КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология»
на тему: «Социальные организации»
Выполнил: студент 3 курса
факультета МиМ
специальности ГМУ
группы дневной
Немировский А.А.
№ л.д.09мгб02817
Проверил: Бормотов И.В.
Тула 2013 г.
Введение
В современном обществе каждый образованный гражданин обязан иметь хотя бы базовое представление о социологии, политологи и праве. В российском обществе, как нам представляется, растет потребность в гражданском образовании. Оно необходимо каждому, чтобы научиться жить в условиях идеологического плюрализма, уметь отстаивать свою гражданскую позицию, уважать культуру других народов, быть терпимым к другим взглядам, видеть в человеке человека независимо от его национальной принадлежности, политических и эстетических предпочтений, культурных приоритетов, быть активным гражданином демократического государства. Большинство из нас начинает свою жизнь в организации - родильном доме. Потом мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, школу. Став взрослым, человек поступает на работу в одну из организаций и постоянно сталкивается с другими организациями - торговыми фирмами, банками, армией, милицией, налоговой инспекцией и другими.
1. Понятие «социальные организации». Основные черты социальной организации
Социальная организация общества - установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему.
Под организацией часто понимается:
). свойство общества в целом или какого-либо социального объекта иметь упорядоченную структуру
).а также деятельность, связанная с четким распределением функций и делегированием полномочий, регулированием и координацией действий, управлением.
|
В первом случае термин «организация» означает установленный социальный порядок в системе в целом или отдельных ее подсистемах.
Например, организация государственной власти по административно территориальному принципу, или организация труда и заработной платы на предприятии через систему норм выработки и квалификации работ.
Во втором случае - термин «организация» характеризует момент деятельности, связанный с управлением. Например, руководитель организует производственный процесс - это значит, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечивалась его непрерывность и бесперебойность.
Таким образом, под организацией понимается некий нормативный порядок, который обеспечивается всей совокупностью регулятивных механизмов и предпринимаемых действий по его поддержанию и приведению к нему. Однако есть еще и третье, более специальное значение этого термина в обществе: «социальная организация» - это специфическая социальная единица, которая объединяет индивидов в группу, совместно и скоординированно реализующую общую цель.
Социальная организация - это вторичная социальная группа, сформированная для достижения определенных целей.
В “Философском энциклопедическом словаре” (М., 1983) различается широкий и узкий смыслы социальной организации. В широком смысле - это понятие характеризует способы упорядочивания и регулирования действия отдельных индивидов и социальных групп. В более узком смысле, «социальная организация» - это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий. Но в любом случае, организации присущи иерархичность и управляемость, Социальная организация - это целевая группа, возникающая из социальной потребности и представляющая собой упорядоченный, регулируемый и скоординированный способ совместной деятельности, применяющий определенный алгоритм к действиям людей, группирующихся вокруг набора целевых установок: социальных предписаний и ожиданий (социальных ролей).[1, 136с]
|
Три специфические черты отличают социальные организации от социальных общностей, социальных групп и социальных институтов:
). организации - это, прежде всего сообщества, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, специфических целей;
). организации - это такие группы людей, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована, нормативна и стандартизована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.
). организации очень зависимы от качественного состава участников, личных качеств своих членов, организаторов, их групповых свойств (организованности, сплоченности, солидарности, мобильности, управляемости и т.п), меняется состав - меняется "лицо" организации.
Структура формальной социальной организации характеризуется следующими чертами:
|
). рациональность, т.е. в основе ее формирования и деятельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели;
). безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;
). служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;
). функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям;
). наличие организаторов, лиц, систематически занимающейся ее управлением, т.е. обладает (в большинстве случаев) управленческим звеном ("ядром"), административным персоналом, постоянно ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как целого.[4, 89с]
бюрократия общество формальный организация
2. Классификация и функционирование организаций. Бюрократия как тип социальной организации
Социологи, изучающие организации, классифицируют их по самым различным признакам. Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций:
. Деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);
. Общественные организации, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворить политические, социальные, культурные, другие потребности (политические партии, профсоюзы, и т.д.);
. Промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т.п.);
. Ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).
Широкое распространение получила типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные др.
Наиболее распространенными типами организации являются
формальные и неформальные. Главными критериями такого разделения служит степень формализации существующих в системах связей, статусов и норм.
Формальная организация, как правило, возникает в результате соответствующего административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации, четко регламентирована, обусловлена юридическими нормами и т.д. Разделение труда выступает как система статусов - должностей, а каждая из них наделена определенными функциями. В такой организации строго упорядочиваются должностные статусы по сходству функциональных задач, создается иерархия: руководитель - подчиненные.
Для успешного функционирования формальной организации необходима деловая информация. Ее прохождение, принятие верного управленческого решения зависят от организации многосторонних связей, включая и обратную. Как правило, формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций. Между субъектами не предусматриваются никакие иные отношения, кроме служебных, регламентированных правилами внутреннего распорядка, приказами и т.д. Эти и другие документы, указания администрации нормируют работу организации. В основе ее деятельности лежит принцип целесообразности.[3,185с]
Одним из первых ввел в социологию категорию формальной организации немецкий ученый Макс Вебер. Он же высказал верное предположение, что формальная организация, как правило, стремится превратиться в бюрократическую систему, довольно высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без нее невозможен технический, технологический, организационный прогресс. Вебер сформулировал основные черты бюрократии идеального типа. Этот тип предполагает, что управленческая деятельность совершается постоянно, вышестоящий руководитель осуществляет контроль за чиновником, который отделен от собственности на средства управления, а должность отделена от субъекта, административные функции; управленческая работа становится особой профессией; существует система подготовки чиновников, управленческие функции документируются; в управлении главным является принцип безличности.
Вебер утверждал, что главное достоинство бюрократии - это высокая хозяйственная и экономическая эффективность, которые обеспечивают точность и быстроту в работе, знания и постоянство управленческого процесса, служебную тайну и субординацию, единоначалие и экономичность, сведение к минимуму конфликтов и уважение профессионализма коллег. Таковы, по Веберу, главные достоинства бюрократического управления организацией.
Но уже в конце XIX и в начале XX вв. он высказал ряд мыслей относительно опасности, которую несет усиление бюрократии в формальных организациях в целом. Вебер полагал, что бюрократия может превратиться в класс, если ее деятельность не будет жестко контролироваться государством. Среди главных недостатков бюрократии он называл игнорирование специфики конфликтных ситуаций, деятельность в жестко определенных рамках, по шаблону, т.е. отсутствие какого-либо творчества в работе, злоупотребления властью. Чтобы бороться с этими и другими негативными чертами в деятельности бюрократии, ученый предлагал ввести систему контроля, гарантий, ограничивающих власть бюрократов.
Одним из условий, порождающих всевластие бюрократии, по праву считается отсутствие полной информации об их деятельности.
. Практическая часть
Люди вступают в формальные организации по ряду причин. Социолог А. Этциони классифицирует организации, опираясь на эти причины и выделяет три основных типа: добровольные, принудительные и утилитарные. Добровольные - это ассоциации, в которые можно свободно войти и покинуть их (например: добровольные клубы и общества, детские лагеря, политические объединения). Принудительные организации - членами их люди становятся против своей воли (например: психиатрические лечебницы, призыв на службу в вооруженные силы и др.). Здесь их лишают устоявшихся ролей и привычек и формируют новые. Утилитарные - это организации, создаваемые для выполнения жизненно важных задач повседневной жизни (например: промышленные предприятия, частные фирмы, университеты, агентства, правительственные учреждения).
Членом каких формальных организаций Вы являетесь? Используя типологию организаций А. Этциони определите, какие из этих организаций являются для вас принудительными, добровольными, утилитарными
Я являюсь членом утилитарной формальной организации, так как являюсь членом института и предприятия на котором я работаю. Так же я являлся членом принудительной формальной организации, когда проходил службу в ВС РФ.
Заключение
Понятие “организация” употребляют в экономике, биологии, кибернетике, многих других науках и сферах деятельности, т.е. везде, где действуют социальные группы и упорядочивается их деятельность. Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации (в форме производственных, религиозных, национальных, научных организаций, политических партий, профессиональных союзов и т.д.). Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. А.И. Пригожий определяет ее как группу людей, совместно и координированно реализующую общую цель.
Группа людей в форме социальной организации получает институциональное оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности людей. Каждый член группы имеет свою собственную позицию, отражающую его положение в системе разделения общественного труда. Например, организация предприятия включает представителей рабочих, инженерно-технических работников разных профессий и возрастов. Она выполняет интегративную функцию со стороны социальной системы.
Список использованной литературы
1. Ансар П. Современная социология // Социологические исследования. - 2005. - №. 2. - 2005. - С.7.
. Битэм Д. Бюрократия //Социологический журнал. - 2006. - № 4.
. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.С. Батыгина. - М., 2004.
. Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. М., 2008.
. Социология для технических вузов. Ростов Н/Д., Феникс, 2008.
. Социология. Учебник для вузов/Под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3 изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004