Эстетические принципы романтизма




Романтизм и его эстетические принципы. Романтический герой.

Романти́зм — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Разочарование в итогах Французской революции поставило под вопрос породившую ее идеологию Просвещения, и в искусстве послереволюционной эпохи — в романтизме — произошла полная смена мировоззренческих и эстетических ориентиров.

Эстетические принципы романтизма

1.Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное.

Неудовлетворенность действительностью и кризис идеалов классицизма вызвали желания уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве мира. Новое, непознанное становится главным предметом изображения.

Герои те, кто исключителен и находится в исключительных условиях. Романтический герой готов «перевернуть мир и защитить весь мир, нести за людей всю скорбь…». Ему неуютно и одиноко в реальном мире. Он в постоянном противостоянии, конфликте с окружающим его миром..

2.Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы

В жизни Природы герой романтик всегда видит либо отражение своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя –романтика. Перед стихией Природы человек беспомощен и слаб.

3.Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.

Давно ушедшие исторические эпохи стали художественной метафорой романтического искусства. В прошлом надеялись найти гармонию и красоту, не существующие в современном мире- идеализация прошлого, ностальгическая грусть, тоска по уходящему настоящему. Стремление увидеть в историческом прошлом прежде всего то, что соответствовало эстетическому идеалу, отвлекаясь при этом от реальных общественных противоречий (романы А. Дюма)

4. Экзотика дальних стран.

Восток – поле научных, художественных изысканий. (Египет,Индия, Китай, Сирия, Палестина, Марок, Турция и Алжир). Восточный колорит будил воображение и вдохновлял художников, прибежище разочарованной души, место, где можно спрятаться от невыносимой действительности. Расширилась география экзотических стран (Американский континент).

Романтический герой

Романтический герой — всегда натура исключительная, не похожая на окружающих людей, он гордится своей исключительностью, хотя она становится причиной его несчастий, его непонятости.

Романтический герой бросает вызов окружающему миру, он в конфликте не с отдельными людьми, не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом, со всей вселенной. Раз отдельно взятая личность равновелика целому миру, она должна быть столь же масштабной и сложной, как целый мир. Романтики поэтому сосредоточиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир романтического героя весь состоит из противоречий. Романтическое сознание в бунте против повседневности устремляется к крайностям: одни герои романтических произведений устремлены к духовным высям, уподобляются в своем поиске совершенства самому творцу, другие в отчаянии предаются злу, не зная меры в глубине морального падения. Одни романтики ищут идеал в прошлом, особенно в средневековье, когда еще было живо непосредственное религиозное чувство, другие – в утопиях будущего. Так или иначе, исходная точка романтического сознания – неприятие тусклой буржуазной современности, утверждение места искусства не просто как развлечения, отдыха после трудового дня, посвященного зарабатыванию денег, а как насущной духовной потребности человека и общества.

Положительный романтический герой, как правило, носитель авторского идеала, непременно благороден во всем, даже в мести. Это почти всегда молодой человек, вступающий в жизнь и сталкивающийся с ее жестокими законами. Им может быть юноша, герой своего времени, полный надежд и идеальных устремлений, мечтатель, пылкий влюбленный, нередко поэт, художник или музыкант (таковы положительные герои Гофмана). Часто это молодой человек, переживший разочарование, крушение любви и дружбы, испытавший все и не верящий в добро, а потому предающийся мировой скорби (Манфред Дж. Байрона).

Мир для романтиков — тайна, загадка, познать которую может только откровение искусства. В романтическую литературу возвращается изгнанная Просвещением фантастика, и фантастическое у романтиков воплощает идею о принципиальной непознаваемости мира. Мир романтики познают всеми органами чувств, смотрят на него сквозь призму сердца, сквозь призму субъективных эмоций личности, причем это воспринимающее сознание равновелико всему остальному внешнему миру. Романтики возвеличивают личность, ставят ее на пьедестал.

Личность для романтиков — целая Вселенная, у которой есть и «ночная» сторона, имеющая свои тайны и свою притягательность.

Романтический герой осознает бесплодность своих усилий, но не просит пощады и не примиряется с жизнью. Он не может удовлетвориться частичными победами, ему надо все или ничего.

Романтики видят в душе человека соединение двух полюсов – «ангела» и «зверя» (В. Гюго), отметая однозначность классицистской типизации через «характеры».

Бегствовдуховныймирневсегдаудовлетворялоромантиков, им хотелось, чтобы их эстетический и нравственный идеал приобрел реальные формы. Таким реальным воплощением идеала для романтиков становилась природа. Романтики одушевляли природу, находили в ней созвучие своим настроениям и чувствам.

Романтизм показал, что неблагополучное состояние мира стало состоянием духа, он создал могучие лирические характеры, способствовавшие художественному исследованию особого состояния духа («мировая скорбь»), и понял, что состояние мира, суть бытия определяют бессмертие зла и вечность борьбы с ним.

Особый смысл в романтизме приобретает образ и тема смерти, которая также имеет для романтиков двоякий смысл. Смерть в их произведениях изображается как средоточие ужаса, черная зияющая дыра. Но смерть может выступать и как избавление от страданий, как бегство в некий идеальный потусторонний мир, где могут воссоединиться души разлученных влюбленных.

Действительностьдляромантиков — таинственна, иррациональна, загадочна. Она противостоит разуму и личной свободе человека. Она — сфера социальных разочарований. Цель романтиков — абсолютное разрешение всех противоречий и создание идеально-совершенного социума. Разлад мечты и обыденности порождает двоемирие в романтической культуре.

Противопоставление поэта толпе, героя – черни, индивидуума – обществу, не понимающему и преследующему его, – характерная черта романтической литературы.

Романтиков волновала и проблема взаимоотношения человека и закона, человека и общества, которую они рассматривали как борьбу двух антагонистических начал: государство подавляет личность, и личность восстает против насилия. В связи с этим у романтиков происходит переосмысление понятий "преступление" и "преступник". Преступником с точки зрения государства является Жан Вальжан (роман В. Гюго "Отверженные"), потому что украл хлеб для голодных детей своей сестры, но для писателя этот герой воплощает истинную человечность и справедливость. В том же романе мы встречаем и подлинного преступника, это трактирщик Тенардье, готовый на все ради денег.

Большое значение романтики придавали эмоционально экспрессивному значению слова. Они нередко ослабляли его прямое значение, выдвигая на первый план скрытые в слове эмоциональные ассоциации, что позволило им запечатлевать самые тонкие, едва уловимые, постоянно изменяющиеся оттенки настроений психики героев.

Центральный конфликт в творчестве романтиков – это конфликт между мечтой и действительностью. Взамен прозы обывательского существования они выдвигали свой гуманистический идеал, вместо корыстных отношений между людьми – иное содержание жизни, основанное на бескорыстии, дружбе и любви, поэтому тема любви и дружбы в романтическом творчестве занимает едва ли не ведущее место. Любовь у романтиков выступает в качестве силы, роднящей и объединяющей людей, способной противостоять вражде и насилию. Любовь окрыляет личность, облагораживает ее, излечивает от дурных наклонностей, как происходит это, например, с героями В. Гюго Жаном Вальжаном ("Отверженные", 1862), Квазимодо ("Собор Парижской Богоматери", 1831). Дружба трех мушкетеров и Д'Артаньяна, героев А. Дюма, – образец бескорыстия и верности.

У каждого романтика была своя область, куда он уходил в мечтаниях, свой, выстраданный им идеал, благодаря чему творчество романтиков, как и романтизм в целом, носило ярко выраженный субъективный характер. Стихия романтического – это стихия идеального, субъективного, "чувственного" (Ф. Шеллинг), что в корне отличает его как от рационализма классицистов, так и от объективизма реалистов.

Неизбежным спутником романтического героя было одиночество. Тоска одиночества и жажда идеала гонят его с места на место, поэтому в романтическом искусстве появляется характерный образ одинокого путешественника, неприкаянного скитальца, вечного путника (странствует Чайльд-Гарольд у Байрона).

Романтизм выдвинул и впервые разработал понятие автора. Теория романтизма рекомендовала литератору создавать романтический образ писателя (важен образ не только героя, но и автора). Проблема автора, образ которого выстраивается искусно и искусственно, органично перерастает в романтической эстетике в проблему гения, который, по мнению романтиков, творит в уединении, чтобы потом представить результаты своего труда людям.

Художественные новации романтиков в области поэтики и стиля, открытие ими для искусства принципа историзма, пристальное внимание к национальному и географическому колориту, глубокое исследование тайн человеческой души – все это в немалой степени способствовало формированию и развитию классического реализма XIX века.

Традиции романтизма остались действенными на протяжении всего XIX века и получили новый импульс к развитию в конце столетия в неоромантизме с его отрицанием всего обыденного и прозаического и установкой на обновление художественных форм (Р. Киплинг, Дж. Лондон). Позже традиции романтизма были усвоены и во многом полемически переосмыслены символистами (К. Бальмонт, А. Блок) и экспрессионистами (Ф. Кафка, И. Бехер, Ф. Верфель).

У немецких романтиков большую популярность получил "роман воспитания", исследующий не быт, не семью и не жизнь общества, а то, как "строится человек, из чего и как возникает его личность". Через историю личности роман воспитания воссоздает историю рода, общества, нации (романы В. Гёте "Годы учения Вильгельма Мейстера", 1796 и "Годы странствий Вильгельма Мейстера", 1829).

Очень популярен у романтиков становится жанр новеллы, в первую очередь в Германии. Особенностью романтической новеллы была ее связь со сказкой, фольклорной и литературной, что обусловило формирование жанра сказочной или фантастической новеллы ("Песочный человек" Т. Гофмана).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: