История развития политической науки.




ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

 

Лекция 1. Политика и ее роль в жизни социума.

1.История развития политической науки.

2. Предмет политологии.

 

 

История развития политической науки.

При рассмотрении первого вопроса темы основное внимание следует уделить характеристике политической сферы и процесса становления политологии как отрасли научного знания.

Слово «политика» является производным от «полис» – «город-государство» (греч). В современном понимании политика– это сфера общественных отношений между социальными группами по поводу использования политической власти в целях реализации их общественно значимых интересов и потребностей. Термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении правительстве, названного им «Политика». Политика– это сфера общественных отношений, в которой отражаются интересы больших групп людей и задействована политическая власть. Целью политики в современном понимании является содействие становлению справедливого общества, т.е. общества, приверженного принципу оптимальной безопасности и свободы для всех людей на основе идеи о равной и бесконечной ценности каждой человеческой жизни. Политика выступает так же процессом непосредственного управления обществом, направленным на регулирование отношений между людьми во всех сферах общественной жизни. Политика включает в себя следующие структурные звенья: политические интересы, политические отношения (устойчивые взаимосвязи общественных групп между собой и властью), политическое сознание (отношение людей к власти), политическую организацию (институты публичной власти), политическую деятельность.

Политику, мир политического изучает специальная отрасль научного знания политология. История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции, где становление античной демократии дало мощный импульс осмыслению политики, политическая наука прошла длительный путь развития, включающий несколько этапов. В политической мысли античности появляются первые концепции общественно-политического устройства, классификация форм государственной власти и форм правления (Платон, Аристотель, Цицерон и др.). Классические труды Платона «Республика» и Аристотеля «Политика» позволяют считать их основателями политической науки.

В средневековье в рамках христианства как государственной религии обосновывается происхождение политической власти от бога и необходимость повиновения не только из страха наказания, но и по совести. В XII–XIV вв. в учении Фомы Аквинского обосновывается законность государственной власти.

 

ВэпохуНовоговремениразвитиеполучилаконцепция «обще-

 

ственногодоговора». Представителиполитическойтеорииновоговре-

 

мени (Т. Гоббс. Ш. онтескье,.Ф. Вольтеридр.) отстаивали

 

равенствогражданпередзаконом, свободуслова, предлагаливвести

 

пропорциональныеимуществуналоги. Онисчиталиразумнойформой

 

властиконституционнуюмонархию, либосклонялиськреспубликан-

 

скойформеправления.

 

Ведущимнаправлениемобщественноймыслипервойполовины

 

XIX в. становитсялиберализм, основывавшийсянапризнанииправи

 

свободычеловека, разделениязаконодательнойиисполнительнойвла-

 

сти. ВXIX в. возниклоисоциал-демократическоетечениеполитичес-

 

кой мысли. арксизм абсолютизировал классовую природу

 

политическихотношений, считая, чтонасменугосударствукакору-

 

диюгосподствабуржуазнойчастнойсобственностидолжноприйти

 

общественноесамоуправление, устраняющеебюрократиюиутверж-

 

дающееполноенародовластие.

 

В1880 г. появляетсяполитологиякаксамостоятельнаянаука. Со-

 

ветправленияКолумбийскогоколледжавСША (позже – Колумбийс-

 

кийуниверситет) поинициативеученогоДж.Берджесапринялрешение

 

осозданиишколыполитическойнауки. В1871 г. воФранциибыла

 

создана «Свободнаяшколаполитическойнауки».

 

ПолитическиеидеиДревнейРусипрослеживаютсявлетописи

 

«Повестьвременныхлет» (1113 г.), обосновывающейнеобходимость

 

единстваЗемлиРусской. В «РусскойПравде» ив «Словеополку

 

Игореве» (XI–XIII вв.) заложеныидеисильнойкняжескойвластии

 

призывкединению. ВXIV–XVI вв. вРоссиискладываетсяидеология

 

централизованногогосударства. Крупнейшимполитическимтракта-

 

 

 

----------------------- Page 9-----------------------

 

томXVIII в. были «Разговорыогосударстве» Ю. Крижанича, серба

 

попроисхождению, которыйотстаивалидею «славянскогоединства».

 

ВXIX в. вРоссииполучаютраспространениеидеилиберализма. Ак-

 

тивнымсторонникомлиберальныхреформбыл.. Сперанский,пред-

 

лагавшийизбратьГосударственнуюДумуиосуществитьразделение

 

властей.СвойвкладвразвитиеполитическоймысливнеслиН.Г.Черны-

 

шевский, иА.И. Герцен, С. А. уромцев, Н.А. Бердяевидр. ВРоссии

 

вконцеXIX – началеXX вв. сложиласьсвоя, российскаяполитологи-

 

ческаятрадиция, связаннаясименамиБ.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева,

 

С.Л. Франка, ПИ. Новгородцева, П.Б. Струве, Н.O. Лосского, В.В.

 

Зеньковскогоидр.

 

ВначалеXX в. политологияактивноразвиваласьвСШАврам-

 

кахбихевиоризма– наукиоповедении. Современнаятеориябихевио-

 

ризмаизучаетповедениеизбирателей и общественноемнение,

 

политическоелидерство, политическуюкультуру, проблемыголосо-

 

ванияидр. Однакоподлинныйрасцветполитологиикакнаукиприхо-

 

дитсянавторуюполовинуXX в, Политическаянаукасталадостаточно

 

самостоятельной, чтобысотрудничатьсдругиминауками, нераство-

 

ряясьвнихинесмешиваясьсними.

 

Такимобразом, политологиявсвоемразвитиипрошласложный

 

итрудныйпуть, ставсферойдействительнонаучногосоциально-гума-

 

нитарногознанияиатрибутомобшейипрофессиональнойкультуры

 

цивилизованногочеловека.

 

Функционированиеполитикивобществе, ееобщественноебытие

 

определяетсякакобществом, государством, властью, такисамойпо-

 

литикой, ееисторическисложившимисясвойствамиилипринципами

 

еесуществования. Перспективаисчезновенияполитикиявнонереальна

 

нивкакомгипотетическомбудущем. Поэтомубудущееполитики – это

 

процессееусложнения, повышенияэффективностииответственности.

 

2. Предметполитологии

 

Анализируявторойвопрос, следуетопределитьсодержаниепо-

 

литологиикакнауки, выделитьееметоды, целиизадачиучебногокурса.

 

Термин «политология» произошелотслов«politika» и«logos»

 

(слово) иозначалвгреческомвариантегосударственныеиобществен-

 

ныедела, искусствоуправлятьгосударством.

 

 

 

----------------------- Page 10-----------------------

 

Политика – однаизнаиболееострыхтемобыденного, современ-

 

ногомассовогоинаучногосознания. Особенновозрастаетрольизна-

 

чение политики в критические эпохи. В переходных, быстро

 

меняющихсяипротиворечивыхпроцессахсовременнойроссийской

 

общественнойжизнирезковозрастаетпотребностьобоснованного

 

решенияполитическихпроблем. Помочьврешенииэтихвопросов

 

призванаполитология. Политологиякакнаукаохватываетмногооб-

 

разныепроявлениямираполитическихявлений: практикуполитичес-

 

койжизни, объективнуюполитическуюреальность, субъективную

 

политическуюдеятельность, образыполитическогомышления,теорию

 

политическойдеятельности. Политология– этонаукаозаконахфунк-

 

ционированияиизмененияполитическихотношенийобщества. Она

 

имеетсвойобъектипредметпознания.

 

Объектомполитологииявляетсяполитическаясфераобщества,

 

происходящиевмиреполитическогоявленияипроцессы. Книмотно-

 

сятся: политическиеотношенияипроцессы, средства, используемые

 

длядостиженияполитическихцелей, механизмфункционирования

 

политическихинститутов, деятельностьполитическихпартийидвиже-

 

ний, уровеньполитическойкультурысубъектовполитики, изучение

 

основныхпроблеммеждународныхотношений. Вобобщенномвиде

 

объектомполитологиивыступаетполитическаяжизньлюдей, ихорга-

 

низаций, партийидругихинститутов.

 

Предметомполитологиивыступаютзаконыстановления, функци-

 

онированияиразвитияполитическойвласти, факторы, воздействую-

 

щиенаихреализацию, механизмирезультатыдействияэтихзаконов.

 

Вобобщенномвидеможносказать, чтопредметомполитологииявля-

 

ютсязакономерностивзаимоотношенийсоциальныхсубъектовпопо-

 

водуполитическойвласти. Егосодержательнойсторонойвыступает

 

политическаяжизньобщества, политическоеуправление, политичес-

 

киеинституты, субъектыполитики, политическаявласть, политичес-

 

кийрежим, общественныеорганизацииидвижения, политическая

 

идеология, политикаит.д. Своеобразиепредметаполитологиисостоит

 

втом, чтовсесоциальныеявлениярассматриваютсясоотносительно

 

политическойвласти.

 

Каждаянаукаимеетсвойметодологическийаппарат: законы, ка-

 

тегории, принципы. Основнымипринципамиполитологиикакнауки

 

являютсяследующие:учетполитическойреальности, приоритетобще-

 

1 0

 

 

----------------------- Page 11-----------------------

 

человеческихпринципов, учетииспользованиедостиженийдругих

 

наук. Основнымикатегориямиполитологиивыступаютвласть, влия-

 

ние, авторитет, демократия, свобода, лидерство, управление. Необхо-

 

димо также рассмотрев основные функции политологии:

 

гносеологическую (познавательную); теоретико-методологическую

 

(разработкатеориииметодологииисследованияполитическихявле-

 

ний); аксиологическую (оценочную) – обоснованиеполитическихиде-

 

алов, ценностейицелей; политическойсоциализацииличности

 

(формированиедемократическойполитическойкультурыиграждан-

 

ственностиличности);практико-политическую (экспертизаполитичес-

 

ких решений, теория политическихреформ), прогностическую

 

(прогнозированиеполитическихпроцессов).

 

Врамкахэтихфункцийсовершаетсядвижениенаучногополити-

 

ческогознанияотэмпирическогоматериалакегообобщениювтео-

 

риюигипотезуразвития (предположение).

 

Политологиякакнаукадаетоценкуполитическомустрою, ведет

 

поискнаиболееэффективныхполитическихинститутов, методовуп-

 

равления, способовразрешениясоциальныхконфликтов.

 

Всовременнойполитологиисуществуютследующиеметодыпо-

 

литическихисследований:структурно-функциональныйанализ; бихе-

 

виористскийметод (изучениеполитикичерезповедениеотдельных

 

личностейигрупп, распространенвзападнойполитологии); институ-

 

циональный (изучениеполитическихинститутов– государства, поли-

 

тических партий и т.д.); сравнительный или компаративный

 

(сопоставлениеоднотипныхполитическихявленийвразныхстранах);

 

исторический (изучениеполитическихявленийвихпоследователь-

 

номразвитиивовремени); эмпирико-социологический (статистичес-

 

киеобследования, социологическиеопросы).

 

Глоссарий:

 

Политика– сфераобщественныхотношениймеждусоциальны-

 

мигруппамипоповодуиспользованияполитическойвластивцелях

 

реализацииихобщественнозначимыхинтересовипотребностей.

 

Субъекты политики– индивиды, социальныеслоиигруппы,

 

организации, участвующиевпроцессереализациигосударственно

 

властиилиоказывающиевлияниенанеё. Вкачествесубъектовполи-

 

тикимогутвыступатьсоциальныеинституты (политическиепартии,

 

профсоюзы, СМИ, государство), атакжесоциальныеобщности (слои,

 

классы, нации, элиты, массыит.д.) иотдельныеличности (политичес-

 

киелидеры, просторядовыеграждане).

 

1 1

 

 

----------------------- Page 12-----------------------

 

лементыполитики – политическиеотношения, политическая

 

власть, политическиеорганизации, политическаякультура, политичес-

 

коесозааниеи.т.п.

 

Политология– отдвухгреческихслов«politi»– политическийпо-

 

рядок, правагражданства, механизмосуществлениявластии«logos» –

 

знание. Наукаополитике.

 

Объект политологии– политика, политическаясферажизни

 

социума.

 

Предметполитологии– закономерностистановленияифункци-

 

онированияполитическойвласти.

 

онтрольныевопросы:

 

1.Чтотакоеполитологияичтоонаизучает?

 

2. Дайтеопределениеполитики – главногообъектаизученияполито-

 

логии?

 

3. Каковоместополитологиивсистемегуманитарныхнаук?

 

4. Перечислитеметодыполитологии?

 

5. Каковыосновныефункцииполитологии?

 

Лекция2. Властьивластные отношения

 

1.Властькаксоциальноеявление

 

2. Субъект, объект, ресурсыиформывласти

 

1. Властькаксоциальноеявление

 

Прирассмотренииданноговопросаследуетвыделитьключевую

 

ролькатегориивластивполитологииипроанализироватьеесодер-

 

жание.

 

Необходимопоказать, чтовласть– этоодноизфундаментальных

 

началчеловеческогообщества, котороесуществуетвезде, гдеесть

 

устойчивыеобъединениялюдей. Властьвыступаетоднимизспособов

 

организацииобщественныхотношений, однойизформсоциального

 

регулирования. Властьиполитиканеразделимыивзаимообусловле-

 

ны. Власть, несомненно, представляетсобойсредствоосуществления

 

политики. Борьбазавласть, заовладениеею (вмирномдемократи-

 

ческомпроцессевыборовилиназначений, либопутемеезавоевания

 

илизахвата) изаееудержание – одинизосновныхаспектовполити-

 

ческойжизниобщества.

 

1 2

 

 

----------------------- Page 13-----------------------

 

Вобщеполитологическомпланевласть– этодоминированиев

 

общественныхотношенияхволиопределенногосубъекта (отдельного

 

человека, социальнойобщности, политическогоинститута), тоесть

 

возможностьуправлятьираспоряжатьсядействиямидругихлюдей,

 

подчинятьихсвоейволе; этоволевоеотношениемеждулюдьми.

 

Почемуодинчеловекподчиняетсядругому? Потомучтодругой

 

илисильнее, илиумнееиопытнее, илиявляетсяначальникомиимеет

 

правоотдаватьраспоряжения. Каквидим, восновеподчиненияодно-

 

гочеловекадругомулежитнеравенство: неравенствоестественное

 

(физиологическое, интеллектуальноеит.д.) инеравенствосоциальное

 

(статусное, экономическое, образовательноеит.д). Власть, возникаю-

 

щаянаосновеестественногонеравенства, всегданоситхарактер

 

межличностноговзаимодействия. Властьже, основаннаянасоциаль-

 

номнеравенстве, утрачиваетперсонифицированнуюформуиявляется

 

социальныминститутом.

 

Силалюбогосоциальногоинститута, институтавластизаключает-

 

сявтом, чтонормывсегдаподкрепляютсясанкциямивотношении

 

тех, ктонесоблюдаетпредписанныеправила. Санкциямимогутбыть

 

моральноеосуждение, порицание, наложениекакого-либовзыскания,

 

наконец, воздействиесилой.Политическаявластьвозникаеттамитогда,

 

когдаустанавливаютсянормыиправила, предписывающиеоднимуп-

 

равлять, адругимподчиняться, когдавводятсясанкциипоотношению

 

ктем, ктонарушаетэтиправила. Поэтомуполитическаявласть – это

 

реальнаяспособностьопределеннойсоциальнойгруппы, индивидапро-

 

водитьсвоюволювполитикевправовыхнормах, способностьуп-

 

равлятьдействиямисоциальныхсубъектов. Власть– этосоциальное

 

отношение, проявляющеесяввозможностииправеодногосубъекта

 

илигруппыприниматьрешения, приобретающиеобязательныйхарак-

 

тердлядругогосубъектаилигруппы.

 

Важнопоказать, чтополитическаявластьдолжнаобеспечивать

 

законныеправаграждан, ихконституционныесвободывсегдаиво

 

всем, утверждатьправокакосновуобщественныхотношений, выпол-

 

нятьхозяйственно-созидательнуюфункцию. Основнымипризнаками

 

политическойвластиявляютсяотношениягосподства-подчинения,

 

авторитетность (влияниесилойнравственноговоздействияиубежде-

 

ния), наличиесистемысоциальныхинтересовлюдей (требованийлю-

 

дейкобъективнымусловиямсвоегосуществования), наличиеаппарата

 

1 3

 

 

----------------------- Page 14-----------------------

 

управления (совокупностьмеханизмовисредствуправления), учетсо-

 

циальногоопытаитрадиций.Такимобразом, властьестьорганизацион-

 

ноеирегулятивноконтрольноесредствоилиспособсуществования

 

политики. Единымпринципомдействиявластиявляетсяподчинениев

 

егоразличныхформах (распоряжение, приказаниеубеждение).

 

Властьвыражаетсявзаконах, нормах, правилах, запретах, предпи-

 

саниях, волевыхиэмоциональныхвоздействиях. Властьсуществуетв

 

двухформах: потенциальной (источники, возможности, средства, кото-

 

рыемогутбытьиспользованыдлядостиженияопределеннойцели) и

 

реальной (претворениекакого-либоплана, идеивжизнь). Онатакже

 

существуетнатрехуровняхструктурыобщества: общественном, охва-

 

тываянаиболеесложныесоциальныеиполитическиеотношения; пуб-

 

личном, илиассоциативном, объединяяколлективыиотношениявних;

 

иличном, частном, вмалыхгруппах. Навсехэтихуровняхвластьин-

 

ституционализируется,т.е.превращаетсяворганизованноеучреждение,

 

процесссопределеннойструктуройотношений, иерархиейразличных

 

уровней. Приэтомвластьоформляетсявспециализированныеучреж-

 

дения (формируетсяаппаратвласти), определяетсяиерархияправящих

 

силилиц (лидеров, работниковуправления).

 

Чтопредставляетсобойсильнаявласть? Помнениюполитоло-

 

гов, силавластивыражаетсявдуховно-государственномавторите-

 

те, вееуважаемости, впризнанииеедостоинства, вееспособности

 

импонироватьгражданам, бытьволевымцентромстраны. Одноиз

 

наиболеераспространенныхобыденныхпредставленийовласти –

 

пониманиееекакпринуждения, Да, властьтребуетподчиненияНо

 

люди, выполняятребованиявласти, нежертвуютсвоейсвободой.

 

Онивместотого, чтобыбытьигрушкойстихийныхсил, подчиняются

 

самимсебе, тоестьтому, чтосамиосозналинеобходимым. Этоне-

 

правомерно, посколькуопорананасилиесвидетельствуетобущерб-

 

ностивласти, анеоеесиле. Власть- этоединствосилыиавторитета.

 

Вдействительностисуществуетмножествоиныхспособовненасиль-

 

ственноговластноговлияния. Важновыделитьсредстваилиметоды

 

власти, которымивыступаютправо, авторитет, воля, контрольиуп-

 

равление, убеждение, насилие, внушение, поощрениеидр. Чемвыше

 

стабильностьипорядок, управляемостьобщества, темвбольшеймере

 

применяютсяметодыненасильственного, добровольногохарактера.

 

1 4

 

 

----------------------- Page 15-----------------------

 

Далеерекомендуетсяохарактеризоватьразличныевидывласти,

 

показать, чтособойпредставляетэкономическая, политическая, граж-

 

данская, семейная, духовная, государственная, военнаяиличнаявласть.

 

Особенноследуетотметитьвзаимосвязьивзаимовлияниеполитичес-

 

койиэкономическойвластивобществе. Восновеэкономическойвла-

 

сти лежатспособпроизводстваи отношениясобственности, ее

 

различныеформы, а, следовательно, материальныересурсы, богат-

 

ство, которыеявляютсямощнымсредствомнетолькоудовлетворения

 

экономическихпотребностейсоциальныхгрупп, личности, ноирыча-

 

гомвоздействиянаполитическуювласть.

 

Следуетостановитьсянахарактеристикевоеннойвласти. Военная

 

властьбазируетсянажесткихотношенияхмеждулюдьми, чтопридает

 

ейдисциплинуипорядок. Всилуэтоговэкстремальныхситуациях

 

политическаявластьвынужденаиспользоватьвоеннуюдлянаведения

 

общественногопорядка.

 

Содержательнаятипологияполитическойвластипроводитсятак-

 

жеипорядудругихобъективныхкритериев: постепениинституцио-

 

нализациивыделяетсяправительственная, школьная,городскаявласть

 

идр.; посубъектувласти– классовая, партийная, народная, президен-

 

тская, парламентская; поколичественномупризнаку– единоличная

 

(монократическая), олигархическая (властьоднойгруппы), полиар-

 

хическая (множественнаявластьрядаинститутовилилиц); посоци-

 

альномутипуправления– монархическая,республиканская; порежиму

 

правления– демократическая, авторитарная, тоталитарная, бюрокра-

 

тическая.

 

2. Субъект, объект, ресурсыиформывласти

 

Основныеэлементывласти– еесубъект, объект, атакжесредства

 

(ресурсы); Субъектвластивоплощаетвсебеееактивное, направляю-

 

щееначало. Имможетбытьличность, организация, социальнаяобщ-

 

ностьидр. Объектомвластиявляютсяиндивиды, ихобъединения, слои

 

иобщности, классы, общество. Властьэто – всегдадвусторонниеот-

 

ношения: взаимодействиесубъектаиобъекта.

 

Анализируяэтотвопрос, необходимовыделитьсоциальнуюпричи-

 

нуподчиненияоднихлюдейдругим, восновекоторой– неравномерное

 

распределениересурсоввласти. Ресурсыпредставляютсобойлибоваж-

 

ныедляобъектаценности (деньги, предметыпотребленияит.п.), либо

 

1 5

 

 

----------------------- Page 16-----------------------

 

средства, способныеповлиятьнавнутренниймир, мотивациючелове-

 

ка (телевидение, пресса), либоорудия, спомощьюкоторыхможно

 

лишитьчеловекаопределенныхценностей, втомчислеижизни (ору-

 

жие, карательныеорганывцелом).

 

Спецификойполитическойвластиявляетсято,чтоонавзаимодей-

 

ствуетсэкономикой, социальной, военнойидругимиформамивлас-

 

ти. Политикаявляетсярегулятороммногихсферобщественнойжизни,

 

аэффективностьееосуществлениясвязанасуровнемразвитияэтих

 

сферобщественнойжизни.

 

Раскрываявопрос, важноотметить, чтополитическоегосподство

 

означаетструктурированиевобществеотношенийвластвованияипод-

 

чинения, организационноеоформлениеизакреплениеразделенияуп-

 

равленческоготрудаиобычносвязанныхснимсоциальныхпривилегий,

 

соднойстороны, иисполнительскойдеятельности, сдругой. Господ-

 

ствонеразрывносвязаносвластью, являетсяформойееобществен-

 

нойорганизации.

 

Властьсуществуетифункционируетнетольковразныхсферах

 

общества, ноинатрехуровняхегосоциальнойструктуры:обществен-

 

ном, охватывающемнаиболеесложныесоциальныеиполитические

 

отношения; публичномилиассоциативном, объединяющемколлекти-

 

выиотношениявних (общественныеорганизации, союзы, производ-

 

ственныеииныеколлективы), иличном (частном, приватном), вмалых

 

группах. Совокупностьвсехэтихуровнейиформвласти образует

 

общуюструктуруполитическойвласти, котораяимеетпирамидальное

 

строение. Вееосновании – обществовцелом, ближекоснованию –

 

господствующиесилы (классы, партиилибопростогруппыедино-

 

мышленников), определяющиеполитикуиформированиевласти. На

 

«Вершине»– реальнаяилиформальнаявласть– правительство, прези-

 

дент, парламент (руководствоменьшихразмеров).

 

Здесьжеследуетрассмотретьвопросополитическойлегитимно-

 

сти (отлат. «законность») власти. Легитимностьосновананапризна-

 

нииправаносителейвластипредписыватьнормыповедениядругим

 

индивидам, всемуобществу, означаетподдержкувластиабсолютным

 

большинствомнарода. Легитимнаявластьобычнохарактеризуетсякак

 

правомернаяисправедливая. Легитимностьсвязанасналичиемувла-

 

стиавторитета, веройподавляющегобольшинстванаселениявто, что

 

существуетпорядок, которыйявляетсянаилучшимдляданнойстра-

 

1 6

 

 

----------------------- Page 17-----------------------

 

ны, сконсенсусомвобластиосновополагающихполитическихцен-

 

ностей. Властьобретаетзаконностьтремяспособами: а) потрадиции;

 

б) всилупризнанияправомерностисистемызаконов; в) набазеха-

 

ризмы, верывруководителя. Веравзаконностьрежимаобеспечивает

 

стабильностьполитическойсистемы.

 

Далеенеобходимопоказать, чтолегитимностьутверждаетполи-

 

тикуивласть, объясняетиоправдываетполитическиерешения, созда-

 

ниеполитических структур, ихизменение, обновлениеит.д. Она

 

призванаобеспечиватьповиновение, согласие, политическоеучастие

 

безпринуждения, аеслиононедостигаетсяоправданиетакогопри-

 

нуждения, использованиесилыидругихсредств, которымираспола-

 

гаетвласть.Показателямилегитимностиполитическойвластивыступают

 

уровеньпринуждения, применяемыйдляпроведенияполитикивжизнь,

 

наличиепопытоксверженияправительстваилилидера, силапроявле-

 

ниягражданскогонеповиновения, результатывыборов,референдумов,

 

массовостьдемонстрацийвподдержкувласти (оппозиции). Средства-

 

мииметодамиподдержаниязаконностивластиявляютсясвоевремен-

 

ноеизменениезаконодательства игосударственногоуправления,

 

созданиетакойполитическойсистемы, законностькоторойоснована

 

натрадициях, выдвижениехаризматическихлидеров, успешноеосу-

 

ществлениегосударственнойполитики, поддержаниезаконностии

 

правопорядкавстране.

 

Будучиспособомсуществованияполитическойвласти, легитим-

 

ностьвыражаетхарактервластиислужитинструментомееобществен-

 

ногоконтроляиоднимизсамыхдейственныхсредствполитической

 

организацииобщества. Важноподчеркнуть, чтоцелостная, интеграль-

 

наялегитимностьгосударстваегополитикииосноваобщественного

 

единства, залогуспешногофункционированияполитическойсистемы

 

страны. Сущностьюкризисавластиявляетсяразрушениеинститута

 

власти, проявляющеесявмассовомнесоблюдениинормиправил,

 

принятыхвданномобществе.

 

Особоследуетостановитьсянапринциперазделениявластей (за-

 

конодательной, исполнительной, судебной). Цельразделениявластей –

 

гарантироватьбезопасностьгражданотпроизволаизлоупотребления

 

властью, обеспечитьполитическуюсвободуграждан, сделатьправо

 

регуляторомотношениймеждугражданамииправительством. еха-

 

низмразделениявластейсвязан: а) сорганизационнойнезависимос-

 

1 7

 

 

----------------------- Page 18-----------------------

 

тьютрехзвеньеввласти, каждоеизкоторыхобразуетсясамостоятель-

 

но, путемвыборов; б) сформированиемкаждойветвивластисамо-

 

стоятельно, путемвыборов; в) сразграничениеммеждунимивластных

 

функций. Приразделениивластейобразуетсясистема «сдержекипро-

 

тивовесов», непозволяющаяинтересамоднойветвивласти, одного

 

государственногоорганавозобладатьнаддругими, монополизировать

 

власть, подавлятьсвободуличности, деформироватьгражданскоеоб-

 

щество. Приэтомкаждаяизвластейдолжнаумелореализовыватьчетко

 

очерченныезакономфункции, ноприэтомбытьсуверенной, служить

 

дополняющим, сдерживающимфакторомдлядругойвластивсмыс-

 

ленедопущенияабсолютизацииеефункцийкакнавертикальном, так

 

инагоризонтальномуровнях.

 

Функцияуправленияестьсущностьполитики, вкоторойпроявля-

 

етсясознательнаяреализацияцелейгосударстваиобщества, – она

 

невозможнавнефункциируководства, вкоторойвыражаютсяопре-

 

делениеосновныхзадач, важнейшихпринциповипутейихосуществ-

 

ления. Руководствоопределяетприоритетныецелиразвитияобщества,

 

выбираетмеханизмыихреализации. Вуправленииобществомвыде-

 

ляютсяадминистративные, авторитарныеидемократическиеметоды

 

руководства. Они, взаимосвязаныиобусловливаютдругдруга. Не-

 

возможноразвитиеифункционированиелюбогогосударстваиграж-

 

данскогообществабезцентрализацииивтожевремяширокой

 

демократизациивсехобщественныхотношений. Поэтомуречьдолж-

 

наидтинеоботрицанииадминистративныхметодов, аомереихсоче-

 

тания сдемократическими. В становящемся демократическом

 

государствеиобществетенденциякростудемократическихметодов

 

управленияпостепенностановитсяосновополагающей. Онавытеснит

 

неадминистративныеметоды, акомандно-административнуюсистему

 

сеемаксимальнойцентрализацией, жесткойрегламентациейвсейоб-

 

щественнойжизни, огосударствлениемобщественнойсобственности,

 

отчуждениемличностиотвласти.

 

Вдемократическомобществеследованиенормам, осуществляю-

 

щимотношенияполитическойвласти, обеспечиваетсяпроцессомпо-

 

литическойсоциализации: человексдетствазнакомитсяипривыкает

 

выполнятьопределенныенормы, ихсоблюдениестановитсяобществен-

 

нойтрадицией, своеобразнойпривычкой. Втожевремяинститутпо-

 

литическойвласти обрастаетразветвленнойсетью организаций,

 

1 8

 

 

----------------------- Page 19-----------------------

 

осуществляющихконтрользавыполнениеминдивидаминорм, атак-

 

жеобладающихправомприменитьразнообразныесанкциикнару-

 

шителям.

 

Глоссарий:

 

Власть– одноизфундаментальныхначалчеловеческогообще-

 

ства, котороесуществуетвезде,гдеестьустойчивыеобъединениялюдей.

 

Властьвыступаетоднимизспособоворганизацииобщественныхот-

 

ношений, однойизформсоциальногорегулирования.

 

Политическаявласть– способностьивозможностьосуществ-

 

лятьсвоюволю, оказыватьопределяющеевоздействиенадеятельность,

 

поведениелюдейспомощьюавторитета, насилия.

 

Формывласти– демократические, авторитарные, тоталитарные.

 

Функции власти– господство, руководство, регуляция, конт-

 

роль, управление, координация, организация, мобилизация.

 

Ресурсывласти– принуждение, насилие, убеждение, поощрение,

 

право,традиции, страх, мифы, материальныеценности, информация.

 

онтрольныевопросы:

 

1. Чтотакоевласть, политическаявласть, государственнаявласть?

 

2. Вчемпроявляетсяобщественноеназначениевласти?

 

3. Какиечертыифункцииимеетполитическаявласть?

 

4. Чтотакоевластныеотношения?

 

Лекция3. Путиреформированияполитическойвласти

 

вРоссии

 

1. РеформаполитическойвластивсовременнойРоссии

 

1. РеформаполитическойвластивсовременнойРоссии

 

Осуществлениевстранедемократическихпреобразованийопре-

 

делилонеобходимостьреформированиясистемыполитическойвласти

 

всоответствиисобщецивилизационнымизакономерностямидвиже-

 

ниякдемократическомуобщественномуустройствуиправовомуго-

 

сударству. Политическиепреобразованияв странеразвивалисьв

 

направленииструктурированиявластипутемразделениявластей, де-

 

централизации, плюрализациивласти, преодоленияотчуждениячело-

 

векаотвласти.

 

1 9

 

 

----------------------- Page 20-----------------------

 

Врезультатевыборов12июня1991г. вРоссиибылизбранПрези-

 

дент– Б.Н. Ельцин. Вначале90-хгг. вРоссиибыладемонтирована

 

системаСоветов, вдекабре 1993 г. избранановаяпредставительная

 

властьдемократическимпутем, принятановаяКонституция. 3 июля

 

1996 г. Б.Н. ЕльцинбылизбранПрезидентомРоссиинавторойсрок.

 

26 марта2000 г. 52,6% избирателейнавыборахпроголосовализаиз-

 

браниеПрезидентомВ.В.Путина.

 

Россияпредставляетсобойдемократическоефедеративноепра-

 

вовоегосударствосреспубликанскойформойправления (президент-

 

скуюреспублику). ГосударственнаявластьвРоссийскойФедерации

 

осуществляетсянаосноверазделениявластейназаконодательную,

 

исполнительнуюисудебную.

 

Институтпрезидентствапредполагает,чтоПрезидентявляетсягла-

 

войисполнительнойвласти, гарантомКонституции, прависвободче-

 

ловекаигражданина.Президентпринимаетмерыпоохранесуверенитета

 

РоссийскойФедерации, еенезависимостиигосударственнойзакон-

 

ности, обеспечиваетсогласование, функционированиеивзаимодей-

 

ствиеоргановгосударственнойвласти. Онопределяетосновные

 

направлениявнутреннейивнешнейполитикигосударства (ст. 80 Кон-

 

ституцииРФ), формируетивозглавляетСоветБезопасностиРФ, оп-

 

ределяетвоеннуюдоктринустраны, назначаетпословивысший

 

командныйсоставВооруженныхСилРФ. Президентимеетправо:рас-

 

пускатьиназначатьвыборывГосдуму, проводитьреферендумы, вно-

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: