Архиерейский Собор 2011 года о «Матильдах»
ВСЕ, КТО ПОСЯГАЕТ НА ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ, ЗАВЕДОМО ЗАНИМАЮТСЯ ПРОВОКАЦИЯМИ ПРОТИВ ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ.
Об этом свидетельствует, в частности, документ Архиерейского Собора Русской Православной Церкви под названием «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви », принятый 04.02.2011г. и с тех пор размещенный на сайте Русской Православной Церкви (https://www.patriarchia.ru/db/text/1401898.html). В этом документе в полном соответствии с Конституцией и законами России разъясняются права и обязанности клириков и мирян Русской Православной Церкви в случае публичного богохульства и клеветы в адрес Церкви и её Святынь (что действующее законодательство считает нарушением прав верующих). Частным случаем публичного богохульства и клеветы является их распространение в художественном произведении, примером чего являются фильм «Матильда» и его опубликованные трейлеры.
Какую реакцию христиан на «Матильду» готовили создатели фильма?
Документ Архиерейского Собора от 4 февраля 2011г. находится в открытом доступе уже более 6 лет, таким образом, действует презумпция его общеизвестности. В пункте 3 документа в соответствии с многовековыми традициями Православной Церкви установлено, что «членам Православной Церкви, клирикам и мирянам, следует разумно и эффективно отвечать разными способами на богохульство и клевету в адрес Церкви и ее священноначалия ».
Далее в п.п.3.1 и 3.2 приводится перечень абсолютно законных и мирных способов противостояния публичному богохульству и клевете – от публикаций в СМИ «материалов, разъясняющих противоправность и социальную опасность унизившего человеческое достоинство и оскорбившего религиозные чувства верующих богохульного или иного кощунственного высказывания» до «обращения в установленном законом порядке к органам государственной власти для разрешения конфликта, а также для пресечения и наказания действий, направленных на осквернение религиозных символов и на оскорбление чувств верующих, если таковые носят противозаконный характер».
Из пунктов 3 и 3.1 документа следует, что ВСЕ православные миряне и клирики ОБЯЗАНЫзаконными способами противостоять публичному богохульству и не вправе бездействовать, если узнали о нем. Мирное противодействие – обязанность, а не право православного верующего, не вопрос личного выбора – выбирать можно только ответные меры. Все православные граждане, в том числе занимающие высокие и высшие государственные посты, на основании документа Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года обязаны противодействовать публичному богохульству. Поэтому, например, если от Президента России как гаранта прав и свобод христиане ожидают защиты своих конституционных прав, то от христианина В.В.Путина единоверцы ожидают адекватной реакции на публичное богохульство.
Как сказано в п.3.1 документа, «Христиане не могут быть безразличными и оставлять без ответа публичные проявления непочтения к Богу, святыням, основам христианского вероучения и церковным обрядам ».
Миряне могут действовать как по благословению священника, так и по собственной инициативе: «Противостояние случаям богохульства и клеветы в публичной сфере может осуществляться клириками и мирянами Русской Православной Церкви, как по благословению священноначалия, так и по собственной инициативе, при этом они должны руководствоваться священными канонами и официально принятыми церковными документами ».
Что Русская Православная Церковь считает публичным богохульством и клеветой?
Цитата: «…В церковной традиции под богохульством понимается оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни … Будучи выражением стремления оскорбить или подвергнуть поруганию Творца, богохульство является одним из самых тяжких нравственных преступлений. …В тесной связи с богохульством находятся такие грехи как святотатство, кощунство и осквернение святыни.
Одна из форм богохульства ― это клевета на Церковь как Тело Христово, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). В то же время клевета, как заведомо ложные обвинения в не совершенных преступлениях или безнравственных поступках, есть грех против правды, разрушительный для Богом установленного вселенского порядка.
… Особым случаем является намеренное богохульство или клевета как провокация, призванная опорочить христианское вероучение или принести вред Церкви Христовой. Несовершенства в жизни земной Церкви используются ее противниками для оправдания богохульных действий и клеветнических обвинений, которые становятся инструментами публичной кампании для пропаганды противоречащих христианской нравственности общественно значимых решений и для укоренения в массовом сознании антицерковных идей.
Но чаще всего богохульство и клевета используются как средство борьбы с религией, оправдываемое ссылками на свободу совести, слова или творчества ».
Очевидно, что публичное оскорбление православных Святых в фильме «Матильда» является богохульством и клеветой. И что кампания по продвижению фильма «Матильда» и дискредитации его оппонентов полностью вписывается в сценарий борьбы с христианами, «оправдываемый ссылками на свободу совести, слова или творчества».