Что слепить из пластилина?




Шорыгина Т.А.

Красивые сказки: Эстетика для малышей. — М.: Прометей; Книголюб, 2003.136 с. (Развивающие сказки для детей).

В пособии даны описания занятий, построенных на ана­лизе поступков героев авторских сказок. В доступной и ув­лекательной форме дети усваивают основные понятия, свя­занные с музыкой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, литературой, театром.

Адресовано воспитателям, гувернерам, родителям, а так­же преподавателям художественных студий и кружков. Может быть использовано при индивидуальной и коллек­тивной формах обучения.

© Т.А. Шорыгина, 2002 Оформление. Издательство «Книголюб», 2003


От автора

Уважаемые взрослые!

Вашему вниманию предлагается пособие по эстети­ческому воспитанию дошкольников. В нем представле­ны новые стихи и сказки, которые знакомят детей с музыкой, живописью, скульптурой, декоративно-при­кладным искусством, литературой, театром, раскры­вают красоту природы.

Мы надеемся, что они помогут детям понять много­гранность окружающего мира, развить эстетическое восприятие, пробудить творческие способности.

Дорогие ребята/

Перед вами новая книга. Она называется «Красивые сказки». Если вы подумаете, что автор хотела похва­лить себя и сказать, что сказки, ею написанные, — красивые, то вы ошибетесь.

На самом деле «красивыми» эти сказки названы по­тому, что рассказывают о красоте окружающей приро­ды и о красоте, сотворенной руками человека.

Ведь красота нужна человеческой душе как воздух! Без нее невозможно представить жизнь.

Краски осеннего леса, рассветы и закаты, морозные узоры на стеклах, цветы и бабочки, снежинки и свер­кающие на зеленых листьях капли росы пробуждают в нас чувства радости и восхищения, показывают, на­сколько совершенен и гармоничен мир природы.


Художники, скульпторы, писатели, музыканты, ак­теры своим творчеством открывают нам новые грани прекрасного, делают нашу жизнь богаче, интереснее и ярче. С их произведениями мы знакомимся в музеях, галереях, библиотеках, театрах и концертных залах. Но если присмотреться повнимательнее, то можно за­метить, что красота окружает нас и дома. И чашка, и тарелка, и ковер, и занавески на окнах — украшены нарядными орнаментами и узорами.

Послушайте «Красивые сказки» и постарайтесь раз­глядеть то, чего прежде не замечали, услышать то, к чему не прислушивались, а возможно, вам вдруг захо­чется спеть веселую песенку, станцевать танец, испол­нить роль в кукольном спектакле, взять в руки каран­даши, краски и кисти.

Желаю вам успехов!


Занятие1 Рождение

музыки



Здравствуйте, дорогие ребята! Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками.

О Какие звуки вы обычно слышите дома?

Верно! Голоса родных, журчанье воды, бегущей из открытого крана, ворчание закипающего чайника, шум разных электроприборов, а еще звуки музыки, льющейся из радио­приемника, магнитофона и телеви­зора.

О Какие звуки можно услышать па улицах большого города?

Конечно же, на городских улицах слышится шум транспорта, голоса людей.

Звуки, которые мы слышим в природе, совсем другие. Это шур­шание дождя, раскаты грома, ше­лест листьев, птичье пение, плеск морских волн, журчание ручьев, звон капелей, сердитое завывание ветра.

Видите, как много звуков мы с ва­ми вспомнили!


Для композитора эти обыкновенные звуки сплета­ются в красивую мелодию *.

Композитор

Композитор музыку слышит В шуме дождя и грома раскатах, Ноты в тетрадь композитор запишет, А музыканты исполнят сонату.

Композитор музыку слышит В шелесте листьев, в плеске прибоя. Ноты в тетрадь композитор запишет — Песню споем мы вместе с тобою!

Должно быть, вы уже знаете, что композитором на­зывают человека, который сочиняет музыку.

Композитор — латинское слово, в переводе означа­ющее «сочинитель». Многие композиторы писали и пишут сейчас музыку для детей.

Замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский создал целый цикл произведений для ма­лышей и назвал его «Детским альбомом». Там есть та­кие музыкальные пьесы, как «Игра в лошадки», «Ма­ма», «Новая кукла», «Марш деревянных солдати­ков ».

«Величайший немецкий композитор Иоганн Себасть-ян Бах сочинял музыку для обучения своих детей. И, наверное, не подозревал, что его «музыкальными де­тьми» на все будущие времена станут дети всего мира.

* Здесь и далее значение подчеркнутых терминов см. в «запис­ных книжках» (в конце каждого занятия).


 

Ведь музыка Баха до сих пор является прекрасной, незаменимой школой для начинающих музыкантов» (Т.Абрамян).

Писал музыку для детей и замечательный фран­цузский композитор Камиль Сенсанс. В его знамени­той сюите, написанной для оркестра, звучат голоса птиц и зверей. Сюита так и называется — «Карнавал зверей».

Песни, ма рши, оперы и балеты для детей писали и пишут многие современные композиторы.

С.С. Прокофьев создал замечательную симфоничес­кую сказку для детей «Петя и волк», а также сюиту для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркест­ра на стихи С.Я. Маршака.

Композитор Геннадий Гладков написал музыку к популярному мультфильму «Бременские музыкан­ты», а его однофамилец Григорий Гладков — к мульт­фильму «Пластилиновая ворона».

Я думаю, многие из вас знают и любят песни Влади­мира Шаинского «Голубой вагон», «Песню про улыб­ку», «Пусть бегут неуклюже» и Дмитрия Кабалевско­го «Наш край», «Школьные годы» и многие другие.

Как же композитор записывает созданную им мело­дию?

Он делает это с помощью особых значков, которые называются нотами. Слово нота переводится с латин­ского как «знак».

О Как вы думаете, сколько существует нот?

Правильно! Ровно семь. Называются они так: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.



Ноты располагаются на пяти нотных линейках, ко торые называются нотным станом:

Представьте себе, что композитор сочинил мелодию и записал ее на листе нотной бумаги.

О Что нужно сделать, чтобы мы эту мелодию могли ус­лышать?

Ее можно спеть или исполнить на каком-нибудь му­зыкальном инструменте.

О Какие вы знаете музыкальные инструменты?

Верно! Скрипка, фортепиано, баян, гитара, балалай­ка, гусли, арфа, виолончель, флейта... Музыкальных инструментов очень много, но их можно разделить на несколько групп.

Когда древние люди плясали вокруг костра, они за­давали ритм танцу, ударяя камнем о камень. Потом люди заменили камни колотушками, трещотками, по­гремушками из высушенных плодов, внутрь которых помещали мелкие камешки. От них и пошли ударные инструменты — барабан,,бубен, треугольник, коло­кольчики, колокола, ксилофон, тарелки, литавры. Звуки возникают в этих инструментах при ударе ру­кой, пальцами, металлической палочкой или специ­альной колотушкой. Тарелки нужно ударять одна о другую, а бубен встряхивать.


Барабан

Я проснулся утром рано И собрался на прогулку. Застучал по барабану Громко-громко, гулко-гулко:

Там-там, там-там, Веселей бей в барабан!

Удивился дворник Федя: — Что ж ты встал в такую рань? Перебудишь всех соседей, Лучше ты не барабань.

В те далекие времена, когда люди охотились на ди­ких зверей с луком и стрелами, они заметили, что если слегка прикоснуться пальцами к туго натянутой тети­ве лука, она начинает звучать, издавая красивые зву­ки. Тогда-то и появились первые струнно-щипковые инструменты', кифара, лира, арфа.

Струнно-щипковыми эти инструменты называются потому, что у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.

В Древней Руси музыканты на веселых пирах в кня­жеских теремах играли на гуслях, балалайках и дом­рах. Примерно триста лет назад в Испании появился новый струнный музыкальный инструмент, столь по­пулярный и любимый в наши дни, — гитара. Скрипка, виолончель и контрабас тоже струнные инструмен­ты, но звук извлекается не пальцами, а с помощью


 

смычка. Смычок — это длинная трость с натянутым конским волосом. Смычок держат в правой руке и во­дят им по струнам.

Скрипка

Смычком коснулся ты струны, И вот струна запела. И в нежном голосе слышны Волшебные напевы.

То грусть, то радость в них звучат И трогают мне душу, Я виртуоза^-скрипач а Могу весь вечер слушать!

В старину пастухи в деревнях частенько наигрыва­ли на дудочке, сделанной из обыкновенной тростинки с несколькими дырочками. Звук такой дудочки певу­чий, нежный, похожий на журчанье весеннего ручей­ка. Позднее дудочки стали делать из разных пород де­ревьев. Так появились флейта, гобой и кларнет.

Флейта

Льется флейты голос чистый, Словно льдинка, серебристый, В поднебесье'''*, он плывет, Наполняя небосвод.

* Виртуоз — человек, в совершенстве владеющий техникой своего искусства.

** Поднебесье — небесная высь.


 

Слышат флейту лес и нивы, Слышит спелый желтый колос. Шепчет колос: «Как красиво Льется флейты звонкий голос!»

Голос гобоя — чуть приглушенный, а кларнета — чистый, теплый и сочный. Ведь слово кларнет в пере­воде означает «ясный».

Голос кларнета

Слово кларнет означает «ясный», Голос кларнета чистый, прекрасный, Он то протяжный, то нежно-певучий, То очень теплый, сочный и звучный.

В оркестре русских народных инструментов можно услышать жалейку —♦- небольшую трубку из дерева или тростника. Она напоминает пастуший рожок из бересты, но у рожка трубка расширяется и заканчива­ется раструбом*, а у жалейки нижний конец трубы вставляется в раструб коровьего рога. На боковых стенках жалейки есть отверстия. Зажимая их пальца­ми, можно извлекать звуки разной высоты.

Пастуший рожок

Сяду на пень посуше, Коров соберу в кружок, Выну из сумки пастушьей Берестяной рожок.

Раструб — расширение в виде воронки.


 

Коровы рожок услышат, Протяжно откликнутся: «Му-у-у». Играя то звонче, то тише, Я стадо в село поведу.

Дорогие ребята, наверное, вы все видели морскую раковину. Может быть, такая раковина есть у вас до­ма. Попробуйте дунуть в заостренный конец ракови­ны, и вы услышите протяжный долгий звук. Еще в древности люди знали об этом свойстве морских рако­вин и делали из них музыкальные инструменты. Такие музыкальные инструменты называются духовыми. Раньше их изготавливали из раковин, кожи, слоновой кости, а сейчас делают из меди. Ведь медь — это «певу­чий» металл. К наиболее известным духовым инстру­ментам относятся флейта, гобой, кларнет, труба, вал­торна, тромбон, саксофон и туба.

А об этом музыкальном инструменте мы еще не гово­рили. У кого-то из вас он есть дома. Его можно увидеть в детском саду и в школе, в концертном зале и в театре.

О Догадались, о каком музыкальном инструменте идет речь?

Конечно же, о фортепиано! Этот инструмент, пожа­луй, самый популярный в мире. Он является незаме­нимым помощником и певца и композитора. Слово фортепиано происходит сразу от двух слов: форте зна­чит «громко», а пиано — «тихо».

Фортепиано инструмент полифонический: на нем можно сыграть и мелодию, и аккомпанемент к ней.

Большие концертные залы обычно украшает кон­цертный рояль. Рояль похож на фортепиано, но мае-


 

сивнее его. И на фортепиано, и на рояле можно играть то тише, то громче, то связывать звуки, то играть от­рывистое стаккато.

Дождь-музыкант

Кап, кап, кап — упали капли. Застучали:тук,тук,тук. И узнали сразу цапли Дождика веселый звук.

Дождик заиграл стаккато, Как по клавишам рояля, И, сбегая с крыш покатых, Капли звонко застучали.

Дождь отрывисто и звонко Падал в травы там и тут. Словно пальцами ребенка Он играл в саду этюд!

Певцы и певицы, исполняющие музыкальные произ­ведения, обладают голосами разного тембра и высоты.

Бас — самый низкий из всех мужских голосов.

Имя знаменитого певца-баса — Федор Иванович Шаляпин. Его голос отличался исключительной кра­сотой, богатством и мягкостью тембра.

Высокий мужской голос называют тенором. А муж­ской голос среднего регистра (между басом и тенором), называют баритоном.

Женские голоса также различаются по высоте и тем­бру.


Самый высокий и подвижный женский голос — ко­лоратурное сопрано. Колоратурным его называют по­тому, что он легко исполняет различные вокальные ук­рашения — колоратуры.

Наиболее распространенный голос среди певиц •— лирическое сопрано — нежный светлый, легкий.

Многим певицам присущ сильный и яркий голос — драматическое сопрано.

А первым сопрано мира по праву считается великая певица Мария Каллас.

О ВОПРОСЫ

Как называют человека, который сочиняет музыку?

С помощью чего композитор записывает музыку на лис­те бумаги?

Сколько всего нот? Назовите их.

Какие вы знаете музыкальные инструменты?

Почему барабан называют ударным инструментом? С помощью чего барабанщик выбивает на барабане дробь?

Какие инструменты относятся к струнно-щипковым? Почему их так называют?

К каким инструментам относится скрипка? С помо­щью чего скрипач извлекает звуки, играя на скрипке?

Какие музыкальные инструменты называют духовы­ми? Из чего их делали прежде? Из чего их изготавлива­ют сейчас?

От каких слов произошло слово «фортепиано»? Как вы думаете, зачем людям нужна музыка?


 

Лягушка и Соловей

Жила на болоте лягушка-Квакушка. Она умела очень громко квакать, и потому считалась среди подружек-лягушек лучшей певуньей. Теплым майским вечером, когда комары-толкун­чики весело плясали в лучах заходящего солнца, а лужи болотной водицы блестели в зарослях камыша и осоки, словно осколки большого зеркала, Квакуш­ка забиралась на высокую болотную кочку и начина­ла петь. О Как вы думаете, о чем пела лягушка-Квакушка?

В своих незамысловатых песенках Квакушка рас­хваливала весенние деньки, теплый дождик и родное болото.

Лягушки, собравшиеся на концерт, дружным хором подпевали своей любимице, а после выступления дари­ли ей букетики болотных цветов и угощали вкусными комариками.

Но вот однажды в овраге возле болота, в зеленых за­рослях ивы и черемухи поселился Соловей. Вечером, когда на землю ложились седые туманы, он пел свои волшебные песни.

Ветер переставал шелестеть листвой, затихало жур­чание родника, смолкал даже лягушачий хор — все хо­тели послушать лесного певца.

Только лягушка-Квакушка не унималась. Наобо­рот, она старалась квакать еще громче, чтобы заглу­шить соловьиные трели. Но теперь ее никто не слу­шал.


— Ах! Какой непревзойденный певец! Какие рула­
ды* он выводит! Какой красивый голос! — наперебой
расхваливали Соловья звери и птицы.

Послушать виртуозного исполнителя лесных песен приходили дети и взрослые.

Однажды Квакушка услышала, как одна маленькая девочка сказала отцу:

— Какой противный голос у этой лягушки. Своим
кваканьем она мешает слушать соловья. Лучше бы по­
молчала! Тоже мне певица!

— Пусть себе квакает, — добродушно ответил
отец. — Она ведь по-своему Весну-красну славит..

— Уж больно голос у нее хриплый и громкий, а пе­
ние однообразное. «Ква-ква-ква» — вот и все! — не со­
гласилась с ним девочка.

* Рулада — исполненная в быстром темпе часть мелодии.


 

Лягушке стало очень обидно. Она старается изо всех сил, вся надувается, чтобы квакать как можно громче, а расхваливают только Соловья.

В это время на болотце прилетела хорошенькая весе­лая трясогузка и стала, слегка потряхивая длинным хвостиком, расхаживать возле самой кромки воды и ловить мошек.

— Уважаемая трясогузка, — обратилась к ней Ква­
кушка. — Скажите, пожалуйста, откровенно, кто из
нас поет лучше — Соловей или я?

О Как вы думаете, что ответила трясогузка?

Трясогузка призадумалась: обижать лягушку ей не хотелось, поэтому умная птичка ответила так:

— Будет лучше, если Вы, милая Квакушка, спроси­
те об этом у Царевны-Весны. Уж она-то наверняка зна­
ет, кто их вас лучше поет. Я могу показать, где живет
Весна.

— Пожалуй, Вы правы, — согласилась с трясогуз­
кой болотная певица и зашлепала вслед за пташкой в
лес.

Вскоре они оказались возле терема Весны. Тонкие жемчужно-белые березки, окружавшие терем, шелес­тели шелковистыми ветвями. Солнечные лучи золо­тою рябью пробегали по белым стволам и зеленым тра­вам, весело щебетали птицы.

Царевна-Весна с приветливой улыбкой вышла из те­рема навстречу гостям. Лягушка никогда в жизни не видела такой красавицы!

Сарафан Весны был соткан из бело-розовых яблоне­вых лепестков, ее голову украшал венок, сплетенный из фиалок, незабудок и ландышей. Словно легкое раз-


ноцветное облачко, кружились над ней бабочки, мо­тыльки и стрекозы.

Квакушка низко поклонилась Царевне и поведала ей о своей беде. Весна внимательно выслушала болот­ную певунью и, посадив ее на ладонь, сказала: О Как вы думаете, что сказала лягушке Весна?

— Поверь, милая лягушка, что мне одинаково доро­
ги и свист иволги, и кукование кукушки, и пение соло­
вья, и твое кваканье! Все вы мои друзья! Всех вас я оди­
наково люблю и знаю, что вы радуетесь пробуждению
природы, теплым весенним денькам. Каждый из вас,
как может, своей бесхитростной песенкой славит саму
Жизнь! А ваши голоса не мешают друг другу, нет, они
сливаются в дружный весенний хор!

— Ая сочинил стихотворение, — сказал пестрый дя­
тел, который сидел на березе и внимательно прислу­
шивался к разговору Весны и ее гостьи.

— Что ж, расскажи его нам, пожалуйста, — попро­
сила дятла Весна.

И дятел прочел такое стихотворение.

Симфония Весны

С упоеньем квакает лягушка, Щелкает в овраге соловей, Иволга свистит в лесу, кукушка Нам кукует в зелени ветвей.

Все поют, друг другу не мешая, И не затевая глупых ссор, И Весны симфония большая Голоса сплетает в стройный хор!


 

ВОПРОСЫ

Кого лягушки считали лучшей певицей?

О чем пела Квакушка в своих песнях?

Кто поселился в овраге возле болота?

Почему обиделась Квакушка?

Кого она попросила рассудить, чьи песни лучше?

Что посоветовала Квакушке трясогузка?

Что ответила Царевна-Весна на вопрос Квакушки о

том, чьи песни лучше?


 


О музыке

— по-французски это слово означает «сопровождать». Аккомпа­немент — сопровождение пения игрой на музыкальном инструменте.

Консерватория — высшее музыкальное учебное заведение.

Мелодия — греческое слово, которое в пе­реводе значит «пение песни». Мелодия — это выразительный напев, который может передавать различные образы, чувства, на­строения.

Оркестр — большой ансамбль музыкан­тов, совместно исполняющих музыкаль­ные произведения.

Полифонический — многоголосый. Поли­фония — многоголосие.

Ритм — равномерное чередование различ­ных элементов в звучании музыкального произведения.


Симфония — большое (обычно состоящее из четырех частей) музыкальное произве­дение для оркестра.

Соната — музыкальное произведение, со­стоящее из трех разделов: завязки, в кото­рой появляются основные темы; разработ­ки — среднего раздела сонаты и финала — завершения темы.

Стаккато — отрывистое быстрое исполне­ние музыкального произведения.

Тембр — характерная окраска звука (у го­лоса или музыкального инструмента).

Темп — степень быстроты в исполнении музыкального произведения.

Филармония — учреждение, занимающе­еся организацией концертов и пропагандой музыкального искусства.

Этюд — в переводе с французского означа­ет «изучение». Начинающие пианисты с первых месяцев занятий играют этюды. Этюды развивают технику музыкантов. Каждый этюд рассчитан на освоение како­го-либо технического приема.



Занятие 2 Мы с тобою песенку пропоем!

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы поговорим о песнях. Многие из вас любят петь и знают немало веселых детских песенок.

О Знаете ли вы, как называются пер­вые песенки, которые слышат ма­лыши?

Ну конечно, колыбельные! Мама, нежно укачивая ребенка, негромко напевает ему колыбельную песню. Мелодия колыбельной плавная, уба­юкивающая, звучит она тихо. Ма­лыш успокаивается, закрывает гла­за и незаметно засыпает.

Послушайте колыбельные песни и попробуйте сами придумать к ним мелодии.

Колыбельная песенка

Баю-баю-баиньки Спи-усни, мой маленький.

Спят корова и коза,

Дремлет кот, прикрыв глаза, %

Спит в сарае петушок. Сладко в будке спит Дружок.

В темной норке дремлет мышь. Засыпай и ты, малыш!


 

Спокойной ночи

Ночь пришла, кругом ни звука, Дремлет сонная река, В темной зыби дремлет щука, Дремлют в небе облака.

Спят цветы, уснули пчелки,
И стрекозы, и шмели.

В хвойных чащах дремлют елки, Свесив лапы до земли.

Закрывай, сыночек, очи, Спи-усни, спокойной ночи.

Как же рождается песня?

Чтобы она появилась, нужно, чтобы поэт написал стихотворение, а композитор положил это стихотворе­ние на музыку. Песня состоит из нескольких стихо­творных строф. Каждая строфа, в которой четыре, шесть или восемь строк, называется куплетом. За каждым куплетом следует другая строфа — припев. В тех песнях, где есть припев, куплет называют запевом.

Послушайте песенку о попугае.

Песенка о попугае

Запев:

Желтый Попочка-дружок Жил в железной клетке, Но мечтал он хоть разок Посидеть на ветке.


Покачаться, поскакать, Клювом перья пощипать — Не в железной клетке, А в саду на ветке.

Припев:

Попочка — хорошенький,

Глазки, как горошинки!

Запев:

Скучно было Попке жить, Не с кем бедному дружить, Он от скуки или с горя Научился говорить.

Изо всех стараясь сил Попугай себя хвалил: «Попка милый, попка — мил, Попка очень, очень мил!»

Припев:

Попочка — хорошенький,

Глазки, как горошинки!

Вы, наверное, заметили, что слова запева изменяют­ся, а слова припева остаются неизменными. Они не только украшают песню, но и помогают быстрее е,е за­поминать.

Послушайте следующую песенку:

Я слова на музыку положу, Для тебя я песенку напишу.


 

Унесется песенка на простор,

И подхватит песенку птичий хор.

Над землею песенка полетит, Бубенцами песенка зазвенит.

Ты услышишь песенку, и вдвоем Мы с тобою песенку пропоем!

О Есть ли в этой песенке припев?

Попробуйте сами сочинить к ней припев.

Песня — самый популярный вид музыкального ис­кусства. Мелодия песни — проста, незатейлива и легко запоминается. Многие песни сочинил народ.

О Какие народные песни вы знаете?

«Калинка», «Во поле береза стояла», «Светит ме­сяц», «Как на тоненький ледок», «Ах вы, сени», «Ка­равай» и многие другие.

Недаром ведь говорится, что песня — душа народа!

О Что же нужно для того, чтобы песню услышали люди?

Правильно, песню надо спеть! Спеть песню может один человек, тогда такое исполнение называют соль­ным. Соло — итальянское слово, которое в переводе оз­начает «один, единственный».

Спеть песню может и хор.

О Вы знаете, что такое хор?

Хор — это коллектив, исполняющий вокальную му­зыку, то есть музыку для пения. Слово хорос в перево-


де с греческого языка означает «собрание». По своему составу хоры бывают мужские, женские, смешанные (в которых поют и мужские, и женские голоса) и дет­ские. По звучанию хор напоминает многоголосый ин­струмент. Голоса в хоре красиво переплетаются и сли­ваются в едином стройном звучании.

Представьте, что вы разучили песню и хотите ее ис­полнить.

О Что нужно, чтобы песня звучала красиво?

Нужно, чтобы пение сопровождала музыка, иначе говоря, аккомпанемент. По-французски слово акком­панемент означает «сопровождение». Аккомпанемент насыщает мелодию звуковыми красками, отчего мело­дия становится ярче, лучше воспринимается.

Хорошую песню любят все. Простая, красивая пе­сенная мелодия легко запоминается, повторить ее мо­жет человек, даже не имеющий музыкального образо­вания. Песня трогает сердце, вносит в нашу жизнь ра­дость.

О Какие бывают песни по настроению?

Верно! Песни бывают разные. Веселые песни обычно исполняют звонко, а мелодия у них — быстрая, зажи­гательная. Такие песни написаны в мажорном ладу.

У задумчивых и грустных песен мелодия плавная, медленная, а исполняют их негромко, задушевно^ Лад этих песен — минорный.

Под бодрые и радостные песни хочется дружно ша­гать в ногу. Такие песни напоминают марши.

Бывают песенки шуточные — мелодия их словно улыбается. И мы с вами улыбаемся ей в ответ.


 

ВОПРОСЫ

Почему под звуки колыбельных песен ребенок засыпает?

Как рождается песня? (Кто пашет стихи для песни, а ктомузыку?)

Как построена песня? Что такое припев? Какие песни называются народными? Кто исполняет песни? Зачем песне нужен аккомпанемент? Какими бывают- песни по настроению?

Как-то раз преподаватель музыки Нина Ива­новна раскрыла новый нотный альбом и при-задумалась: какую бы песенку разучить с ре­бятами к весеннему празднику?

Она стала перелистывать страницу за страницей, ти­хонько напевая и наигрывая на фортепиано мелодии песен.

Одна песенка ей особенно понравилась. Мелодия, хоть и незатейливая, но запоминающаяся и веселая. И слова добрые, хорошие. О том, как клейкие листики раскрывают навстречу солнечным лучам свои малень­кие ладошки, о звонких ручейках, о радостных птичь­их голосах.

«Такая песенка нам подойдет, — подумала Нина Ивановна. — Ее и разучим к празднику».

На следующий день она сыграла и спела новую пе­сенку. Дети быстро запомнили слова и мелодию и спе­ли песенку хором.


О Как вы, думаете, понравилась ли песенка детям? Почему?

Песенка весело закружилась по комнате, а потом взмахнула невидимыми прозрачными крылышками и вылетела в открытую форточку.

— Какой чудесный денек! — обрадовалась Песен­
ка. — Тепло, сухо, солнечно! Полетаю-ка я на просто­
ре, полюбуюсь весенней землей, а потом вернусь к ре­
бятишкам в детский сад.

Так подумала Песенка и полетела в лес.

Первым услышал весеннюю песенку скворец. Он тут же взлетел на зеленую ветку и стал звонко и весело рас­певать ее.

Его пение услышали иволги, зяблики, овсянки, си­нички и зарянки. Они дружно подхватили чудесную мелодию. А дядюшка-дятел стал выстукивать ритм пе­сенки клювом.

Кукушка, вторя ему, после каждого куплета звонко куковала:

— Ку-ку, ку-ку, ку-ку.

Целый день в лесу звенел птичий хор, распевав­ший весеннюю песенку. К вечеру птичьи голоса смолкли, и Песенка присела отдохнуть на ветку ста­рой сосны.

Когда совсем стемнело и в синем небе зажегся золо­той рожок месяца, на охо,ту вылетел филин. Весь день он проспал в дупле и не слышал весенней Песенки.'

— Ух-ух-ух, ух-ух-ух! — громко заухал филин, пу-|
гая лесных обитателей.

~ Эй, ты, соня! Чего зря раскричался? Самое инте­ресное-то ты проспал. Знаешь, какая чудесная песенка


залетела в наш лес! — сказала филину его соседка ежи­ха, которая жила в норке под корнями сосны.

— Песенка? Какая еще песенка? — удивился фи­
лин. — Не слышал я никакой песенки. Зато слышу,
как мыши в норках шуршат. И это очень кстати, ведь
я изрядно проголодался!

— И все-таки жаль, что ты не слышал весенней Пе­
сенки! — вздохнула добрая ежиха.

Филину надоела болтовня соседки, и он, недослушав ее, что было довольно невежливо, расправил широкие крылья и бесшумной тенью закружился по лесу. Вдруг филин заметил в темноте Песенку. Ведь зрение-то у не­го отменное! Она сидела на ветке и дремала.

— Ага! Вот и Песенка, о которой рассказывала
ежиха. Отнесу-ка я ее к себе в дупло и спрячу там.
Пусть Песенка звучит только для меня одного, А то
несправедливо получается — все песенку слышали, а
я нет! — подумал он, подхватил сонную Песенку и
спрятал ее в своем глубоком дупле. А чтобы Песенка
не смогла оттуда выбраться, попросил своего прияте­
ля-паука заплести отверстие в дупло паутиной. Паук
так и сделал.

На рассвете проснулись птицы, стали звать Песен­ку, а ее нигде нет. Птицы загрустили, примолкли.

А Песенка проснулась и видит: кругом темно, тихо и все паутиной затянуто.

— Ой, где это я? — удивилась Песенка. — Где ясное
солнышко, синее небо, цветы и птицы?

-— Ты у меня в гостях, — ответил филин, заглядывая в дупло. — Поживи здесь немного, пой для меня, а по­том я тебя отпущу.


О Как вам кажется, захочет ли Песенка петь в дупле? Почему?

— Здесь темно и душно. Мне совсем не хочется
петь! — возразила Песенка. — Я хочу летать и кру­
житься на воле, купаться в солнечных лучах, чувство­
вать дуновение свежего ветерка! Отпусти меня, пожа­
луйста! — взмолилась она.

— Нет, нет и нет! Ты моя пленница и никуда я те­
бя ще отпущу. А сейчас я хочу поспать, ведь всем из­
вестно, что филин — птица ночная и днем должен
спать!

Он взмахнул крыльями и улетел в чащу леса, где всегда было сумрачно от густых еловых ветвей.

— Как же мне вырваться отсюда? — задумалась Пе­
сенка.

В это время лесные птицы собрались на совет и ста­ли думать, как отыскать Песенку. О Как вы думаете, что решили птицы?

— Я буду проверять все трещинки в коре деревьев,
заглядывать во все щелочки, — сказал голубовато-се­
рый поползень.

— А я облечу все лесные дупла, может быть, и найду
нашу любимую Песенку, — решил дядюшка-дятел.

— Мы тоже станем искать весеннюю Песенку, —
поддержали их другие птицы и разлетелись по всему
лесу.

Дятел, заглядывая в дупла, звал Песенку:

— Милая Песенка! Где же ты? Откликнись!

— Я здесь, в дупле филина! — услышал он нежный
голосок. — Но я не могу отсюда выбраться: паук за­
плел выход густой паутиной.


— Сейчас я освобожу тебя, — обрадовался дятел. Он крепким клювом разорвал паутину и выпустил Пе­сенку на волю.

Она поблагодарила своего спасителя, легко взмахну­ла крылышками и полетела по лесу. Тотчас веселый напев Песенки подхватили птицы, и весь лес зазвенел их радостными голосами.

А Песенка вспомнила, что ее ждут ребята на празд­нике в детском саду, попрощалась с лесными обитате­лями и полетела в город.

Пролетая мимо одного из домов, она услышала дет­ский плач. Песенка заглянула в окно и увидела ма­ленькую девочку. Бедняжка лежала в кровати, а мама подносила ей ложку с микстурой.

Песенке стало жаль заболевшую девочку и захоте­лось развеселить малышку. Она влетела в форточку и закружилась возле кровати.


Девочка, вытерла слезы и прислушалась: ей пока­залось, что откуда-то доносится мелодия задорной пе­сенки.

— Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! — стала подпевать девочка.
Ее бледное личико порозовело, а на губах заиграла
улыбка.

— Вот и хорошо! — обрадовалась Песенка. — Ма­
лышка скоро поправится!

О Как вы думаете, почему Песенка решила, что девочка скоро поправится?

Песенка еще немного покружилась по комнате, за­тем вылетела в форточку и поспешила на веселый пра­здник в детский сад.

ВОПРОСЫ

Какую Песенку выбрала преподаватель музыки к празд­нику?

Почему Песенка понравилась детям?

Куда полетела Песенка?

Понравилась ли Песенка лесным обитателям? Почему?

Кто и зачем спрятал Песенку в дупло?

Почему загрустили птицы?

Кто освободил Песенку?

Как помогла Песенка больной девочке?

■г

Кто ждал Песенку в детском саду?

Как вы думаете, может ли быть веселым праздник, на котором не звучат песни?


 

О музыке

Л капелла — хоровое пение без музыкаль­ного сопровождения.

Ансамбль — это слово в переводе с фран­цузского означает «вместе». Хотя каждый участник ансамбля владеет самостоятель­ной партией — своим голосом, своей лини­ей мелодии, но все в ансамбле подчинено общему замыслу музыкального произведе­ния.

Гармония — в переводе с греческого озна­чает «созвучие», «стройность», «соразмер­ность». Гармония — выразительное средст­во в музыке, основанное на сочетании зву­ков в аккордах.

Гимн — в переводе с греческого «торжест­венная песня». Дважды в сутки: в шесть часов утра и в двенадцать ночи по москов­скому времени по радио передают Гимн России. Исполняют его также в празднич­ные дни, на официальных встречах, на спортивных соревнованиях.


Дирижер — это французское слово означа­ет «управлять». Дирижерами называют музыкантов, которые руководят инстру­ментальными ансамблями, оркестрами, хорами.

Лад — это слово значит «согласие». Лад в музыке бывает мажорный и минорный. Ес­ли музыка написана в мажорном ладу, то мы слышим бодрые, радостные, светлые интонации, а если в минорном — то груст­ные, задумчивые, иногда печальные.

Марш •— французское слово «марш» в пе­реводе означает «ходьба». В музыке так на­зываются пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под который удобно ид­ти в строю.

Опера — итальянское слово, которое озна­чает «действие». Опера родилась в италь­янском городе Флоренция в XVI веке. В опере все артисты поют, а массовые сце­ны исполняет хор.

Оперетта — в переводе с итальянского оз­начает «маленькая опера». Содержание оперетты остроумное, веселое, а музыка — увлекательная, яркая и тоже веселая, лег­кая.



Занятие 3 Ноги сами рвутся в пляс!

Здравствуйте, дорогие ребята.' Сегодня речь пойдет о танце. Зна­ете ли вы, что танец — одно из са­мых древних искусств? Еще перво­бытные люди плясали и водили хо­роводы вокруг костров, празднуя окончание удачной охоты или же­лая задобрить злых духов. Такие танцы сопровождали ритмичные удары камня о камень. Со временем люди заменяли камни колотушка­ми, трещотками или погремушка­ми, которые делали из высушенных плодов. Внутрь этих сухих плодов клали мелкие камешки.

Постепенно появлялись новые музыкальные инструменты (гусли, дудочки, рожки), а вместе с ними рождались и новые мелодии для танцев. Многие веселые плясовые мелодии придумали люди, имен ко­торых мы не знаем. Поэтому и гово­рим теперь, что музыка того или иного танца народная.

Без танцев не обходились в стари­ну ни народные гуляния, ни празд­ники, ни ярмарки, ни карнавалы.


О А кто же придумывал движения для танцев?

Тоже народ! Люди подбирали движения, соответст-, вующие темпу, ритму и мелодии музыки.

Многие русские народные пляски очень веселые, за-] жигательные. Кажется, что ноги сами рвутся в пляс. Вспомните знаменитые «Барыню» и «Камаринскую».

Удивительно красивы плавные неторопливые рус­ские хороводы. Словно белые лебедушки, плывут друг за другом девушки в длинных, вышитых шелками, жемчугом и бисером сарафанах, и молодцы в атлас-! ных, туго подпоясанных ремнями рубахах.

Хороводные танцы — медленные, плавные, часто со-] провождаются пением особенных «хороводных песен».

Я думаю, и вам нравится водить хороводы вокруг новогодней елки на празднике в детском саду.

Есть такая русская народная сказка, которая назы-1 вается «Пастушья дудочка». Герой сказки — Ивануш-| ка так чудесно играл на пастушьей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: