Оценка результатов 45 баллов




Левченко В.П. У-363

Контрольные вопросы.

1.

При управлении судовым экипажем следует придерживаться определёнными психологическим правилам, некоторые из них:

1. Придя на работу, приветствуйте подчиненных; покажите, что вы рады начинать с ними рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

2. Улыбайтесь им, поддерживайте хорошее на­строение и у себя, и у них.

3. Научитесь управлять собой в любых условиях. Всегда будьте привет­ливы, вежливы, обращайтесь к подчиненным на «Вы». Отдавая пору­чения, помните, что подчиненные лучше воспринимается просьба, чем приказ.

4. Очень внимательно следите за тоном и формой разговора с человеком, старайтесь избегать категоричности, умейте располагать к себе людей.

5. Выслушивайте подчиненных с абсолютным вниманием и все запоми­найте (записывать информацию в их присутствии нежелательно).

6. Помните, что каждый человек — индивидуальность и умейте принять точку зрения другого, а не судить обо всем «со своей колокольни».

7. Учитывайте в управленческой деятельности, что если в коллективе объединяются мужчины и женщины, то они имеют свои чисто мужские и женские особенности психологии.

8. Не злоупотребляйте правом единоначалия, чаще советуйтесь с подчи­ненными.

9. Цените самостоятельность людей и избегайте навязчивых услуг под­халимов.

10. Следите за прохождением информации по возможности без искажения. Рождение слухов всегда будоражит людей и осложняет деловое общение. Если к человеку есть претензии, поговорите с ним спокойно наедине и выясните существующую проблему.

11. Имейте по возможности полную информацию о своих подчиненных. Постоянно пополняйте эти знания. Интересуйтесь их делами и на­строением. Будьте готовы проявить активное внимание и прийти на помощь в трудные моменты их жизни.

Предостережения:

– не унижайте достоинства людей, не допускайте перерастания критики в их адрес в оскорбление их личности;

– не преследуйте подчиненных за критику. Она избавля­ет вас от дальнейших ошибок и упущений в работе. Будьте самокри­тичны — это укрепит ваш авторитет;

– не перегружайте человека общением и заботой, дифференцируйте психологическое воздействие;

– не допускайте давления своей личности на личность подчиненного. Будьте осторожны, применяя средства регуляции состояния человека;

– не перегружайте в процессе общения чувственную сферу человека (это ведет к ненужным переживаниям и трате нервной энергии);

– храните тайну человека (его настоящее, прошлое и будущее);

– не заводите сугубо личных привязанностей в коллективе, которым руководите, поскольку чем ближе отношения, тем сложнее в конфликтной ситуации;

– не пытайтесь перевоспитывать людей, это неблагодарное занятие. Лучше занимайтесь самовоспитанием и психологическим анализом своего поведения;

– не усиливайте отрицательную доминанту, все время подпитывая ее воспоминаниями об отрицательных качествах и проступках человека, а накапливайте положительную информацию;

– избегайте публичных критических высказываний. Помните, что самое положительное отношение людей — к публичной похвале, самое отрицательное — к публичной критике.

 

 

2.

Особую проблему для руководителей, коллег и партнеров представляет общение с так называемыми «трудными» людьми, т. е. людьми, обладающими сложным, тяжелым характером и деструктивными особенностями поведения и межличностного общения. С ними трудно практически всем и почти всегда, потому что привычное для них поведение выво­дит окружающих из душевного равнове­сия и лишает способности эффектив­но действовать. К сожалению, «трудные» люди встречаются почти в каждой организации и в каждом коллективе, судовой экипаж не исключение.

Принципы общения с такими людьми:

1. Осознайте, что человек труден в общении, и опре­делите, к какому типу «трудных» людей он относится.

2. Четко уясните себе, что этот человек именно такой, какой он есть, и вы уже не смо­жете изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его пси­хологические особенности и особенности его нервной системы. Общий подход к проблеме «трудных» людей таков: не надо пытаться изме­нять других людей. Если хочешь изменить другого — изменись сам.

3. Постарайтесь понять психологические особенности «трудного» человека, его мотивы и чувства, влияющие на его поведение. Для того чтобы чувствовать себя уве­реннее в ситуациях, когда вы вынуждены вступать в контакт с «трудным» человеком, требуется умение понимать его мотивы, чувства и намерения. Надо обязательно знать его слабости, но в то же время важно видеть и уметь направлять на пользу дела его сильные стороны.

4. В оценке чужого поведения не пренебрегайте ситуативными факторами. Постарайтесь увидеть ситуацию так, как ее видит другой, понять особенности ситуации, обстоятельства, повлиявшие на выбор им способа действий. Постарайтесь понять не только чувства и намерения человека, но и увидеть ситуацию так, как ее видит он.

5. Выявите скрытые нужды и интере­сы «трудного» человека и постарайтесь найти способ их удовлетворения. В основе особенностей поведения «трудного» человека — удовлетворение некото­рых скрытых нужд и интересов, как правило, связанных с прошлы­ми потерями и разочарованиями (например, «агрессист» своим поведением пытается подавить малодушие и пугливость). Необходимо, исходя из вашего жизненного опыта и желания, не осложнять ситуацию, не дово­дить человека до стресса, подобрать к такому человеку «ключик», найти к нему индивидуальный подход.

6. Исходя из конкретных особенностей его поведения и сложившейся ситуации, продумайте собственные варианты продук­тивного поведения в сложных ситуациях взаимодействия с «трудным» человеком, основные способы реагирования на его нежелательное поведение.

Сталкиваясь с «трудным» человеком в работе, не имея воз­можности его изменить, нужно уметь отста­ивать свою возможность влиять на разви­тие ситуации, проду­мать некоторые стратегии поведения, ко­торые в дальнейшем использовать наме­ренно и осознанно. Руководитель должен развивать у себя гибкость поведения, воспитывать уверенность в себе, осваивать эффективные способы взаимоотношений с «трудными» людьми, методы противостояния агрессивно-враждебному поведению. Если это сделать не удастся, то останется только примириться с ситуацией и перевести такого «трудного» человека в разряд стихийного бедствия. Однако ситуация редко бывает безвыходной, и правильное, обдуманное поведение руководителя в большинстве случаев может превратить «трудного» работника в полноценного члена коллектива.

7. Контролируйте свои эмоции. Сохраняйте спокойствие и нейтралитет. Умейте преодолевать собственные отрицательные эмоции (страх, злость, тревогу и др.), неизбежно возникающие при общении с «трудными» людьми.

Важно преодолевать собственные отрицательные эмоции, уметь справлять­ся со страхом, злостью, тревогой, т. е. уметь занять метапозицию «наблюдателя за своим поведением», сохраняющего самооб­ладание и контролирующего свои эмоции.

8. Не попадите под влияние «трудного» человека, под воздействие его точ­ки зрения, мироощущения, поступков и т. д.

9. Используйте открытое обсуждение причин «труд­ного» поведения человека. Постарайтесь откровенно поговорить с ним, понять его и выявить истинные причины его поведения. Настаивайте на том, чтобы чело­век говорил правду. Необходимо убедить его, что отношение к нему будет определяться тем, на­сколько он правдив и как бу­дет поступать в дальнейшем.

10. Используйте совместный подход к разрешению конфликтов, которые возникают после отнесения поведения «трудного» человека к определен­ному типу, его нейтрализации или взятия под контроль.

 

 

Практическая работа

Выполните тесты:

Тест 1. "Умение организовать свой труд"

В соответствии с ключом к тесту выберите только один вариант ответа.

 

1.Имеются ли у Вас главные, основные цели в жизни, к достижению которых Вы стремитесь?

A. У меня есть такие цели.

Б. Разве нужно иметь какие-то цели? Ведь жизнь так изменчива...

B. У меня есть главные цели, и я подчиняю свою жизнь их достижению.

Г. Цели у меня есть, но моя деятельность мало способствует их достижению.

2.Составляете ли Вы план работы, дел на неделю, используя для этого еженедельник,

спецблокнот.

А. Да.

Б. Нет.

B. Не могу сказать ни "да", ни "нет", так как намечаю главные дела в голове, а план на

текущий день — в голове или на листе бумаги.

Г. Пробовал составлять план, используя для этого еженедельник, но понял, что это ничего

не дает.

Д. Составлять планы — это лишь игра взрослых людей в организованность.

3. Отчитываете ли Вы себя за невыполнение намеченного на неделю, на день?

A. Отчитываю в тех случаях, когда вижу свою вину, лень или неповоротливость.

Б. Отчитываю, несмотря ни на какие субъективные или объективные причины.

B. Сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще отчитывать самого себя?

Г. Придерживаюсь такого принципа: что удалось сделать сегодня — хорошо, а что не

удалось — выполню, может быть, в другой раз.

4. Как Вы ведете свою записную книжку с номерами телефонов деловых людей, знакомых,

родственников, приятелей и т. д.?

A. Я хозяин (хозяйка) своей записной книжки: как хочу, так и веду записи номеров

телефонов, фамилий, имен. Если понадобится чей-то номер телефона, то обязательно найду

его.

Б.Часто меняю записные книжки с записями телефонов, так как нещадно их "эксплуатирую".

При переписке телефонов стараюсь все сделать "по науке", однако при дальнейшем

пользовании вновь сбиваюсь на произвольную запись.

B. Записи телефонов, фамилий, имен веду "почерком настроения", считаю, что был бы

записан номер телефона, фамилия, имя, отчество, а на какой странице записано, прямо или

криво, это не имеет особого значения.

Г. Используя общепринятую систему — в соответствии с алфавитом записываю фамилию,

имя, отчество, номер телефона, а если нужно, то и дополнительные сведения (адрес, место

работы, должность).

5. Вас окружают различные вещи, которыми Вы часто пользуетесь. Каковы Ваши принципы

расположения вещей?

A. Каждая вещь лежит там, где ей хочется.

Б. Придерживаюсь принципа: каждой вещи — свое место.

B. Периодически навожу порядок в расположении вещей, предметов. Затем кладу их туда,

куда придется, чтобы не загружать голову "расположением". Спустя некоторое время опять

навожу порядок и т. д.

Г. Считаю, что данный вопрос не имеет никакого отношения к самоорганизации.

6. Можете ли Вы по истечении дня сказать, где, сколько и по каким причинам Вам пришлось

напрасно потерять время?

A. Могу сказать о потерянном времени.

Б. Могу сказать только о месте, где было напрасно потеряно время.

B. Если бы потерянное время обращалось в деньги, тогда бы я считал(а) его.

Г. Всегда хорошо представляю, где, сколько и почему было напрасно потеряно время.

Д. Не только хорошо представляю, где, сколько и почему было потеряно время, но и

изыскиваю приемы сокращения потерь в тех же самых местах или ситуациях.

7. Каковы Ваши действия, когда на совещании, на собрании начинается переливание из

пустого в порожнее?

А. Предлагаю обратить внимание на существо вопроса.

Б. Любое совещание или собрание представляет собой сочетание как "полного", так

и "пустого". Когда наступает "пустое", то ждешь "полного". Когда проходит полоса

"полного", то немного утомляешься и для разрядки... ждешь "пустое". В таком

чередовании и проходит совещание или собрание. И ничего тут не поделаешь.

В. Погружаюсь в "небытие".

Г. Начинаю заниматься теми делами, которые взял с собой в расчете "на переливание".

8. Предположим, что Вам предстоит выступить с докладом. Будете ли Вы уделять внимание не

только содержанию доклада, но и его продолжительности?

А. Буду уделять самое серьезное внимание содержанию доклада. Думаю, что

продолжительность нужно определять лишь приблизительно. Если доклад будет

интересным, то всегда дадут время, чтобы закончить его.

Б. Уделяю в равной степени внимание содержанию и продолжительности доклада, а также

его вариантам в зависимости от времени.

9. Стараетесь ли Вы использовать буквально каждую минуту для выполнения задуманного?

A. Стараюсь, но не всегда получается в силу личных причин (упадка сил, настроения и др.).

Б. Не стремлюсь к этому, так как считаю, что не нужно быть мелочным в отношении

времени.

B. Зачем стремиться, если время все равно не обгонишь. Г. Стараюсь и пытаюсь несмотря ни

на что.

10. Какую систему фиксации поручений, заданий и просьб Вы используете?

A. Записываю в своем еженедельнике, что выполнить и к какому сроку.

Б. Фиксирую в своем еженедельнике наиболее важные поручения, просьбы, задания.

"Мелочи" пытаюсь запомнить. Если забываю о них, то не считаю это недостатком.

B. Стараюсь запоминать поручения, задания и просьбы, так как это тренирует память.

Однако должен (должна) признаться, что память часто подводит меня.

Г. Придерживаюсь принципа "обратной памяти": пусть помнит о поручениях и заданиях тот,

кто их дает. Если поручение нужное, то о нем не забудут и вызовут меня для срочного

исполнения.

11. Насколько Вы точны при деловых встречах, при приходе на собрания, совещания, заседания?

A. Прихожу раньше на 5 — 7 минут.

Б. Прихожу вовремя: к началу собрания, совещания или заседания.

B. Как правило, опаздываю.

Г. Всегда опаздываю, хотя пытаюсь прийти раньше или вовремя. Д. Если бы было издано

научно-популярное пособие "Как не опаздывать", то я, вероятно, научился (научилась) бы

не опаздывать.

12. Какое значение Вы придаете своевременности выполнения заданий, поручений, просьб?

А. Считаю, что своевременность выполнения — это один из важных показателей моего

умения работать, это своего рода триумф организованности. Однако кое-что мне не всегда

удается выполнить вовремя.

Б. Своевременность выполнения — это зверь, который может укусить именно в ту минуту,

когда задание выполнено. Лучше немного затянуть выполнение задания.

В. Предпочитаю поменьше рассуждать о своевременности, а выполнять задания и поручения

в срок.

Г. Своевременно выполнить задание или поручение — это верный шанс получить новое.

Исполнительность всегда своеобразно наказывается.

13. Предположим, Вы пообещали что-то сделать или в чем-то помочь другому человеку. Но

обстоятельства изменились таким образом, что выполнить обещанное довольно

затруднительно. Как Вы будете себя вести?

A. Сообщу человеку об изменении обстоятельств и о невозможности выполнить обещанное.

Б. Постараюсь сказать человеку, что обстоятельства изменились и выполнение обещания

затруднительно. Одновременно скажу, что не нужно терять надежды на обещанное.

B. Буду стараться выполнить обещанное. Если выполню — хорошо, если не выполню — тоже

не беда, так как я довольно редко не сдерживаю своих обещаний.

Г. Ничего не буду сообщать человеку. Выполню обещанное во что бы то ни стало.

 

 

Оценка результатов 45 баллов

Тест 2. "Умеете ли вы вести переговоры?"

Поставьте сами себе баллы от 1 до 5 и запишите их около каждого вопроса (это надо сделать корректно и объективно). Не опасайтесь ставить и крайние оценки. Оценки означают: 1 — нет, так не бывает;

2 — нет, как правило, так не бывает; 3 — неопределенная оценка;

4 — да, как правило, так бывает; 5 — да, так бывает всегда.

1. Даю подчиненным поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня. 3

2. У меня всегда много идей и планов. 4

3. Я прислушиваюсь к замечаниям других. 5

4. Мне в основном удается привести логически правильные аргументы при обсуждениях. 4

5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно. 3

6. Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что. 3

7. Когда другие люди приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь. 4

8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее. 4

9. Свои ошибки я по большей части признаю. 5

10. Я предлагаю альтернативы предложениям других. 4

11. Защищаю тех, у кого есть трудности. 4

12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью. 4

13. Мой энтузиазм заразителен. 3

14. Я принимаю во внимание точку зрения других людей и стараюсь отразить ее в проекте решения. 4

15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и на своих гипотезах. 4

16. Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргумент ы. 4

17. Ясно выражаю свои мысли. 4

18. Я всегда признаюсь в том, что чего-то не знаю. 4

19. Энергично защищаю свои взгляды. 3

20. Я стараюсь развивать чужие идеи так, как будто они были моими. 2

21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить на тот или иной вопрос другие, и ищу аргументы. 4

22. Я помогаю людям советом, как организовать свой труд. 4

23. Увлекаясь своими проектами, своими планами работы на перспективу, я обычно не интересуюсь планами других людей. 2

24. Я прислушиваюсь и к тем людям, которые имеют точку зрения, отличающуюся от моей. 4

25. Если кто-то не согласен с моим проектом, я ищу новые пути. 2

26. Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной. 2

27. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях. 4

28. Я всегда нахожу возможность организовать поддержку моих проектов. 4

29. Я понимаю чувства других людей. 4

30. Я больше стараюсь высказывать свои мысли, чем выслушивать чужие. 3

31. Прежде чем защищаться, я внимательно выслушиваю критику. 4

32. Излагаю свои мысли системно. 4

33. Даю возможность другим изложить свою точку зрения. 4

34. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях. 3

35. Меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей. 3

36. Как правило, я никого не перебиваю. 3

37. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так. 4

38. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступить.3

39. Говорю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу. 4

40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, кто редко просит слова. 4

Результат А-69 В-71

Суммируйте баллы, поставленные вами против утверждений 1,3,

5. 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37 и 40, и обозначьте сумму через А (она находится в интервале от 20 до 100). Для получения суммы В прибавляйте баллы к утверждениям 2, 4,

6. 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38 и 39. Эта величина также должна находиться в интервале от 20 до 100.

Результаты теста показывают, является ли ваше поведение на совещаниях дипломатичным или авторитарным.

Если сумма А не менее чем на десять баллов превышает сумму В, то вы хороший дипломат.

Если же сумма В как минимум на десять баллов больше суммы А, то вы ведете дискуссию авторитарно, властно и бесцеремонно.

Если же обе суммы различаются менее чем десятью баллами, то ваше поведение не получает однозначной оценки в коллективе. Она может быть как положительной, так и отрицательной — в зависимости от обстоятельств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: