Социальное взаимодействие




Лекция 4

 

 

План

 

1.Социальное действие.

2.Социальные связи (совместные действия, или социальный контакт, взаимодействия и социальные отношения).

3.Теории социального взаимодействия.

4.Социальный конфликт.

5.Функции социальной напряженности.

 

 

Общество развивается и функционирует посредством активности людей и взаимодействия всех сторон их жизнедеятельности.

1.Социальное действие. Социальная реальность — это взаимодействие, интеграция людей. Они вступают между собой в различные социальные связи, в которых проявляется зависимость людей друг от друга в процессе удовлетворения тех или иных потребностей, реализации жизненных целей и установок. Поэтому суть социального взаимодействия в социологии определяют прежде всего как систему обусловленных социальных действий, связанных взаимной зависимостью, в которой действие одного субъекта является и причиной, и следствием ответных действий других субъектов.

Действие является конкретным, ограниченным во времени и пространстве актом проявления активности человека. Понятие социального действия в научный обиход ввел М. Вебер. Он обозначил, что важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл — личностное осмысление возможных вариантов поведения, а также сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции. Вебер выделил 1) действие целерациональное; 2) действие ценностно-рациональное; 3) действие аффективное (эмоциональное); 4) действие традиционное.

У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с определением следующих его основных признаков, а именно: нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм); волентаричность (т. е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды); наличие знаковых механизмов регуляции. В концепции Т. Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как система действия. По Парсонсу, обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект — это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект — то, на что направлено действие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия: во-первых, связанный с целеполаганием, выработкой целей и, во-вторых, с их операционной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационные связи между субъектом и объектом действия. Цель — идеальный образ процесса и результата действия. Способность к целеполаганию, т. е. к идеальному моделированию предстоящих действий, является важнейшим свойством человека как субъекта действия. Реализация целей предполагает выбор соответствующих средств и организацию усилий для достижения результата. В самом широком значении средство — это предмет, рассмотренный с точки зрения способности служить цели, будь то вещь, навык, отношение или информация. Достигнутый результат выступает как новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия — синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта. При этом условием результативности выступает соответствие цели потребностям субъекта, средств — цели и характеру объекта. В динамическом аспекте действие предстает как момент само возобновляющейся деятельности субъекта на основе возрастания потребностей.

Обоснованная Парсонсом система координат действия позволяет представить структуру отношений между элементами действия. Во-первых, существует минимальный набор структурных элементов действия — целей, средств, условий и норм. Во-вторых, в отношении всех элементов действия предполагается нормативная ориентация. Как процесс, действие фактически является процессом изменения ситуативных элементов в направлении соответствия нормам. В-третьих, в действии присутствует временное измерение. Действие является процессом, протекающим во времени. В- четвёртых, схема действия носит субъективный характер.

2.Социальные связи (совместные действия, или социальный контакт, взаимодействия и социальные отношения).

В отличие от социального действия, представляющего собой отдельный, ориентированный «на другого» акт, социальная связь — взаимонаправленный процесс обмена социальными действиями. Социальная связь может иметь вид социального контакта, или социального взаимодейтствия. При всем многообразии социальные контакты носят поверхностный, мимолетный характер, не являясь систематическими связями.

С оциальное взаимодействие — это систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития.

Межличностное взаимодействие индивидов является исходным элементом образования групп и общества, а общест­венная жизнь представляет собой систему различного рода взаи­модействий. По П. Сорокину, социальные взаимодействия — основная универсальная единица социологического анализа, ибо вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и про­цессы взаимодействия всех или большего числа лиц, и обрат­но, комбинируя различные процессы взаимодействия, мы мо­жем получить любой сложнейший из сложнейших обществен­ных процессов. Усложнение социальной жизни, научно-техническое разви­тие общества изменили и отношения взаимодействий. В со­циальных взаимодействиях все большую роль начинают иг­рать символы и «проводники» (термин П. Сорокина). В роли таких «проводников» взаимодействия выступают: язык, пись­менность, живопись, музыка, орудия труда, средства массовой коммуникации (телефонная связь) и т. д. «Проводники» имеют огромное значение для понимания социальной жизни общест­ва, так как их опосредованность в человеческих отношениях порождает новый аспект взаимодействий, новые формы отно­шений и возможности их влияния на субъектов.

3.Теории (концепции) социального взаимодействия. В социологии сформировалось несколько концепций социального взаимодействия, как то: концепция социального обмена, концепция символического интеракционизма, концепция управления впечатлениями (социодраматический подход).

Концепцию социального обмена выдвинул Дж. Хо­манс. Основные идеи этой концепции состоят в следующем: в поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам; социальное взаимодействие — постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки — элементарные акты общественной жизни (схема «стимул — реакция»). Согласно теории Хоманса, поведение человека обусловлено четырьмя следующими принципами: а) чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется; б) если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуацию; в) если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать для его получения больше усилий; г) когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей мере стремится прилагать усилия ради их удовлетворения.

С точки зрения символического интеракционизма, человеческое общество состоит из индивидов, обладающих «личностным я», т. е. они сами формируют значения; индивидуальное действие — есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. Представители символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Мид акцентируют внимание на том, что сущностью взаимодействия является коммуникация, в ходе которой огромную роль начинают приобретать идеи, символы, значения. Важнейшей частью взаимодействия является сложный мыслительный процесс, осуществляемый в несколько этапов: 1) «узнавание» партнера; 2) идентификация партнера как «значимого другого» или «незначимого другого»; 3) определение ситуации, в которой начинается интеграция; 4) распознавание жестов, слов, «языка тела», наружности партнера и расшифровки их символических значений; 5) «приняте роли другого», оценка ситуации и самого себя с точки зрения партнера.

Согласно теории символического интеракционизма Г. Блумера, социальные действия индивидов представляют собой демонстрацию себе и другим символического значения своих действий. Каждый вносит в социальное взаимодействие свою часть значений и интерпретаций, с которыми он познакомился в течение своей жизни. Каждое действующее лицо в любой момент времени связано со своей биографией. Поэтому в социальном взаимодействии каждый его участник «вписывается» в биографию всех других.

С позиции И. Гофмана, рассматривающего социальную жизнь по аналогии с театром, люди руководствуются в своих действиях прежде всего стремлением произвести на партнеров или на аудиторию хорошее впечатление. Для этого они используют целый репертуар «управления впечатлениями», стараясь вызвать по отношению к себе позитивные сигналы. И. Гофман понимает взаимодействие (точнее, взаимодействие лицом-к-лицу) как взаимное влияние индивидов на действия друг друга в условиях непосредственного физического присутствия всех участников.[1] Умение управлять впечатлениями и контролировать их — значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения.

По П. Сорокину, системы взаимодействия могут варьироваться: 1) по экстенсивности (степени) процесса взаимодействия от всеобъемлюще и безгранично тотальных до самых незначительных, когда всё взаимодействие ограничено каким-то одним второстепенным интересом; 2) по интенсивности — от самой активной до едва заметной; 3) с точки зрения продолжительности — от наиболее устойчивых до мгновенных; 4) по направленности взаимодействия — от максимально или сравнительно солидарных до ограниченно или всецело антагонистических. При этом где-то посередине находятся смешанные; 5) с точки зрения организации — от высокоорганизованных до едва организованных и неорганизованных вообще[2].

Сорокин, комбинируя модальности и «организованность — неорганизованность» и «антагонизм — солидарность», выделил следующие типы социальных систем взаимодейаствия:

1) организованно-антагонистическая система взаимодействия, основанная на принуждении (тюрьма, победители и побеждённые и др.);

2) организованно-солидарная система взаимодействия (свободные ассоциации, хорошие семьи, экономические, политические и другие коллективные объединения);

3) организованная солидарно-антагонистическая система взаимодействия. Она держится отчасти на принуждении и отчасти на добровольной её поддержке[3].

При анализе социальных взаимодействий можно выделить три уровня.

Межличностные взаимодействия могут быть представлены взаимодействием между двумя индивидами (диада или пара); между тремя индивидами (триада); между одним индивидом и многими (например, актер — зрители); между многими и мно­гими индивидами (покупатели — продавцы)[4].

При взаимодействиях на межличностном уровне значи­тельную роль играют факторы, связанные с установками и ориентациями субъектов взаимодействий. Последние предо­пределяют и характер взаимодействий. А так как формиро­вание установок и ценностных ориентаций связано с процес­сами социализации индивидов, усвоения ими социального опыта, то можно утверждать, что социальное взаимодейст­вие двух индивидов может рассматриваться как социальное явление и с методологической точки зрения, так как оно дос­тупно наблюдению, и с точки зрения структурной роли в об­щественной жизнедеятельности людей, которая представляет собой систему взаимодействий различного характера и различного уровня.

Межличностные взаимодейст­вия — это определенная система поступков, при помощи кото­рых субъекты отношений стараются изменить установки или поведение других лиц. Межличностные взаимодействия в боль­шей степени, чем групповые опосре­дованы психофизиологическими факторами. Это связано с фак­том непосредственного общения субъектов и характером их со­циального поведения.

Групповые взаимодействия представляют более высокий уро­вень взаимодействий, при котором проявляются (в большей ме­ре, чем на межличностном уровне) социальные установки (по­зиции) группы, принятые, разделяемые всеми (или большей частью) ценности.

Этот уровень взаи­модействий более сложный, так как он базируется на дополни­тельной системе показателей, таких, как отношения в группе, характер лидерства, групповые установки и т. д. Социальные взаимодействия (уровень общности и об­щества) всегда являются опосредованными. Чаще всего та­кие взаимодействия определяются как социальные отноше­ния. Так как они имеют большую степень опосредованности, то субъекты взаимодействий (например, национальные общности) могут не находиться в непосредственных контак­тах и не иметь четких представлений друг о друге. При этом уровне взаимодействий весьма трудно фиксировать эмпири­чески наблюдаемые акты действий, если речь не идет о фор­мальных структурах, заключении политических, экономи­ческих договоров и т. д.

На этом уровне отношений действуют другие зако­ны, представленные в виде культуры, морали, правовых ус­тановок, которые делают взаимодействия, в том числе и анонимные, в определенной степени нормированными. А так как любое общество заинтересовано в социальном порядке, то система нормированных взаимодействий (на любом уровне) под­держивается законом и социальным контролем. Этот уровень взаимодействий может быть проанализирован с точки зрения функциональных систем (например, образования, воспитания, социального контроля, институтов власти и т. д.) или социаль­ных структур. Такой анализ позволяет определить и характер взаимодействий.

Для нормального функционирования системы взаимодействий на всех трех уровнях необходимо, чтобы она решала четыре фундаментальных задачи:

1) поддерживала ценностные образцы культурной системы общества;

2) осуществляла интеграцию частей системы в целостность, т. е. объединяла индивидов, группы, общности и т. д.;

3) способствовала достижению цели системы (ее отдельных подсистем, например образовательной, воспитательной и т. д.);

4) создавала возможности интеграции субъектов взаимодействий в общество.

Реализация этих требований и составляет (по Т. Пар­сонсу) сущность функционирования культуры, социальной системы, личности и «поведенческого организма». Духовный компонент взаимодействий в виде ценностей, социальных норм, верова­ний, идеалов и т. д. отражается в тех организациях, социаль­ных институтах, которые создаются людьми в процессе коммуникаций. Ценности, разделяемые группой или общностью, ста­новятся групповыми, общесоциальными и в свою очередь де­терминируют характер взаимодействий.

По Т. Парсонсу, в социальное действие втягиваются не только потребности и интересы конкретного человека, но и его отношения с другими людьми и целыми группами людей, а в конечном счете — со всем обществом, упорядочивающим все эти отношения и создающим возможность коллективных действий.[5]

Если групповые отношения принимают организованный, ле­гитимный характер, то среди представителей группы закреп­ляются права и обязанности каждого человека в отношении друг друга, определяются легитимные функции и роли, кото­рые члены группы берут на себя.

В современной социологии проблемы социального взаимодействия изучаются в аспекте повседневной жизни. Изучение на вид несущественных форм социального взаимодействия, как считает Э. Гидденс, очень важно для социологии. Во-первых, изучая изо дня в день повторяющиеся практики, в которых происходит почти непрерывное взаимодействие людей, а также структурируется и формируется все, что они делают, можно многое узнать об общественной жизни. Во-вторых, изучение повседневности показывает, как творчески люди могут действовать, упорядочивая реальность. Реальность создается во взаимодействии людей. В-третьих, изучение социального взаимодействия в повседневной жизни проливает свет на системы и институты большого масштаба. В современном обществе большинство людей живет в малых и больших городах и все время взаимодействует с теми, кто им лично не знаком. Гражданское невнимание наряду с другими приемами придает облик, присущий городской жизни с типичными для нее толпами торопящихся людей и мимолетными, безличными контактами.

Э. Гидденс, выделяя макро- и микросоциологию в изучении взаимодействия, подробно анализирует микроисследования этого социального процесса. Он рассматривает невербальное общение (выражение лица и телодвижения, жесты, эмоции), повседневную речь при общении. Особое внимание уделяет тому, как происходит координация действий во времени и пространстве. Опираясь на исследования Д. Бодена и Х. Молога, Э. Гидденс говорит о непреодолимом стремлении людей к близости как потребности в соприсутствии при взаимодействии друг с другом или во взаимодействии лицом к лицу. Зрительный контакт сам сигнализирует о степени близости и доверия[6].

В современной социологии используется выражение «сеть взаимодействий». П. Штомпка пишет, что в сети взаимодействий является важным нахождение участников в общем пространстве в одно и то же время, хотя могут иметь место и опосредованные формы взаимодействия, когда участники в пространственном отношении удалены друг от друга или когда между отдельными действиями и реакциями на них проходит некоторое время, как бы возникает запоздание. Штомпка выделает не только повторяющиеся, не только регулярные, но и нормативно регулируемые взаимодействия, в которых имеет место долг, обязанность, обязательства, обоснованное ожидание. Если человек срывает ожидаемое взаимодействие, то его ждут общественные санкции[7].

Одной из форм социальных взаимодействий является власть, которая проявляется в воздействии одного участника взаимодействия на поведение другого. Власть — это иерархизированное взаимодействие и в то же время инструмент, обеспечивающий упорядоченный характер этих взаимодействий.

На любом этапе функционирования демократического государства — будь то его становление или развитие — именно публичная сфера как пространство диалога обеспечивает надежное и эффективное соблюдение демократических норм и правил в отношениях «власть — общество». Основные задачи публичной политики: установление взаимополезных отношений между обществом и властью.

Социальные взаимодействия обретают особые свойства на уровне города, где они являются преимущественно опосредованными, безличными, анонимными, институционализированными. Их базовыми составляющими становятся статусно-ролевые позиции, которые организованы, соединены между собой и упорядочены благодаря социальным институтам и организациям, функционирующим в городе. Регуляция этих взаимодействий осуществляется на основе принципов целесообразности и взаимной эффективности, когда каждый партнер взаимодействия оценивает совокупное вознаграждение и затраты и при необходимости ограничивает свои притязания и соглашается на несимметричное вознаграждение.

4.Социальный конфликт. Социальное взаимодействие может проявляться не только в сотрудничестве, но и в соперничестве, конкуренции и даже носить конфликтный характер. Оно может сопровождаться неприятием одним из субъектов взаимодействия другого его субъекта, его действий, ценностей, интересов. Возникающая при этом напряженность взаимодействия субъектов может принять форму открытого противостояния, т. е. конфликта.

Социальные конфликты являются непременным атрибутом социальных взаимодействий индивидов, групп, общностей. Г. Спенсер рассматривал социальные конфликты не только как неизбежное явление в истории человечества, но и как стимул социального развития. Почти что аналогичную позицию занимал по отношению к роли конфликта в общественном развитии и М. Вебер, представляющий его как своего рода «борьбу» между субъектами социальных взаимодействий.

Наиболее глубокие теоретические обоснования получили проблемы социальных конфликтов в работах Р. Дарендорфа, определяющего свою социологическую концепцию как «теорию конфликта»[8]. Он говорит о регулировании конфликтов, которые при этом не исчезают, но их удаётся регулировать, они становятся контролируемыми, а их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур. По Дарендорфу, успешное регулирование конфликтов предполагает ряд условий. Для этого нужно: 1) чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные, и более того — как оправданные и целесообразные; 2) любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений без попыток устранения их причин; 3) нужно канализировать конфликты, например, организацией конфликтных групп и их соглашений на известные «правила игры», уставы и т. п.

Основатель Чикагской социологической школы Р. Парк, рассматри­вал социальный конфликт как элемент основных четырех видов взаимодействия: соревнования, приспособления, ассимиляции и конфликта. Р. Парк считал, что взаимодействие-соревнование превращается в конфликт лишь тогда, когда возникающие между субъектами проблемы осознаются ими как неразрешимые никакими иными путями, ощущаются как угроза своему существованию. Р. Парк утверждал, что в процессе конфликта субъекты взаимодействий более основательно познают друг друга и противоречия, порождающие конфликт, что приводит к дальнейшим прочным контактам и различного рода сотрудничеству [9].

Важнейшим элементом социального взаимодействия считали конфликт и такие крупные исследователи, как К. Маркс, Л. Гумплович, Л. Ф. Уорд, Дж. Бернард, Л. Козер и многие другие.

Социальные противоречия пронизывают всю сферу жизнедеятельности человека: экономическую, политическую и духовную. Массовое сознание различает проблемы общест­венные, затрагивающие большие социальные группы, и про­блемы личностные, касающиеся непосредственно каждого человека.

Кризис общественных отноше­ний наступает тогда, когда большая часть населения одно­временно осознает обострение противоречий во всех, сферах жизни. Степень актуальности в массовом сознании общезначи­мых и личностных проблем не всегда совпадает, что прояв­ляется и в характере социальных конфликтов, уровнях их распространения и глубине.

Л. Козер утверждает, что конфликт не­сет в себе не только деструктивную (разрушительную) функ­цию, но и большой позитивный потенциал. Среди факторов, благотворно отражающихся на состоянии общества, Л. Козер вы­деляет следующие:

· образование групп, установление и поддержание физи­ческих границ групп;

· установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;

· социализацию и адаптацию индивидов и социальных групп;

· создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти;

· получение информации об окружающей среде, что сиг­нализирует о тех или иных проблемах, подлежащих решению;

· стимулирование нормотворчества и социального кон­троля;

· создание новых социальных институтов.

Л. Козер справедливо указывает, что в любой социальной структуре все­гда есть повод для конфликтной ситуации. «Социальные системы отличаются друг от друга уровнем толерантности и институциализации конфликтов; не существует таких обществ, где любое антагонистическое требование могло проявиться беспрепятственно и незамедлительно. Общества располагают способами канализации социального недовольства и негативных эмоций, сохраняя при этом целостность тех отношений, в рамках которых развивался антагонизм. Для этого нередко используются социальные институты, выполняющие функции «предохранительных клапанов» Они представляют замещающие объекты для «переадресовки» настроений ненависти и средства для «освобождения» агрессивных тенденций»[10].

Чтобы избежать наиболее острых форм социальных кон­фликтов, ученые разрабатывают концепции поиска путей к согласию, технологии социальной инженерии и социальной терапии общества. В значительной степени сокращению со­циальных конфликтов, особенно на межличностном и груп­повом уровнях, способствует и рост духовной культуры об­щества, что помогает более цивилизованному общению.

Если основными субъектами конфликта выступают боль­шие социальные общности, потребности и интересы которых реализуются через властные структуры и социальные институ­ты, то в разрешении конфликтов участвуют и их представите­ли: политические организации, правительства, парламенты, а иногда и сами люди.

В современных условиях предпринимаются попытки предвидения и прогнозирования социальных конфликтов путем определения уровня социальной напряженности в контексте социального взаимодействия.

5.Функции социальной напряженности. Явная социальная напряженность проявляется в готовности и участии населения в различных акциях протеста. Латентная напряженность развивается постепенно. Она является производным многих внешних и внутренних факторов: индивидуальной тревожности, переживаний, связанных с глобальными проблемами развития цивилизации, с проблемами социально- экономического развития государства, наконец, с характером межличностных и семейных отношений.

Социальная напряженность субъективна, поскольку она представляет собой феномен общественного сознания. Но она одновременно и объективна, поскольку реально присутствует при определенных условиях, реализуется в деструктивном поведении участников социальных взаимодействий.

Социальная напряженность выполняет важную интегративную функцию в обществе. Эта форма взаимодействия предполагает корректировку интересов и отношений таким образом, чтобы возникали системы обратных связей. Социальное напряжение способствует вызреванию альтернативных решений важнейших социальных проблем.

Как и любое другое общественное явление, социальная напряженность имеет свой собственный механизм возникновения, а также объективные и субъективные факторы, общие причины и предпосылки. Она возникает в обществе, во-первых, в том случае, когда большинство людей постепенно начинают осознавать, что удовлетворение их жизненно важных потребностей, интересов и прав находится под угрозой или реализовать их уже вообще невозможно; во-вторых, когда в существующих условиях пусть даже сравнительно небольшая группа не может удовлетворить свои потребности и потому вне зависимости от причин, вызвавших такую ситуацию, вступает на путь борьбы против действующих порядков. Этап формирования социальной напряженности рассматривается как наиболее благоприятный момент для вмешательства с целью урегулирования всей конфликтной ситуации.

 

* * *

Социальное действие представляет собой преднамеренный поведенческий акт индивида, ориентированный на других людей, их возможные ответные действия. Его признаками являются субъективная мотивация (осознанность) и ориентация на других людей. В структуру социального действия входят: субъект действия (актор, деятель, действующее лицо); потребность в активизации поведения (мотив, интерес); объект действия; цель действия, методы достижения цели; результат. Внешний фактор, влияющий на социальное действие — ситуация (социальная среда, определяющая средства достижения цели). Социальная связь определяется как совокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность людей для достижения поставленных ими целей и задач. Различают следующие виды социальной связи: социальные контакты; социальные взаимодействия; социальные отношения. Социальное взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия индивидов друг на друга, при котором действия одного субъекта являются одновременно причиной или следствием ответных действий другого субъекта. Признаки социального взаимодействия: взаимообусловленность, сопряжённость социальных действий индивидов; возможность возобновления.

 


[1] Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле». 2000. — С. 47.

[2] См.: Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / пер. с англ., комментарии и статья В. В. Сапова. — СПб.: РХГИ, 2000. — С. 505–513.

[3] Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. — С. 512.

[4] См.: Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992.

[5] См.: Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект. 2000. — С. 93–154.

[6] Гидденс Э. Социология / при участии К. Бердсолл; пер. с англ. 2-е изд. — М.: Эдиториал УРСС, 2005. — С. 78–97.

[7] См.: Штомпка П. Социология: Анализ современного общества / пер. с пол. С. М. Червонной. — М.: Логос, 2005. — С. 85.

[8] См.: Дарендорф Р. Современный социальный конфликт: Очерк политики свободы: пер. с нем. — М.: Рос. полит. энциклопедия (РОСПЭН), 2002.

[9] См.: Парк Р. Конфликт // Теоретическая социология: Антология: в 2 ч. — М.: Книжный дом «Университет», 2002 — Ч. 1 — С. 400–406.

[10] См.: Козер Л. Э. Функции социального конфликта // Социология: хрестоматия. — Саранск, 2000. — С. 567.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: