Общие для всех институтов признаки объединены в пять групп




1. установки и образцы поведения

2. утилитарные и культурные черты

3. культурные символы

4. кодекс устный и письменный

5. идеология

Функции

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

· Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

· Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.

· Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.

· Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.


14. Понятие, особенности, черты социальных организаций.

Социальная организация — это целевая социальная общность, члены которой взаимосвязаны на основе иерархии социальных статусов и ролей, целей и задач, административного управления. - это объединение людей, реализующих общую цель правил и процедур. Социальные организации образуются в рамках социальных систем, имеют собственные социальные цели, интересы, потребности и т.д.

Социальная организация характеризуется наличием единой цели и плана деятельности; распределением функций, ролей и обязанностей между ее членами; выделением иерархии позиций и должностей, образованием системы руководства; управлением жизнедеятельностью социальной организации осуществляется специальным управленческим, административным персоналом; формированием позиционно-ролевой сети, в которой каждая личность занимает определенное место и положение, отвечает за выполнение заданных функций, ролей.

Особенности социальных организаций:

1. Позволяют любому человеку проявлять потенциальные способности и возможности;

2. сложность, что проявляется в наличии комплекса взаимосвязанных целей;

3. динамичность, то есть изменяются под действием факторов внешней среды.


15. Понятие бюрократии. Основные подходы к проблеме бюрократии.

Бюрократия — под этим словом подразумевают то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчинённым); также под бюрократией подразумевают класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих представителей центральной правительственной власти.

Бюрократия как социальная угроза. Существует опасность вырождения бюрократических систем управления, когда они не повышают, а тормозят эффективность своей деятельности.

Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической организацией управления.

1. Отчуждение от человека. Бюрократия призвана решать проблемы людей. Обезличенность подхода к клиентам помогает соблюдать их равноправие, однако лишает при этом людей их уникальности. Любая проблема подстраивается под единый для всех шаблон и решается принятым ранее образом. В результате происходит дегуманизация и превращение человека в стандартное «дело» на столе у чиновника.

2. Ритуализм. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р.Мертон ввел специальный термин – «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации.

3. Инерция. Хотя бюрократия создается для решения определенных проблем, это не означает, что когда эти проблемы будут решены, то организация перестанет существовать. Как и любая другая организация, бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший опыт и большие возможности для того, чтобы не допустить свой роспуск. В результате бюрократическая организация может функционировать уже вне зависимости от ранее поставленных перед ней целей.


16. Стратификация. Её факторы и механизмы слоеобразования. Глобальная и гендерная стратификация.

Стратификация — это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса).

Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа. Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени.
Богатство - это возможность имения имущества, или наличие накопленных доходов в виде наличных.

Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других.

Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии.

Глобальная стратификация: Согласно модели, принятой после Второй мировой войны для описания глобальной стратификации, развитые промышленные страны назывались первым миром, менее развитые социалистические — странами второго мира, неиндустриальные, бедные государства —третьим миром. Но такая модель более не актуальна. Она родилась в эпоху холодной войны, когда капиталистический Запад (первый мир) противостоял социалистическому Востоку (второй мир), а другие страны (третий мир) оставались более или менее вне игры. Но стремительные изменения в Восточной Европе и крах Советского Союза показали, что пресловутого второго мира более нет. Еще одна проблема состоит в том, что, по данной модели, в состав третьего мира входят более 100 стран. Однако в некоторых из них (например, в Чили) ВВП на душу населения в 15 раз выше, чем в беднейших государствах этой группы (скажем, в Эфиопии).

Гендерная Стратификация — процесс, посредством которого тендер становится основой социальной стратификации, а воспринятые различия между тендерами — систематически оцениваемыми и оцененными. Подобная стратификация нередко искажалась, и ее часто подчиняли социально-классовой или этнической стратификации. Но ее значение особенно в качестве системы, отражающей, что люди женского пола оцениваются и вознаграждаются ниже мужского, выделялось социологами, испытывающими влияние феминизма. Феминистские социологи, например, внедрили понятие патриархата для осмысления и анализа современного и исторического угнетения женщин.


17. Понятие социальной мобильности и ее разновидности

Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).И подобна кастам.

Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

· Восходящая мобильность — социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).

· Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.


18. Понятие личности в социологии. Структура личности.

Личность — это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

В целом, структура личности может быть — в теоретическом плане — представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна:

1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);

2) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);

3) индивидуально-неповоторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание)

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладевания им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить:

1) динамику ее психических процессов — темперамент;

2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности — способности;

3) направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение;

4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения направленность обусловливает характер личности.

 


19. Мотивационный и диспозиционный механизмы поведения человека.

Мотивационный механизм складывается из вза­имодействия потребностей, интересов, ценностных ориентации, которые преобразуются в цель деятель­ности.

Потребность — состояние живого организма, вы­ражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Потребности — движу­щая сила человеческой активности, причина его действий.

Важный элемент мотивационного механизма — ценностные ориентации. Они в значительной степе­ни предопределяют направленность социального действия личности. Ценности — это то, в чем чело­век нуждается и чего у него нет. Ценности и потреб­ности — две стороны единого целого. Если потреб­ность — побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те внешние объек­ты, которые удовлетворяют эту потребность. В цен­ностных ориентациях конкретно проявляются ин­тересы личности

Диспозиционный механизм также связан с внут­ренней формой человеческой деятельности. Диспо­зиции) — это комплекс предрасположенностей человека к воспри­ятию условий деятельности и к определенному по­ведению в этих условиях. Данный механизм скла­дывается из взаимодействия мотивов и стимулов, в результате чего формируются диспозиции личнос­ти, фиксируемые в ее установках.

Если мотивы — это внутренние побудители к дей­ствию, то стимулы — внешние, т.е. объективные факторы, вызывающие ориентации человека или ус­тановки. Установка предшествует действию челове­ка и выражает его предрасположенность, готовность поступать определенным образом относительно дан­ного объекта.

Социальные установки рассматривают как иерар­хическую систему диспозиций, которая выступает регулятором поведения личности. Выделяются четыре уровня диспозиций: 1) готовность к простей­шему действию (элементарные установки); 2) готов­ность к действию на основе оценок определенных ситуаций (ситуационные установки); 3) готовность к действию в рамках общей направленности жизне­деятельности личности (установки — ценностные ориентации); 4) готовность к действию, исходя из концепции жизни личности (установки — интересы).

 

 


20. Статусно-ролевая концепция личности.

Социальные качества личности проявляются в вы­полнении различных общественных функций. Фун­кция — это роль, которую личность играет в рам­ках какой-либо социальной системы.

Социальная роль личности в единстве с ее поло­жением в обществе наиболее полно выражает поня­тие «социальный статус»= Оно объединяет в себе и функциональную, и оценочную стороны. Какой-то конкретный человек может быть менеджером, от­цом семейства и в то же время партнером, любов­ником и т.д. Другие его статусы отражают пол, воз­раст, национальность, вероисповедание и т.п. Все статусы, занимаемые одним человеком, называют­ся «статусным набором».

Социальный статуе объединяет характеристики, которые относятся как: лично к человеку, так и к той группе, к которой он принадлежит. «Личным» статусом называют положение индивида в группе в зависимости от оценки- его персональных качеств (лидер-ведомый). «Групповым» — положение чело­века в обществе в зависимости от его принадлежно­сти к какой-либо группе (профессиональной, наци­ональной и др.).

Выделяются статусы приписываемые и достигае­мые. К «приписываемым» (прирожденным) стату­сам относят половой или национальный; признак, а к «достигаемым» (приобретенным) — то, что чело­век приобрел в результате собственной деятельности. Выучившись, люди приобретают статус менеджера, юриста; создав семью — статус мужа» жены и т.д.

Модель поведения личности, обеспечивающая со­блюдение статусных прав и обязанностей, называ­ется «социальной ролью».

Выполнение роли зависит от многих факторов: от образа роли, усвоенного индивидом; от определе­ния роли, принятого в социальной группе; от системы сложившихся санкций; наконец, от степени идентификации индивида с группой.

Образ роли, в соответствии с которой действует индивид, обычно формируется с помощью, предпи­саний.


21. Социализация личности. Институты и агенты социализации. Стадии социализации личности.

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;

2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализацииучреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: