущего учета успеваемости. Не реже, чем раз в три недели-месяц она обязана подготовить и провести вечер, утренник или другое внеклассное мероприятие, а также раз в четверть провести родительское собрание и раз в неделю классный час. Вся школьная работа, кроме уроков, практически не оплачивается. Но отказаться от нее большинство учителей не может, так как "бунтовщик" немедленно будет заменен другими, послушными работниками, готовыми выполнять любые распоряжения начальства. Найти работу в хорошей школе и недалеко от дома очень трудно, поэтому Елена дорожит своим рабочим местом. Она выкраивает время для встреч и телефонных разговоров с родителями своих учеников, для занятий с отстающими, для того, чтобы прочитать новые интересные книги по методике, психологии, художественную литературу, приготовить интересное сообщение на педсовет или заседание методобъединения. Вся домашняя работа: покупка продуктов, приготовление пищи, стирка, уборка квартиры, - это тоже ее обязанность.

У Елены скромная зарплата учителя. Этого, конечно, недостаточно даже для того, чтобы семья просто нормально питалась. Поэтому Елена имеет частные уроки. В этом смысле она счастливое исключение среди коллег, так как в нынешних условиях только учителя ее специальности еще могут найти учеников из числа потенциальных эмигрантов и детей новых богачей, которым нужен английский, чтобы учиться за границей. Частные уроки спасают от нищеты, но не от бедности. И отнимают последние силы. А надо сказать, Елена даплеко не богатырского здоровья: несколько лет тому назад перенесла операцию. Но при этом она полна энергии и не сдается. Она борется за здоровье своего мужа, стремится дать хорошее образование обоим своим детям, помогает своей овдовевшей сестре, живущей в еще большей бедности. У Елены хорошие отношения с матерью и свекровью, она готова последним поделиться с друзьями. Она не чувствует себя несчастной. Остается только удивляться ее неиссякаемой энергии и оптимизму. Но вот возникает вопрос: надолго ли хватит ее сил? Летом она обычно работает в лагере отдыха(бывшем пионерском). Это единственная возможность оздоровить своих детей, которых она как воспитатель имеет право взять с собой. Так, в трудах, проходит ее отпуск. Возможности отдохнуть по-настоящему у Елены не было никогда, да и вряд ли она появится. Елена, увы, - не исключение. Многим женщинам в Запорожье живется еще труднее. Что их ждет? Будут ли их жизнь и быт когда-нибудь нормально организованы? Судя по всему - нет. Страшно об этом говорить, но скорее всего и талантливую дочь Елены ждет та же участь. Традиционный циничный подход к трудящимся людям как к мусору, характеризовавший советскую правящую верхушку, успешно взят на вооружение правящими кругами в Киеве и на местах.

“По плодам их узнают их".

 

На сегодня уровень смертности мужчин в Запорожье примерно такой же, как в развивающихся странах.

Уже в последние советские годы наблюдался стремительный рост разводов, продолжается он и в 1990-е. Обычно разводы происходят по инициативе женщин. После развода практически только женщины заботятся о детях. Растёт число разводов, увеличивается число детей, живущих в неполных семьях, без отца.[vii] В связи с обнищанием, в последние годы родители во многих семьях отдают все силы работе, пытаясь заработать достаточно денег на нужды семьи. Дети часто растут без присмотра, как сироты. В сочетании с ослаблением внешнего социального контроля, отсутствие контроля со стороны родителей приводит к тому, что большая часть молодёжи не может удержаться от соблазна похулиганить, попробовать алкоголь, наркотики. Учителя отмечают возросшую агрессивность и грубость подростков.

 

Молодёжь

 

Старшее поколение выросло в обстановке, когда всё для каждого было заранее заготовлено и запланировано и государство заботилось обо всём - от рождения до смерти. Новое поколение является первым, столкнувшимся с неопределённостю существования на всех уровнях. То есть, оно должно более легко привыкнуть к новым условиям и проявить больше инициативы, чем это было свойственно старшим. Те, кто имеет успех в новых коммерческих структурах, - в основном молодые люди, лучше всех понимающие новые экономические и социальные законы. Это имеет и свою отрицательную сторону: они также легко выбирают нормы преступного мира. На сегодня значительная часть молодёжи одержима погоней за деньгами.

Молодёжная культура распространённая на Западе, начиная, примерно, с 70-ых, постепенно распространилась и на Украине. С конца 80-ых стремительно выросло число неформальных групп.

С исчезновением комсомола исчезла и широкая сеть различных учреждений и услуг для молодёжи. И, увы, ничего не появилось взаимен.

Начиная с 60-ых, официальная идеология имела всё меньше влияния на молодёжь, разочаровавшуюся в политике и социалистических идеалах. Постепенно всё большая часть молодых людей начинала стыдиться прошлого своей страны и опасаться будущего.

Одна существенная черта отличает современную молодёжь Запорожья от западной: молодые люди в Запорожье продолжают годами жить с родителями, от которых полностью зависят, в особенности, если учатся. Это ограничивает их независимость и отражается на модели поведения. Отсутствие денег также лишает молодёжь возможности участвовать в культурной жизни.

Юношеская преступность увеличилась, начиная с позднего периода брежневской эпохи, что было вызвано падением традиционных механизмов социального контроля и обнищанием населения. Лишившись защиты со стороны общества, дети и подростки в особенности легко становятся активными потребителями наркотиков, алкоголя и табачных изделий, жертвами насилия, проституции, различных инфекций, в том числе и СПИДа, легче идут на преступления.

 

Этнические меньшинства

 

Положение этнических меньшинств очень изменилось в процессе недавних социальных потрясений. Вообще, они стали лучше самоорганизованы, их национальные особенности стали более заметными, потому что люди перестали скрывать свою национальную принадлежность.

В особенности это касается евреев. Хотя и не так существенно, как в Западной Украине, в Киеве и Харькове, евреи в Запорожье тоже играли существенную роль в жизни общества. В особенности в области торговли, образования, науки и культуры. Почти треть населения Александровска составляли евреи. Они всегда много внимания уделяли образованию. Вот почему уровень образования среди евреев значительно выше, чем в других этнических группах. Средний уровень высшего образования по Украине - 85 человек на 1000 граждан старше 15 лет. Что же касается евреев - то он составляет 358 человек на 1000, а русских - 158.

Начиная с 1930-х произошла массовая ассимиляция евреев, у них просто не было иного выбора. Массовые репрессии среди интеллигенции, разжигание антисемитских настроений со стороны высшего эшелона власти привели к тому, что мимикрия, изменение отчеств, имён, фамилий, национальности в паспорте стала в еврейской среде распространённым явлением. Люди делали это, опасаясь за свою жизнь и за будущее детей. Говорить открыто о своём еврействе сначала было опасно, потом - в связи с нарастанием волны бытового антисемитизма - стало стыдно. Евреи забыли идиш, но забыть, что они евреи, не давала советская власть. Равенства наций, в своё время лицемерно провозглашённого красными “интернационалистами”, не существовало никогда. До конца 80-тых существовала незафиксированная на бумаге, но чётко выполняемая почти всеми вузами квота на поступление евреев. Например, в 70-ые годы в Запорожском педагогическом институте (ныне Государственный университет) численность студентов-евреев не могла превышать 4% от общего количества. Это выполнялось неукоснительно и безоговорочно. Что же удивляться, что люди старались изменить имена и паспорта, только бы не закрыть своим детям дорогу в вуз. Однако не все шли по этому пути. Многим, как свидетельствует статистика, удалось получить хорошее образование, несмотря на все препоны.

В результате появившейся в последние десятилетия возможности эмигрировать, многие евреи, чувствовавшие дискриминацию, уехали из Запорожья в Соединённые Штаты Америки, Израиль, Германию. Это означает, что Запорожское общество лишилось значительной части своего интеллектуального потенциала. Сейчас евреи составляют лишь 2,5% населения Запорожья.

С недавнего времени стало привлекательным быть евреем, и многие, не имеющие никакого отношения к этой национальности, начали усиленно искать в своём роду еврейские корни, менять документы, доказывая свою принадлежность к ранее гонимой нации - словом, развили бурную деятельность с целью эмиграции, что вполне понятно в условиях сложившегося кризиса. Появилась еврейская община, не существовавшая до конца 80-ых годов, наладились связи с Израилем, заработала синагога, куда прислан раввин из Израиля. Открылись воскресная школа и еврейская гимназия. В гимназии учатся дети не только из еврейских и смешанных семей, но и украинцы, русские, так как она славится особенно тёплым, любовным отношением к каждому ребёнку. Здесь, кроме общеобразовательной программы возрождают еврейские традиции, учат иврит. Израиль дал возможность запорожским детям из еврейских семей бесплатно продолжить обучение на земле предков. Теперь многие еврейские семьи живут отдельно от своих детей, уехавших в Израиль. Родители же предпочитают оставаться в Запорожье, так как их перспективы в Израиле не слишком велики, в особенности, для людей интеллектуального труда. Желающие эмигрировать на историческую родину получают бесплатный билет. Оставшимся пожилым людям регулярно оказывается посильная материальная помощь из Израиля в виде пайка, выдача которого производится через синагогу. Желающие овладеть ивритом посещают бесплатные курсы.

Цыганское население Запорожья насчитывает несколько тысяч человек. Их жильё сосредоточено в одном из городских районов в старой части города. В основном, они занимаются торговлей. Некоторые предпочитают промышлять мелким воровством и жульничеством. Цыганская мафия занимается производством и продажей наркотиков. Милиция подкуплена и не трогает их. Уровень образования цыганского меньшинства гораздо ниже среднеукраинских показателей. Обычно они не посылают своих детей в школу. Нравы запорожских цыган довольно патриархальные. Они почти не находят места в Запорожском обществе, где страдают от насмешек и дискриминации. В условиях обострившегося экономического кризиса у цыган не осталось надежды на рабочее место, а значит, и на честную жизнь.

В Запорожской области можно найти и татарские посёлки. Живут татары и в областном центре, где они не так давно выстроили новую красивую мечеть. Татары, в большинстве своём, трудятся и так же страдают от экономических неурядиц, как и остальные жители. В среде татар сохраняются национальные обычаи, язык и традиции, но внешне они ассимилировались. Татарский язык в массовых школах не преподаётся, мечеть стала единственным центром сохранения национального языка и традиций.

Немцы поселились на Запорожской земле ещё со времён колонизации юго-восточного региона Украины. Многие из них репатриировали, особенно это наблюдалось в течение 1980-90-х. Причин для этого за последних полвека накопилось более, чем достаточно. В годы Великой Отечественной войны, да и после - само слово “немец” звучало, как приговор, многие немцы по всему Советскому Союзу были высланы в оталённые северные районы, в тяжёлых условиях ссылки выжили далеко не все. Сейчас потомки уцелевших немецких колонистов, некогда живших в Запорожье, чрезвычайно малочисленны. Но они имеют свою воскресную религиозную школу, стремятся сохранить религию и культурные традиции. Немецкая община опекает одну из городских элитарных школ, в которой учатся ныне юные потомски менонитов.

В Запорожской области можно найти также небольшие болгарские сёла, где сохранился болгарский язык, но школы были только украинские, поэтому письменная культура постепенно была утрачена.

В Запорожье есть очень маленькая турецкая община, а также ассирийская, ведущая свою историю с древнейших времён и считающая себя осколком древней Ассирийской империи. Ассирийцы стараются сохранять чистоту брака, не смешиваясь с остальным населением. Они традиционно искусные ювелиры.

 

Заключение

 

Крушение правящей партии как главной объединяющей социальной силы привело к постепенному распаду традиционно сложившихся в обществе связей. Этот распад не сразу стал заметен в медленно развивающемся запорожском обществе. Отсутствие представительских интересов на политическом уровне породило джунгли абсолютного индивидуализма, что является разительным контрастом обществу со строгим государственным контролем, которое существовало в советскую эпоху. Реакции большинства людей, в особенности старшего возраста, отражают представления, сформированные в царскую и советскую эпоху, когда личная инициатива была наказуема, а пассивность и послушание поощрялись. Недоверие, на каждом шагу проявляемое в сфере общественной жизни, обусловлено отсутствием правды и насаждением лжи со стороны государства в советскую эпоху.

Эта цепная реакция лжи и недоверия продолжает крепко держать общество в своих тисках, продуцируя лжецов, мошенников и воров, препятствуя развитию экономики, общества и личной инициативы.

Крах государственного контроля породил в обществе моральный вакуум и распространение аномального поведения. В свете этого в Запорожье наблюдается взрыв преступности.

Отношения между мужчинами и женщинами стали более напряжёнными, так как в условиях социального и экономического кризиса возможности материального обеспечения семьи, бывшего всегда главной обязанностью мужчин, резко сократились.

Нищета стала уделом подавляющего большинства жителей Запорожья. К концу 1997 года большинство не могло себя нормально прокормить. С распространением нищеты неизбежно выросли преступность, проституция, алкоголизм и наркомания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: