Основные социологические парадигмы: структурно-функциональная, социального конфликта, символического интеракционизма.




Социология как наука, специфика ее объекта и предмета. Методы социологического познания.

Социология - наука о закономерностях становления, развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностями и личностью.

Особенности социологического знания определяются тем, что общество рассматривается как единый социальный организм, как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности - экономической, политической и духовной, которые функционируют и развиваются посредством социальной деятельности людей. Социология рассматривает социальную деятельность людей, возникающие в процессе этой деятельности их социальные отношения во взаимосвязи и взаимодействии объективного и субъективного факторов, материальной и духовной сторон.

Социальная сфера выступает в качестве важнейшего объекта социологических исследований. Ее исследование включает все проблемы, связанные с деятельностью человека (его положение в обществе, трудовом коллективе, семье, др. социальных группах), с потребностями и ценностными ориентирами и степенью их реализации, с отношением к самому себе, а также к различным явлениям и процессам, происходящим в обществе.

Предмет социологии - общие и специфические законы и закономерности развития и функционирования исторически определенных социальных систем, механизмы действия и формы проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов.

 


2. Структура социологического знания.

Структура социологического знания
Все социологическое знание можно распределить по трем основным уровням:

Первый уровень социологического знания связан с изучением наиболее общих закономерностей развития общества. Очевидно, что этот уровень знаний в наибольшей степени сопряжен с социальной философией. Он носит название общесоциологического уровня или уровня фундаментальных знаний. Например, это совокупность научных знаний об обществе в целом, о человеческой личности, о социальных процессах. Основным признаком такого рода знания является отсутствие разделения на различные области деятельности индивидов, а также отсутствие прямого использования эмпирических данных для формирования научных выводов, такие данные подлежат анализу и обобщению.

Второй уровень социологического знания носит название теорий среднего уровня. Этот уровень отражает знания о социологии каждого вида человеческой деятельности.

Третий уровень социологического знания включает в себя научные сведения о социальной реальности, полученные в результате первичного обобщения эмпирической информации. К третьему уровню относятся все основные методы социологических исследований, например, такие, как опросы, формализованные наблюдения, изучение документов или социальные эксперименты. На третьем уровне не создается самостоятельных социологических теорий, однако он дает эмпирическую основу для двух предыдущих уровней. Социолог ставит перед собой задачу соотнесения всех трех уровней для получения наиболее объективной научной картины социальной реальности.


Основные социологические парадигмы: структурно-функциональная, социального конфликта, символического интеракционизма.

Парадигма — теоретико-методологическая основа и принцип социологии.

Структурный функционализм – это научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы – внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой – структурные элементы, вносящие вклад в поддержание системы, в ее воспроизводство. В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы деятельности людей. Вклад каждой социальной структуры в воспроизводство социального порядка, то есть ее положительная роль в социальной системе – это функция данной структуры. Именно функциональность, полезность для социальной системы каких-либо действий обуславливает их закрепление в качестве элементов системы, то есть превращение в паттерн – образец.

Парадигма социального конфликта, теория, согласно которой общество воспринимается как арена неравенства, порождающего конфликты и изменения. Сторонники теориирассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Парадигма символического интеракционизма – это исследовательский подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса согласования людьми своих поступков с поступками других людей путем установления и изменения значений этих поступков. Взаимодействуя друг с другом, индивиды постоянно определяют и переопределяют значения действий друг друга в зависимости от развития ситуации и ориентируют свои последующие действия на эти значения. При таком подходе общество – это не фиксированная совокупность однозначно заданных социальных норм и не предустановленная система поведения, а текучий, хотя и структурированный процесс интеракции (от англ. interaction – взаимодействие).


4. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.

Проблемы социальной динамики, связанные с анализом сущностных процессов, вопросов возникновения, изменения, развития общества и лежащих в основе этого механизмах, в разных аспектах рассматриваются во всех, без исключения, социологических концепциях.

Формационный подход, разработанный в марксизме предполагает скачкообразное революционное движение общества от одной общественно-экономической формации к другой. Источником движения являются изменение в способе производства материальных условий жизни (в производительных силах и производственных отношениях). Производственные отношения выступают в качестве базиса общественно-экономической формации, изменения которой ведут к более или менее быстрой замене надстройки общественно-экономической формации, куда входят вся духовная жизнь общества с присущим ему общественным сознанием, системой общественных отношений, идеологией и общественными институтами, организующими всю общественную жизнь. В качестве основных общественных формаций в марксизме выделялись следующие: первобытное общество, рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая) и коммунистическая общественно-экономические формации. Последняя должна была пройти две фазы: социализм (первая фаза) и коммунизм (вторая и высшая фаза общественного развития). Формационная концепция общественного развития явилась теоретическим обобщением принципа исторического материализма, основными компонентами которого явились экономический детерминизм и трактовка общественного развития как естественноисторического процесса.

Цивилизационная концепция общественного развития рассматривает этот процесс как тесно связанное взаимодействие и взаимовлияние культурных особенностей и трансформаций, определяющих всю систему общественных связей. Цивилизация трактуется как «материальное тело» культура, ее социальная организация и т.п. Но базисным элементом цивилизации, ее оборотной стороной является тип культуры (идеалов, ценностей и норм), определяющих специфику человеческого общежития.


5. Структурно-функциональный метод исследования общества.

Значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод. С позиции этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Структурно-функциональныйподход позволяет установить общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, а именно государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами:

- в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры.

- структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система.

- функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры.

- динамика социальной структуры объясняется исходя из «принципа консенсуса» - принципа сохранения социального равновесия.


6. Социологические модели общества: функциональная, конфликтологическая, социокультурная.

В понимании устройства общества и его структуры социологи первоначально придерживались " функциональной " или "равновесной" модели общества, основанной на представлениях об относительно стабильной и интегрированной природе его устройства. Позиция функционализма впервые была сформулирована Гербертом Спенсером, а затем развита Эмилем Дюркгеймом и до сих пор продолжает находить своих последователей.

Для функционалистов общество - это целостная система, состоящая из многих взаимосвязанных элементов. Интеграция в обществе опирается на систему норм и согласие людей в отношении общих ценностей. Представители теории равновесия считали, что при более правильном и разумном устройстве общества конфликты должны и могут быть полностью исключены из жизни.

Конфликтологическая модель общества:

- постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта;

- любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти;

- разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат - изменение социальной структуры самого общества.

Социокультурная модель общества:

- общество как единство культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм.

 


7. Проблема и критерии типизации общества. Традиционное, индустриальное, и постиндустриальное.

Проблема типизации обществ заключается в том, как то или иное решение позволяет классифицировать общества на основе выделения наиболее существенных, типичных, интегральных признаков, отличающих группы обществ друг от друга и объединяющих общества одной и той же группы. Тем самым выявляется многообразие проявления единой сущности общества в реальном мире.
Разные социологи по-разному подходили к проблеме типизации обществ. Марксистская социология, например, в основу классификации обществ положила способ производства материальных благ, производственные отношения и прежде всего отношения к собственности, разделив все общества на пять основных общественно-экономических формаций - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включая и социалистическое общество как её начальную, первую фазу). Другие социологи (американцы Г. Ленски и Дж. Ленски) подразделяют общества по основному способу добывания средств к существованию, различая: а) общества охотников и собирателей; б) садоводческие общества; в) аграрные общества; г) промышленные общества.
Немецкий социолог Ф. Теннис главное внимание сосредоточил на разграничении двух основных типов обществ - допромышленного, традиционного (Гемайншафт - сельская, крестьянская община) и современного, промышленно - городского (Гезельшафт).
Сегодня весьма широко распространено (Д. Белл, А. Турен др.) деление обществ на:

- доиндустриальные или традиционные - общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество — аграрное общество.

-индустриальные - тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность.

Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

-постиндустриальные — это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.


8. Классовый и стратификационный подходы к изучению социальной структуры.

Сущность классового подхода – в описании социальных классов как больших групп населения, выделяемых на основе некоторых качественных критериев, принципиально отличающих один класс от другого и четко обозначающих границу между классами. Классы понимаются как в большей или меньшей мере реальные группы, имеющие различные интересы. Сущность стратификационного подхода – в описании социальных слоев (страт), выделяемых на основе количественных критериев. Границы между стратами проводятся условно, они понимаются не как реальные, а как номинальные группы, количество страт, выделяемых на основе каждого критерия, может быть различным. На уровне понятий между этими подходами не существует четко обозначенных границ: неомарксисты любят писать о слоях внутри классов или о межклассовых «прослойках», представители стратификационного подхода часто называют страты классами. Некоторые социологи рассматривают классовый подход как разновидность стратификационного. Некоторые считают, что это взаимодополнительные подходы.


9. Социальные общности, виды.

Социальная общность - совокупность индивидов, характеризующаяся:

- относительной целостностью;

- выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения; и

- выполняющая ту или иную совместную деятельность.

Социологи, в частности, выделяют несколько видов социальных общностей:

· социальные категории – искусственно сконструированные для целей статистического анализа общности людей, имеющие схожие характеристики (например, пассажиры пригородных поездов, блондинки, проживающие в отдельных или коммунальных квартирах);

· агрегации – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий (аудитория средств массовой информации, публика, толпа зевак);

· страты – социальный слои людей, имеющие сходные объективные показатели по определенным критериям, прежде всего – власти, доходу, образованию и престижу (элита, каста, безработные и т.д.);

· классы – большие социальные группы людей, владеющие либо не владеющие средствами производства, занимающие определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующиеся специфическим способом получения дохода (эксплуататоры, эксплуатируемые, средний класс);


10. Социальные группы: причины формирования, организация, структура, виды.

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.

Признаки социальной группы:

1. наличие внутренней организации;

2. общая (групповая) цель деятельности;

3. групповые формы социального контроля;

4. образцы (модели) групповой деятельности;

5. интенсивные групповые взаимодействия.

Виды:

  1. номинальные и реальные;

Номинальная группа — искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой: избиратели, покупатели стирального порошка определенной марки, лица с высшим образованием и пр.

Реальная группа — реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами и которая взаимодействует с другими группами.

  1. большие и малые;

Большой группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность.

Малой группой называется немногочисленная (2—10 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.

  1. формальные и неформальные;

В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель деятельности четко определена. Все виды социальных организаций — формальные группы.

В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко определены, взаимодействия — межличностные и основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.

  1. первичные и вторичные.

Первичной группой Ч. Кули называет кооперацию и ассоциацию индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом лицом к лицу.

Во вторичных группах отсутствуют непосредственно межличностные отношения, ее члены связаны между собой опосредованно, деятельностью по достижению общей цели.

 

 


11. Скрытые группы, виды.

Скрытые оказывают непосредственное или косвенное влияние на главные сферы общественной жизни. первый слой в этой структуре - это элита - группа лиц, обладающая особыми личными свойствами, профессиональными качествами, желающие быть избранными в той или иной сфере деятельности. В изучении этой социальной группы большую работу провел Паретто. В основе его концепции - признание круговорота элит. Круговорот элит обеспечивает динамизм и равновесие в обществе. Паретто открыл немаловажный факт, что элита владеет инстинктом комбинации. Если этот инстинкт она утрачивает, начинается революция, наступает взрыв. В экономике к таким группам относятся бизнесмены, вкладчики. Чередование экономических и политических циклов связано с изменением в духовном производстве (интеллектуальном, художественном, религиозном). Здесь существуют группы давления, которые действуют в интересах определенных слоев (клика, мафия). При всем многообразии этих групп, они имеют общие черты:

· в них детерминирует материально-производственый фактор;

· приоритет субъективно-сознательного в их складывании, развитии и функционировании;

· связь объективного и субъективного, материального и духовного в личности;

· субъективный образ жизнедеятельности и субъективное отношение к другим общностям.

 


12. Статусные группы, виды.

Статусные группы — группы, отражающие представления сообщества о стиле жизни каждого класса, а также положительную или отрицательную оценку выказываемого каждому классу уважения.

Виды:

Рабство — наиболее выраженная форма неравенства, при которой часть ин­дивидов буквально принадлежит другим как их собственность. В древнегреческих полисах рабы пре­бывали в разных ролях. Они исключались из политической и военной жизни, но были заняты выпол­нением не менее сложных обязанностей вплоть до литературного творчества. В настоящее время раб­ство почти полностью исчезло в мире.

Касты (чистый род) порождены восточной куль­турой на основе представлений о кровных различи­ях между отдельными группами людей. Каста — это замкнутая группировка, членом которой стано­вятся в силу рождения. Она не допускает заключения браков с партнерами, происходящими из дру­гих мест. В Индии наиболее высокий уровень чис­тоты представляют «брахманы*, а наиболее низ­кий— «неприкасаемые». Брахманы должны избе­гать связей с неприкасаемыми.

Сословия типичны для западной культуры. В Ев­ропе они включали аристократию и дворянство. Ду­ховенство имело более низкий статус, но обладало различными привилегиями. К так называемому «третьему сословию» относились слуги, торговцы, свободные крестьяне и художники. В противополож­ность кастам здесь допускались межсословные бра­ки. Пережитки этой системы сохраняются до сих пор. В Британии, например, в виде наследуемых титулов, где лидеры бизнеса, государственные чи­новники могут быть возведены в рыцарское досто­инство.

Классы, в отличие от других типов страт, созда­ются на экономической основе. Принадлежность ин­дивида к классу должна быть им достигнута, она не дается от рождения, как в других типах стратифи­кации. Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении собственностью.

 


13. Социальные институты: понятие, признаки, функции.

Социальный институт — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди по одиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: