Новой экологической политики Ярославской области




КОНЦЕПЦИЯ

1. Общие положения

Разработка Концепции новой экологической политики Ярославской области (далее – Концепция) обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности Ярославской области в настоящем и будущем в условиях современного высокого уровня антропогенного воздействия на природную среду и значительных экологических последствий прошлой хозяйственной деятельности.

Устойчивое развитие Ярославской области, высокое качество жизни и здоровье населения региона могут быть обеспечены при достижении достойного качественного состояния окружающей среды. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценный компонент национального достояния. Формирование и реализация государственной политики Ярославской области должны быть неразрывно связаны с экологической безопасностью и охраной окружающей среды, поскольку здоровье, социальное благополучие и экологическая безопасность населения находятся в неразрывном единстве.

Концепция определяет цели, принципы и задачи обеспечения благоприятной окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, устойчивого развития Ярославской области, охраны здоровья, сохранения благополучия жителей, обеспечения экологической безопасности населения на период до 2030 года.

Основные положения Концепции разработаны с учетом социально-экономических особенностей, природно-климатической уникальности Ярославской области. Формирование и реализация экологической политики невозможны без непосредственного участия институтов гражданского общества. С учетом современного состояния окружающей среды и экологической безопасности предложены механизмы и инструменты решения задач по различным направлениям в области экологического развития.

Следование положениям Концепции обязательно при разработке новых законодательных и нормативных актов Ярославской области, разработке новых и актуализации действующих государственных программ Ярославской области, принятии решений в сфере градостроительного планирования, планирования и осуществления хозяйственной деятельности, формировании бюджетов всех уровней.

Концепция ориентирована на обеспечение системного подхода к проблеме охраныокружающей среды, сохранение природных систем Ярославской области, в том числе с цельюсоздания здоровой и комфортной среды жизнедеятельностинаселения, предупреждения экологически обусловленных заболеваний и обеспечения возможности ведения здорового образа жизни.

Концепция признаёт, что проблемы, связанные с изменениемсостояния окружающей среды, в частности обеспечение баланса между эффективностью экономики и социальной справедливостью, устранение потенциальных экологических конфликтов (вырубка зеленых насаждений, застройка свободных территорий, сохранение промышленных производств, наращивание дорожной сети и др.), не могут быть решены исключительнонаучнымиметодами.

Концепция ориентирована на решение следующих задач: защита атмосферы, комплексныйподход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов, сохранениебиологического разнообразия, учет вопросов сохранения окружающей среды в процессе принятия управленческих решений, повышениедоступности экологической информации, участиегражданского общества в принятии решений в области охраны окружающей среды и т.д.

Концепция разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года – 10 точек роста.

Концепция ориентирована на учет передового отечественного и зарубежного опыта, региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

В основеКонцепции – результаты анализа существующей экологической ситуации в Ярославской области, причин имеющихся экологических проблем и обоснования необходимых природоохранных мероприятий, включая оценку динамики и современного состояния окружающей среды Ярославского региона, оценку уязвимости экологических систем и населения к изменениям окружающей среды, оценку факторов влияния антропогенной деятельности на окружающую среду, имеющихся стратегических вызовов и рисков, оценку прогнозного состояния окружающей среды, оценку возможностей снижения антропогенного воздействия на окружающую среду.

 

2. Цели, принципы и задачиэкологической безопасности и охраны окружающей среды Ярославской области

 

2.1. Понятие экологической безопасности

 

Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г.
№ 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации», определяет в качестве стратегической цели государственной политики в области экологии сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации,утвержденная указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», рассматривает обеспечение экологической безопасности как важную составляющую национальной безопасности государства. Основныенаправлениярегиональной политикив сфере обеспечения экологической безопасностив Российской Федерации: экологически обоснованное размещение производительных сил,экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства,рациональное использование природных ресурсов, предупреждение возникновения противоречий вэкологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия.

Таким образом, экологическая безопасность – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

 

2.2. Нормативно-правовая база новой экологической политики

 

2.2.1. Конституция Российской Федерации.

2.2.2. КодексыРоссийской Федерации:

- Водный кодекс Российской Федерации;

- Лесной кодекс Российской Федерации;

- Земельный кодекс Российской Федерации;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

2.2.3. ЗаконРоссийской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах».

2.2.4. Федеральные законыРоссийской Федерации:

- от23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

- от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- от30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

- от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- от26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- от4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- от7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

2.2.5. Постановления ПравительстваРоссийской Федерации:

- от 2 марта 2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;

- от 28 ноября 2002 г. № 847«О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»;

- от 8 января 2009 г. № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках»;

- от 3 сентября 2010 г. № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»;

- от 8 ноября 2012 г. № 1148 «Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа»;

- от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классовопасности»;

- от 8 мая 2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»;

- от 28 августа 2015 г. № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;

- от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;

- от 3 октября 2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности»;

- от 13сентября2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»;

- от 12 ноября2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

2.2.6. Приказы министерств и ведомств Российской Федерации:

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2012 № 191«Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора»;

- приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов I – V класса опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу опасности»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

2.2.7. Санитарные нормы и правила:

- СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;

- СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;

- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

- СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;

- СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».

2.2.8. Доктрины и стратегии:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации»;

- распоряжение Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 года№ 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 730-р «Об утверждении комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года»;

- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом Российской Федерации 30.04.2012);

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 2423-р «Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года».

2.2.9. Законодательство Ярославской области:

- Закон Ярославской области от 12 апреля 2017 г. № 12-з «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ярославской области»;

- постановление Правительства области от 11.06.2014 № 572-п «Об утверждении государственной программы Ярославской области «Охрана окружающей среды в Ярославской области» на 2014 – 2020 годы»;

- постановление Правительства области от 30.12.2016 № 1381-п «Об утверждении региональной программы «Развитие комплексной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области» на 2016 – 2018 годы»;

- постановление Правительства области от 21.07.2017 № 599-п «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Ярославской области»;

- постановление Правительства области от 18.08.2017 № 654-п «Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области»;

- постановление Правительства области от 30.03.2018 № 234-п «Об утверждении региональной программы «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ярославской области» на 2018 – 2020 годы»;

- приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 15.05.2018№31-н «Об утверждении ведомственной целевой программы «Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;

- региональный приоритетный проект «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги на территории Ярославской области».

 

2.3. Цели, принципы реализациии задачи Концепции

 

2.3.1. Цели Концепции.

В соответствии с перечисленными документами целями Концепции являются охрана природных ресурсов и обеспечение их рационального использования,сохранение природных систем для устойчивого развития общества, обеспечения экологической безопасности населения Ярославской области.

2.3.2. Принципы реализации Концепции.

Основными принципами реализацииКонцепции являются:

- соблюдение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду;

- единство экономического, социального и экологического развития, направленное на повышение качества жизни нынешнего и будущих поколений;

- укрепление и развитие информационной и научной обоснованности, системности и комплексного подхода в решении задач в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- презумпция экологической опасности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- всесторонний учет последствий не только прямых, но и опосредованных, в том числе отдалённых, воздействий на природную среду,отказ от осуществления экономической и иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и человека, а также от реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и негативном воздействии на здоровье населения;

- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений опланировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

- ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и Ярославской области в сфере охраны окружающей среды;

- приоритетный учет интересов и безопасности населения при решении вопросов о создании новых производств, потенциально опасных производств и видов деятельности;

- отказ от ресурсного пути развития экономики региона, постепенное повышение доли возобновляемых источников энергии, внедрение принципов «зеленой экономики» и продвижения технологий энергосбережения во всех секторах городской инфраструктуры;

- полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде;

- приоритетность упреждающих действий (предотвращение негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации).

2.3.3. Основные задачи Концепции.

Достижение целей экологической политики Ярославской области обеспечивается комплексным, системным и целенаправленным решением следующих основных задач:

- совершенствование системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения;

- восстановление нарушенных естественных экологических систем;

- сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;

- совершенствование системы государственного экологического мониторинга;

- научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;

- формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;

- обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;

- обеспечение устойчивого природопользования;

- развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

- развитие международного и межрегионального сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Обеспечение экологической безопасности является комплексной задачей, требующей созданиясистемы политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищенностиокружающей среды. Требуемый уровень экологической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной и муниципальной власти Ярославской области.

Правительство области исходит из необходимости открытого обсуждения принципов формирования, содержания и механизмов реализации экологической политики, которые выносятся на широкое общественное обсуждение, в том числе с участием институтов гражданского общества, деловых кругов, с целью принятия соответствующих решений.

 

2.4. Общая ситуация, основные экологические вызовы

Ярославской области

 

Ярославская область относится к числу крупнейших индустриальных центров России с высокой долей перерабатывающей промышленности в экономике, что подразумевает наличие значительного вредного воздействия объектов экономики на окружающую природную среду и здоровье населения.

Благодаря реализацииэкологической политикии осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в области в настоящее время в целом является стабильной.

Для Ярославской области, как и для большинства регионов России, характерны условия выработки ресурса оборудования производственных объектов, всех видов транспорта, резко возросшей автомобилизации городов, интенсивного использования природных ресурсов, увеличения и накопления отходов производства и потребления, которые способствуют возрастанию экологической напряженности.

Основными проблемами экологической безопасности Ярославской области в настоящее время являются:

- изношенность технологического оборудования предприятий, магистральных трубопроводов, приводящая к возникновению потенциально опасных ситуаций с нанесением вреда окружающей среде;

- использование устаревших технологий, приводящеек увеличению объемаобразованияотходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

- ухудшение качества поверхностных и подземных вод;

- ухудшение качества атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах, в том числе в результате роста количества автотранспорта, не отвечающего современным экологическим требованиям;

- увеличение объема образованияотходов, требующих переработки и утилизации;

- деградация природных экосистем, сокращение биологического разнообразия;

- недостаточный учет экологических требований при разработке градостроительной документации;

- увеличение вредного влияния загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения;

- отсутствие экономических стимулов для внедрения малоотходных и безотходных технологий;

- низкий уровень внедрения на предприятиях Ярославской области систем экологического менеджмента;

- низкий уровень экологической культуры населения.

2.4.1. Атмосферный воздух.

Антропогенные выбросы загрязняющих веществ в больших концентрациях и в течение длительного времени не только наносят вред человеку, но и отрицательно влияют на состояние животных, растений и экосистемы в целом.

За 2017 год в Ярославской области федеральным статистическим наблюдением охвачено 14475 единиц стационарных источников выделения загрязняющих веществ (в 2016 году – 14170единиц).

Удельный вес вредных веществ, выбрасываемых без очистки, в общем количестве отходящих вредных веществ составил 53,6 процентапротив 61,8 процентав 2016 году. Осуществление природоохранных мероприятий обеспечило снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по сравнению с 2016 годом на 458,6 тонны.

Загрязнение атмосферного воздуха воздействует на здоровье человека и окружающую природную среду различными способами – от прямой и немедленной угрозы (смог и др.) до медленного и постепенного разрушения различных систем жизнеобеспечения организма.

Действия по улучшению состояния атмосферного воздуха в Ярославской области имеют многоплановый характер и должны рассматриваться как взаимосвязанные элементы формирования благоприятных условий для повышения качества жизни, экономического роста, социального развития и охраны окружающей среды.

2.4.2. Водные ресурсы.

Ярославская область обеспечена водными ресурсами в достаточном количестве. На территории области насчитывается более 4300 рек, 83 озера, около 700 естественных прудов и почти 2000 искусственных.

Главная водная артерия области – река Волга, протяженность которой натерритории области составляет 340 километров, зарегулирована плотинами и представляет собой каскад водохранилищ: Угличского, Рыбинского, Горьковского.

Основной проблемой в сохраненииводных ресурсов на территории Ярославской области является высокая антропогенная нагрузка на водные объекты.

Основным источником загрязнения водных объектов на территории Ярославской области являются хозяйственно-бытовые, промышленные и ливневые сточные воды. Наибольший объем загрязненных сточных вод поступает от объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры и промышленных предприятий (таблица 1). Большая часть сбрасываемых сточных вод при выпуске в водные объекты не соответствует требованиям санитарных норм. Некоторые выпуски канализации не имеют очистных сооружений, что предопределяет неудовлетворительное состояние водных объектов. Большинство очистных сооружений на территории области требует полной модернизации с изменением технологии очистки, при этом часть из них не подлежит восстановлению и должна быть построена заново. Средний физический износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства составляет более 75 процентов.

 

Таблица 1

 

Основные показатели водопотребления и водоотведения на территории Ярославской области

 

млн. куб. м

№ п/п Наименование показателей 2015 год 2016 год 2017 год

 

1. Забор воды из водных объектов – всего в том числе: - из поверхностных - из подземных 208,76   199,71 9,05 217,93   207,50 10,43 208,75   199,97 8,78
2. Использование воды – всего в том числе: - напитьевые и хозяйственно-бытовые нужды - на производственные нужды - на орошение - на сельхозводоснабжение - на прочие нужды 190,07     74,01 87,78 - 0,11 28,17 197,86     65,52 96,64 - 0,16 35,54 190,18     67,16 93,25 - 0,19 29,58
3. Расходы в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения 225,71 153,25 152,18
4. Потери при транспортировке 19,26 20,19 18,61
5. Водоотведение в поверхностные водные объекты – всего из них: - без очистки - недостаточно очищенных - нормативно чистых (без очистки) - нормативно очищенных   201,82   4,42 196,96 0,41 0,03   179,80   4,20 175,04 0,43 0,13   178,47   8,16 169,64 0,47 0,20
6. Мощность очистных сооружений перед сбросом в водные объекты 684,83 646,48 641,77

Остро стоит проблема неочищенных ливневых сточных вод, поступающих с территории населенных пунктов области в поверхностные водные объекты. Большинство сетей ливневой канализации строились в 50-е годы двадцатого века, срок их эксплуатации давно истек. В связи сизносом сетей и длительностьюих эксплуатации необходимо строительство новых и капитальный ремонт существующих сетей ливневой канализации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: