Семинар 8. Мировой политический процесс и геополитика.




4. Научные школы современной геополитики.

1) Атлантизм. Это концепция культурно-цивилизационного, политического, экономического и военного сближения государств Северной Америки и Европы на основе общих ценностей демократии, индивидуальной свободы и прав человека.

 

Теория атлантизма зародилась в конце Второй мировой войны. Ее основоположниками считаются Н. Спайкмен, А. Мэхэн, Х. Маккиндер, Д. Мейнинг, С. Хантингтон. Так, Н. Спайкмен (1893–1943) выделял «атлантический контингент» стран, связанных общностью культуры западно-европейского происхождения, идеологией либерал-капитализма и демократии, единством их политической и этической судьбы. Мозгом нового атлантического сообщества он считал Западную Европу и США, располагавших мощным военно-промышленным и торговым потенциалом.

 

Практическим воплощением концепции атлантизма стало создание в 1949 г. Организации Североатлантического договора (НАТО), осуществление США в отношении СССР стратегии «анаконды» (блокирование Советской Евразии сетью военно-морских баз), идеологическое противостояние капиталистического и социалистического мира.

 

2) Мондиализм (от фр. monde — мир). Согласно этой идеологической концепции все государства и народы сольются в единое планетарное пространство, в котором будут ликвидированы этнические, национальные, религиозные и культурные границы. Управлять этим образованием будет некое мировое правительство, находящееся под эгидой США, которое будет внедрять в жизнь мирового сообщества западные ценности. Идеи мондиализма воплотились в создании ООН (1945), Бильдербергского клуба (1954), на закрытых заседаниях которого обсуждались проблемы мирового развития, в стратегии Pax Americana (дословно «мир по-американски») — стратегии глобального доминирования США, а также в политике, которую проводили известные адепты неоатлантизма Зб. Бжезинский и Г. Киссинджер. В русле мондиализма создавались теория конвергенции, концепция «конца истории» Ф. Фукуямы, геоэкономика Ж. Аттали. Теория конвергенции основывалась на том, что в результате сближения капитализма и социализма появится новая цивилизация. «Конец истории» Фукуяма связывал с распадом СССР и распространением демократических и рыночных ценностей по всему миру. Геоэкономика предполагала противостояние богатого Севера и бедного Юга, установление «эры денег».

3) «Новые правые». Наиболее влиятельным направлением в геополитических исследованиях на Европейском континенте была возникшая в конце 1960-х гг. во Франции школа «новых правых», противопоставлявшая понятия «Европа» и «Запад». Эта школа, по мнению авторов монографии «Глобальная геополитика», была однозначно ориентирована на возрождение могущества Евразийского континента (на основе «общей истории» и «общего будущего»), на отторжение атлантизма и мондиализма. Но «общая судьба» Евразийского континента, считали «новые правые», находится под угрозой возможного геополитического альянса США и Китая, поэтому в различных геополитических сценариях (Ж. Тириара, И. Лакоста, Ж. Парвулеско) России отводилась некая мессианская роль спасителя Европы и всего Евразийского континента от атлантистских притязаний.

 

4) Неоевразийство. Эта концепция аккумулировала в себе основные идеи евразийства. По мнению создателя теории евразийства П. Н. Савицкого (1895–1968), суть ее в том, что Россия понимается как особое цивилизационное образование, обладающее качеством «срединности». «Срединность» России является основой ее исторической идентичности: она не Европа и не Азия, это Евразия, синтез мировой культуры и мировой истории, развернутый в пространстве. Российская цивилизация — особый тип цивилизации, сложившийся из арийско-славянской культуры, тюркского кочевничества, православной традиции. Великороссы как этнос не ответвление восточных славян, но синтез славян и тюрок. Так Савицкий косвенно оправдывал монголо-татарское иго, благодаря которому, по его мнению, «Россия обрела свою геополитическую самостоятельность и сохранила свою духовную независимость от агрессивного романо-германского мира». Для Савицкого «Россия — наследница Великих Ханов, объединительница Азии. В ней сочетаются одновременно историческая “оседлая” и “степная” стихии».

 

Важный аспект теории П. Н. Савицкого — принцип идеократии, согласно которому евразийское государство должно строиться сверху вниз, отправляясь от изначального духовного импульса, в согласии с некоей Идеей, и во главе него должен стоять особый класс «духовных вождей». Идеократия, предполагавшая главенство непрагматического, некоммерческого подхода к государственному устройству, была прямо противоположна прагматико-коммерческому подходу, доминировавшему в доктринах Х. Маккиндера, А. Мэхэна и Н. Спайкмена.

 

Источник:

 

Н. В. Устинова

Геополитика: учебное пособие



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: