Занятие 5. Слушать и слышать
Задачи: формировать у детей представление о "хорошем слушателе"; учить слушать собеседника, развивать умение договариваться друг с другом; вырабатывать навыки бесконфликтного общения.
Подготовительная работа. Приготовить часы с секундной стрелкой, маркер, прикрепить к доске лист ватмана.
Примерные этапы тренинга:
Первый этап. "Умение слушать". В беседе о значении общения в жизни людей ученики рассказывают о том, для чего они общаются друг с другом. Выясняется, что в ходе общения каждому приходится не только говорить (делиться знаниями, новостями, рассказывать о настроении, чувствах, интересах и др.), но и слушать своего собеседника.
Ответы на вопросы "Нравится ли вам, когда вас внимательно выслушивают?", "Каким вы представляете "хорошего слушателя"?", "Какими качествами должен обладать "хороший слушатель"?" записываются на лист ватмана.
ХОРОШИЙ СЛУШАТЕЛЬ смотрит в глаза, не перебивает, сочувствует, подбадривает, поддерживает, выглядит заинтересованным, проявляет терпение, умеет держать паузу, ставит себя на место другого, проявляет неравнодушие, кивает, жестикулирует, улыбается, не возражает, не пытается постоянно высказывать свое мнение...
Второй этап. "Хорошее и плохое общение". Дети выполняют в парах следующие упражнения (Эйлин Хили. Как научить младших школьников улаживать конфликты. — М., 1992. —С. 12— 13):
1. Оба ученика говорят одновременно от 30 с
до 1 мин на темы:
"Любимая телевизионная передача", "А знаешь ли ты, что..." и др. В ходе обсуждения ребята отвечают на вопросы:
♦ Что вы чувствовали во время разговора?
♦ Не казалось ли вам, что больше нечего сказать собеседнику?
♦ Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что вам тяжело слушать собеседника?
2. Один ученик о чем-то говорит в течение
1 мин. Его собеседник полностью его игнорирует.
Затем они меняются ролями. Обсуждаются ответы
на вопросы:
♦ Как вы себя чувствовали, когда вас игнорировали?
♦ Это вам ничего не напомнило?
3. Один ученик говорит в течение 1 мин, второй
внимательно слушает. Затем они меняются ролями.
Обсуждаются ответы на вопросы:
О В чем разница между впечатлениями от разговора?
♦ Как вы себя чувствовали, когда вас слушали?
♦ Как вы определили, что вас слушают?
Учитель дописывает на лист ватмана качества
"хорошего слушателя", отмеченные детьми во время совместного обсуждения упражнений.
Пачаткоеая школа 3- 2003
Школачеловечности
![]() |
Наш внутренний мир: изучаем правила общения
Третий этап. "Что нужно для взаимопонимания". Два ученика по желанию выходят к доске и садятся спиной друг к другу. Они должны договориться о совместной подготовке занимательной информации к уроку, о правилах какой-либо игры и т. п.). После выполнения задания ребята делятся впечатлениями и ощущениями от разговора с помощью вопросов типа: было ли вам удобно? Не хотелось ли что-нибудь изменить? Делается вывод о том, что для достижения договоренности в ходе любых переговоров важно видеть глаза и лицо своего собеседника.
Двум следующим ученикам предлагается вести разговор друг с другом в условиях, когда один из них сидит на стуле, а другой стоит. Через некоторое время дети меняются местами, чтобы испытать ощущения разговаривающего "сверху" и "снизу". Одноклассники наблюдают за жестами, телодвижениями, мимикой собеседников.
После выполнения задания участники диалога обмениваются впечатлениями, а остальные ребята делятся результатами наблюдения. Педагог обобщает мнения детей и делает вывод о значении невербальных средств общения.
Домашнее задание: 1. В беседе со знакомым человеком проявить качества "хорошего слушателя". Обратить внимание, остался ли собеседник доволен результатом разговора. 2. Понаблюдать за беседой незнакомых людей в транспорте, на улице, по телевидению, отметить, были ли они хорошими слушателями друг для друга.
Советы организаторам:
1. Прикрепите на несколько дней в классе на видном месте плакат с описанием качеств "хорошего слушателя". Обращайте на него внимание учеников в ситуациях общения с одноклассниками.
2. Обсудите впечатления детей от тренинга. Убеждайте учащихся в том, что хороший собеседник — это не только интересный рассказчик, но и внимательный слушатель.
3. Ознакомьте родителей с требованиями к "хорошему слушателю". Посоветуйте придерживаться этих правил в общении с ребенком.
Занятие 6. Смотреть на мир глазами другого человека
Задачи: учить детей сочувствовать людям; развивать умение становиться на позицию собеседника, смотреть на ситуацию с его точки зрения; работать над преодолением детского эгоцентризма.
Подготовительная работа. Педагог придумывает историю о герое сказки, например о том, что думает старуха Шапокляк о своей одинокой жизни, или как грустно и печально живется Снежной Королеве одной в своем ледяном дворце, или как обидели волка.
Примерные этапы практикума:
Первый этап. "Как обидели волка". Дети вспоминают содержание сказки "Красная Шапочка", называют положительных и отрицательных героев, характеризуют их.
Учитель предлагает послушать эту же историю, рассказа-ную Серым Волком:
— Я жил в лесу. Лес был моим домом, и я не жалел сил, чтобы содержать его в чистоте и порядке.
Однажды летним днем я убирал мусор, оставленный туристами, как вдруг услышал шаги. Выглянув из-за дерева, увидел маленькую девочку с корзиной в руках. Она сразу показалась мне подозрительной: вся разодетая в красное, в шляпе, надвинутой на нос.
Конечно, о человеке нельзя судить по одежде, но она пришла в мой лес, и я решил разузнать о ней побольше. Я спросил девочку, кто она, откуда и куда направляется. Однако она мне весьма резко ответила, что с незнакомыми не разговаривает. Я очень расстроился. Это же мой лес, в нем я вырастил целый волчий выводок. Девочка все-таки сказала, что идет навестить бабушку и несет ей обед. Я решил, что неплохо бы научить девочку хорошим манерам и, распрощавшись, побежал напрямую к дому бабушки. Милая старушка внимательно выслушала меня и согласилась, что внучке следует быть уважительнее. Мы решили преподнести ей урок.
Когда девочка пришла, я лежал в кровати. Она сразу же сделала грубое замечание по поводу моих ушей. Я вежливо объяснил, что большие уши мне нужны для того, чтобы лучше слышать. Тут она сделала еще одно замечание, уже насчет моих "выпученных" глаз. Представляете, какие чувства вызвала во мне эта девочка, которая старалась выглядеть хорошей, а оказалась такой грубиянкой. Ноя — волк воспитанный, обиды не показал и сказал, что у меня такие большие глаза, чтобы лучше видеть. Но ее следующая выходка меня окончательно разозлила. У меня всегда были трудности из-за зубов. Но когда эта тихая с виду девочка раскритиковала мои зубы, я вышел из себя и заорал, что зубы такие большие, чтобы съесть ее. Однако ни один нормальный волк никогда не станет есть маленьких девочек. Это знают все. Но этот глупый ребенок стал вдруг с криком носиться по дому. Я снял бабушкину одежду, однако это только ухудшило дело.
Вдруг дверь с шумом распахнулась, и я увидел здоровенного парня с топором в руках, работника местного лесничества. Дела мои были плохи. Я быстро, нос достоинством удалился через окно.
Бабушка почему-то никому не рассказала, как на самом деле все произошло, и вскоре обо мне поползли невероятные слухи. С тех пор мне нет жизни в лесу.
Проводится беседа-обсуждение по вопросам: чем эта история отличается от знакомой нам сказки? Как часто мы смотрим на события только с одной точки зрения? Возможно ли по-новому посмотреть на внутренний мир "плохого" героя, встав на его позицию? Изменится ли представление о нем?
Второй этап. "Неоконченные рассказы". В ситуациях доверительного общения, говорит учитель, мы задаем друг другу вопросы типа: если бы ты был на моем месте,
Пачашковая школа 3.2003
Школа человечности
![]() |
то как бы поступил? Ты можешь понять, что я чувствовал в этот момент? Ты представляешь мое состояние, когда я услышал это? Произнося эти фразы, мы просим собеседника постараться понять нас, посочувствовать нам, подсказать выход из ситуации. Очень важно, чтобы собеседник сумел это сделать. А умеем ли мы сами "смотреть на мир чужими глазами"? Послушайте начало рассказа и попробуйте посмотреть на описываемое явление природы с точки зрения детей, гуляющих во дворе; их родителей; снегоуборочной машины; зайца и лисы в лесу; вороны и дерева, на котором она сидит; других персонажей.
К вечеру небо покрылось тяжелыми, серыми тучами и пошел снег. Медленно падали вниз большие белые снежинки...
Ученики "вживаются" в выбранную ими роль и от первого лица рассказывают о восприятии этого явления природы. Затем зачитывается отрывок из рассказа:
Мальчик жил на девятом этаже многоквартирного дома. Однажды он вышел на балкон и нашел там газеты, которые вчера читал его папа. Мальчик стал рвать газеты и бросать вниз. Занятие это показалось ему привлекательным. Попадая в воздушные потоки, обрывки бумаги кружились то быстро, то медленно и падали на газон, на тротуар возле дома...
Ребята придумывают содержание беседы с мальчиком от имени его друга, бабушки, папы, дворника, котенка, играющего на газоне. Затем дети отвечают на вопросы:
Можете ли вы описать свои ощущения в новой роли?
Легко ли "вживаться" в роль и сохранять определенный стиль поведения?
Что чувствовал ваш герой, разговаривая с этим мальчиком?
Сможете ли вы в реальной жизни посмотреть на события с позиции разных людей?
Домашнее задание: представить, о чем думают, что чувствуют родители, когда сын (дочь) радует их своими успехами в учебе. В дневнике самонаблюдений закончить предложения: Я — папа (мама)... Сегодня мой ребенок получил по... высшую отметку. Я думаю, что он... Я чувствую к нему...
Советы организаторам:
1. Стремитесь к тому, чтобы в ходе практикума дети были раскованны и отвечали вам честно. Отмечайте наиболее удачные ответы.
2. Объясняйте ученикам специфику каждой роли с целью преодоления стереотипности ответов. Учащиеся боятся обвинения в неуважении к нравственным нормам, поэтому используйте рассказы практически нейтральные к нравственным проблемам.
3. К концу занятия постарайтесь подвести ребят к выводу о том, что разные люди смотрят на мир по-разному.
4. Для усвоения детьми разнообразных форм поведения и для коррекции негативных поведенческих реакций при распределении ролей для проигрывания ситуаций подбирайте каждому ребенку персонаж, -который обладает противоположными личностными особенностями. Например, конфликтному ученику дайте роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает (Золушка, Мальчик с пальчик), ребенку с низкой самооценкой предложите роль героя, которым все восхищаются (например, Илья Муромец), расторможенному, гиперактивному ученику — роль, предусматривающую ограничения активности (Стеклянный человечек, Стойкий оловянный солдатик) и т. п.
5. Объясните детям значение выражения "смотреть на происходящее глазами другого" — постараться почув-
Щ
^_____2^~т1-чатковая школа 3-2003
ствоватьто, что в этот момент ощущает другой, понять его мысли, переживания.