Preservation of cultural heritage in the Russian North




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

Факультет экранных искусств

Кафедра проектной деятельности в кинематографии телевидении

По специальности 55.05.01-Режиссура кино и телевидения

 

Тема: «Сохранение культурного наследния на Русском Севере»

 

Выполнил: студент группы 1051б

Пушкарев Дмитрий Сергеевич

Руководитель курса:

Фетинг Юрий Николаевич

 

 

Санкт-Петербург

 

 

Пушкарев Д. С.

 

Сохранение культурного наследия на Русском Севере

Preservation of cultural heritage in the Russian North

Аннотация. В статье предпринята попытка обозначить основные культурные ценности русских, живущих на Севере Европейской части, в частности в Архангельской области. Представить частично культурные традиции как средство идентичности русских во время глобализации и влияния массовой культуры.

Summary. The article attempts to identify the main cultural values of Russians living in the North of the European part, in particular in the Arkhangelsk region. To present partially cultural traditions as a means of Russian identity during globalization and the influence of mass culture.

Ключевые слова: культурные традиции, сохранение, Русский Север, Архангельский север.

Keywords: cultural traditions, conservation, Russian North, The Arkhangelsk North.

 

Проблема национального самосознания стала особенно актуальной в период глобализации, когда происходит сглаживание культурных национальных особенностей разных регионов. Устойчивая тенденция приобретения материального изобилия в ущерб духовной первооснове разрушает самые основы культуры и, в первую очередь, самосознание нации.

Важно изучать и сохранять культуру теперь, когда исчезает физическая среда её бытования, в основном, сельские и поморские поселения, уходят из жизни носители традиционных ремёсел.

Интерес к народному творчеству проявляется не только в районах, сохранивших исторический уклад, таких как Кижи в Карелии и Кенозерский национальный парк в Архангельской области. О привлечении внимания к народной культуре, фольклору, ремеслам, этнотуризму можно судить по ежегодным Кенозерским чтениям, в Архангельской области и Рябининским – в Карелии, международным фестивалям и конкурсам народных мастеров, по программам, как федеральным, так и региональным.

Культурое наследие Русского Севера – явление уникальное. Культуролог Анна Борисовна Пермиловская пишет: «Культура северян различалась степенью влияния на нее финноугорской, новгородской или ростово-суздальской культуры, т. к. заселялась эта территория выходцами из разных регионов России. Заонежье, Нижнее Подвинье, Беломорье, частично Белозерье стали «зоной новгородского влияния». Население от Белого озера до Великого Устюга восприняло ростово-суздальские культурные черты. Славяне несли сюда свои традиции и усваивали культуру местного населения. [6, с. 291].

На Севере центрами науки, культуры и ремёсел становились монастыри, например, Выгский на реке Выг в олонецких лесах в Поонежье, Кирилло-Белозёрский монастырь в Вологодской губернии. Сегодня на территории Русского Севера сохранились и являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО 3 из них. Это архитектурный ансамбль Кижского погоста, культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова», ансамбль Ферапонтова монастыря Вологодской области.

Ученые, этнографы, писатели, и художники, посвятившие свое творчество Русскому Северу, обращали внимание на черты характера северян, их стойкость, взаимовручку.

Выжить в условиях Севера могли люди сметливые и выносливые. Писатель Фёдор Александрович Абрамов, много следавший для укрепления и самосознания северян, так описывал Север и поморов: «Беспредельные леса, кишмя кишевшие зверьём, многоводные реки и озёра, серебряные от плещущейся рыбы, белые колдовские ночи и ошеломляющие, воистину божие величие северного сияния – таким увидели этот край первые русские пришельцы. Но Север не сказка, не Беловодье, не та обетованная земля, о которой веками мечтало крестьянство. Север – это тощие худощавые подзолы, супеси, с которых в зяблый год не соберешь даже семян. Север – это шторм и бури Студеного моря. И поэтому Север – это работа, работа и работа. И удивительно ли, что именно на этой земле выросло особое племя русских людей – поморов, людей великого мужества, выносливости и терпения, людей предприимчивых, «быстродумных» по духу своему и складу мышления…» [1, с. 30-31].

Этнограф и историк Татьяна Александровна Бернштам занималась изучением народной культуры Поморья. Три года она проработала в Архангельском краеведческом музее. Анализируя «Морской устав новоземельских промышленников» XVIII века, этнограф отметила высокий уровень грамотности в поморской среде, традицию коллективизма, взаимной выручки, не только к членам объединенных в «котляну» артелей, но и всех одиночных артелей, промышлявших моржа у Новой Земли, «ибо ходящему по морю без страха и взаимной помощи пробыть невозможно».[4, с. 83].

Бесусловно, советская эпоха очень сильно повлияла на весь строй поморской жизни.

Северяне были прекрасными мастерами-ремесленниками. Недаром их набирали для плотницких и резных работ в Московский Кремль, а позже – для работ в Адмиралтействе Санкт-Петербурга как судостроителей. Плотники из центральных и северных губерний, богатых лесами, составили основную рабочую силу Охтинской судоверфи.

Памятники деревянного зодчества – другая сторона плотницкого искусства, сохраненная для потомков.

В 1973 году был открыт ландшафтно-архитектурный музеей деревянного зодчества под открытым небом «Малые Корелы» рядом с одноименной деревней под Архангельском. Ещё в XVI-XVII вв. иностранные путешественники восхищались строительным мастерством русских плотников, возводивших избы, хоромы, храмы при помощи одного топора, без проектов и чертежей, опираясь на собственный опыт и образцы, созданые предшественниками. Крестьянская община, нанимая артель мастеров, оговаривала в них лишь в общих чертах его тип (шатровый верх, круглая о восьми стенах), размеры и общую стоимость постройки. А дальше артель строила, как «мера и красота скажут».[8].

Все последующие годы Музей пополнялся новыми объектами. В его структуре – несколько секторов с постройками разных районов Архангельской области: Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский сектора. Музей проводит научную, просветительную и воспитательную работу, организует праздники и фестивали.

Правилом «как мера и красота скажут» руководствовались мастера резьбы и росписи по дереву, черневого серебра из Великого Устюга, мастерицы вышивки и золотного шитья. Этому правилу следуют и современные мастера из художественного объединения «Беломорские узоры», изготовляющие сувениры, домашнюю утварь, одежду, украшенную традиционной вышивкой или связанную традиционным орнаментом. Этого правила придерживаются юные мастера плетения из бересты и соснового корня, гончары и ткачихи из Детской школы народных ремесел в Архангельске, народные мастера каргопольской глиняной игрушки из центра «Берегиня» в Каргополе и холмогорской резьбы по кости, мастерству которой учаться в Хомогорской школе резьбы по кости.

Государственное музейного объединение «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске - это не только хранилище ценностей русского и современного искусства, это центр художественной жизни города.

Музыкальные традции сохраняет Академический Северный русский народный хор. На академическом уровне изучается фольклор, создаются центры народного творчества, центры экотуризма, студии и школы традиционных художественных ремесел. В Северном Арктическом федеральном университете в Архангельске в июле 2020 года открыта кафедра ЮНЕСКО по сохранению культурного и исторического наследия арктических территорий. Она будет заниматься подготовкой специалистов по выявлению, изучению и сохранению объектов культурного наследия в условиях высоких широт.

Список использованной литературы

1. Абрамов, Ф. А. Чем живем-кормимся: Очерки; Статьи; Воспоминания; Литературные портреты; Заметки; Размышления; Беседы; Интервью; Выступления / Ф. А. Абрамов; сост. Л. В. Абрамова-Крутикова. – Ленинград, 1986. – 528 с.

2. Ануфриев, В. В. Русские поморы. Культурно-историческая идентичность: монография / В. В. Анфриев. – Москва, 2008 – 160 с.

3. Березина, М. ЮНЕСКО будет с кафедрой / М. Березина // Архангельск. – 2018. – 5 дек. – С. 9.

4. Бернтштам. Т. А. Народная культура Поморья. – Москва, 2008. – 432 с. Пермиловская, А. Б культурное наследие как ресурс развития региона / А. Б. Пермиловская // Обсерватория культуры. – 2015. – № 5. – С 29–35.

5. Пермиловская, А. Б. Культурные смыслы народной архитектуры / А. Б. Пермиловская // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 2. – С. 291.

6. Худякова, И. Место, где живет душа / И. Худякова. – Архангельск. – 2019. – 11 июня. – С 16–17.

7. Малые Корелы. Музей деревянного зодчества. Архитектурно-ландшафтная экспозиция. – URL: https://www.korely.ru/heritage/korely//. – (03.12.2020)].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: