Научный менеджмент Ф.У.Тейлора и его современное звучание




1. Трактовки основных идей Тейлора (Цветков и другие авторы)

2. Периоды распространения идей Тейлора в промышленно-развитых странах

3. Теория Тейлора (научный менеджмент) и классическая школа менеджмента: разные вещи или единое целое?

4. Современная организация производства и теория Тейлора. Тейлоризм и порядок.

 

Методические указания:

 

1. Поиск информации по вопросам семинара студенты проводят самостоятельно.

2. Если студент разделяет излагаемые им взгляды и они отличаются от излагаемых преподавателем на лекциях, желательны обоснования своей позиции (дискуссия)

3. В докладе (электронная версия) обязательно должны быть корректные ссылки на источники (библиографическое описание источника, путь доступа)

 

Хронометраж:

Вопрос Доклад, мин. Дискуссия, мин. Всего, мин.
Основные идеи      
Периоды распространения      
Теория Тейлора и классич. школа      
Современность и Тейлор      
Всего:      

 

 

Тейлор Фредерик Уинслоу

Taylor Frederick Winslow (англ.)

1856 - 1915 США

 

 

«В прошлом на первом месте стоял человек.

В будущем первое место займёт система»

Фредерик Тейлор, 1911 г.

 

Американский инженер-механик, изобретатель, основоположник научного менеджмента / scientific management. Систему его принципов, имеющей целью повышение производительности труда, часто называют Тейлоризмом / Taylorism.

 

«На протяжении 50 лет отец Тейлора являлся попечителем школы для умственно отсталых детей, мать же открыто заявляла о своей принадлежности к феминистскому движению и была активной аболиционисткой (т.е. сторонницей освобождения негров).

Как свидетельствуют современники, Франклин Тейлор даже укрывал в своём доме беглых негров. Вообще, он был всесторонне образованным человеком: хорошо знал историю и литературу, читал древнегреческих и римских писателей, вёл активную культурную жизнь. Вечерами в семейном кругу он цитировал по памяти французских и немецких классиков. Эмилия Уинслоу была квалифицированным специалистом по лингвистике и принадлежала к кругу религиозных либералов. Одно время она держала на дому светский салон, устроенный для того, чтобы филадельфийские интеллектуалы могли обсуждать всевозможные проекты общественных реформ и улучшения морали. Нельзя сказать, что родители Тейлора являлись домоседами. Всей семьей в 1869 г. они совершили трёхгодичное путешествие по Европе для более глубокого приобщения к культурным ценностям и памятникам истории. Но вовсе не музеи и картинные галереи привлекли внимание Фредерика. Он использовал поездку для более основательного изучения математики, пополнения коллекции марок и альпинистских восхождений. Позднее в своих автобиографических заметках он оценивал путешествие в Европу как неудовлетворительное с точки зрения подготовки к практической жизни. В частном письме Морису Куку от 2 декабря 1910 г. Ф. Тейлор вспоминает: «Я провёл два года в школе - во Франции и Германии; затем полтора года путешествовал, посетив Италию, Швейцарию, Норвегию, Англию, Францию, Германию, Австрию и т.д. - то, что теперь я нахожу чрезвычайно дурным методом образования для юноши».

Кравченко А.И., Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев, СПб, «Русский Христианский Гуманитарный Институт», 1998 г., с. 12-13.

 

Фредерик Тейлор хорошо знал фабричное производство, поскольку начал свою инженерную карьеру с рабочего (хотя до этого окончил юридический колледж), а высшее образование получил параллельно, занимаясь вечерами. За 11 лет прошел путь от рабочего до главного инженера.

Он «… обратил внимание на «систематическое увиливание» (преднамеренную низкую загруженность работников)».

Данный факт он относил к слабости управленческого контроля, который позволял индивидам самостоятельно принимать решение о методах труда» при этом: «… считалось, что мотивация к труду прежде всего является внутренним моральным вопросом, а неотъемлемая способность к работе воспринималась как данность». Ф. Тейлор писал, что «первоклассные» люди не только желали, но и были рады работать с максимальной скоростью при условии, что им платили на 30-100% больше, чем средним представителям их профессии. Его руководящий мотивирующий принцип состоял в том, что деньги и личные амбиции являются значительно более действенными стимулами, чем увещевания».

Клементьев Д.С., История и философия науки, М., «Издательство Московского университета», 2009 г., с. 32 и 61-62.

 

В 1893 году Фредерик Тейлор начал заниматься независимой консалтинговой практикой. А в 1903 году он опубликовал книгу: Управление предприятием / Shop Management.

«Сам Тейлор так формулировал суть своей системы: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния».

Эго: очевидно, начав с простого рабочего, он знал изнанку его жизни и был прав, считая, что хорошо знает, что нужно для хорошей работы. Другими словами, главная идея научного управления заключается в том, что для каждого вида деятельности человека должно вырабатываться научное обоснование, в соответствии с которым должно проводиться обучение работника для приобретения им необходимых навыков.

При этом Тейлор полагал, что каждый работник от природы ленив и, следовательно, рост производительности труда и производства возможен только через принудительную стандартизацию орудий, условий и методов труда».

Колокнёва М.В., Теория организации в вопросах и ответах, М., «Велби»; «Проспект», 2004 г., с. 14.

 

В 1911 году Фредерик Тейлор опубликовал книгу: Principles of Scientific Management / Принципы научного менеджмента и учредил в США «Общество содействия научному менеджменту». В его семье воспитывались трое сирот. «До Тейлора никому даже в голову не приходило систематизировать конструкцию лопат. Их форма и размер были произвольными. Тейлор установил, что идеальное количество земли для переброски с помощью лопаты составляет 9,75 килограмма, и сконструировал лопату именно такой ёмкости, в результате чего производительность труда землекопов значительно возросла. Вот как Друкер охарактеризовал главный вклад Тейлора в развитие менеджмента:

 

«Тейлор применил к операциям ручного труда те же принципы, которые инженеры девятнадцатого века использовали при конструировании инструментов; он изучал работу, которую нужно было выполнить, разделял её на элементарные операции, а затем сводил все операции вместе, на этот раз в той последовательности, которая позволяла выполнить работу с наибольшей скоростью и наименьшим количеством усилий». «Другими словами, Тейлор использовал знания, чтобы сделать ручной труд продуктивным», - подвёл итог Друкер».

Джеффри Креймс, Думай как Друкер, Минск, «Попурри», 2009 г., с. 127-128.

Поучительно что те владельцы бизнеса в США, «… кто пытался применить принципы Фредерика Тейлора на своём промышленном предприятии, постоянно сталкивались с тем, что их администраторы рассматривали систему Тейлора лишь как средство для облегчения своей работы, а не как способ создать эффективное производство».

Парень с секундомером, журнал «Top-Manager», 2006 г., № 5, с. 68.

 

Непосредственные ученики и последователи в США: Генри Гантт, Франк Джилберт и ряд других.

В других странах ряд принципов Фредерика Тейлора развивали: Макс Вебер, А.К. Гастев, В.Э. Мейерхольд (для подготовки актёров).

Во Франции его книгу перевёл Анри Ла Шателье.

Идеи Фредерика Тейлора, так или иначе, оказали влияние на развитие:

программирования,

функционально-стоимостного анализа;

концепций:

«Шесть сигм»,

«Бережливого производства» и т.п.

«НОТ - «научная организация труда»

НОТ - пожалуй, один из самых некогда известных неологизмов советской эпохи. Он заменил собой так называемый «тейлоризм», который предусматривал детальное исследование трудовых процессов и установление жёсткого регламента их выполнения, включая нормы выработки, а также подбор и специальную тренировку рабочих.

Такую систему начали вводить на некоторых московских и петербургских заводах еще до революции. После того как Ленин назвал систему Тейлора псевдонаучной «системой выжимания пота» и «порабощения человека машиной», её нужно было чем-то заменить, не отказываясь, однако, от идеи рационализовать производство.

НОТ и возникла как более «гуманный» вариант этой идеи. Эго: В советское время гуманизмом и не пахло, в лучшем случае он декларировался. К 1924 году отделы и советы НОТ существовали почти во всех высших правительственных органах - в Рабкрине, например, такой совет возглавлял председатель правительства В.В. Куйбышев. Действовала общественная организация - Лига «Время-НОТ», чьим почётным председателем был Ленин, прошли две всероссийские конференции, на которых обсуждались новые способы рационализации труда - якобы более гуманные, чем потогонные системы Тейлора и Форда. Ещё до революции некоторые заводы, в том числе принадлежавший Сименсу петербургский «Айваз», стали организовывать производство по этим системам. На «Айвазе» какое-то время работал профессиональный революционер и поэт Алексей Капитонович Гастев. Кроме того, до революции он, скрываясь от ареста, жил во Франции, был рабочим на металлозаводах и хорошо знал местную организацию производства. Гастев стал секретарём Союза металлистов и создал одну из первых в стране секций НОТ при Наркомате путей сообщения».

Сироткина И.Е., Свободное движение и пластический танец в России, М., «Новое литературное обозрение», 2011 г., с. 110-111.

1878 Эффект «увиливания от работы» по Фредерику Тейлору

~1884 Хронометраж работ и норма выработки по Фредерику Тейлору

~1884 Согласованное взаимодействие при кооперации людей по

Фредерику Тейлору

 

~1900 Моральная дисциплина по Фредерику Тейлору

 

«… во многих случаях Тейлор был немилосерден к окружающим. Иногда такая немилосердность доходила до жестокости или откровенной грубости. Разве это делалось во имя великой цели или как часть революционной борьбы? Вовсе нет. Причины кроются внутри человека. Тейлор относился, скажем так, жёстко к другим потому, что не щадил себя, предъявляя к себе очень высокие требования. Если я суров к себе, то почему должен либеральничать с другими? Это несправедливо. Вот мотивационная пружина поведения Тейлора. Но только ли его? Может быть, и тысяч других организаторов производства, руководителей, в том числе и Гастева? Эго: то есть управленческая «упертость». Те, кто поработал в условиях тейлоризма, вкусил от рациональной организации труда уже не хочет быть раздолбаем и не понимает, почему другие не хотят жить так же. «Суровая моральная дисциплина». Это выражение было любимым у Тейлора. Оно как нельзя более полно отражало суть его нравственной жизни и отношения к жизни - своей собственной и окружающих его людей, включая и родителей». Эго: ну, хорошо, «суровая моральная дисциплина». А жить-то когда?

 

Источник: https://vikent.ru/enc/3291/

 

1910 Значение научного менеджмента (тейлоризма) Фредрика Тейлора

 

1911 Ленивые работники по Фредерику Тейлору

 

Только те из читателей этой книги, которые сами были директорами предприятии или сами работали в какой бы то ни было отрасли промышленности, знают, насколько далёк средний рабочий от предоставления предпринимателю всей своей инициативы.

«…рабочие считают прямо противоречащим своим интересам проявлять для предпринимателей свою инициативу в полной мере, и вместо того чтобы работать изо всех сил и давать предпринимателю максимальное количество и наилучшее качество выработки, они сознательно работают так медленно, как только смеют, пытаясь в то же время внушить своим начальникам уверенность в том, что они работают достаточно быстро. Для проявление максимальной инициативы у рабочих директор предприятия должен дать им какое-нибудь особое поощрение сверх того, что обычно даётся среднему рабочему данной профессии».

 

Источник: https://vikent.ru/enc/3135/

 

 

1911 Принципы менеджмента / управления по Фредерику Тейлору

 

1911 Проблемы менеджмента по Фредерику Тейлору

 

· Цели управляющего производством и рабочих принципиально отличаются; Эго: В России до сих пор так!

· Деятельность рабочих планируется и осуществляется на основе традиций; количество вариантов рациональной технологии по различным профессиям и операциям достигает 50-100. Профсоюзы держат в тайне приемы труда;

· Рабочие явно отличаются по своей (Эго: потенциальной) производительности (лучших работников Ф. Тейлор называл «первоклассными людьми»);

· Увы, большинство рабочих, как правило, ленивы и, будучи предоставлены самим себе (Эго: то есть без жесткого контроля), работают непродуктивно. Это можно наблюдать и в XXI веке, особенно в крупных организациях;

· Стереотип рабочих, всячески поддерживаемый профсоюзами, заключается в том, что повышение выработки приводит, в конечном результате, к появлению безработных;

· Рабочие привыкли «неформально влиять» на лучших работников с целью сделать их такими же как все – то есть, работающими с низкой производительностью

 

Источник: https://vikent.ru/enc/3136/

 

Случай в шахте

 

Сидели пили вразнобой

Мадеру, «Старку», «Зверобой»,

И вдруг нас всех зовут в забой до одного:

У нас стахановец, гагановец,

Загладовец и надо ведь,

Чтоб завалило именно его!

 

Он в прошлом младший офицер,

Его нам ставили в пример,

Он был как юный пионер – «всегда готов!»

И вот он прямо с корабля

Пришел стране давать угля

А вот сегодня наломал, как видно, дров…

 

Спустились в штрек, и бывший зек,

Большого риска человек,

Сказал: «Беда – она для всех одна…

Вот раскопаем – он опять

Начнет три нормы выполнять,

Начнет стране угля давать - и нам – хана!

 

Так чтобы, братцы – не стараться,

А поработаем с прохладцей:

Один за всех и все за одного…»

Служил он в Таллине при Сталине,

Теперь лежит заваленный.

Нам жаль по-человечески его.

В.С.Высоцкий

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: