Поработав с материалами, представьте характеристику царя Алексея.
Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать
Будет кто каким умышленье учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про его злое умышленье сыщется допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.
Такъже будет кто при державе царского величества, хотя Московским государством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царского величества с недруги учнет дружитца, и с советными грамотами ссылаться, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнити смертию…
А поместья и вотчины и животы изменничьи взятии на государя.
А жены будет и дети таких изменников про ту их измену ведали, и их по тому же казнити смертию…
А будут учнут извещати про государьское здоровье, или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут во крестянех, а в том деле ни в чем их не уличат, и тому их извету не верить. И учиняя им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делах таким изветчикам не верить…
А кто Московского государьства всяких чинов люди сведуют, или услышат на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной злой умысел, и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси, или его государевым боярам и ближним людем, или в городех воеводам и приказным людем…
|
А кто учнет к царьскому величеству,и, кто на его государевых бояр и околничих и думных и ближних людей. И в городех и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити смертию безо всякия пощады…
Глава XI. «Cуд о крестьянех»
…«Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и бобылях тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам без урочных лет.
Суд за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всех делах, кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств».
1. Назовите причины, вызвавшие появление вышеприведенных статей.
2.Что изменилось в положении крестьян в середине XVII века?
3. К каким последствиям это могло привести?
4. Как статьи судебника решают вопрос о государственной измене? Что считалось “государственной изменой”?
Современный историк В.Я.Хуторской пишет:
«Перед патриархом стояли … чисто практические задачи. Россия была единственным независимым православным государством. Покровительства царя стали искать другие православные народы: греки, сербы, украинцы, белорусы, грузины. С русской помощью они хотели освободиться от иноземного гнета. У Москвы появился шанс объединить весь православный мир. А Никон вознамерился стать его духовным главой. Национально-обрядовые различия могли помешать достижению этой цели. Недолго думая патриарх распорядился исправить русские церковные книги и обряды по греческому образцу…
|
Светская власть санкционировала религиозные преобразования. Реформа отвечала политическим интересам России. То, что она началась в тот год, когда было принято решение о воссоединении с Украиной, не являлось простым совпадением» (Н. И. Ворожейкина. Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: 6-7 кл.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2003, с.59-60)
отрывок из произведения протопопа Аввакума
«Стойте твердо в вере и незыблемо, страха же человеческого не убойтесь, не ужасайтесь, Господа же Бога нашего святите в сердцах ваших.
Когда же был патриархом злой змей (Никон), и начал казнить правоверие, повелевая тремя перстами креститься, а пост великий в церкви в пояс творить поклоны. Мы же, со отцы и братиею, не умолчав, начали обличать еретика.
А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живые писать (иконы), устраивает все по-фряжескому, то есть по-немецкому.
Святые образа изменили и все церковные уставы и поступки: да еще бы христианам милым не горько было! Сгорят все за Христа Иисуса, а вас, собак, да не послушают. Да и надобно так правоверным всем: сгореть, да и в будущем вечно живы будем во Христе Иисусе» Из послания протопопа Аввакума: «Он же (патриарх Никон) нас мучил много, и разослал в ссылку всех. …А Соловецкий монастырь в осаде 7 лет от никониан сидит…А иные ревнители закона собираются во дворы с женами и детьми, и сжигаются огнем своею волею… Боярыня Феодосья Прокопьевна Морозова и сестра ее Евдокия Прокопьевна княгиня Урусова в Боровске, в землю живы закопаны, во многих муках, и пытках, и домов разорение, алчут и голодают».
1. Как понимает Аввакум содержание и смысл реформы?