Шорыгина Т.А.
Красивые сказки: Эстетика для малышей. — М.: Прометей; Книголюб, 2003. — 136 с. (Развивающие сказки для детей).
В пособии даны описания занятий, построенных на анализе поступков героев авторских сказок. В доступной и увлекательной форме дети усваивают основные понятия, связанные с музыкой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, литературой, театром.
Адресовано воспитателям, гувернерам, родителям, а также преподавателям художественных студий и кружков. Может быть использовано при индивидуальной и коллективной формах обучения.
© Т.А. Шорыгина, 2002 Оформление. Издательство «Книголюб», 2003
От автора
Уважаемые взрослые!
Вашему вниманию предлагается пособие по эстетическому воспитанию дошкольников. В нем представлены новые стихи и сказки, которые знакомят детей с музыкой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, литературой, театром, раскрывают красоту природы.
Мы надеемся, что они помогут детям понять многогранность окружающего мира, развить эстетическое восприятие, пробудить творческие способности.
Дорогие ребята/
Перед вами новая книга. Она называется «Красивые сказки». Если вы подумаете, что автор хотела похвалить себя и сказать, что сказки, ею написанные, — красивые, то вы ошибетесь.
На самом деле «красивыми» эти сказки названы потому, что рассказывают о красоте окружающей природы и о красоте, сотворенной руками человека.
Ведь красота нужна человеческой душе как воздух! Без нее невозможно представить жизнь.
Краски осеннего леса, рассветы и закаты, морозные узоры на стеклах, цветы и бабочки, снежинки и сверкающие на зеленых листьях капли росы пробуждают в нас чувства радости и восхищения, показывают, насколько совершенен и гармоничен мир природы.
Художники, скульпторы, писатели, музыканты, актеры своим творчеством открывают нам новые грани прекрасного, делают нашу жизнь богаче, интереснее и ярче. С их произведениями мы знакомимся в музеях, галереях, библиотеках, театрах и концертных залах. Но если присмотреться повнимательнее, то можно заметить, что красота окружает нас и дома. И чашка, и тарелка, и ковер, и занавески на окнах — украшены нарядными орнаментами и узорами.
Послушайте «Красивые сказки» и постарайтесь разглядеть то, чего прежде не замечали, услышать то, к чему не прислушивались, а возможно, вам вдруг захочется спеть веселую песенку, станцевать танец, исполнить роль в кукольном спектакле, взять в руки карандаши, краски и кисти.
Желаю вам успехов!
Занятие1 Рождение
музыки
Здравствуйте, дорогие ребята! Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками.
О Какие звуки вы обычно слышите дома?
Верно! Голоса родных, журчанье воды, бегущей из открытого крана, ворчание закипающего чайника, шум разных электроприборов, а еще звуки музыки, льющейся из радиоприемника, магнитофона и телевизора.
О Какие звуки можно услышать па улицах большого города?
Конечно же, на городских улицах слышится шум транспорта, голоса людей.
Звуки, которые мы слышим в природе, совсем другие. Это шуршание дождя, раскаты грома, шелест листьев, птичье пение, плеск морских волн, журчание ручьев, звон капелей, сердитое завывание ветра.
Видите, как много звуков мы с вами вспомнили!
Для композитора эти обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию *.
Композитор
Композитор музыку слышит В шуме дождя и грома раскатах, Ноты в тетрадь композитор запишет, А музыканты исполнят сонату.
Композитор музыку слышит В шелесте листьев, в плеске прибоя. Ноты в тетрадь композитор запишет — Песню споем мы вместе с тобою!
Должно быть, вы уже знаете, что композитором называют человека, который сочиняет музыку.
Композитор — латинское слово, в переводе означающее «сочинитель». Многие композиторы писали и пишут сейчас музыку для детей.
Замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский создал целый цикл произведений для малышей и назвал его «Детским альбомом». Там есть такие музыкальные пьесы, как «Игра в лошадки», «Мама», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков ».
«Величайший немецкий композитор Иоганн Себасть-ян Бах сочинял музыку для обучения своих детей. И, наверное, не подозревал, что его «музыкальными детьми» на все будущие времена станут дети всего мира.
* Здесь и далее значение подчеркнутых терминов см. в «записных книжках» (в конце каждого занятия).
Ведь музыка Баха до сих пор является прекрасной, незаменимой школой для начинающих музыкантов» (Т.Абрамян).
Писал музыку для детей и замечательный французский композитор Камиль Сенсанс. В его знаменитой сюите, написанной для оркестра, звучат голоса птиц и зверей. Сюита так и называется — «Карнавал зверей».
Песни, ма рши, оперы и балеты для детей писали и пишут многие современные композиторы.
С.С. Прокофьев создал замечательную симфоническую сказку для детей «Петя и волк», а также сюиту для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на стихи С.Я. Маршака.
Композитор Геннадий Гладков написал музыку к популярному мультфильму «Бременские музыканты», а его однофамилец Григорий Гладков — к мультфильму «Пластилиновая ворона».
Я думаю, многие из вас знают и любят песни Владимира Шаинского «Голубой вагон», «Песню про улыбку», «Пусть бегут неуклюже» и Дмитрия Кабалевского «Наш край», «Школьные годы» и многие другие.
Как же композитор записывает созданную им мелодию?
Он делает это с помощью особых значков, которые называются нотами. Слово нота переводится с латинского как «знак».
О Как вы думаете, сколько существует нот?
Правильно! Ровно семь. Называются они так: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ноты располагаются на пяти нотных линейках, ко торые называются нотным станом: |
Представьте себе, что композитор сочинил мелодию и записал ее на листе нотной бумаги.
О Что нужно сделать, чтобы мы эту мелодию могли услышать?
Ее можно спеть или исполнить на каком-нибудь музыкальном инструменте.
О Какие вы знаете музыкальные инструменты?
Верно! Скрипка, фортепиано, баян, гитара, балалайка, гусли, арфа, виолончель, флейта... Музыкальных инструментов очень много, но их можно разделить на несколько групп.
Когда древние люди плясали вокруг костра, они задавали ритм танцу, ударяя камнем о камень. Потом люди заменили камни колотушками, трещотками, погремушками из высушенных плодов, внутрь которых помещали мелкие камешки. От них и пошли ударные инструменты — барабан,,бубен, треугольник, колокольчики, колокола, ксилофон, тарелки, литавры. Звуки возникают в этих инструментах при ударе рукой, пальцами, металлической палочкой или специальной колотушкой. Тарелки нужно ударять одна о другую, а бубен встряхивать.
Барабан
Я проснулся утром рано И собрался на прогулку. Застучал по барабану Громко-громко, гулко-гулко:
Там-там, там-там, Веселей бей в барабан!
Удивился дворник Федя: — Что ж ты встал в такую рань? Перебудишь всех соседей, Лучше ты не барабань.
В те далекие времена, когда люди охотились на диких зверей с луком и стрелами, они заметили, что если слегка прикоснуться пальцами к туго натянутой тетиве лука, она начинает звучать, издавая красивые звуки. Тогда-то и появились первые струнно-щипковые инструменты', кифара, лира, арфа.
Струнно-щипковыми эти инструменты называются потому, что у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.
В Древней Руси музыканты на веселых пирах в княжеских теремах играли на гуслях, балалайках и домрах. Примерно триста лет назад в Испании появился новый струнный музыкальный инструмент, столь популярный и любимый в наши дни, — гитара. Скрипка, виолончель и контрабас тоже струнные инструменты, но звук извлекается не пальцами, а с помощью
смычка. Смычок — это длинная трость с натянутым конским волосом. Смычок держат в правой руке и водят им по струнам.
Скрипка
Смычком коснулся ты струны, И вот струна запела. И в нежном голосе слышны Волшебные напевы.
То грусть, то радость в них звучат И трогают мне душу, Я виртуоза^-скрипач а Могу весь вечер слушать!
В старину пастухи в деревнях частенько наигрывали на дудочке, сделанной из обыкновенной тростинки с несколькими дырочками. Звук такой дудочки певучий, нежный, похожий на журчанье весеннего ручейка. Позднее дудочки стали делать из разных пород деревьев. Так появились флейта, гобой и кларнет.
Флейта
Льется флейты голос чистый, Словно льдинка, серебристый, В поднебесье'''*, он плывет, Наполняя небосвод.
* Виртуоз — человек, в совершенстве владеющий техникой своего искусства.
** Поднебесье — небесная высь.
Слышат флейту лес и нивы, Слышит спелый желтый колос. Шепчет колос: «Как красиво Льется флейты звонкий голос!»
Голос гобоя — чуть приглушенный, а кларнета — чистый, теплый и сочный. Ведь слово кларнет в переводе означает «ясный».
Голос кларнета
Слово кларнет означает «ясный», Голос кларнета чистый, прекрасный, Он то протяжный, то нежно-певучий, То очень теплый, сочный и звучный.
В оркестре русских народных инструментов можно услышать жалейку —♦- небольшую трубку из дерева или тростника. Она напоминает пастуший рожок из бересты, но у рожка трубка расширяется и заканчивается раструбом*, а у жалейки нижний конец трубы вставляется в раструб коровьего рога. На боковых стенках жалейки есть отверстия. Зажимая их пальцами, можно извлекать звуки разной высоты.
Пастуший рожок
Сяду на пень посуше, Коров соберу в кружок, Выну из сумки пастушьей Берестяной рожок.
Раструб — расширение в виде воронки.
Коровы рожок услышат, Протяжно откликнутся: «Му-у-у». Играя то звонче, то тише, Я стадо в село поведу.
Дорогие ребята, наверное, вы все видели морскую раковину. Может быть, такая раковина есть у вас дома. Попробуйте дунуть в заостренный конец раковины, и вы услышите протяжный долгий звук. Еще в древности люди знали об этом свойстве морских раковин и делали из них музыкальные инструменты. Такие музыкальные инструменты называются духовыми. Раньше их изготавливали из раковин, кожи, слоновой кости, а сейчас делают из меди. Ведь медь — это «певучий» металл. К наиболее известным духовым инструментам относятся флейта, гобой, кларнет, труба, валторна, тромбон, саксофон и туба.
А об этом музыкальном инструменте мы еще не говорили. У кого-то из вас он есть дома. Его можно увидеть в детском саду и в школе, в концертном зале и в театре.
О Догадались, о каком музыкальном инструменте идет речь?
Конечно же, о фортепиано! Этот инструмент, пожалуй, самый популярный в мире. Он является незаменимым помощником и певца и композитора. Слово фортепиано происходит сразу от двух слов: форте значит «громко», а пиано — «тихо».
Фортепиано инструмент полифонический: на нем можно сыграть и мелодию, и аккомпанемент к ней.
Большие концертные залы обычно украшает концертный рояль. Рояль похож на фортепиано, но мае-
сивнее его. И на фортепиано, и на рояле можно играть то тише, то громче, то связывать звуки, то играть отрывистое стаккато.
Дождь-музыкант
Кап, кап, кап — упали капли. Застучали:тук,тук,тук. И узнали сразу цапли Дождика веселый звук.
Дождик заиграл стаккато, Как по клавишам рояля, И, сбегая с крыш покатых, Капли звонко застучали.
Дождь отрывисто и звонко Падал в травы там и тут. Словно пальцами ребенка Он играл в саду этюд!
Певцы и певицы, исполняющие музыкальные произведения, обладают голосами разного тембра и высоты.
Бас — самый низкий из всех мужских голосов.
Имя знаменитого певца-баса — Федор Иванович Шаляпин. Его голос отличался исключительной красотой, богатством и мягкостью тембра.
Высокий мужской голос называют тенором. А мужской голос среднего регистра (между басом и тенором), называют баритоном.
Женские голоса также различаются по высоте и тембру.
Самый высокий и подвижный женский голос — колоратурное сопрано. Колоратурным его называют потому, что он легко исполняет различные вокальные украшения — колоратуры.
Наиболее распространенный голос среди певиц •— лирическое сопрано — нежный светлый, легкий.
Многим певицам присущ сильный и яркий голос — драматическое сопрано.
А первым сопрано мира по праву считается великая певица Мария Каллас.
О ВОПРОСЫ
Как называют человека, который сочиняет музыку?
С помощью чего композитор записывает музыку на листе бумаги?
Сколько всего нот? Назовите их.
Какие вы знаете музыкальные инструменты?
Почему барабан называют ударным инструментом? С помощью чего барабанщик выбивает на барабане дробь?
Какие инструменты относятся к струнно-щипковым? Почему их так называют?
К каким инструментам относится скрипка? С помощью чего скрипач извлекает звуки, играя на скрипке?
Какие музыкальные инструменты называют духовыми? Из чего их делали прежде? Из чего их изготавливают сейчас?
От каких слов произошло слово «фортепиано»? Как вы думаете, зачем людям нужна музыка?
Лягушка и Соловей
Жила на болоте лягушка-Квакушка. Она умела очень громко квакать, и потому считалась среди подружек-лягушек лучшей певуньей. Теплым майским вечером, когда комары-толкунчики весело плясали в лучах заходящего солнца, а лужи болотной водицы блестели в зарослях камыша и осоки, словно осколки большого зеркала, Квакушка забиралась на высокую болотную кочку и начинала петь. О Как вы думаете, о чем пела лягушка-Квакушка?
В своих незамысловатых песенках Квакушка расхваливала весенние деньки, теплый дождик и родное болото.
Лягушки, собравшиеся на концерт, дружным хором подпевали своей любимице, а после выступления дарили ей букетики болотных цветов и угощали вкусными комариками.
Но вот однажды в овраге возле болота, в зеленых зарослях ивы и черемухи поселился Соловей. Вечером, когда на землю ложились седые туманы, он пел свои волшебные песни.
Ветер переставал шелестеть листвой, затихало журчание родника, смолкал даже лягушачий хор — все хотели послушать лесного певца.
Только лягушка-Квакушка не унималась. Наоборот, она старалась квакать еще громче, чтобы заглушить соловьиные трели. Но теперь ее никто не слушал.
— Ах! Какой непревзойденный певец! Какие рула
ды* он выводит! Какой красивый голос! — наперебой
расхваливали Соловья звери и птицы.
Послушать виртуозного исполнителя лесных песен приходили дети и взрослые.
Однажды Квакушка услышала, как одна маленькая девочка сказала отцу:
— Какой противный голос у этой лягушки. Своим
кваканьем она мешает слушать соловья. Лучше бы по
молчала! Тоже мне певица!
— Пусть себе квакает, — добродушно ответил
отец. — Она ведь по-своему Весну-красну славит..
— Уж больно голос у нее хриплый и громкий, а пе
ние однообразное. «Ква-ква-ква» — вот и все! — не со
гласилась с ним девочка.
* Рулада — исполненная в быстром темпе часть мелодии.
Лягушке стало очень обидно. Она старается изо всех сил, вся надувается, чтобы квакать как можно громче, а расхваливают только Соловья.
В это время на болотце прилетела хорошенькая веселая трясогузка и стала, слегка потряхивая длинным хвостиком, расхаживать возле самой кромки воды и ловить мошек.
— Уважаемая трясогузка, — обратилась к ней Ква
кушка. — Скажите, пожалуйста, откровенно, кто из
нас поет лучше — Соловей или я?
О Как вы думаете, что ответила трясогузка?
Трясогузка призадумалась: обижать лягушку ей не хотелось, поэтому умная птичка ответила так:
— Будет лучше, если Вы, милая Квакушка, спроси
те об этом у Царевны-Весны. Уж она-то наверняка зна
ет, кто их вас лучше поет. Я могу показать, где живет
Весна.
— Пожалуй, Вы правы, — согласилась с трясогуз
кой болотная певица и зашлепала вслед за пташкой в
лес.
Вскоре они оказались возле терема Весны. Тонкие жемчужно-белые березки, окружавшие терем, шелестели шелковистыми ветвями. Солнечные лучи золотою рябью пробегали по белым стволам и зеленым травам, весело щебетали птицы.
Царевна-Весна с приветливой улыбкой вышла из терема навстречу гостям. Лягушка никогда в жизни не видела такой красавицы!
Сарафан Весны был соткан из бело-розовых яблоневых лепестков, ее голову украшал венок, сплетенный из фиалок, незабудок и ландышей. Словно легкое раз-
ноцветное облачко, кружились над ней бабочки, мотыльки и стрекозы.
Квакушка низко поклонилась Царевне и поведала ей о своей беде. Весна внимательно выслушала болотную певунью и, посадив ее на ладонь, сказала: О Как вы думаете, что сказала лягушке Весна?
— Поверь, милая лягушка, что мне одинаково доро
ги и свист иволги, и кукование кукушки, и пение соло
вья, и твое кваканье! Все вы мои друзья! Всех вас я оди
наково люблю и знаю, что вы радуетесь пробуждению
природы, теплым весенним денькам. Каждый из вас,
как может, своей бесхитростной песенкой славит саму
Жизнь! А ваши голоса не мешают друг другу, нет, они
сливаются в дружный весенний хор!
— Ая сочинил стихотворение, — сказал пестрый дя
тел, который сидел на березе и внимательно прислу
шивался к разговору Весны и ее гостьи.
— Что ж, расскажи его нам, пожалуйста, — попро
сила дятла Весна.
И дятел прочел такое стихотворение.
Симфония Весны
С упоеньем квакает лягушка, Щелкает в овраге соловей, Иволга свистит в лесу, кукушка Нам кукует в зелени ветвей.
Все поют, друг другу не мешая, И не затевая глупых ссор, И Весны симфония большая Голоса сплетает в стройный хор!
ВОПРОСЫ
Кого лягушки считали лучшей певицей?
О чем пела Квакушка в своих песнях?
Кто поселился в овраге возле болота?
Почему обиделась Квакушка?
Кого она попросила рассудить, чьи песни лучше?
Что посоветовала Квакушке трясогузка?
Что ответила Царевна-Весна на вопрос Квакушки о
том, чьи песни лучше?
О музыке
— по-французски это слово означает «сопровождать». Аккомпанемент — сопровождение пения игрой на музыкальном инструменте.
Консерватория — высшее музыкальное учебное заведение.
Мелодия — греческое слово, которое в переводе значит «пение песни». Мелодия — это выразительный напев, который может передавать различные образы, чувства, настроения.
Оркестр — большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения.
Полифонический — многоголосый. Полифония — многоголосие.
Ритм — равномерное чередование различных элементов в звучании музыкального произведения.
Симфония — большое (обычно состоящее из четырех частей) музыкальное произведение для оркестра.
Соната — музыкальное произведение, состоящее из трех разделов: завязки, в которой появляются основные темы; разработки — среднего раздела сонаты и финала — завершения темы.
Стаккато — отрывистое быстрое исполнение музыкального произведения.
Тембр — характерная окраска звука (у голоса или музыкального инструмента).
Темп — степень быстроты в исполнении музыкального произведения.
Филармония — учреждение, занимающееся организацией концертов и пропагандой музыкального искусства.
Этюд — в переводе с французского означает «изучение». Начинающие пианисты с первых месяцев занятий играют этюды. Этюды развивают технику музыкантов. Каждый этюд рассчитан на освоение какого-либо технического приема.
Занятие 2 Мы с тобою песенку пропоем!
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня мы поговорим о песнях. Многие из вас любят петь и знают немало веселых детских песенок.
О Знаете ли вы, как называются первые песенки, которые слышат малыши?
Ну конечно, колыбельные! Мама, нежно укачивая ребенка, негромко напевает ему колыбельную песню. Мелодия колыбельной плавная, убаюкивающая, звучит она тихо. Малыш успокаивается, закрывает глаза и незаметно засыпает.
Послушайте колыбельные песни и попробуйте сами придумать к ним мелодии.
Колыбельная песенка
Баю-баю-баиньки Спи-усни, мой маленький.
Спят корова и коза,
Дремлет кот, прикрыв глаза, %
Спит в сарае петушок. Сладко в будке спит Дружок.
В темной норке дремлет мышь. Засыпай и ты, малыш!
Спокойной ночи
Ночь пришла, кругом ни звука, Дремлет сонная река, В темной зыби дремлет щука, Дремлют в небе облака.
Спят цветы, уснули пчелки,
И стрекозы, и шмели.
В хвойных чащах дремлют елки, Свесив лапы до земли.
Закрывай, сыночек, очи, Спи-усни, спокойной ночи.
Как же рождается песня?
Чтобы она появилась, нужно, чтобы поэт написал стихотворение, а композитор положил это стихотворение на музыку. Песня состоит из нескольких стихотворных строф. Каждая строфа, в которой четыре, шесть или восемь строк, называется куплетом. За каждым куплетом следует другая строфа — припев. В тех песнях, где есть припев, куплет называют запевом.
Послушайте песенку о попугае.
Песенка о попугае
Запев:
Желтый Попочка-дружок Жил в железной клетке, Но мечтал он хоть разок Посидеть на ветке.
Покачаться, поскакать, Клювом перья пощипать — Не в железной клетке, А в саду на ветке.
Припев:
Попочка — хорошенький,
Глазки, как горошинки!
Запев:
Скучно было Попке жить, Не с кем бедному дружить, Он от скуки или с горя Научился говорить.
Изо всех стараясь сил Попугай себя хвалил: «Попка милый, попка — мил, Попка очень, очень мил!»
Припев:
Попочка — хорошенький,
Глазки, как горошинки!
Вы, наверное, заметили, что слова запева изменяются, а слова припева остаются неизменными. Они не только украшают песню, но и помогают быстрее е,е запоминать.
Послушайте следующую песенку:
Я слова на музыку положу, Для тебя я песенку напишу.
Унесется песенка на простор,
И подхватит песенку птичий хор.
Над землею песенка полетит, Бубенцами песенка зазвенит.
Ты услышишь песенку, и вдвоем Мы с тобою песенку пропоем!
О Есть ли в этой песенке припев?
Попробуйте сами сочинить к ней припев.
Песня — самый популярный вид музыкального искусства. Мелодия песни — проста, незатейлива и легко запоминается. Многие песни сочинил народ.
О Какие народные песни вы знаете?
«Калинка», «Во поле береза стояла», «Светит месяц», «Как на тоненький ледок», «Ах вы, сени», «Каравай» и многие другие.
Недаром ведь говорится, что песня — душа народа!
О Что же нужно для того, чтобы песню услышали люди?
Правильно, песню надо спеть! Спеть песню может один человек, тогда такое исполнение называют сольным. Соло — итальянское слово, которое в переводе означает «один, единственный».
Спеть песню может и хор.
О Вы знаете, что такое хор?
Хор — это коллектив, исполняющий вокальную музыку, то есть музыку для пения. Слово хорос в перево-
де с греческого языка означает «собрание». По своему составу хоры бывают мужские, женские, смешанные (в которых поют и мужские, и женские голоса) и детские. По звучанию хор напоминает многоголосый инструмент. Голоса в хоре красиво переплетаются и сливаются в едином стройном звучании.
Представьте, что вы разучили песню и хотите ее исполнить.
О Что нужно, чтобы песня звучала красиво?
Нужно, чтобы пение сопровождала музыка, иначе говоря, аккомпанемент. По-французски слово аккомпанемент означает «сопровождение». Аккомпанемент насыщает мелодию звуковыми красками, отчего мелодия становится ярче, лучше воспринимается.
Хорошую песню любят все. Простая, красивая песенная мелодия легко запоминается, повторить ее может человек, даже не имеющий музыкального образования. Песня трогает сердце, вносит в нашу жизнь радость.
О Какие бывают песни по настроению?
Верно! Песни бывают разные. Веселые песни обычно исполняют звонко, а мелодия у них — быстрая, зажигательная. Такие песни написаны в мажорном ладу.
У задумчивых и грустных песен мелодия плавная, медленная, а исполняют их негромко, задушевно^ Лад этих песен — минорный.
Под бодрые и радостные песни хочется дружно шагать в ногу. Такие песни напоминают марши.
Бывают песенки шуточные — мелодия их словно улыбается. И мы с вами улыбаемся ей в ответ.
ВОПРОСЫ
Почему под звуки колыбельных песен ребенок засыпает?
Как рождается песня? (Кто пашет стихи для песни, а кто — музыку?)
Как построена песня? Что такое припев? Какие песни называются народными? Кто исполняет песни? Зачем песне нужен аккомпанемент? Какими бывают- песни по настроению?
Как-то раз преподаватель музыки Нина Ивановна раскрыла новый нотный альбом и при-задумалась: какую бы песенку разучить с ребятами к весеннему празднику?
Она стала перелистывать страницу за страницей, тихонько напевая и наигрывая на фортепиано мелодии песен.
Одна песенка ей особенно понравилась. Мелодия, хоть и незатейливая, но запоминающаяся и веселая. И слова добрые, хорошие. О том, как клейкие листики раскрывают навстречу солнечным лучам свои маленькие ладошки, о звонких ручейках, о радостных птичьих голосах.
«Такая песенка нам подойдет, — подумала Нина Ивановна. — Ее и разучим к празднику».
На следующий день она сыграла и спела новую песенку. Дети быстро запомнили слова и мелодию и спели песенку хором.
О Как вы, думаете, понравилась ли песенка детям? Почему?
Песенка весело закружилась по комнате, а потом взмахнула невидимыми прозрачными крылышками и вылетела в открытую форточку.
— Какой чудесный денек! — обрадовалась Песен
ка. — Тепло, сухо, солнечно! Полетаю-ка я на просто
ре, полюбуюсь весенней землей, а потом вернусь к ре
бятишкам в детский сад.
Так подумала Песенка и полетела в лес.
Первым услышал весеннюю песенку скворец. Он тут же взлетел на зеленую ветку и стал звонко и весело распевать ее.
Его пение услышали иволги, зяблики, овсянки, синички и зарянки. Они дружно подхватили чудесную мелодию. А дядюшка-дятел стал выстукивать ритм песенки клювом.
Кукушка, вторя ему, после каждого куплета звонко куковала:
— Ку-ку, ку-ку, ку-ку.
Целый день в лесу звенел птичий хор, распевавший весеннюю песенку. К вечеру птичьи голоса смолкли, и Песенка присела отдохнуть на ветку старой сосны.
Когда совсем стемнело и в синем небе зажегся золотой рожок месяца, на охо,ту вылетел филин. Весь день он проспал в дупле и не слышал весенней Песенки.'
— Ух-ух-ух, ух-ух-ух! — громко заухал филин, пу-|
гая лесных обитателей.
~ Эй, ты, соня! Чего зря раскричался? Самое интересное-то ты проспал. Знаешь, какая чудесная песенка
залетела в наш лес! — сказала филину его соседка ежиха, которая жила в норке под корнями сосны.
— Песенка? Какая еще песенка? — удивился фи
лин. — Не слышал я никакой песенки. Зато слышу,
как мыши в норках шуршат. И это очень кстати, ведь
я изрядно проголодался!
— И все-таки жаль, что ты не слышал весенней Пе
сенки! — вздохнула добрая ежиха.
Филину надоела болтовня соседки, и он, недослушав ее, что было довольно невежливо, расправил широкие крылья и бесшумной тенью закружился по лесу. Вдруг филин заметил в темноте Песенку. Ведь зрение-то у него отменное! Она сидела на ветке и дремала.
— Ага! Вот и Песенка, о которой рассказывала
ежиха. Отнесу-ка я ее к себе в дупло и спрячу там.
Пусть Песенка звучит только для меня одного, А то
несправедливо получается — все песенку слышали, а
я нет! — подумал он, подхватил сонную Песенку и
спрятал ее в своем глубоком дупле. А чтобы Песенка
не смогла оттуда выбраться, попросил своего прияте
ля-паука заплести отверстие в дупло паутиной. Паук
так и сделал.
На рассвете проснулись птицы, стали звать Песенку, а ее нигде нет. Птицы загрустили, примолкли.
А Песенка проснулась и видит: кругом темно, тихо и все паутиной затянуто.
— Ой, где это я? — удивилась Песенка. — Где ясное
солнышко, синее небо, цветы и птицы?
-— Ты у меня в гостях, — ответил филин, заглядывая в дупло. — Поживи здесь немного, пой для меня, а потом я тебя отпущу.
О Как вам кажется, захочет ли Песенка петь в дупле? Почему?
— Здесь темно и душно. Мне совсем не хочется
петь! — возразила Песенка. — Я хочу летать и кру
житься на воле, купаться в солнечных лучах, чувство
вать дуновение свежего ветерка! Отпусти меня, пожа
луйста! — взмолилась она.
— Нет, нет и нет! Ты моя пленница и никуда я те
бя ще отпущу. А сейчас я хочу поспать, ведь всем из
вестно, что филин — птица ночная и днем должен
спать!
Он взмахнул крыльями и улетел в чащу леса, где всегда было сумрачно от густых еловых ветвей.
— Как же мне вырваться отсюда? — задумалась Пе
сенка.
В это время лесные птицы собрались на совет и стали думать, как отыскать Песенку. О Как вы думаете, что решили птицы?
— Я буду проверять все трещинки в коре деревьев,
заглядывать во все щелочки, — сказал голубовато-се
рый поползень.
— А я облечу все лесные дупла, может быть, и найду
нашу любимую Песенку, — решил дядюшка-дятел.
— Мы тоже станем искать весеннюю Песенку, —
поддержали их другие птицы и разлетелись по всему
лесу.
Дятел, заглядывая в дупла, звал Песенку:
— Милая Песенка! Где же ты? Откликнись!
— Я здесь, в дупле филина! — услышал он нежный
голосок. — Но я не могу отсюда выбраться: паук за
плел выход густой паутиной.
— Сейчас я освобожу тебя, — обрадовался дятел. Он крепким клювом разорвал паутину и выпустил Песенку на волю.
Она поблагодарила своего спасителя, легко взмахнула крылышками и полетела по лесу. Тотчас веселый напев Песенки подхватили птицы, и весь лес зазвенел их радостными голосами.
А Песенка вспомнила, что ее ждут ребята на празднике в детском саду, попрощалась с лесными обитателями и полетела в город.
Пролетая мимо одного из домов, она услышала детский плач. Песенка заглянула в окно и увидела маленькую девочку. Бедняжка лежала в кровати, а мама подносила ей ложку с микстурой.
Песенке стало жаль заболевшую девочку и захотелось развеселить малышку. Она влетела в форточку и закружилась возле кровати.
Девочка, вытерла слезы и прислушалась: ей показалось, что откуда-то доносится мелодия задорной песенки.
— Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! — стала подпевать девочка.
Ее бледное личико порозовело, а на губах заиграла
улыбка.
— Вот и хорошо! — обрадовалась Песенка. — Ма
лышка скоро поправится!
О Как вы думаете, почему Песенка решила, что девочка скоро поправится?
Песенка еще немного покружилась по комнате, затем вылетела в форточку и поспешила на веселый праздник в детский сад.
ВОПРОСЫ
Какую Песенку выбрала преподаватель музыки к празднику?
Почему Песенка понравилась детям?
Куда полетела Песенка?
Понравилась ли Песенка лесным обитателям? Почему?
Кто и зачем спрятал Песенку в дупло?
Почему загрустили птицы?
Кто освободил Песенку?
Как помогла Песенка больной девочке?
■г
Кто ждал Песенку в детском саду?
Как вы думаете, может ли быть веселым праздник, на котором не звучат песни?
О музыке
Л капелла — хоровое пение без музыкального сопровождения.
Ансамбль — это слово в переводе с французского означает «вместе». Хотя каждый участник ансамбля владеет самостоятельной партией — своим голосом, своей линией мелодии, но все в ансамбле подчинено общему замыслу музыкального произведения.
Гармония — в переводе с греческого означает «созвучие», «стройность», «соразмерность». Гармония — выразительное средство в музыке, основанное на сочетании звуков в аккордах.
Гимн — в переводе с греческого «торжественная песня». Дважды в сутки: в шесть часов утра и в двенадцать ночи по московскому времени по радио передают Гимн России. Исполняют его также в праздничные дни, на официальных встречах, на спортивных соревнованиях.
Дирижер — это французское слово означает «управлять». Дирижерами называют музыкантов, которые руководят инструментальными ансамблями, оркестрами, хорами.
Лад — это слово значит «согласие». Лад в музыке бывает мажорный и минорный. Если музыка написана в мажорном ладу, то мы слышим бодрые, радостные, светлые интонации, а если в минорном — то грустные, задумчивые, иногда печальные.
Марш •— французское слово «марш» в переводе означает «ходьба». В музыке так называются пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под который удобно идти в строю.
Опера — итальянское слово, которое означает «действие». Опера родилась в итальянском городе Флоренция в XVI веке. В опере все артисты поют, а массовые сцены исполняет хор.
Оперетта — в переводе с итальянского означает «маленькая опера». Содержание оперетты остроумное, веселое, а музыка — увлекательная, яркая и тоже веселая, легкая.
Занятие 3 Ноги сами рвутся в пляс!
Здравствуйте, дорогие ребята.' Сегодня речь пойдет о танце. Знаете ли вы, что танец — одно из самых древних искусств? Еще первобытные люди плясали и водили хороводы вокруг костров, празднуя окончание удачной охоты или желая задобрить злых духов. Такие танцы сопровождали ритмичные удары камня о камень. Со временем люди заменяли камни колотушками, трещотками или погремушками, которые делали из высушенных плодов. Внутрь этих сухих плодов клали мелкие камешки.
Постепенно появлялись новые музыкальные инструменты (гусли, дудочки, рожки), а вместе с ними рождались и новые мелодии для танцев. Многие веселые плясовые мелодии придумали люди, имен которых мы не знаем. Поэтому и говорим теперь, что музыка того или иного танца народная.
Без танцев не обходились в старину ни народные гуляния, ни праздники, ни ярмарки, ни карнавалы.
О А кто же придумывал движения для танцев?
Тоже народ! Люди подбирали движения, соответст-, вующие темпу, ритму и мелодии музыки.
Многие русские народные пляски очень веселые, за-] жигательные. Кажется, что ноги сами рвутся в пляс. Вспомните знаменитые «Барыню» и «Камаринскую».
Удивительно красивы плавные неторопливые русские хороводы. Словно белые лебедушки, плывут друг за другом девушки в длинных, вышитых шелками, жемчугом и бисером сарафанах, и молодцы в атлас-! ных, туго подпоясанных ремнями рубахах.
Хороводные танцы — медленные, плавные, часто со-] провождаются пением особенных «хороводных песен».
Я думаю, и вам нравится водить хороводы вокруг новогодней елки на празднике в детском саду.
Есть такая русская народная сказка, которая назы-1 вается «Пастушья дудочка». Герой сказки — Ивануш-| ка так чудесно играл на пастушьей