Роль инноваций в развитии предприятий




Глава 1. Теоретические аспекты инновационного развития

 

Начиная с 1911 г., когда Й. Шумпетер впервые использовал термин «инновационные комбинации в развитии, выходящие за пределы обновления в замкнутом кругу»[22], и поныне не ослабевает интерес к категории «инновация». В современной зарубежной и отечественной научной литературе мы наблюдаем большое число попыток, связанных с определением смыслового содержания данной категории. Все многообразие представлений о понятии «инновации» авторами быои сгруппировано следующим образом.

По мнению ряда исследователей, в частности В.А. Грачева, В. М. Кресса [11], П. Дойля [5], Г. Майера, Г. Хадштайна [25], Д. В. Соколова [18], термин «инновация» следует рассматривать как результат творческого процесса в виде создания новой техники, технологий и т.п. Так, Д.В. Соколов под инновацией понимает итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический).

Согласно позиции Ф. Валента, Г.Б. Скока, Н.Ш. Никитиной [17], Ф. Хаберланда [24], Н.И. Лапина [14] и др., инновации представляют собой процесс качественного изменения, введения новых изделий, техники, технологий, формирования новых отношений по их поводу, имеющих комплексный характер. Г.Б. Скок и Н.Ш. Никитина определяют инновацию как процесс внедрения нового в сознание и деятельность всех участников инновационного процесса, связанного с формированием у них «инновационной способности», а не только как создание конкретного новшества. Дефиниции «изобретение» и «новшество» являются краеугольным камнем данного подхода. Экономисты традиционно подчеркивают различие понятий, состоящее в том, что изобретение имеет небольшое или даже не имеет никакого экономического значения, если не применяется. Поэтому инновация как процесс несет в большей степени технический, чем экономический смысл.

Синтетический подход к инновации как результату и как процессу представлен в исследованиях ряда авторов, в частности Э.А. Уткина [21], А.А. Кутейникова [13], А.Г. Кругликова [12], Л.С. Бляхмана [3]. Э.А. Уткин считает, что инновация есть объект, «внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога». А.А. Кутейников определяет инновацию как «… новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающих прирост полезного эффекта, и, как правило, основанный на достижениях науки и техники». Категория «инновация» как интеграция результата и процесса охватывает весь цикл преобразования научных знаний, идей в нововведение и по смысловому содержанию ближе к инновационному процессу. Под последним будем понимать комплекс последовательных работ от получения целенаправленных новых знаний до использования новшества, созданного на основе этих новых знаний, потребителем.

По нашему мнению, именно как результат следует рассматривать любую инновацию. Последняя предполагает наличие достаточно ярко выраженной общественной потребности, которая не удовлетворена полностью или лишь частично удовлетворена как по количественным, так и по качественным параметрам. В условиях ресурсных ограничений определяются пути перехода к использованию возобновляемых ресурсов.

Инновационная деятельность в России пока не получила того теоретического и практического развития, которое способствовало бы выходу страны на качественно новый уровень экономического развития, изменению характера, объемов и уровня производства во всех сферах народного хозяйства. В промышленно развитых странах на реализацию продуктов инновационной деятельности приходится свыше 20 % прироста национального дохода.

В нашей стране в настоящее время не наблюдается значительных успехов в сфере инноваций, особенно в области внедрения новшеств в практическую деятельность, а это ведет к неуклонному отставанию от технического и технологического уровня индустриально развитых стран. Говоря об этом, необходимо отметить следующие негативные явления:

- невысокий удельный вес радикальных, экономически значимых нововведений;

- большая продолжительность освоения новшеств в производстве, ведущая к сокращению их жизненного цикла;

- немногочисленность разработок, получивших широкое распространение на отечественном и зарубежных рынках.

Анализ процесса возникновения, развития и распространения новшеств в рамках конкретной организационной структуры или в масштабах государства указывает на необходимость применения системного подхода для определения сущности инновационной деятельности [6].

Акцентируем внимание на основных понятиях, используемых в теории и практике управления инновационными процессами. Проблема отсутствия общепринятой терминологии и классификации в области инновационной деятельности неоднократно поднималась в связи с задержкой введения в действие Федерального закона «Об инновационной деятельности». В литературе широко представлены и даны различные определения термина «инновация» и предложена разнохарактерная типология процессов, связанных с этим явлением. Для большей прозрачности обсуждение проблемы целесообразно начать с определения основных понятий, и прежде всего необходимо разграничить понятия «новшество» и «инновация» [26].

Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.п. Понятие «инновация», в англ. innovation, следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность [8].

Другими словами, технологическое новшество является источником технологической инновации, которая приобретает такое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс такого преобразования называется инновационным. В свою очередь, процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. С момента появления новшества на рынке оно становится инновацией [9].

Инновации принято разделять на:

- продуктовые, которые связаны с изменениями в продукции;

- технологические, распространяющиеся на методы производства;

- нетехнологические, затрагивающие факторы социального характера, организационные, экономические формы хозяйственной деятельности.

Согласно Проекту Федерального закона «Об инновационной деятельности» инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, а также в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. Смысл состоит в том, что инновационная деятельность может осуществляться специализированными научно-исследовательскими организациями в качестве основного вида деятельности и представлять собой разработку новых продуктов для продажи (аренды) на рынке инновационных технологий. В то же время самый широкий круг предприятий занимается разработкой новых технологий в качестве вспомогательного направления для использования их в производстве продукции.

Процесс распространения инноваций называют диффузией технологий [9]. Скорость диффузии зависит в основном от эффективности технологической инновации. Причем, чем больше число предприятий использовало данную инновацию, тем выше потери тех предприятий, которые ее не использовали. Более того, чем раньше предприятие начнет вести инновационную деятельность, тем быстрее (и дешевле) оно сможет догнать лидеров. В этой связи закономерно возникает необходимость выделения причин, связанных с инновационной активностью предприятий.

В настоящее время масштабы выпуска инновационной продукции на предприятиях российской промышленности крайне незначительны, и доля инновационных предприятий крайне мала, что, в свою очередь, не соответствует ни научно-техническому потенциалу страны, ни ее потребностям в современной высококачественной и конкурентоспособной продукции.

Однако цели, преследуемые российскими предприятиями при осуществлении инновационной деятельности, достаточно широки и многообразны, причем каждое инновационно активное предприятие, занимаясь внедрением инноваций, преследует, как правило, не одну, а несколько целей. При этом наибольшее внимание уделяется расширению ассортимента продукции и повышению ее качества, что свидетельствует о преобладании рыночных мотиваций в поведении предприятий в ходе осуществления инновационной деятельности.

Развитие организаций и предприятий происходит путем освоения разнообразных инноваций, которые могут затрагивать все сферы деятельности предприятия. Необходимо отметить, что любые достаточно серьезные инновации, как правило, требуют незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и комплексной реструктуризации организационных структур управления.

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, цвет, форма и т.д.); незначительных технических и внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменным конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в изделие материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций.

Инновационная активность в современных условиях непосредственно зависит от научно-технического потенциала предприятия, включающего:

- научно-технические и инженерные кадры;

- материально-техническую базу научно-технической деятельности, т.е. совокупность средств труда в области научных исследований;

- информационное обеспечение ─ отчеты, публикации, банки данных, нормативно-техническую, проектно-конструкторскую и технологическую документацию, образцы новых продуктов;

- систему организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и управление ими на предприятии.

Научно-технический потенциал предприятия выступает составной частью инновационного потенциала, т.е. способности предприятия к развитию на основе разработки и внедрения новых продуктов и технологий.

От глубины вносимых изменений инновации условно подразделяются на три категории: базисные, улучшающие, интегрирующие [7].

Базисные инновации - это новое фундаментальное научное достижение, позволяющее создать новое поколение товаров, машин, технологий. Базисные инновации, как правило, требуют значительных по объему НИР и ОКР, предполагают перестройку ряда смежных производств, связаны с повышенными стартовыми капиталовложениями и рассчитаны на долгосрочную перспективу. Они реализуются в рамках инфраструктуры, включающей наряду с академическими институтами и государственными научными центрами производственные предприятия и объединения.

Улучшающие инновации предполагают использование результатов научной, технологической, организационной или проектной работы, заказанной в целях улучшения характеристик (параметров) имеющихся на рынке товаров (услуг). Занимаются ими отраслевые проектно-технологические и исследовательские институты.

Интегрирующие (комплексные) инновации являются продуктом использования (интегрирования) оптимального набора (комплекса) ранее накопленных и проверенных в мировой практике достижений знаний, технологий, оборудования. Они обеспечивают наиболее эффективное вложение средств в производство. Отличительная особенность такого рода инноваций состоит в том, что появление их инициируется потребностями рынка и происходит путем выбора, а не разработкой научно-технических средств. Оптимальная организационная структура для интегрирующей инновационной деятельности ─ рабочие группы, руководимые учеными.

В практике международного научно-технического обмена все большее место занимает ноу-хау. В одних случаях под этим названием скрываются изобретения, сущность которых стремятся сохранить в тайне, либо их элементы, секреты технологии, производства и т.д.

Исследования последнего времени показывают, что в 2009 г. доля ноу-хау в общем объеме закупаемых информационных продуктов возросла до 67 %. Объясняется это просто ─- приобретать ноу-хау выгоднее, чем другие объекты лицензирования.

Для учета, анализа, планирования и повышения эффективности инноваций необходима их научно обоснованная классификация. Авторами обобщены и представлены классификации форм инноваций, применимые для промышленного предприятия (табл. 1.1) [26].

 

Таблица 1.1

Классификация форм инноваций для промышленного предприятия

Классификационные признаки Формы инноваций
По типу новизны на рынке Новые для отрасли в мире Новые для отрасли в стране Новые для данного предприятия
По месту в системе (на предприятии, организации) Инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин, оборудования, информации и др.) Инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технология, информация и др. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической)
От глубины вносимых изменений Радикальные (базовые) Улучшающие Интегрирующие (комплексные)
По сфере деятельности предприятия Технологические Производственные Экономические Торговые Социальные Инновации в области управления
По распространенности Единичные Диффузные
По месту в производственном цикле Сырьевые Обеспечивающие (связывающие)
По преемственности Замещающие Отменяющие Возвратные Открывающие
По охвату ожидаемой доли рынка Локальные Системные Стратегические
По инновационному потенциалу и степени новизны Радикальные Комбинаторные Совершенствующие

 

В промышленности различают два типа технологических инноваций ─ продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии) и могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (организации).

Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) ─ это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов.

Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании исследований и разработок).

Технологически усовершенствованный продукт (инкрементальная продуктовая инновация) ─ это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставлены с использованием обычных производственных методов.

Не относятся к технологическим инновациям в промышленности следующие:

- эстетические изменения в продуктах;

- незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

- расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции (возможно непрофильной) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия.

В отраслях сферы услуг считается технологической инновацией услуга, характеристики которой или способы использования принципиально новые или значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование существенно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последная охватывает изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых кардинально усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства и передачи имеющихся услуг.

Изменения не являются технологическими инновациями, если они не относятся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг либо способов их производства (передачи):

- организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии предприятия;

- внедрение стандартов качества, например ISO 9000.

Систематизируя вышеизложенное, можно рассматривать инновацию (нововведение) как результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого использования и распространения новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В ходе этого процесса изобретение или идея приобретают экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает в качестве объекта на рынке.

Результатом инноваций, как правило, является быстрое и существенное повышение производительности труда. Технологические инновации могут давать равный с продуктовыми и даже более высокий коммерческий эффект, высокая доля прироста производительности обусловлена совершенствованием технологических процессов. Поскольку технологические инновации обеспечивают снижение затрат на производство, а в дальнейшем и цен, наибольшую выгоду от этих инноваций получают производители, владеющие высокой долей рынка продаж продукций. Важнейшей предпосылкой ускорения внедрения инноваций и повышения их научно-технического уровня является широкое использование математического моделирования и современных компьютерных технологий.

Таким образом, инновация результат целенаправленного качественного изменения объекта, обладающего элементом новизны, субъектом, ориентированным на удовлетворение определенной общественной потребности в условиях ограниченных ресурсных возможностей. Данное определение в большей степени отражает экономическое содержание дефиниции.

Из данного выше определения «инновация» следует, что в качестве субъекта, воздействующего на объект, обладающий элементом новизны, выступает человек (инноватор), более укрупненно ─ предприятие. Последнее характеризуется наличием внешней и внутренней среды, в пределах которой также возможны инновационные изменения. Основной особенностью предприятия, как было отмечено выше, является его восприимчивость к воздействию внутренних и внешних факторов.

С точки зрения управления развитием инновационные процессы можно также поделить по направленности на внешнюю и внутреннюю среды.

Внешние инновационные процессы ориентированы на изменения в рыночной среде и научно-технический прогресс. Они неизбежно изменяют устойчивость предприятия де-факто через изменения затрат и объема потребительского спроса.

Внутренние инновационные процессы имеют двойственную природу, преследующую одну цель – повышение эффективности деятельности предприятия. Они могут быть вызваны реакцией на внешние изменения, а также результатом стратегических поисковых решений.

Авторы предлагают определить понятие инновации как категории, отражающей реакцию производственной системы на внешние и внутренние воздействия, приводящие к новому уровню стабильности системы.

Регулирование инновационной деятельности как комплексной системы возможно только через выделение составляющих ее элементов и рассмотрение их через призму различных классификационных признаков. Авторами предлагается использовать выделение кластеров внутри каждого классификационного признака для каждого составляющего элемента инновационной деятельности. Классификационный, или кластерный, подход к регулированию инновационной деятельности заключается в классификации составляющих элементов инновационной деятельности, их оценке и выявлении направлений регулирования. Последнее приводит к росту эффективности использования определенного составляющего элемента инновационной деятельности.

Выделение кластеров на составляющие инновационной деятельности позволяет выявить и разграничить интересы отдельных субъектов по развитию данного элемента. Каждый из классификационных признаков отражает интересы разных сторон инновационной деятельности. Классификатор факторов должен отражать принципиальные особенности инновационной деятельности корпорации.

В исследовании расширена классификация инноваций на промышленном предприятии, позволяющая учитывать фактор времени реализации инноваций с целью обеспечения их конкурентоспособности.

Рассматривая направления инновационного развития предприятия, авторы выделяют информационные, технико-технологические, интеллектуальные, пространственные, коммерческие, финансовые, организационные, производственные инновации.

На деятельность предприятия оказывают влияние ряд факторов, реакцией на которые является процесс внедрения инноваций. В качестве основного фактора, определяющего эффективность внедрения инноваций, по мнению авторов, выступает временной фактор. В связи с этим предлагается расширить классификацию инноваций на предприятии (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Классификация инноваций по временному фактору

Признак классификации Параметр
Сроки реализации эффекта от инноваций - инновации прошлого периода - текущие инновации - инновации будущих периодов
Период планирования эффекта - оперативные инновации - тактические инновации - стратегические инновации
Характер проявления эффекта - запаздывающие инновации - своевременные инновации - опережающие инновации
Возможность управления временем проявления инноваций - случайные - плановые - прогнозные
Влияние на эффективность развития предприятия - отрицательные - параллельные - синергетические
По устойчивости проявления эффекта - не стабильные - инновации сдвига - системные

 

Предложенная классификация позволяет построить систему управления инновациями во времени, что обеспечивает проявление экономического эффекта.

Инновационный процесс

 

В ходе экономического процесса на предприятие оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся: традиции, тенденции, политика и конъюнктура экономических процессов в государстве. Внешняя среда экономических процессов сформирована в результате исторических тенденций и традиций в экономике, а также определяется современной экономической политикой и конъюнктурой. Именно внешняя среда оказывает первоначальное побуждающее влияние на цели и критерии инновационного процесса на предприятиях.

К внутренним факторам относятся потребности, интересы, политика и стратегии субъектов корпорации. Изменение цели и критериев инноваций у участников инновационного процесса происходит также под воздействием внутренних факторов, прежде всего из-за смены текущих и стратегических потребностей участников. При этом потребности носят разный характер и делятся на стратегические и текущие.

Стратегические потребности обусловлены долгосрочными целями развития предприятия и укрепления своего места в ней. В отношении баланса интересов стратегические потребности более просто поддаются регулированию, так как во многом они совпадают, исходя из одинаковой логики долгосрочного развития всех подразделений предприятия и экономических законов, действующих на участников инновационного процесса. Регулирование баланса интересов облегчается также тем, что в стратегическом плане на первое место выходят такие показатели оценки эффективности инноваций каждого из участников, которые не приводят к конфликту между ними, хотя и в этом случае могут быть коренные расхождения в оценке эффективности инноваций и выборе варианта развития инновационного процесса. Важным моментом стратегического выбора является также то, что срок его реализации обычно превышает срок активной деятельности конкретных физических лиц - участников инновационных процессов, как бы снимая с них ответственность за точность достижения результатов инновационного процесса, что позволяет легче относиться к процедуре принятия управленческого решения.

Текущие потребности участников обусловлены краткосрочными целями, что приводит к более жесткому регулированию процесса достижения баланса интересов всех участников. Обычно такая процедура связана с уступками всех или части участников для достижения общего согласия.

В качестве основных потребностей участников можно выделить следующие: финансовые; экономические; социальные; политические; экологические.

Каждая из данных потребностей в большей или меньшей степени присуща каждому из участников, однако вес их в общей структуре потребностей для каждого участника разный. Именно соотношение долей потребностей определяет текущий и стратегический интерес каждого участника, который перерастаетв инновационную политику и стратегию предприятия.

Роль инноваций в системе эффективности развития предприятия заключается в обеспечении достижения целей развития предприятия через реализацию инновационных процессов. Инновационное развитие позволяет предприятию увеличивать свой экономический потенциал и достигать поставленные цели путем стратегических изменений системы. Не все изменения систем могут являться инновационными. Оценка оптимальности изменений является достаточно сложным этапом инновационного развития. Можно отметить следующие закономерности инноваций:

- инновации увеличивают экономический потенциал системы, т.е. преимущества новой системы становятся очевидными и возможность реализации этих преимуществ также становится более вероятной;

- инновации носят целенаправленный характер, даже поисковые разработки направлены на достижение конкретных целей, причем эти цели обязательно носят развивающий характер, обеспечивая экономический рост;

- практическая реализация инновационной политики является для системы руководством к действию во всех сферах и находит свое отражение в инвестиционной политике системы;

- инновационная политика подразумевает непрерывность развития и постоянное совершенствование производства.

Нам представляется, что инновационный процесс, составляющий сущность инновационной политики предприятия, характеризуется целенаправленным использованием и развитием потенциала предприятия для достижения социально-экономического эффекта с точки зрения достижения требуемых результатов для всех его участников (рис 1.1).

 

 
 

 


Рис. 1.1. Инновационный процесс

 

Можно выделить формальные показатели, характеризующие инновационно ориентированные системы:

- выдача ресурсов в максимально переработанном виде;

- максимальная длина технологической цепочки (количество переделов);

- максимальная цена условной единицы выпускаемой продукции (удельной трудоемкости);

- максимальный выпуск конечной продукции – мультиресурсных изделий.

Показатели экономической эффективности дают представление о том, ценой каких затрат ресурсов достигается экономический эффект. То есть с их помощью измеряется уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

Измерить с помощью одного показателя уровень эффективности невозможно, поскольку он складывается под воздействием многих факторов, порой противодействующих друг другу. Поэтому среди всей совокупности показателей принято выделять один, наиболее полно характеризующий уровень эффективности, имеющий не только количественную, но и качественную определенность. Такой показатель в экономике принято называть критерием.

В качестве критерия могут выступать различные показатели:

- на уровне предприятия ─ сумма продаж, доход, прибыль, отнесенные к понесенным затратам;

- в масштабе национальной экономики ─ ВВП на единицу потребленных ресурсов.

Анализ показывает, что эти показатели характеризуют скорее цели производства, чем соотношение между затратами и результатами. В наибольшей мере требованиям оценки экономической эффективности отвечает такой показатель, как производительность труда. Чаще всего его называют в качестве критерия эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Что касается частных показателей экономической эффективности, то их номенклатура зависит от цели и объекта оценки.

Конечные показатели эффекта отражают конечные показатели производственно-хозяйственной деятельности на различных уровнях иерархии предприятия, степень удовлетворения потребностей рынка, качественную структуру производства и т.п. К ним можно отнести доход, прибыль, внутренний валовой продукт, добавленную стоимость, экономию от снижения себестоимости, накопленную амортизацию и т.п. Конечные экономические результаты учитывают при расчете обобщающих (интегральных) показателей эффективности.

Социальные результаты выражают соответствие результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия целям развития общества, региона, трудового коллектива и работника. Они отражают приоритетность человеческого фактора в развитии экономики. Сюда входят: качество жизни, уровень оплаты труда, величина прожиточного минимума, обеспечение жильем, уровень социальной защищенности работников предприятия, величина свободного времени и эффективность его использования, условия труда, состояние экологии. Широко распространена косвенная оценка социальных результатов. Между показателями экономической и социальной эффективности отсутствует однозначная количественно определенная связь. Например, на практике мероприятия, приносящие социальный эффект, по показателям экономической эффективности в краткосрочном периоде, как правило, являются убыточными. Поэтому комплексная оценка того или иного хозяйственного процесса может быть дана только на основе всестороннего учета показателей как экономической, так и социальной эффективности. Они должны дополнять друг друга.

Количественная оценка эффекта производится на основе двух подходов. Суть первого состоит в оценке экономии за счет факторов, которые поддаются точному учету, например, расход ресурсов, изменение цен и объемов производства (реализации) продукции. Он основан на пофакторной оценке влияния нововведения на конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия (объем продаж и прибыль). Такая оценка возможна только в том случае, если сфера затрат совпадает со сферой экономии, что характерно для производственных решений.

Второй подход характерен для нововведений, в которых эти сферы не совпадают. Например, затраты осуществляются в сфере управления, а эффект проявляется в производстве. В этих случаях приходится прибегать к косвенной оценке. Например, из фактического прироста прибыли, полученного предприятием за отчетный период, вычитается сумма прибыли, достигнутая за счет поддающихся точному учету факторов. Остаток прибыли относится на инновацию, по которой определяется экономическая эффективность.

Инновационное развитие позволяет предприятию увеличивать свой экономический потенциал и достигать поставленные цели путем стратегических изменений производственной системы. Основным принципом инновационного развития будет формирование производственной системы с большей степенью оптимальности по отношению к предыдущей.

Для примера рассмотрим информационное окружение инвестиционного проекта (рис. 1.2), из которого следует отметить, что идея формируется на пересечении информационного пространства ресурсов, рыночной среды и ограничений.

 


Идея проекта

 

       
   
 

 


Рис. 1.2. Информационное окружение формирования идеи проекта

Субъект экономического процесса действует в рамках данного окружения, на объединении и сопоставлении данных множеств.

(Р1 & Р2)↔(С1& С2)↔ (О1& О2) (1.1)

Сам процесс формирования идеи является творческим осмысливанием имеющейся и генерации новой информации. Методы, применяемые в процессе инициации идеи проекта, делятся на две группы:

- формализованные, основанные на аналитическо-комбинаторной процедуре;

- эвристические, основанные на творческо-экспертном проектировании.

Очевидно, что данный подход может быть применен и для процесса выявления потенциала.

Для понимания процесса формирования потенциала рассмотрим его модель. В целом модель любого элемента потенциала можно представить кортежем из четырех составляющих:

< Rc, Hc, Uc, Cc>, (1.2)

где Rc – запасы элемента потенциала (ресурсов) в системе,

Hc – степень неопределенности запасов (размер отклонения),

Uc – скорость физического изменения запасов,

Cc – скорость стоимостного изменения запасов.

Построив матрицу потенциала для социально-экономической системы, мы имеем полное описание системы, пригодное для инициирования проектов или проверки возможности реализации проектов.

Для этого необходимо описание проекта в тех же терминах, т.е. как проект использов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: