Механизмы внедрения инноваций




 

Процесс реорганизации предприятий, связанный с переходным периодом в экономике, по различным причинам затронул практически все предприятия. Реорганизация является достаточно сложной многошаговой процедурой, касающейся всех аспектов деятельности предприятия. В результате реорганизации должен возникнуть новый, более эффективный способ организации производства. Несмотря на то, что причины и цели реорганизации могут быть разными, существует общая закономерность, отражающаяся на эффективности процесса. Так, глобальной целью любой реорганизации является обеспечение такого экономического потенциала предприятия, который удовлетворяет стратегическим целям по каждой области деятельности. Проведение реорганизации предполагает не только внедрение инноваций самих по себе, но и создание механизмов их адаптации и развития в существующей структуре производства. То есть любое изменение в методах или средствах на предприятии должно сопровождаться изменениями всех элементов производственной системы, взаимной их адаптации. Механизмы, обеспечивающие эффективность инновационных изменений, должны сопровождать сами изменения.

Рассмотрим данное положение на примере внедрения инвестиций. Большинство предприятий, внедряя инвестиционные проекты, совершают одну существенную ошибку. Инвестиционное развитие является разовым действием, носящим некоторый экстремальный для предприятия характер. Объективно это действительно так, потому что инвестиции изменяют картину финансовых потоков и постоянное инвестирование бессмысленно по ряду причин. Однако разовые инвестиции не способны сами по себе обеспечить долгосрочный характер поддержания экономического потенциала. Изменения на рынке приводят к снижению эффективности инвестиций в долгосрочном периоде. Речь идет не столько о финансовой стороне вопроса, хотя и финансовая отдача со временем снижается, сколько о конкурентности инвестиций во времени, которая снижается по ряду причин. Очевидно, необходимо создание механизма поддержания эффективности инвестиций. Таким механизмом может быть система непрерывного инновационно-инвестиционного проектирования.

Сущность этой системы в том, что непрерывное инвестирование в производство должно тесно увязываться с непрерывным внедрением инноваций. Последние являются одним из главных механизмов, обеспечивающих развитие производства и гарантирующих поддержание экономического потенциала.

Система инновационно-инвестиционного проектирования не обязательно ведет за собой большие инвестиционные потоки заемных средств. Одним из вариантов финансирования данной системы будет накопление средств внутри нее самой – создание своеобразного расширенного воспроизводства. Прибыль, получаемая от реализации новой продукции, должна служить основным источником для деятельности этой системы. Привлечение дополнительных инвестиций, наоборот, исключительный случай при стабильной работе данной системы, так как инновации являются одной из главных составляющих затрат на производство при применении данной идеологии.

Исторически развитие инновационного стратегического мышления прошло несколько этапов. Так, в середине ХХ века основной задачей стратегии был выбор вариантов роста предприятий, и поэтому в то время преимущественно были развиты портфельные стратегии, которые основаны на следующих моментах:

- приобретения в новых отраслях;

- укрепление имеющихся подразделений посредством приобретений;

- постепенный выход из нежелательных отраслей;

- продажа подразделений, которые могут встроиться в более подходящие для них структуры;

- размещение ресурсов в форме капитала и затрат;

- создание уверенности в том, что подразделения являются объектами стратегического управления;

- использование преимуществ эффекта синергизма между имеющимися в портфеле предприятиями.

Портфельная стратегия подразумевала диверсификацию производства через инвестиции в различные области и предприятия, а также внесение диверсификационных изменений в деятельность отдельных предприятий. Такая стратегия в развитых странах была вызвана в первую очередь наличием свободных капиталов. Фирмы, использующие такую стратегию, действовали в подавляющем большинстве в рамках рисковых капиталов, по крайней мере, на первых этапах разработки стратегии. Применение данных стратегий предполагало существование общих экономических закономерностей в различных отраслях, которые превалируют над отраслевой спецификой, и поэтому намечалось, что фирмы, достигшие успеха в одной отрасли, легко могут достичь успеха в других отраслях. Кроме этого, в данной стратегии использовался несколько механистический, обусловленный только финансовыми факторами подход к определению целесообразности работы фирмы в данной отрасли и на данном сегменте рынка. Однако даже в условиях рыночной экономики и при полном отсутствии прямого вмешательства государства в стратегии фирмы существует ряд неэкономических факторов, обусловленных социальными, идеологическими и политическими моментами в развитии фирмы и оказывающих влияние на деятельность предприятия. Диверсификационная портфельная стратегия по своей сущности не предусматривает учета данных факторов. Этот момент является крайне существенным для деятельности российских предприятий. Большинство предприятий пошло именно по пути разработки диверсификационного портфеля, пробуя заниматься различными видами деятельности, при этом причина применения такой стратегии абсолютно не та, что была в развитых странах (в подавляющем большинстве это стратегия выживания), и, работая на рынке других отраслей, предприятия рискуют гораздо большим капиталом, чем это можно было бы себе позволить исходя из целей оптимальной диверсификации.

Однако в развитых странах по мере развития конкуренции акцент в разработке стратегий переместился с корпораций на предприятия с целью добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, обеспечивающих высокую рентабельность, т.е. преимущество получила деловая стратегия. Последняя представляет собой скорее модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании, и предполагает достаточно устоявшуюся модель рынка. Основным фактором успеха на рынке будет достижение преимуществ перед конкурентами. Основными элементами данной стратегии является возможность оценки позиции и стратегии развития своего и конкурирующего предприятия, т.е. предполагается возможность выявления тенденций на базе выделения конечного числа факторов, влияющих на успех компании.

Следует отметить, что в настоящее время в условиях российской экономики количество и скорость изменения экономических факторов настолько велики, что делают затруднительным разработку долговременной деловой стратегии без некоторой корректировки подходов к ее разработке.

Деловая стратегия предприятия разбивается на ряд функциональных стратегий по видам деятельности. Это облегчает формирование цельной стратегии. Принцип декомпозиции стратегии является верным, так как общая стратегия ─ это абстрактное понятие, и невозможно определить ее, используя какой-либо один показатель. Показатель долгосрочной целевой прибыльности не может являться таким инструментом, так как он одновременно играет роль и критерия, и ограничения при разработке стратегии, меняясь местами в зависимости от этапа разработки и степени разукрупненности проблемы.

Один из главных факторов инновационно-инвестиционного проектирования ─ временной фактор. Время является еще более универсальным инструментом оценки эффективности, чем деньги. Речь идет о возможности преобразования временного фактора в денежный эквивалент при наличии определенных знаний о сущности экономического процесса. Широко известные методы сетевого планирования и управления (СПУ) показывают, что в принципе временные модели применяются для совершенствования планирования производства достаточно давно. В последнее время временные сетевые (или другие модели) стали применяться для организации производства, проведения оптимизирующих мероприятий.

Однако метод СПУ в данном случае помогает не просто выбрать оптимальный по времени проект, но и провести его оптимизацию. Для этого возможно проведение ряда мероприятий по синхронизации оборудования, увеличению его загрузки и т.д., что является резервом для увеличения общей эффективности производства.

Возможно расширение использования временных сетевых моделей для управления производством в целом. Сетевая модель, в своей основе имеющая целью распараллеливание работ, позволяет проводить оптимизирующие мероприятия по началу и завершению работ экономико-управленческого цикла. Так, начало работ по заключению контрактов на снабжение, сбыт и другое должно помимо стандартных сроков поставки учитывать возможность несвоевременной поставки, т.е. учитывать риск невыполнения договорных обязательств. В этом случае сеть принимает характер вероятностной модели, где как раз возможны учет и управление рисками. Последнее дает возможность с помощью методов прогнозирования построить наилучший вариант производственного процесса во времени. При этом сдвиги работ во времени будут затрагивать и производственно-технологическую часть системы, накладывая на нее своеобразные ограничения. Актуальность применения такой методологии очевидна, так как анализ даже внедренных инвестиционных проектов на промышленных предприятиях показывает, что реальные показатели эффективности значительно отличаются от запланированных. Причин этого может быть много, но одной из основных является неверный прогноз временных показателей. Неисполнение ожиданий проектировщиков оборачивается реальными потерями для производственников. Применяемый в настоящее время метод корректировки ставки дисконтирования и, соответственно, всех показателей эффективности проектов не позволяет осуществить управление эффективностью проекта, т.е. носит статичный характер.

Имеется еще одна точка приложения временных сетевых моделей – это внедрение нового способа организации инновационного и инвестиционного проектирования. В настоящее время система параллельного проектирования активно внедряется на крупнейших предприятиях зарубежных стран. Речь идет о возможно более полном распараллеливании работ по проектированию изделия, производственной системы и самого производства продукции. Существующие за рубежом методологии инноваций и инвестиций в производство основаны на маркетинговом планировании, которое автоматически предполагает непрерывность процесса инновационно-инвестиционного развития. На наших предприятиях в подавляющем большинстве случаев такие системы не действуют. Отношение к инвестициям как к разовым обособленным мероприятиям является главной причиной их неэффективности.

В основу методологии обеспечения непрерывного инновационно-инвестиционного проектирования также могут быть заложены модели СПУ, адаптированные для данной цели. В этом случае модель будет отражать совокупность инвестиционных проектов, а работы в ней – связующие потоки между проектами. В целом вся сеть может отражать ориентированные во времени финансовые инвестиционные потоки, сопутствующие инновационному развитию, для достижения общих целей и стратегий предприятия.

Как было отмечено выше, стратегия инвестиционно-инновационного развития предприятия в настоящее время должна включать элементы портфельной (диверсификационной) и деловой (конкурентоспособной) стратегии. Развитие производства возможно только в сторону повышения его экономического потенциала, т.е. увеличения его рыночных возможностей. Предприятие должно использовать все резервы для увеличения эффективности своей деятельности. Основными вопросами, на которые необходимо ответить при осуществлении принципа инновационно-инвестиционного проектирования, будут следующие:

- определение возможных направлений развития;

- определение приоритетных направлений развития;

- определение последовательности развития;

- определение источников и способов финансирования развития (возможно, как подэтап предыдущего пункта).

Ниже на рисунке 1.4 приведены возможные варианты неэффективного внедрения инноваций, когда в итоге получается либо меньший объем продаж, либо он выходит за рамки горизонта расчета эффективности, т.е. эффект возникает позже запланированного срока.

 

Объем продаж

инновационной продукции

1 3

 
 

 

 


 

Время

 

Рис. 1.4. Стратегии внедрения инноваций

1 ─ прогноз продаж (использования) товара, 2 ─ первый вариант реальных продаж, 3 ─ второй вариант реальных продаж

 

Инновации стали орудием конкуренции, именно они способствуют получению преимуществ на рынке. В соответствии с этим эффективными могут оказаться только те инвестиционные программы, где достаточно высоко развита инновационная составляющая. Следует отметить, что инновации являются одним из естественных механизмов, наряду с экстенсивными инвестициями, позволяющими обеспечить экономический рост в предприятиях с низким инвестиционным потенциалом, так как они позволяют нивелировать отрицательные последствия нехватки инвестиционных ресурсов для развития экономической системы.

Таким образом, реализация инновационных проектов тесно связана с временным фактором, который может значительно изменить финансовые результаты инноваций. Скорость разработки и внедрения инноваций будет определять устойчивость и эффективность развития.

Авторы считают, что под устойчивым развитием предприятия следует понимать способность предприятия таким образом реагировать на изменения внутренних и внешних факторов, чтобы путем инновационных преобразований производственной системы обеспечить выполнение заданного стратегического плана развития.

Инновационное развитие предприятия будет определяться временем «опережения» реакции на изменение факторов внешней и внутренней среды. Авторы считает, что данное развитие имеет определенные моменты перехода количественных изменений факторов в момент реакции производственной системы и появления необходимости качественных структурных изменений в ней. Процесс диагностики таких изменений позволяет определить «точки перелома» в стабильном, равномерном развитии.

Таким образом, в инновационном развитии предприятия имеются «точки перелома», обусловливающие достижение запланированного стратегического эффекта. Основной задачей управления инновациями в данном случае будет достижение инновационного развития, которое бы обеспечило стратегическую устойчивость предприятия.

По мнению авторов, промышленное предприятие, активно внедряющее инновации, обязательно должно опираться на механизмы, способствующие повышению эффективности процесса их внедрения. К ним относятся:

- механизм непрерывного инновационного развития;

- механизм внешней и внутренней интеграции производства;

- механизм консолидации и роста инновационных ресурсов.

В качестве основного авторами определен механизм обеспечения непрерывного инновационно-инвестиционного развития, который заключается в оценке времени опережения обязательного внедрения инноваций, позволяющего обеспечить конкурентоспособность предприятия (рис. 1.5).

Практически этот механизм осуществляется через постоянно действующую процедуру мониторинга и диагностики необходимости в инновациях. При проявлении показателей, превышающих предельные критерии, возникает инновационный процесс, который состоит из следующих этапов.

 

 
 

 

 


Рис. 1.5. Механизм непрерывного инновационного развития предприятия

На первом шаге предприятие определяет свою стратегическую инновационную политику, которая в числе прочих определяет степень кооперации предприятий с другими уровнями социально-экономических систем в разработке инноваций, очерчивая круг вопросов, попадающих в компетенцию предприятия. Очевидно, что данная политика в большой степени зависит от финансовых возможностей предприятия, а также от других факторов ─наличия интеллектуального потенциала, стратегии руководства и собственников и др.

Вторым шагом предприятие устанавливает приоритетные области исследований, направлений вложения инвестиций в производственном цикле (рис. 1.6).

 

       
   
Технология Организация Ресурсы Персонал
 
 

 

 


 

Рис. 1.6. Схема производственно-эксплуатационного цикла

 

Предприятие выделяет сильные или слабые элементы производственного цикла, и именно они будут приоритетными в инновациях. Совмещая данную схему с жизненным циклом отрасли (продукта), можно получить интересные результаты по определению перспективных зон вложения инвестиций в инновации.

Третьим шагом предприятие определяет объект инновационного замещения. Определившись в области исследования, предприятие рассматривает стадию производственного цикла, которая будет являться объектом замещения, проводя инновационный анализ факторов производства (активов и технологий). Следует отметить, что развитие большинства отраслей и видов продукции носит циклический характер (рис. 1.7).

 

 

Объем

продаж

1 3 2

       
   
 
 

 

 


Время

Рис. 1.7. Жизненные циклы перспективных товаров:

1 ─ для основного товара; 2 ─ для товара после ремаркетинга; 3 ─ для товара-аналога

 

Как видно из рисунка 1.7, основной задачей долгосрочных инвестиций является вложение средств в мероприятия по ремаркетингу на этапе спада, а также долгосрочные инвестиции в товар-аналог (обладающий способностью выполнять функции данного товара с большей степенью удовлетворенности для покупателя) с целью приблизить время его запуска в производство или не допустить спада в объеме выпуска данного товара ─ обеспечить ритмичность работы и получение прибылей.

Так, даже после окончания выпуска какого-либо технически сложного вида изделия определенное время, причем достаточно большое, будут востребованы услуги по ремонту и эксплуатации данного изделия.

Появление товара-лидера ведет за собой развитие целого комплекса товаров и услуг, связанных с ним. Это приводит к необходимости инвестиций данных отраслей и, соответственно, появлению ниш на рынке инвестиций, так как фирма, выпускающая абсолютно новую продукцию, в редких случаях способна полностью монополизировать весь рынок товаров и услуг, связанных с новой продукцией (рис. 1.8).

 

Объем

продаж 1 2 3

 
 

 


Время

Рис. 1.8. Кривая жизненного цикла:

1 ─ для основного товара; 2 ─ для товара предшествующих отраслей; 3 ─ для товара последующих отраслей (видов деятельности)

 

Так как большинство долгосрочных прогнозов базируются на маркетинговом исследовании, имеющем вероятностный характер, то и инвестиционный план будет также иметь вероятностный характер. Для получения большей гарантии эффективного использования инвестиций необходимо в плане предусматривать маркетинговые мероприятия по продвижению товара с целью получения запланированного уровня объема продаж (реклама, каналы сбыта). Жизненный цикл товара оказывает влияние на жизненный цикл предприятия, определяя амортизационные и инновационные циклы. В свою очередь, предприятия определяют жизненные циклы отрасли и территории, которая развивается под воздействием двух групп факторов: рыночных, инновационно-технологических.

Цепочка инновационных изменений эффективна только в случае совпадения (расчетного опережения) фаз жизненного цикла. В случае возникновения дисбаланса и нестыковки инновационных фаз возникают инновационные проблемы и неэффективность в социально-экономической системе. Как следствие, снижается конкурентоспособность системы.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: