Соотношение сил в начальной фазе гражданской войны и причины неудач Севера.




ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И РЕКОНСТРУКЦИЯ

Образование Конфедерации. Конституция сепаратного государства.

Рабство было необходимо политическим деятелям Юга, представлявшим интересы рабовладельцев, для удержания политической власти в США. Угроза потери политического и экономического контроля над федеральным правительством стала для южан особенно реальной с поражением Демократической партии на выборах 1860 г. и избранием на пост президента США Авраама Линкольна. Его победа сделала военный конфликт между Севером и Югом неизбежным.

Многие южане были убеждены в том, что группа их штатов подвергнется дискриминации со стороны правительства, состоящего из противников распространения рабства. Их теоретики уже давно настаивали на праве любого штата отделиться от Союза, если это диктовалось интересами данного штата. Через полтора месяца после объявления результатов президентских выборов и за два с половиной месяца до официального вступления Линкольна на пост главы государства начался распад Соединенных Штатов. Первый шаг был сделан Южной Каролиной, принявшей 20 декабря 1860 г. Ордонанс о сецессии. За ней последовали Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана и Техас. 4 февраля 1861 г. делегаты отделившихся штатов собрались в г. Монтгомери (штат Алабама), а 8 февраля объявили о создании собственной конфедерации. Президентом Конфедеративных Штатов Америки был избран Джефферсон Дэвис, военный министр в администрации Ф. Пирса и бывший сенатор США от штата Миссисипи. Глава нового государственного объединения заявил, что «все граждане Соединенных Штатов обладают равными правами на обустройство со своей собственностью на территории страны» и что ни Конгресс США, ни законодательные собрания отдельных штатов не имеют права отменить рабство.

 

Создание Конфедерации рабовладельческих штатов Юга сопровождалось принятием 11 марта 1861 г. Конституции Конфедеративных Штатов Америки, в которой содержалось положение, объявляющее рабство негров «естественным состоянием». Иностранная работорговля запрещалась. Данное решение было призвано обеспечить скорейшее признание европейскими странами нового государственного образования в Северной Америке.

Конституция Конфедерации доказала свою непостоянность в вопросе о правах штатов. Она не содержала положений о сецессии, но преамбула её указывала, что каждый штат действует «суверенно и независимо». Одна статья (как и Десятая поправка к Конституции США) утверждала, что «неделегированные полномочия остаются за штатами». Тем не менее, штаты в важных вопросах были ограничены. Например, они не могли (как не могли этого и штаты Союза) принимать любые законы, «препятствующие выполнению обязательств по договорам». Они не могли избавиться от рабства, так как граждане всех штатов имели право «перемещаться и проживать в любом штате данной Конфедерации, вместе со своими рабами и собственностью».

Конгрессу запрещалось вводить налоги пошлины «с целью поддержки и стимулирования какой-либо из отраслей экономики», но в некоторых случаях ему была дана власть, большая, чем у Конгресса США. Неопределенность в вопросах территорий и рабства была ликвидирована. Конфедерация могла «приобретать новые территории», а Конгресс имел право «устанавливать законы» (а не просто издавать «правила и инструкции») для новых территорий. На всех территориях «институт негритянского рабства» был «признан и охраняем Конгрессом и местным правительством». Конгресс мог принимать «необходимые и надлежащие» законы для исполнения своих особых полномочий. Если они, или любые другие законы, вызывали спор об их конституционности, этот вопрос должны были окончательно разрешать суды (им отдано предпочтение перед легислатурами или съездами граждан штата). Это было выражено следующим образом: «судебная власть распространяется на все дела, возникающие на основе настоящей Конституции».

 

В общем, новая Конституция была более национальной, чем старая, в отношении рабства, которое было гарантировано как общенациональный институт. В отличие от своего предшественника, этот документ не предоставлял оснований для нуллификации и сецессии несмотря на то, что в преамбуле штаты-участники назывались «суверенными» и «независимыми». Тем не менее, в Конфедерации оставалась возможность для заявления «прав штатов».

 

Соотношение сил в начальной фазе гражданской войны и причины неудач Севера.

До официального вступления в должность данный вопрос Линкольн не комментировал. Тем временем отделившиеся штаты захватили почти все федеральные форты, арсеналы, почтовые отделения и таможни в пределах своих территорий и приступили к созданию собственной армии. 4 марта 1861 г. в своей инаугурационной речи новый президент избрал метод убеждения, заверяя население южных штатов, что им не следует опасаться республиканской администрации и что времени — «традиционному лекарю страстей» — должна быть предоставлена возможность залечить рану раскола. Линкольн вновь заверил сецессионистов, что у него «нет никаких намерений прямо или косвенно вмешиваться в функционирование института рабства в тех штатах, где оно существует».

Одновременно президент счел нужным предупредить мятежные силы, что «ни один из штатов не вправе сугубо по собственной инициативе выйти из Союза, что принимаемые с этой целью решения и постановления не имеют юридической силы, и акты насилия в пределах любого штата или штатов, направленные против правительства Соединенных Штатов, приобретают в зависимости от обстоятельств повстанческий или революционный характер». Выразив надежду, что его слова будут расценены «не как угроза, а всего лишь как объявленное намерение Союза защищать и сохранять себя конституционными средствами», Линкольн подчеркнул, что при проведении этой политики он будет избегать кровопролития или насилия, а отделившиеся штаты заверил: «Правительство не собирается нападать на вас. Вы не получите конфликта, если не нападете сами».

Север не был готов к ведению военных действий. Необходимо было создать боеспособную армию, что было трудно, учитывая, что многие из наиболее способных офицеров, выпускников лучшей военной академии США в Вест-Пойнте ушли в отставку, стали заниматься бизнесом или поступили на службу в армию Конфедерации. Линкольн объявил блокаду южных портов от Южной Каролины до Техаса, а несколько позднее распространил ее действие и на Северную Каролину и Вирджинию. В то же время была предпринята попытка выработать очередной компромисс между Севером и Югом: сенатор от Кентукки Дж. Критенден предложил поправки к конституции, согласно которым вновь устанавливалась граница между рабовладельческими и свободными штатами по 36° с. ш. Но конгрессмены-республиканцы были против расширения ареала рабства и неизбежного в этом случае роста влияния рабовладельческих штатов на политическую и экономическую жизнь страны, и предложение Критендена было отвергнуто.

К апрелю 1861 г. в Форт-Самтере, одном из нескольких фортов, сохранившихся под контролем федеральных войск, оказались на исходе продовольственные запасы. Вашингтон не собирался сдавать форт, поскольку это было бы расценено как признание факта сецессии и косвенное признание Конфедерации. Не решилось федеральное правительство и на посылку гарнизону форта военной помощи, поскольку это было сопряжено с риском начала войны. Президент Линкольн выбрал третий вариант, направив туда лишь продовольствие и уведомив одновременно власти Чарлстона, что не применит силы при условии, если они не будут препятствовать направлению этой экспедиции.

Гражданская война США началась 12 апреля 1861 г. с первыми залпами артиллерии войск Конфедерации по федеральным войскам, расквартированным в Форт-Самтере. На следующий день после 34-часовой бомбардировки форт капитулировал, а 15 апреля Линкольн объявил состояние восстания и поставил под ружье 75 тыс. добровольцев, которым был предложен 3-ме-сячный контракт. Федеральное правительство не предполагало, что мятеж южан может продлиться дольше.

В обращении от 29 апреля 1861 г. к конгрессу Конфедеративных Штатов Америки президент Конфедерации Дж. Дэвис дал свою интерпретацию происшедшим событиям, напомнив собравшимся некоторые исторические факты. Он отметил, что в свое время особенности климата и почв Севера сделали нецелесообразным развитие там рабства, в результате чего северяне решили продать своих рабов южанам, чей климат и почвы способствовали развитию сельского хозяйства. Однако, когда рост народонаселения Юга стал угрожать политическому контролю северных штатов над Конгрессом США, федеральное правительство республиканцев стало проводить политику подрыва в южных штатах института собственности на рабов. Предпринятые Конфедерацией попытки избежать военного столкновения с Севером были, как заявил Дэвис, отвергнуты Вашингтоном, на который он и возложил всю вину за начало боевых действий.

Президент приказал армии перейти в наступление. Начало войны усилило движение за сецессию. Вирджиния отделилась 17 апреля 1861 г., а за ней последовали Арканзас, Теннесси и Северная Каролина. Особенно сильный моральный удар по федеральным властям нанесло отделение Вирджинии, в результате которого сецессионисты оказались в непосредственной близости к федеральной столице. Линкольну удалось расстроить планы конфедератов в отношении четырех рабовладельческих штатов, расположенных на границах со штатами Севера, — Делавэр, Кентукки, Миссури и Мэриленд, так называемых «пограничных штатов» (Border States), придав тем самым дополнительные силы Союзу и одновременно ослабив Конфедерацию.

Особое внимание президента Линкольна к этим рабовладельческим штатам определялось их важным стратегическим и политическим значением для республиканской администрации.

Для обеспечения нейтралитета этих штатов Линкольну пришлось направить в Мэриленд федеральные войска, что вызвало в его адрес обвинение в диктаторстве. Дальнейшее развитие событий показало, что предпринятых президентом мер по обеспечению формального нейтралитета пограничных штатов оказалось недостаточно. Делавэр оставался нейтральным на протяжении всей Гражданской войны. Но Кентукки и Миссури, несмотря на объявленный нейтралитет, оказались расколотыми — их население сражалось как на стороне Конфедерации, так и на стороне Союза. В этих двух штатах были сформированы правительства, представляющие интересы обеих враждебных сторон. Однако в результате более активной позиции конфедератов оба штата, формально остающихся нейтральными, были приняты в ноябре — декабре 1861 г. в состав Конфедерации и в конечном счете были полностью разрушены войной.

В результате предпринятых администрацией Линкольна мер в стране образовалась сложная расстановка сил между Севером и Югом. По одну сторону конфликта, во всяком случае формально, оказались 23 штата с общей численностью населения 22 млн человек, а по другую — 11 штатов с почти 9-миллионным белым населением и чернокожими невольниками, число которых составляло не менее 4 млн человек. Север отличался более высоким уровнем экономического развития, передовыми формами административного управления, развитой промышленностью и механизированным сельским хозяйством, что позволяло снабжать армию необходимым вооружением, боеприпасами, военным снаряжением и продовольствием. На Севере были сосредоточены основные финансовые капиталы страны. К тому же северяне располагали намного более совершенной системой внутренних железнодорожных и водных коммуникаций, достаточно надежно обеспечивавших нужды армии, количественно превосходящей армию конфедератов. Но ни количество штатов, ни численность их населения и ни даже уровень экономического развития и финансовые возможности Севера не сыграли ключевой роли на начальном этапе войны. Всем этим преимуществам северян еще предстояло проявиться, тогда как преимущество Юга в более талантливом и опытном военном руководстве и более боеспособной армии стало сказываться уже в первые месяцы войны. Располагая рабами, выполнявшими всю производительную работу, Юг смог поставить под ружье все боеспособное белое население.

21 июля 1861 г. произошло первое крупное сражение Гражданской войны у р. Булл-Ран (штат Вирджиния). Армия Союза потерпела сокрушительное поражение и отступила. Паника охватила и федеральную столицу, но нуждавшаяся в отдыхе армия конфедератов не воспользовалась достигнутым успехом. Тем не менее поражение у р. Булл-Ран продемонстрировало неоправданность расчетов северян на быстрое окончание войны. Конгресс Соединенных Штатов принял решение о формировании 500-тысячной федеральной армии из добровольцев, готовых подписать трехлетний контракт. Сражение у р. Булл-Ран создало еще одну проблему — найти военачальника, способного возглавить армию северян, и в первую очередь игравшую особо важную роль армию, сконцентрированную на р. Потомак. Ее командующие — генералы Э. Макдауэлл, Дж. Макклеллан, Дж. Поуп менялись один за другим после серии поражений.

В августе 1862 г. Макклеллан вновь был поставлен во главе армии. В сентябре в сражении у р. Антиетам-Крик он предотвратил вторжение генерала Р. Ли в Мэриленд, но, когда Макклеллан не смог развить достигнутого успеха, он был обвинен Линкольном в «нерешительности» и вновь снят с командования, на этот раз навсегда. Дальнейшие успехи Севера в Гражданской войне стали связываться с именем генерала Улисса Гранта.

Содержание и роль мероприятий Линкольна 1862-начала 1863 годов (гомстед-акт и освобождение рабов).

Практически все шаги, предпринятые в период первого президентства Линкольна, были в той или иной мере связаны с Гражданской войной. Был решен вопрос о повышении таможенных тарифов. Конгресс США принял Закон Моррилла о тарифах (Morrill Tariff Act), повысивший вдвое таможенные ставки 1857 г. до почти 47 % стоимости импортируемых продуктов. Это решение сделало невозможным примирение с Югом. Экономически свободный и независимый Юг представлял собой серьезнейшую угрозу интересам Севера — гаранта дальнейшего экономического прогресса всей американской нации.

Вопрос о рабстве занимал в претензиях отделившихся штатов важное, но не решающее место, тем более что администрация Линкольна изначально не намеревалась подвергать сомнению право на существование распространенного на Юге страны института рабства. Более важными считались вопросы, связанные с финансовой, налоговой и торгово-экономической политикой. Будучи аграрным регионом страны, Юг производил преимущественно сельскохозяйственную продукцию — хлопок и зерно, являясь крупным потребителем производимой на Севере промышленной продукции.

Ущемление своих интересов южане усматривали в том, что, повышая протекционистские тарифы, федеральное правительство проявляло заботу прежде всего об интересах промышленников и торговцев Севера, не скрывавших своих намерений поставить преграды на пути межштатной и внешней торговли Юга. Помимо всего прочего, повышение таможенных тарифов неизбежно влекло за собой рост цен и, следовательно, понижение жизненного уровня южан.

Решившись на отделение от Союза, лидеры южан рассчитывали, что создание собственного государства превратит американский Юг в серьезного торгово-экономического соперника Севера. Эти планы нашли отражение в тексте конституции, принятой отделившимися штатами 11 марта 1861 г. Отменив действие Тарифа Моррилла, южане объявили весь южный регион зоной свободной торговли, что подтолкнуло Линкольна к решению объявить блокаду южных портов.

Это решение Линкольна вызвало негативную реакцию Англии и Франции, лишавшихся возможности получать необходимый для их текстильной промышленности американский хлопок-сырец. Серьезный ущерб, понесенный их экономикой в результате действий администрации Линкольна, стал основной причиной той моральной и материальной поддержки, которую эти европейские державы оказывали Конфедерации на всем протяжении Гражданской войны. Лондон счел возможным направить в помощь южанам несколько кораблей, которые активно использовались правительством Конфедерации для борьбы с объявленной Севером блокадой южных портов.

Линкольн стремился добиться поддержки со стороны фермеров северных и западных штатов и, возможно, склонить на свою сторону тех, кто еще не определился в своем отношении к войне. В мае 1862 г. был подписан Закон о гомстедах (Homestead Act), по которому гражданин страны или лицо, выразившее желание стать им, практически безвозмездно получал право на участок земли размером до 160 акров (ок. 65 га), выделенный из фонда государственных земель. Участок переходил в полную собственность гражданина спустя пять лет. Его можно было получить и после шести месяцев постоянного проживания на территории США, но в этом случае за него взимался сбор в размере 1,25 цента за акр. Одновременно было отменено рабство в округе Колумбия, где находилась федеральная столица г. Вашингтон, а бывшим рабовладельцам стала выплачиваться денежная компенсация. Все дети в негритянских семьях, родившиеся после 4 июля 1863 г., объявлялись свободными. Принцип постепенного освобождения рабов стал применяться к чернокожим невольникам мятежных штатов, контроль над которыми переходил к федеральной армии. Из этого контингента формировались полки, которые стали участвовать в боях против конфедератов.

Принятый в том же 1862 г. Закон о национальном денежном обращении (National Currency Act) вводил в обращение не подлежащие обмену на золото и серебро бумажные деньги и предусматривал ряд мер по совершенствованию системы централизованного денежного кредита и финансирования жизненно важных отраслей экономики. Конгрессом были выделены крупные ассигнования на строительство железных дорог, кораблестроение и другие прибыльные отрасли промышленности. Был создан эффективный государственный аппарат по налогам и сборам и в еще большей степени централизован весь правительственный аппарат. Логическим результатом принятых администрацией Линкольна решений в финансово-экономической сфере стаю создание в 1863–1864 гг. общенациональной банковской системы, позволившей сосредоточить в руках федерального правительства все финансовые потоки государства. Не менее важным для целей ведения войны стал подписанный в 1862 г. Закон о Тихоокеанской железной дороге (Pacific Railway Act).

В июне 1862 г. правительство США установило дипломатические отношения с Либерией и Гаити. Это решение было расценено американскими аболиционистами как позитивный факт. В основе своей оно было рассчитано на то, что в результате развития отношений с этими негритянскими республиками будет стимулирован выезд туда не только свободных американских негров, но и беглых невольников Юга. Одновременно с Англией был подписан договор, запрещающий работорговлю, и урегулированы сложности, возникшие в англо-американских отношениях в связи с нарушениями американо-канадской границы агентами Конфедерации.

Сражение у р. Антиетам-Крик изменило военную ситуацию. 22 сентября 1862 г. Линкольн издал прокламацию, в которой содержалось предупреждение, что в случае, если восставшие штаты не возвратятся в Союз к 1 января 1863 г., все рабы, находящиеся в пределах их территории, будут объявлены «свободными навечно». Штаты Конфедерации проигнорировали предупреждение, и тогда была издана вторая прокламация, которая касалась лишь отдельных регионов страны и декларировала освобождение лишь рабов, принадлежащих сецессионистам. Рабы в штатах, уже занятых федеральными войсками, как и рабы в пограничных и южных штатах, не присоединившихся к Конфедерации, не подлежали освобождению, так как такое решение администрации Линкольна могло озлобить «лояльных» плантаторов-рабовладельцев этих штатов и ослабить их поддержку федерального правительства. Издавая Прокламацию об освобождении негров, Линкольн рассчитывал на впечатление, которое она должна будет произвести на сражавшихся в рядах армии Севера чернокожих солдат.

Не менее важным адресатом прокламации были и чернокожие невольники, успешно заменявшие мобилизованную в армию белую рабочую силу в южных штатах. Объявляя их свободными, Линкольн рассчитывал увеличить поток беглецов с южных плантаций и подорвать тем самым трудовые резервы Юга.

Линкольн осознавал недостатки прокламации и пытался убедить членов конгресса из сохранявших лояльность пограничных рабовладельческих штатов поддержать долгосрочную программу компенсируемого освобождения рабов. Однако недовольство проявили как консервативные республиканцы, которые сочли ее излишне радикальной и противоречащей конституции, так и аболиционисты, назвавшие ее неэффективной. В стране, в том числе и в свободных штатах, было немало белых граждан, не желавших жить и трудиться бок о бок с неграми. Легислатуры некоторых штатов Севера даже приняли законы, осуждающие «злобную, бесчеловечную и нечестивую» прокламацию, и призвали к миру с Конфедерацией. Учитывая последнее обстоятельство, президент принял беспрецедентное решение встретиться с влиятельными представителями чернокожей общины Севера, чтобы обсудить с ними весь круг вопросов, связанных с освобождением рабов. Признав существование значительных различий между белой и черной расой, Линкольн констатировал принципиальную невозможность наступления такого времени, когда белые и черные будут обладать равными правами. В качестве наиболее разумного выхода из сложившейся ситуации он предложил чернокожим выехать туда, где с ними «обращаются наилучшим образом», в частности в Латинскую Америку. Участники встречи, однако, отвергли президентскую идею, и перед администрацией встала задача поиска путей интеграции чернокожего населения страны в американское общество.

В январе 1863 г. Линкольн издал еще одну Прокламацию об освобождении негров, которая превратила вопрос об освобождении рабов в объявленную цель войны и неизбежно привела в конечном счете к ликвидации рабства во всей стране. Разрешение неграм служить в федеральной армии с оружием в руках придало Гражданской войне Севера характер крестового похода против рабства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: