Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы, прежде всего, имеем в виду технику и средства общения.
Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.
Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.
На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражение лица, позы, выбор начальных слов и тона высказываний, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).
|
Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.
Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.
|
Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражения лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил Зигмунд Фрейд.
В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.
Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.
Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.
|
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.
Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.
Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.
Профессиональность общения проявляется на этапе преднастройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.
Развитие общения
Общение живых существ развивается в фило- и онтогенезе. Это развитие охватывает все основные стороны процесса: содержание, цели и средства. Филогенетическое развитие общения связано с изменением его содержания и проявляется в определенных аспектах:
Обогащение содержания общения новой информацией, передаваемой от одного существа к другому. Сначала – это сведения о биологических, внутренних состояниях организма; затем – информация о жизненно значимых свойствах внешней среды.
Вслед за этим в содержание общения входит информация когнитивного характера, выражающая собой объективные, не зависимые от наличных потребностей живого существа знаний о мире, представленные в виде понятий.
Последнее происходит уже на уровне человека, а первые два этапа эволюционное развитие общения проходит еще на уровне животных. Примерно этим же путем идет развитие общение в онтогенезе человека, достигая третьей ступени уже в дошкольном возрасте.
Обогащение целей связано с изменением и развитием потребностей общающихся организмов: чем разнообразнее и выше эти потребности, тем дифференцированнее и совершеннее целевой аспект общения.
Развитие средств общения в фило- и онтогенезе идет по нескольким направлениям. Во-первых, это выделение специальных органов, являющихся средством коммуникации, например рук. Во-вторых, развитие экспрессивных форм движений (жестов, мимики, пантомимики). В-третьих, изобретение и использование знаковых систем как средств кодирования и передачи информации. В-четвертых, развитие и совершенствование технических средств хранения, преобразования и передачи информации, используемой в общении людьми (печать, радио, телевидение, телефон, телефакс, магнитный, лазерный и другие способы технической записи и т.п.).
Развитие общения у животных естественным образом включено в биологический эволюционный процесс, в то время как изменение содержания, целей и средств человеческого общения имеет исторический характер.
Животные на ранних ступенях эволюции практически не общаются друг с другом, за исключением случаев продолжения рода. Стадный образ жизни, предполагающий внутривидовое общение, появляется у насекомых, рыб, развивается у птиц и млекопитающих, достигает совершенства у обезьян. Животные в стаде обмениваются друг с другом биологически значимой информацией, охраняют, поддерживают жизнь друг друга. Между ними, например, в стаде обезьян, складываются довольно сложные, иерархически устроенные взаимоотношения: выделяется вожак, ему подчиняются остальные, наблюдается определенная иерархия статусов.
Вначале общение среди животных происходит на основе обмена биохимической информацией (вспомним, что у всех животных особенно развит обонятельный мозг). Затем к ней подключается слуховая и зрительная информация. У антропоидов появляется язык жестов, мимики и пантомимики, напоминающий тот, который в невербальном общении используют люди. Еще около середины прошлого века Ч. Дарвин показал, что лицевые экспрессивные выразительные движения у человекообразных обезьян очень напоминают аналогичные эмоциональные выражения, встречающиеся у людей.
Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.
Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом:
1. Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения – примитивная мимика и элементарная жестикуляция.
2. Возраст от 2-3 месяцев до 8-10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования остальных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.
3. Возраст от 8-10 месяцев до 1,5 года. Возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения.
4. Возраст от 1,5 года до 3 лет. Появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.
5. Возраст от 3 до 6-7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.
С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.
По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при прогрессе научения – пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.
Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.
Основные понятия и ключевые слова: содержание общения, цель общения, средства общения, материальное общение, когнитивное общение, кондиционное общение, мотивационное общение, деятельностное общение, биологическое общение, социальное общение, непосредственное общение, опосредованное общение, прямое общение, косвенное общение, деловое общение, невербальное общение, вербальное общение, техника общения, приемы общения, обратная связь, коммуникативные способности.
Рекомендованная литература:
1. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. – М., 1983.
2. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1986.
3. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін. – К.: Либідь, 2005.
4. Кан-Калик Ю.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
5. Коць М.І. Майбутній учитель: готовність до професійного спілкування. – Луцьк, 1999.
6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979.
7. Мелибруда Е.Я. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения. – М., 1986.
8. Немов Р.С. Психология. Учебник. Кн. 1 Общие основы психологии. – М.: Просвещение, 1994.
9. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. – М., 1989.
10. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. – К., 1987.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение общению и раскройте его содержание, цели и средства.
2. Какие существуют виды общения в зависимости от его содержания?
3. На какие виды делится общение по целям?
4. На какие виды делится общение по средствам?
5. Какова роль общения в психическом развитии человека?
6. Дайте характеристику технике и приемам общения.
7. Каковы этапы развития общения в филогенезе и онтогенезе?
Тестовые задания:
1. Какое утверждение относится к содержанию общения?
А) информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому;
Б) способы координирования, передачи, переработки и расшифровки информации в процессе общения;
В) то, ради чего у человека возникает данный вид активности.
2. Что относится к цели общения?
А) то, ради чего у человека возникает данный вид активности;
Б) информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому;
В) способы координирования, передачи, переработки и расшифровки информации в процессе общения.
3. Что относится к средствам общения?
А) информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому;
Б) то, ради чего у человека возникает данный вид активности;
В) способы координирования, передачи, переработки и расшифровки информации в процессе общения.
4. Что понимается под материальным общением?
А) общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности;
Б) обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
В) передача друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении;
Г) субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами.
5. Какое утверждение относится к мотивационному общению?
А) обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
Б) субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами;
В) общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности;
Г) передача друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.
6. Что относится к деятельностному общению?
А) субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами;
Б) общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности;
В) обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
Г) передача друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.
7. Что относится к когнитивному общению?
А) общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности;
Б) субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами;
В) передача друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении;
Г) обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
8. Что нужно понимать под кондиционным общением?
А) осуществляется с помощью естественных органов данных живому существу природой;
Б) преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида;
В) необходимое для поддержания, сохранения и развития организма;
Г) люди оказывают влияние друг на друга, чтобы вызвать определенное физическое или психическое состояние.
9. Что относится к биологическому общению?
А) люди оказывают влияние друг на друга, чтобы вызвать определенное физическое или психическое состояние;
Б) необходимое для поддержания, сохранения и развития организма;
В) осуществляется с помощью естественных органов данных живому существу природой;
Г) преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида.
10. Что относится к социальному общению?
А) необходимое для поддержания, сохранения и развития организма;
Б) осуществляется с помощью естественных органов данных живому существу природой;
В) преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида;
Г) люди оказывают влияние друг на друга, чтобы вызвать определенное физическое или психическое состояние.
11. Какое утверждение характеризует непосредственное общение?
А) преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида;
Б) осуществляется с помощью естественных органов данных живому существу природой;
В) люди оказывают влияние друг на друга, чтобы вызвать определенное физическое или психическое состояние;
Г) необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.
12. Что относится к опосредованному общению?
А) обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей;
Б) осуществляется с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией;
В) предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей;
Г) осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
13. Что относится к прямому общению?
А) предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей;
Б) осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди;
В) осуществляется с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией;
Г) обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей.
14. Что относится к косвенному общению?
А) предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей;
Б) обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей;
В) осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди;
Г) осуществляется с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией.
15. Какое высказывание относится к деловому общению?
А) осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди;
Б) осуществляется с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией;
В) предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей;
Г) обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей.
16. Какое высказывание относится к личностному общению?
А) присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка;
Б) общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты;
В) сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрачивают человека;
Г) общение, которое не является самоцелью и преследует какую-то иную цель;
Д) общение, которое само по себе служит средством удовлетворения потребности в общении.
17. Какое утверждение относится к инструментальному общению?
А) общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты;
Б) общение, которое не является самоцелью и преследует какую-то иную цель;
В) присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка;
Г) общение, которое само по себе служит средством удовлетворения потребности в общении;
Д) сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрачивают человека.
18. Что относится к целевому общению?
А) общение, которое не является самоцелью и преследует какую-то иную цель;
Б) сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрачивают человека;
В) общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты;
Г) общение, которое само по себе служит средством удовлетворения потребности в общении;
Д) присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.
19. Какое утверждение относится к невербальному общению?
А) общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты;
Б) общение, которое не является самоцелью и преследует какую-то иную цель;
В) общение, которое само по себе служит средством удовлетворения потребности в общении;
Г) присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка;
Д) сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрачивают человека.
20. Что относится к вербальному общению?
А) общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты;
Б) общение, которое само по себе служит средством удовлетворения потребности в общении;
В) сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрачивают человека;
Г) общение, которое не является самоцелью и преследует какую-то иную цель;
Д) присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.
21. Что относится к технике общения?
А) техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения;
Б) умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность;
В) способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения;
Г) предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.
22. Что относится к приемам общения?
А) предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное;
Б) техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения;
В) способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения;
Г) умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.
23. Какое утверждение относится к обратной связи?
А) предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное;
Б) способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения;
В) техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения;
Г) умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.
24. Что относится к коммуникативным способностям?
А) способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения;
Б) умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность;
В) предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное;
Г) техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.