ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
Лекция 1. Политика и ее роль в жизни социума.
1.История развития политической науки.
2. Предмет политологии.
История развития политической науки.
При рассмотрении первого вопроса темы основное внимание следует уделить характеристике политической сферы и процесса становления политологии как отрасли научного знания.
Слово «политика» является производным от «полис» – «город-государство» (греч). В современном понимании политика– это сфера общественных отношений между социальными группами по поводу использования политической власти в целях реализации их общественно значимых интересов и потребностей. Термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении правительстве, названного им «Политика». Политика– это сфера общественных отношений, в которой отражаются интересы больших групп людей и задействована политическая власть. Целью политики в современном понимании является содействие становлению справедливого общества, т.е. общества, приверженного принципу оптимальной безопасности и свободы для всех людей на основе идеи о равной и бесконечной ценности каждой человеческой жизни. Политика выступает так же процессом непосредственного управления обществом, направленным на регулирование отношений между людьми во всех сферах общественной жизни. Политика включает в себя следующие структурные звенья: политические интересы, политические отношения (устойчивые взаимосвязи общественных групп между собой и властью), политическое сознание (отношение людей к власти), политическую организацию (институты публичной власти), политическую деятельность.
|
Политику, мир политического изучает специальная отрасль научного знания политология. История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции, где становление античной демократии дало мощный импульс осмыслению политики, политическая наука прошла длительный путь развития, включающий несколько этапов. В политической мысли античности появляются первые концепции общественно-политического устройства, классификация форм государственной власти и форм правления (Платон, Аристотель, Цицерон и др.). Классические труды Платона «Республика» и Аристотеля «Политика» позволяют считать их основателями политической науки.
В средневековье в рамках христианства как государственной религии обосновывается происхождение политической власти от бога и необходимость повиновения не только из страха наказания, но и по совести. В XII–XIV вв. в учении Фомы Аквинского обосновывается законность государственной власти.
ВэпохуНовоговремениразвитиеполучилаконцепция «обще-
ственногодоговора». Представителиполитическойтеорииновоговре-
мени (Т. Гоббс. Ш. онтескье,.Ф. Вольтеридр.) отстаивали
равенствогражданпередзаконом, свободуслова, предлагаливвести
пропорциональныеимуществуналоги. Онисчиталиразумнойформой
властиконституционнуюмонархию, либосклонялиськреспубликан-
скойформеправления.
Ведущимнаправлениемобщественноймыслипервойполовины
XIX в. становитсялиберализм, основывавшийсянапризнанииправи
|
свободычеловека, разделениязаконодательнойиисполнительнойвла-
сти. ВXIX в. возниклоисоциал-демократическоетечениеполитичес-
кой мысли. арксизм абсолютизировал классовую природу
политическихотношений, считая, чтонасменугосударствукакору-
диюгосподствабуржуазнойчастнойсобственностидолжноприйти
общественноесамоуправление, устраняющеебюрократиюиутверж-
дающееполноенародовластие.
В1880 г. появляетсяполитологиякаксамостоятельнаянаука. Со-
ветправленияКолумбийскогоколледжавСША (позже – Колумбийс-
кийуниверситет) поинициативеученогоДж.Берджесапринялрешение
осозданиишколыполитическойнауки. В1871 г. воФранциибыла
создана «Свободнаяшколаполитическойнауки».
ПолитическиеидеиДревнейРусипрослеживаютсявлетописи
«Повестьвременныхлет» (1113 г.), обосновывающейнеобходимость
единстваЗемлиРусской. В «РусскойПравде» ив «Словеополку
Игореве» (XI–XIII вв.) заложеныидеисильнойкняжескойвластии
призывкединению. ВXIV–XVI вв. вРоссиискладываетсяидеология
централизованногогосударства. Крупнейшимполитическимтракта-
----------------------- Page 9-----------------------
томXVIII в. были «Разговорыогосударстве» Ю. Крижанича, серба
попроисхождению, которыйотстаивалидею «славянскогоединства».
ВXIX в. вРоссииполучаютраспространениеидеилиберализма. Ак-
тивнымсторонникомлиберальныхреформбыл.. Сперанский,пред-
лагавшийизбратьГосударственнуюДумуиосуществитьразделение
властей.СвойвкладвразвитиеполитическоймысливнеслиН.Г.Черны-
|
шевский, иА.И. Герцен, С. А. уромцев, Н.А. Бердяевидр. ВРоссии
вконцеXIX – началеXX вв. сложиласьсвоя, российскаяполитологи-
ческаятрадиция, связаннаясименамиБ.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева,
С.Л. Франка, ПИ. Новгородцева, П.Б. Струве, Н.O. Лосского, В.В.
Зеньковскогоидр.
ВначалеXX в. политологияактивноразвиваласьвСШАврам-
кахбихевиоризма– наукиоповедении. Современнаятеориябихевио-
ризмаизучаетповедениеизбирателей и общественноемнение,
политическоелидерство, политическуюкультуру, проблемыголосо-
ванияидр. Однакоподлинныйрасцветполитологиикакнаукиприхо-
дитсянавторуюполовинуXX в, Политическаянаукасталадостаточно
самостоятельной, чтобысотрудничатьсдругиминауками, нераство-
ряясьвнихинесмешиваясьсними.
Такимобразом, политологиявсвоемразвитиипрошласложный
итрудныйпуть, ставсферойдействительнонаучногосоциально-гума-
нитарногознанияиатрибутомобшейипрофессиональнойкультуры
цивилизованногочеловека.
Функционированиеполитикивобществе, ееобщественноебытие
определяетсякакобществом, государством, властью, такисамойпо-
литикой, ееисторическисложившимисясвойствамиилипринципами
еесуществования. Перспективаисчезновенияполитикиявнонереальна
нивкакомгипотетическомбудущем. Поэтомубудущееполитики – это
процессееусложнения, повышенияэффективностииответственности.
2. Предметполитологии
Анализируявторойвопрос, следуетопределитьсодержаниепо-
литологиикакнауки, выделитьееметоды, целиизадачиучебногокурса.
Термин «политология» произошелотслов«politika» и«logos»
(слово) иозначалвгреческомвариантегосударственныеиобществен-
ныедела, искусствоуправлятьгосударством.
----------------------- Page 10-----------------------
Политика – однаизнаиболееострыхтемобыденного, современ-
ногомассовогоинаучногосознания. Особенновозрастаетрольизна-
чение политики в критические эпохи. В переходных, быстро
меняющихсяипротиворечивыхпроцессахсовременнойроссийской
общественнойжизнирезковозрастаетпотребностьобоснованного
решенияполитическихпроблем. Помочьврешенииэтихвопросов
призванаполитология. Политологиякакнаукаохватываетмногооб-
разныепроявлениямираполитическихявлений: практикуполитичес-
койжизни, объективнуюполитическуюреальность, субъективную
политическуюдеятельность, образыполитическогомышления,теорию
политическойдеятельности. Политология– этонаукаозаконахфунк-
ционированияиизмененияполитическихотношенийобщества. Она
имеетсвойобъектипредметпознания.
Объектомполитологииявляетсяполитическаясфераобщества,
происходящиевмиреполитическогоявленияипроцессы. Книмотно-
сятся: политическиеотношенияипроцессы, средства, используемые
длядостиженияполитическихцелей, механизмфункционирования
политическихинститутов, деятельностьполитическихпартийидвиже-
ний, уровеньполитическойкультурысубъектовполитики, изучение
основныхпроблеммеждународныхотношений. Вобобщенномвиде
объектомполитологиивыступаетполитическаяжизньлюдей, ихорга-
низаций, партийидругихинститутов.
Предметомполитологиивыступаютзаконыстановления, функци-
онированияиразвитияполитическойвласти, факторы, воздействую-
щиенаихреализацию, механизмирезультатыдействияэтихзаконов.
Вобобщенномвидеможносказать, чтопредметомполитологииявля-
ютсязакономерностивзаимоотношенийсоциальныхсубъектовпопо-
водуполитическойвласти. Егосодержательнойсторонойвыступает
политическаяжизньобщества, политическоеуправление, политичес-
киеинституты, субъектыполитики, политическаявласть, политичес-
кийрежим, общественныеорганизацииидвижения, политическая
идеология, политикаит.д. Своеобразиепредметаполитологиисостоит
втом, чтовсесоциальныеявлениярассматриваютсясоотносительно
политическойвласти.
Каждаянаукаимеетсвойметодологическийаппарат: законы, ка-
тегории, принципы. Основнымипринципамиполитологиикакнауки
являютсяследующие:учетполитическойреальности, приоритетобще-
1 0
----------------------- Page 11-----------------------
человеческихпринципов, учетииспользованиедостиженийдругих
наук. Основнымикатегориямиполитологиивыступаютвласть, влия-
ние, авторитет, демократия, свобода, лидерство, управление. Необхо-
димо также рассмотрев основные функции политологии:
гносеологическую (познавательную); теоретико-методологическую
(разработкатеориииметодологииисследованияполитическихявле-
ний); аксиологическую (оценочную) – обоснованиеполитическихиде-
алов, ценностейицелей; политическойсоциализацииличности
(формированиедемократическойполитическойкультурыиграждан-
ственностиличности);практико-политическую (экспертизаполитичес-
ких решений, теория политическихреформ), прогностическую
(прогнозированиеполитическихпроцессов).
Врамкахэтихфункцийсовершаетсядвижениенаучногополити-
ческогознанияотэмпирическогоматериалакегообобщениювтео-
риюигипотезуразвития (предположение).
Политологиякакнаукадаетоценкуполитическомустрою, ведет
поискнаиболееэффективныхполитическихинститутов, методовуп-
равления, способовразрешениясоциальныхконфликтов.
Всовременнойполитологиисуществуютследующиеметодыпо-
литическихисследований:структурно-функциональныйанализ; бихе-
виористскийметод (изучениеполитикичерезповедениеотдельных
личностейигрупп, распространенвзападнойполитологии); институ-
циональный (изучениеполитическихинститутов– государства, поли-
тических партий и т.д.); сравнительный или компаративный
(сопоставлениеоднотипныхполитическихявленийвразныхстранах);
исторический (изучениеполитическихявленийвихпоследователь-
номразвитиивовремени); эмпирико-социологический (статистичес-
киеобследования, социологическиеопросы).
Глоссарий:
Политика– сфераобщественныхотношениймеждусоциальны-
мигруппамипоповодуиспользованияполитическойвластивцелях
реализацииихобщественнозначимыхинтересовипотребностей.
Субъекты политики– индивиды, социальныеслоиигруппы,
организации, участвующиевпроцессереализациигосударственно
властиилиоказывающиевлияниенанеё. Вкачествесубъектовполи-
тикимогутвыступатьсоциальныеинституты (политическиепартии,
профсоюзы, СМИ, государство), атакжесоциальныеобщности (слои,
классы, нации, элиты, массыит.д.) иотдельныеличности (политичес-
киелидеры, просторядовыеграждане).
1 1
----------------------- Page 12-----------------------
лементыполитики – политическиеотношения, политическая
власть, политическиеорганизации, политическаякультура, политичес-
коесозааниеи.т.п.
Политология– отдвухгреческихслов«politi»– политическийпо-
рядок, правагражданства, механизмосуществлениявластии«logos» –
знание. Наукаополитике.
Объект политологии– политика, политическаясферажизни
социума.
Предметполитологии– закономерностистановленияифункци-
онированияполитическойвласти.
онтрольныевопросы:
1.Чтотакоеполитологияичтоонаизучает?
2. Дайтеопределениеполитики – главногообъектаизученияполито-
логии?
3. Каковоместополитологиивсистемегуманитарныхнаук?
4. Перечислитеметодыполитологии?
5. Каковыосновныефункцииполитологии?
Лекция2. Властьивластные отношения
1.Властькаксоциальноеявление
2. Субъект, объект, ресурсыиформывласти
1. Властькаксоциальноеявление
Прирассмотренииданноговопросаследуетвыделитьключевую
ролькатегориивластивполитологииипроанализироватьеесодер-
жание.
Необходимопоказать, чтовласть– этоодноизфундаментальных
началчеловеческогообщества, котороесуществуетвезде, гдеесть
устойчивыеобъединениялюдей. Властьвыступаетоднимизспособов
организацииобщественныхотношений, однойизформсоциального
регулирования. Властьиполитиканеразделимыивзаимообусловле-
ны. Власть, несомненно, представляетсобойсредствоосуществления
политики. Борьбазавласть, заовладениеею (вмирномдемократи-
ческомпроцессевыборовилиназначений, либопутемеезавоевания
илизахвата) изаееудержание – одинизосновныхаспектовполити-
ческойжизниобщества.
1 2
----------------------- Page 13-----------------------
Вобщеполитологическомпланевласть– этодоминированиев
общественныхотношенияхволиопределенногосубъекта (отдельного
человека, социальнойобщности, политическогоинститута), тоесть
возможностьуправлятьираспоряжатьсядействиямидругихлюдей,
подчинятьихсвоейволе; этоволевоеотношениемеждулюдьми.
Почемуодинчеловекподчиняетсядругому? Потомучтодругой
илисильнее, илиумнееиопытнее, илиявляетсяначальникомиимеет
правоотдаватьраспоряжения. Каквидим, восновеподчиненияодно-
гочеловекадругомулежитнеравенство: неравенствоестественное
(физиологическое, интеллектуальноеит.д.) инеравенствосоциальное
(статусное, экономическое, образовательноеит.д). Власть, возникаю-
щаянаосновеестественногонеравенства, всегданоситхарактер
межличностноговзаимодействия. Властьже, основаннаянасоциаль-
номнеравенстве, утрачиваетперсонифицированнуюформуиявляется
социальныминститутом.
Силалюбогосоциальногоинститута, институтавластизаключает-
сявтом, чтонормывсегдаподкрепляютсясанкциямивотношении
тех, ктонесоблюдаетпредписанныеправила. Санкциямимогутбыть
моральноеосуждение, порицание, наложениекакого-либовзыскания,
наконец, воздействиесилой.Политическаявластьвозникаеттамитогда,
когдаустанавливаютсянормыиправила, предписывающиеоднимуп-
равлять, адругимподчиняться, когдавводятсясанкциипоотношению
ктем, ктонарушаетэтиправила. Поэтомуполитическаявласть – это
реальнаяспособностьопределеннойсоциальнойгруппы, индивидапро-
водитьсвоюволювполитикевправовыхнормах, способностьуп-
равлятьдействиямисоциальныхсубъектов. Власть– этосоциальное
отношение, проявляющеесяввозможностииправеодногосубъекта
илигруппыприниматьрешения, приобретающиеобязательныйхарак-
тердлядругогосубъектаилигруппы.
Важнопоказать, чтополитическаявластьдолжнаобеспечивать
законныеправаграждан, ихконституционныесвободывсегдаиво
всем, утверждатьправокакосновуобщественныхотношений, выпол-
нятьхозяйственно-созидательнуюфункцию. Основнымипризнаками
политическойвластиявляютсяотношениягосподства-подчинения,
авторитетность (влияниесилойнравственноговоздействияиубежде-
ния), наличиесистемысоциальныхинтересовлюдей (требованийлю-
дейкобъективнымусловиямсвоегосуществования), наличиеаппарата
1 3
----------------------- Page 14-----------------------
управления (совокупностьмеханизмовисредствуправления), учетсо-
циальногоопытаитрадиций.Такимобразом, властьестьорганизацион-
ноеирегулятивноконтрольноесредствоилиспособсуществования
политики. Единымпринципомдействиявластиявляетсяподчинениев
егоразличныхформах (распоряжение, приказаниеубеждение).
Властьвыражаетсявзаконах, нормах, правилах, запретах, предпи-
саниях, волевыхиэмоциональныхвоздействиях. Властьсуществуетв
двухформах: потенциальной (источники, возможности, средства, кото-
рыемогутбытьиспользованыдлядостиженияопределеннойцели) и
реальной (претворениекакого-либоплана, идеивжизнь). Онатакже
существуетнатрехуровняхструктурыобщества: общественном, охва-
тываянаиболеесложныесоциальныеиполитическиеотношения; пуб-
личном, илиассоциативном, объединяяколлективыиотношениявних;
иличном, частном, вмалыхгруппах. Навсехэтихуровняхвластьин-
ституционализируется,т.е.превращаетсяворганизованноеучреждение,
процесссопределеннойструктуройотношений, иерархиейразличных
уровней. Приэтомвластьоформляетсявспециализированныеучреж-
дения (формируетсяаппаратвласти), определяетсяиерархияправящих
силилиц (лидеров, работниковуправления).
Чтопредставляетсобойсильнаявласть? Помнениюполитоло-
гов, силавластивыражаетсявдуховно-государственномавторите-
те, вееуважаемости, впризнанииеедостоинства, вееспособности
импонироватьгражданам, бытьволевымцентромстраны. Одноиз
наиболеераспространенныхобыденныхпредставленийовласти –
пониманиееекакпринуждения, Да, властьтребуетподчиненияНо
люди, выполняятребованиявласти, нежертвуютсвоейсвободой.
Онивместотого, чтобыбытьигрушкойстихийныхсил, подчиняются
самимсебе, тоестьтому, чтосамиосозналинеобходимым. Этоне-
правомерно, посколькуопорананасилиесвидетельствуетобущерб-
ностивласти, анеоеесиле. Власть- этоединствосилыиавторитета.
Вдействительностисуществуетмножествоиныхспособовненасиль-
ственноговластноговлияния. Важновыделитьсредстваилиметоды
власти, которымивыступаютправо, авторитет, воля, контрольиуп-
равление, убеждение, насилие, внушение, поощрениеидр. Чемвыше
стабильностьипорядок, управляемостьобщества, темвбольшеймере
применяютсяметодыненасильственного, добровольногохарактера.
1 4
----------------------- Page 15-----------------------
Далеерекомендуетсяохарактеризоватьразличныевидывласти,
показать, чтособойпредставляетэкономическая, политическая, граж-
данская, семейная, духовная, государственная, военнаяиличнаявласть.
Особенноследуетотметитьвзаимосвязьивзаимовлияниеполитичес-
койиэкономическойвластивобществе. Восновеэкономическойвла-
сти лежатспособпроизводстваи отношениясобственности, ее
различныеформы, а, следовательно, материальныересурсы, богат-
ство, которыеявляютсямощнымсредствомнетолькоудовлетворения
экономическихпотребностейсоциальныхгрупп, личности, ноирыча-
гомвоздействиянаполитическуювласть.
Следуетостановитьсянахарактеристикевоеннойвласти. Военная
властьбазируетсянажесткихотношенияхмеждулюдьми, чтопридает
ейдисциплинуипорядок. Всилуэтоговэкстремальныхситуациях
политическаявластьвынужденаиспользоватьвоеннуюдлянаведения
общественногопорядка.
Содержательнаятипологияполитическойвластипроводитсятак-
жеипорядудругихобъективныхкритериев: постепениинституцио-
нализациивыделяетсяправительственная, школьная,городскаявласть
идр.; посубъектувласти– классовая, партийная, народная, президен-
тская, парламентская; поколичественномупризнаку– единоличная
(монократическая), олигархическая (властьоднойгруппы), полиар-
хическая (множественнаявластьрядаинститутовилилиц); посоци-
альномутипуправления– монархическая,республиканская; порежиму
правления– демократическая, авторитарная, тоталитарная, бюрокра-
тическая.
2. Субъект, объект, ресурсыиформывласти
Основныеэлементывласти– еесубъект, объект, атакжесредства
(ресурсы); Субъектвластивоплощаетвсебеееактивное, направляю-
щееначало. Имможетбытьличность, организация, социальнаяобщ-
ностьидр. Объектомвластиявляютсяиндивиды, ихобъединения, слои
иобщности, классы, общество. Властьэто – всегдадвусторонниеот-
ношения: взаимодействиесубъектаиобъекта.
Анализируяэтотвопрос, необходимовыделитьсоциальнуюпричи-
нуподчиненияоднихлюдейдругим, восновекоторой– неравномерное
распределениересурсоввласти. Ресурсыпредставляютсобойлибоваж-
ныедляобъектаценности (деньги, предметыпотребленияит.п.), либо
1 5
----------------------- Page 16-----------------------
средства, способныеповлиятьнавнутренниймир, мотивациючелове-
ка (телевидение, пресса), либоорудия, спомощьюкоторыхможно
лишитьчеловекаопределенныхценностей, втомчислеижизни (ору-
жие, карательныеорганывцелом).
Спецификойполитическойвластиявляетсято,чтоонавзаимодей-
ствуетсэкономикой, социальной, военнойидругимиформамивлас-
ти. Политикаявляетсярегулятороммногихсферобщественнойжизни,
аэффективностьееосуществлениясвязанасуровнемразвитияэтих
сферобщественнойжизни.
Раскрываявопрос, важноотметить, чтополитическоегосподство
означаетструктурированиевобществеотношенийвластвованияипод-
чинения, организационноеоформлениеизакреплениеразделенияуп-
равленческоготрудаиобычносвязанныхснимсоциальныхпривилегий,
соднойстороны, иисполнительскойдеятельности, сдругой. Господ-
ствонеразрывносвязаносвластью, являетсяформойееобществен-
нойорганизации.
Властьсуществуетифункционируетнетольковразныхсферах
общества, ноинатрехуровняхегосоциальнойструктуры:обществен-
ном, охватывающемнаиболеесложныесоциальныеиполитические
отношения; публичномилиассоциативном, объединяющемколлекти-
выиотношениявних (общественныеорганизации, союзы, производ-
ственныеииныеколлективы), иличном (частном, приватном), вмалых
группах. Совокупностьвсехэтихуровнейиформвласти образует
общуюструктуруполитическойвласти, котораяимеетпирамидальное
строение. Вееосновании – обществовцелом, ближекоснованию –
господствующиесилы (классы, партиилибопростогруппыедино-
мышленников), определяющиеполитикуиформированиевласти. На
«Вершине»– реальнаяилиформальнаявласть– правительство, прези-
дент, парламент (руководствоменьшихразмеров).
Здесьжеследуетрассмотретьвопросополитическойлегитимно-
сти (отлат. «законность») власти. Легитимностьосновананапризна-
нииправаносителейвластипредписыватьнормыповедениядругим
индивидам, всемуобществу, означаетподдержкувластиабсолютным
большинствомнарода. Легитимнаявластьобычнохарактеризуетсякак
правомернаяисправедливая. Легитимностьсвязанасналичиемувла-
стиавторитета, веройподавляющегобольшинстванаселениявто, что
существуетпорядок, которыйявляетсянаилучшимдляданнойстра-
1 6
----------------------- Page 17-----------------------
ны, сконсенсусомвобластиосновополагающихполитическихцен-
ностей. Властьобретаетзаконностьтремяспособами: а) потрадиции;
б) всилупризнанияправомерностисистемызаконов; в) набазеха-
ризмы, верывруководителя. Веравзаконностьрежимаобеспечивает
стабильностьполитическойсистемы.
Далеенеобходимопоказать, чтолегитимностьутверждаетполи-
тикуивласть, объясняетиоправдываетполитическиерешения, созда-
ниеполитических структур, ихизменение, обновлениеит.д. Она
призванаобеспечиватьповиновение, согласие, политическоеучастие
безпринуждения, аеслиононедостигаетсяоправданиетакогопри-
нуждения, использованиесилыидругихсредств, которымираспола-
гаетвласть.Показателямилегитимностиполитическойвластивыступают
уровеньпринуждения, применяемыйдляпроведенияполитикивжизнь,
наличиепопытоксверженияправительстваилилидера, силапроявле-
ниягражданскогонеповиновения, результатывыборов,референдумов,
массовостьдемонстрацийвподдержкувласти (оппозиции). Средства-
мииметодамиподдержаниязаконностивластиявляютсясвоевремен-
ноеизменениезаконодательства игосударственногоуправления,
созданиетакойполитическойсистемы, законностькоторойоснована
натрадициях, выдвижениехаризматическихлидеров, успешноеосу-
ществлениегосударственнойполитики, поддержаниезаконностии
правопорядкавстране.
Будучиспособомсуществованияполитическойвласти, легитим-
ностьвыражаетхарактервластиислужитинструментомееобществен-
ногоконтроляиоднимизсамыхдейственныхсредствполитической
организацииобщества. Важноподчеркнуть, чтоцелостная, интеграль-
наялегитимностьгосударстваегополитикииосноваобщественного
единства, залогуспешногофункционированияполитическойсистемы
страны. Сущностьюкризисавластиявляетсяразрушениеинститута
власти, проявляющеесявмассовомнесоблюдениинормиправил,
принятыхвданномобществе.
Особоследуетостановитьсянапринциперазделениявластей (за-
конодательной, исполнительной, судебной). Цельразделениявластей –
гарантироватьбезопасностьгражданотпроизволаизлоупотребления
властью, обеспечитьполитическуюсвободуграждан, сделатьправо
регуляторомотношениймеждугражданамииправительством. еха-
низмразделениявластейсвязан: а) сорганизационнойнезависимос-
1 7
----------------------- Page 18-----------------------
тьютрехзвеньеввласти, каждоеизкоторыхобразуетсясамостоятель-
но, путемвыборов; б) сформированиемкаждойветвивластисамо-
стоятельно, путемвыборов; в) сразграничениеммеждунимивластных
функций. Приразделениивластейобразуетсясистема «сдержекипро-
тивовесов», непозволяющаяинтересамоднойветвивласти, одного
государственногоорганавозобладатьнаддругими, монополизировать
власть, подавлятьсвободуличности, деформироватьгражданскоеоб-
щество. Приэтомкаждаяизвластейдолжнаумелореализовыватьчетко
очерченныезакономфункции, ноприэтомбытьсуверенной, служить
дополняющим, сдерживающимфакторомдлядругойвластивсмыс-
ленедопущенияабсолютизацииеефункцийкакнавертикальном, так
инагоризонтальномуровнях.
Функцияуправленияестьсущностьполитики, вкоторойпроявля-
етсясознательнаяреализацияцелейгосударстваиобщества, – она
невозможнавнефункциируководства, вкоторойвыражаютсяопре-
делениеосновныхзадач, важнейшихпринциповипутейихосуществ-
ления. Руководствоопределяетприоритетныецелиразвитияобщества,
выбираетмеханизмыихреализации. Вуправленииобществомвыде-
ляютсяадминистративные, авторитарныеидемократическиеметоды
руководства. Они, взаимосвязаныиобусловливаютдругдруга. Не-
возможноразвитиеифункционированиелюбогогосударстваиграж-
данскогообществабезцентрализацииивтожевремяширокой
демократизациивсехобщественныхотношений. Поэтомуречьдолж-
наидтинеоботрицанииадминистративныхметодов, аомереихсоче-
тания сдемократическими. В становящемся демократическом
государствеиобществетенденциякростудемократическихметодов
управленияпостепенностановитсяосновополагающей. Онавытеснит
неадминистративныеметоды, акомандно-административнуюсистему
сеемаксимальнойцентрализацией, жесткойрегламентациейвсейоб-
щественнойжизни, огосударствлениемобщественнойсобственности,
отчуждениемличностиотвласти.
Вдемократическомобществеследованиенормам, осуществляю-
щимотношенияполитическойвласти, обеспечиваетсяпроцессомпо-
литическойсоциализации: человексдетствазнакомитсяипривыкает
выполнятьопределенныенормы, ихсоблюдениестановитсяобществен-
нойтрадицией, своеобразнойпривычкой. Втожевремяинститутпо-
литическойвласти обрастаетразветвленнойсетью организаций,
1 8
----------------------- Page 19-----------------------
осуществляющихконтрользавыполнениеминдивидаминорм, атак-
жеобладающихправомприменитьразнообразныесанкциикнару-
шителям.
Глоссарий:
Власть– одноизфундаментальныхначалчеловеческогообще-
ства, котороесуществуетвезде,гдеестьустойчивыеобъединениялюдей.
Властьвыступаетоднимизспособоворганизацииобщественныхот-
ношений, однойизформсоциальногорегулирования.
Политическаявласть– способностьивозможностьосуществ-
лятьсвоюволю, оказыватьопределяющеевоздействиенадеятельность,
поведениелюдейспомощьюавторитета, насилия.
Формывласти– демократические, авторитарные, тоталитарные.
Функции власти– господство, руководство, регуляция, конт-
роль, управление, координация, организация, мобилизация.
Ресурсывласти– принуждение, насилие, убеждение, поощрение,
право,традиции, страх, мифы, материальныеценности, информация.
онтрольныевопросы:
1. Чтотакоевласть, политическаявласть, государственнаявласть?
2. Вчемпроявляетсяобщественноеназначениевласти?
3. Какиечертыифункцииимеетполитическаявласть?
4. Чтотакоевластныеотношения?
Лекция3. Путиреформированияполитическойвласти
вРоссии
1. РеформаполитическойвластивсовременнойРоссии
1. РеформаполитическойвластивсовременнойРоссии
Осуществлениевстранедемократическихпреобразованийопре-
делилонеобходимостьреформированиясистемыполитическойвласти
всоответствиисобщецивилизационнымизакономерностямидвиже-
ниякдемократическомуобщественномуустройствуиправовомуго-
сударству. Политическиепреобразованияв странеразвивалисьв
направленииструктурированиявластипутемразделениявластей, де-
централизации, плюрализациивласти, преодоленияотчуждениячело-
векаотвласти.
1 9
----------------------- Page 20-----------------------
Врезультатевыборов12июня1991г. вРоссиибылизбранПрези-
дент– Б.Н. Ельцин. Вначале90-хгг. вРоссиибыладемонтирована
системаСоветов, вдекабре 1993 г. избранановаяпредставительная
властьдемократическимпутем, принятановаяКонституция. 3 июля
1996 г. Б.Н. ЕльцинбылизбранПрезидентомРоссиинавторойсрок.
26 марта2000 г. 52,6% избирателейнавыборахпроголосовализаиз-
браниеПрезидентомВ.В.Путина.
Россияпредставляетсобойдемократическоефедеративноепра-
вовоегосударствосреспубликанскойформойправления (президент-
скуюреспублику). ГосударственнаявластьвРоссийскойФедерации
осуществляетсянаосноверазделениявластейназаконодательную,
исполнительнуюисудебную.
Институтпрезидентствапредполагает,чтоПрезидентявляетсягла-
войисполнительнойвласти, гарантомКонституции, прависвободче-
ловекаигражданина.Президентпринимаетмерыпоохранесуверенитета
РоссийскойФедерации, еенезависимостиигосударственнойзакон-
ности, обеспечиваетсогласование, функционированиеивзаимодей-
ствиеоргановгосударственнойвласти. Онопределяетосновные
направлениявнутреннейивнешнейполитикигосударства (ст. 80 Кон-
ституцииРФ), формируетивозглавляетСоветБезопасностиРФ, оп-
ределяетвоеннуюдоктринустраны, назначаетпословивысший
командныйсоставВооруженныхСилРФ. Президентимеетправо:рас-
пускатьиназначатьвыборывГосдуму, проводитьреферендумы, вно-