Тема 3.2.1 РЫНОК И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
КОНКУРЕНЦИЯ
Закон спроса и предложения
Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка: спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.
Спрос — это желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определённого периода времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку.
Величина спроса — это объём (количество) товара определённого вида, который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар.
Рассмотрим типовой график с изображением кривой спроса (D). (рис. 1) На оси абсцисс откладывается количество товаров/услуг (Q), на оси ординат — цена на товар/услугу (Р). Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких различных факторов. Графики изменения спроса, рассматриваемые далее, отображают ситуации изменения спроса в связи с неценовыми факторами (например, мода, сезонность и т. д.), т. е. при постоянных ценах.
Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса (D), то есть её перемещением на плоскости (рис. 2) из позиции кривой D к D1. Если происходит движение вправо, дальше от осей координат, то речь идёт об увеличении спроса. Это легко проверить, выбрав точку на обеих кривых с одинаковой ценой и сравнив количество товаров/услуг, на которые есть спрос по такой цене.
Аналогично можно рассмотреть и уменьшение спроса:
Если происходит движение влево, ближе к осям координат, то речь идёт об уменьшении спроса, из позиции кривой D к D2 (рис. 3).
Линии спроса могут быть представлены и в виде прямых, никаких принципиальных отличий в данном случае это не имеет. (рис. 4):
Теперь можно рассмотреть графически изменение величины спроса (рис. 5).
Изменение величины спроса графически отображается не сдвигом всей кривой, а движением по кривой спроса (D), то есть перемещением, например, из точки D1 к D2. В данном случае, наоборот, учитывается ценовой фактор, а иные факторы рассматриваются как неизменные. Прослеживается закономерность: чем дороже товар/услуга, тем меньше желающих его/её приобрести. Цена Р1 высокая, количество товаров, приобретённых по такой цене — Q1, небольшое. Однако по невысокой цене Р2 количество покупок Q2 существенно выше.
Это действительно для большинства товаров/услуг, иначе называемых нормальными, спрос на которые увеличивается при увеличении доходов потребителя. Исключениями являются, например, низшие товары Гиффена, спрос на которые будет уменьшаться.
Взаимосвязь между изменением спроса и величины спроса проявляется в следующем: когда спрос увеличивается, повышаются объёмы спроса при всех ценах, и наоборот. Например, стоимость недорого вафельного стаканчика с мороженым 20 рублей, а эскимо — 100 рублей. В летний сезон, когда спрос на мороженое в целом повышается, покупают больше и стаканчиков, и эскимо.
Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.
Цена спроса — максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определённый период времени.
Этот график (рис. 5) иллюстрирует один из важнейших законов экономики: закон спроса.
Закон спроса: повышение цен обычно ведёт к снижению величины спроса, а снижение цен — к её увеличению.
Основные неценовые факторы спроса:
· цены на сопряжённые товары (товары-субституты и комплементы). Товары-субституты — взаимозаменяемые товары, повышение цены на один из которых ведет к повышению спроса на другой, и наоборот;
· цены на комплементарные товары — взаимодополняемые товары, повышение цены на один из которых ведет к уменьшению спроса на другой, и наоборот;
· число покупателей;
· ожидания изменения цены;
· потребительские предпочтения;
· мода;
· доход потребителя и др.
Предложение — это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.
Величина предложения — это объём (количество) товара определенного вида, который производители готовы (хотят и могут) предложить в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар.
Аналогично рассмотрим типовой график с изображением кривой предложения (S). (рис. 6) На оси абсцисс откладывается количество товаров/услуг (Q), на оси ординат — цена на товар/услугу (Р). Предложение также может изменяться под воздействием одного или нескольких различных факторов. Графики изменения предложения, рассматриваемые далее, отображают ситуации изменения предложения в связи с неценовыми факторами (например, мода, количество производителей на рынке и т. д.), т. е. при постоянных ценах.
Предложение может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Изменение предложения отражается изменением положения кривой предложения (S), то есть её перемещением на плоскости (рис. 7) из позиции кривой S к S1. Если происходит движение вправо, дальше от осей координат, то речь идёт об увеличении предложения.
Аналогично можно рассмотреть и уменьшение предложения:
Если происходит движение влево, ближе к осям координат, то речь идёт об уменьшении предложения, из позиции кривой S к S2 (рис. 8).
Линии предложения также могут быть представлены и в виде прямых (рис. 9):
Теперь можно рассмотреть графически изменение величины предложения (рис. 10).
Изменение величины предложения есть движение вдоль кривой предложения (S) из позиции точки S1 к S2 при неизменности факторов предложения. В данном случае, наоборот, учитывается ценовой фактор, а иные факторы рассматриваются как неизменные. Прослеживается закономерность: чем дороже товар/услуга, тем больше желающих по такой цене его продать.
Взаимосвязь между изменением предложения и величины предложения проявляется в следующем: когда предложение увеличивается, повышаются объёмы предложения при всех ценах, и наоборот. Например, в сезон продажи фруктов предлагают больший ассортимент по самым разным ценам.
Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определённый период времени.
Этот график (рис. 10) иллюстрирует один из важнейших законов экономики: закон предложения.
Закон предложения: повышение цен обычно ведёт к росту величины предложения, а снижение цен — к её уменьшению.
Основные неценовые факторы предложения:
· цены на ресурсы;
· технология производства;
· число продавцов на рынке;
· ожидания изменения цен;
· цены на другие товары;
· мода;
· налоги и дотации и др.
Неценовые факторы могут быть общими и для спроса, и для предложения, а могут относиться только к покупателям/производителям.
Графически пересечение кривых спроса и предложения происходит в некой точке А, называемой точкой равновесия. Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя. Товар/услуга реализовывается по равновесной цене ( цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу).
Конкуренция
Экономическая конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться, состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Позитивные черты конкуренции | Негативные черты конкуренции |
1) Способствует снижению затрат для потребителей. | 1) Постоянное разорение многих товаропроизводителей. |
2) Создаёт возможность выбора ассортимента товаров/услуг для потребителя. | 2) Возможно использование нечестных методов борьбы (продажи по демпинговым ценам, подкуп работников, шантаж, промышленный шпионаж и др.) Честные методы предусматривают расширение ассортимента, повышение качества, постпродажное обслуживание и пр. |
3) Ограничивает возможность монополизации, препятствуя возникновению монополий, которые могут поднимать цены, снижать качество и т. д., пользуясь единоличным положением на данном рынке. | 3) Высокие затраты на рекламу, которые в конечном счёте ложатся на потребителей. Если есть конкуренты, нужно выделять товар/услугу из множества альтернатив. |
4) Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки. Например, создаются новые товары, изменяются тарифы. Конкуренты также стремятся не уступать друг другу, чтобы не потерять потенциальных покупателей/пользователей. | 4) Чрезмерная эксплуатация ресурсов. Возможные экологические нарушения. |
5) Способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции. Конкуренты стремятся привлечь покупателей/пользователей именно к себе. |
Характерные черты типов конкуренции:
Линии сравнения | Совершенная (чистая) конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия | ||
Число фирм | Очень много | Много мелких | Несколько (примерно 3−5) | Одна |
Тип товаров | Одинаковые изделия | Разные изделия сходного назначения (товары-субституты) | Одинаковые или различные изделия сходного назначения (товары-субституты) | Уникальный товар, не имеющий заменителей |
Контроль над ценой | Практически отсутствует | Некоторый, но в узких рамках, ограничен | Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре компаний-олигополий | Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену (но всё же ориентируясь на спрос) |
Условия вхождения в отрасль | Очень лёгкие, нет препятствий | Достаточно лёгкие | Существенные препятствия | Нет вхождения |
Пример отраслей | Сельское хозяйство, бытовые услуги | Розничная торговля, рестораны и кафе | Производство автомобилей, оказание услуг сотовой связи | Электроэнергетика, метрополитен |
В зависимости от характера и причин возникновения различают естественные и искусственные монополии.
Естественные монополии имеют в своей собственности трудновоспроизводимые элементы производства (например, нефть) или целые отрасли инфраструктуры (например, железные дороги). Часто государство выступает в роли такого монополиста при осуществлении определённых видов деятельности или при продаже некоторых товаров. Обычно потребителям даже выгоднее использовать подобную продукцию или пользоваться услугами.
Искусственные монополии — это объединения нескольких предприятий, которые создаются ради получения монополистических выгод.
Формы искусственных монополий — картель, синдикат, трест и концерн.
Картель — это объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о рыночных ценах на товары, распределяют рынки сбыта, определяют долю каждого предприятия в общем объёме производства.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность и собственность на средства производства. Однако предприятия, входящие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а произведённая ими продукция реализуется через единую контору.
Трест — это единое акционерное общество, господствующее в определённой отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности.
Концерн — это объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.
Также существует обратная ситуация: когда на рынке есть только один покупатель и множество продавцов. В данном случае решающую роль при ценообразовании будет выполнять уже покупатель. В качестве последнего может выступать и государство.
Монопсония — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.
Практическое задание
Используя материал урока и другие источники, заполните пропуски в таблице.