Интенсификация процесса обучения на уроках истории, как средство повышения мотивации к изучению исторического прошлого




 

Цель: использование интенсификации учебного процесса как средства повышения качества обучения и одновременно снижение временных затрат за счет использования активизирующих средств, форм и методов обучения;

Задачи:

через активную позицию в деятельности формировать положительные эмоции, общий положительный настрой, адекватную самооценку ученика, уверенность в своих возможностях;

усиление интенсивности, производительности труда с целью повышения мотивации в учении.

на основе этого добиваться качества результатов учения.

Структурные компоненты данной методической системы предполагают сочетание различных звеньев обучения и частой, динамической их сменой, а также глубокое теоретическое и практическое внедрение в тему урока. Например, за определенный промежуток времени поработали с картой, проанализировали документ, оценили и сделали выводы по какой-либо сценической ситуации, по исторической картине, составили словарь, повторили даты, провели тестирование, ответили на вопросы. При этом предусматривается технология разноуровнего обучения. Учащиеся при этом осмысленно опираются на полученные ранее знания, привлекают новые, анализируют учебный материал, осмысливают его, делают выводы, высказывают свое мнение, спорят. На таких уроках некогда отвлекаться, нет времени на посторонние дела. А когда ученику некогда, он глубже вникает в учебный материал, как правило появляется интерес к учению (я могу, у меня получается). Результатом такой деятельности является повышение успеваемости и качества знаний, любовь к предмету.

Каждый учитель желает провести урок как можно лучше и эффективнее. Поэтому целью использования современных образовательных и воспитательных технологий является обеспечение качества образовательного и воспитательного процесса, усиление мотивации учения. В своей работе я использую технологию традиционного обучения истории в общеобразовательной школе, технологию индивидуализации и дифференциации в обучении, технологию игрового обучения, реже применяю технологию блокового обучения, так как считаю, что она больше подходит для работы в старших классах. Применяя технологию игрового обучения провожу уроки-суды: «Суд во времена «Русской Правды», «Ян Гус на Констанцском соборе» и др. Уроки салоны «Художественная культура России первой половины 19 в.», «Культура России второй половины 19в.» Применяю небольшие сценки и их анализ на разных по форме уроках. Использую проектную технологию на уроках по истории и искусству. Например, создаем проекты моды в разных странах и на разных этапах истории. Провожу видео-уроки: о культуре Египта, о культуре в эпоху Петра! Уроки-презентации с использованием информационных технологий, учащиеся работают с компьютером, добывая знания самостоятельно, и делятся ими с одноклассниками. В воспитательных целях, прививая детям чувство патриотизма и любви к Родине, во внеурочное время организую исторические спектакли: «Как князь Владимир веру выбирал», «Сергий Радонежский», «Пушкин и Отечественная война1812г.»и др. Как правило, результатом такой деятельности является повышение интереса к истории, а следовательно повышение успеваемости и качества знаний.

Современный мир меняется настолько стремительно, что объём необходимой информации увеличивается практически ежеминутно. В связи с этим остро встает вопрос – как сделать так, чтобы ребенок не потерялся в огромном потоке информации и сохранил интерес к получению знаний? Задачей школы в таких условиях становится – использование огромного многообразия имеющихся и вновь появляющихся методов и средств обучения для того, чтобы заинтересованность ребят изучением тех или иных предметов. Проблема использования средств наглядности на уроках истории относится к «вечным» проблемам. Дети при изучении исторического прошлого постоянно сталкиваются с объектами, которые сложно представить в их первозданном виде. Учитель истории вынужден руководствоваться «подручными» средствами (историческими картинами, иллюстрациями в учебниках, меловыми схемами на доске, картами в атласах и др.), зачастую и самостоятельно создавать различные наглядные средства ввиду их отсутствия в школе. Сложности возникают у начинающих молодых учителей, которые ранее не сталкивались со старыми пособиями и иногда не имеют возможности использовать на уроке современные технические средства обучения. Использование на уроках истории различных визуальных источников (рисунка, картины, фотографии, плакаты, карикатуры) направлено на создание зрительного образа. Изображение является мощнейшим фактором мотивации к обучению и важнейшим обучающим средством. В процессе обучения любой визуальный источник выступает в качестве носителя новых исторических знаний, также выполняет функции актуализации знаний, иллюстрирования теоретического материала, закрепления и проверки знаний, формирует эмоциональный компонент образовательного процесса. Наряду с прежними наглядными средствами обучения возникла необходимость использования презентаций, мультимедийных программ, образовательных Интернет-платформ. Благодаря современным компьютерным технологиям учителя активно включают изобразительные материалы в образовательный процесс. С помощью компьютера появилась возможность создания оригинальных авторских моделей уроков с учетом специфики учебных групп и способностей, уровня обученности, склонностей отдельных учащихся. Привлекая обучающихся к организации компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий и мультимедийных презентаций, к подбору графических изображений при прохождении конкретной исторической темы, учитель одновременно способствует формированию предметной компетентности, развивает способности обучающихся, создавая ситуацию успеха и формирует социально значимые умения и навыки.

Большой интерес изучению предмета вызывают игровые технологии.

В настоящее время в условиях реализации ФГОС главными задачами учителя является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу.

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность обучающихся. Следовательно, чтобы игра наилучшим образом реализовала все свои способности, педагог должен оценивать ее по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса. Игра – хороший помощник педагога, но не волшебная палочка.

Главная роль игры – чтобы она помогла воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существовавшие и существующие в жизни.

Следовательно, игра - это:

1) деятельность,

2) отсутствие принуждения,

3) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив (А.В.Петровский.)

4) развитие способностей,

5) «учение с увлечением» (С.Л.Соловейчик).

Игровые технологии способствуют повышению мотивации учащихся на уроках истории и обществознания. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет, обогащает впечатлениями, помогает педагогу избежать назойливой назидательности, создает атмосферу дружелюбия. Игра должна пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять процесс познания интересным содержанием. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В этом и состоит феномен, что являлось развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество. Игру как метод обучения использовали с древности. Игра – специальный вид деятельности, свойственный человеку на всех этапах его жизненного пути. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который характеризуется учебно-познавательной направленностью. В процессе игрового обучения происходит живое отображение черт исторической реальности, по – особому строится взаимодействие участников образовательного процесса. Обучение истории становится для учащихся эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры между преподавателем и учащимся строятся налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории.

В современной школе, делающей ставку на интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

Игру можно разбить на несколько этапов:

1. Игровой замысел – выражен в названии игры (заложен в дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе), придает игре познавательный характер, предъявляет участникам игры требования в отношении знаний.

2. Правила – порядок действия и поведение учащегося в процессе игры. Правила игры воспитывают умения управлять своим поведением. Правила разрабатываются с учетом цели урока и индивидуальных особенностей учащихся.

3. Игровые действия – регламентируются правилами игры, дают возможность учащимся проявлять свои способности, применить имеющиеся знания и умения, навыки для достижения целей игры. Преподаватель направляет игру в нужное русло, следит за правилами игры. Также в игру вводятся дополнительные люди: жюри, зрители.

4. Познавательное содержание – заключается в условии тех ЗУН, которые применяются при решении учебной программы, поставленной игрой.

5. Оборудование – средства наглядности, атрибуты игры, современные технологии, раздаточный, контролирующий, обучающий материал.

6. Результат – финал игры, выступает в форме решения поставленной задачи.

Итогом является для учащегося – моральное и умственное удовлетворение; для преподавателя – результат игры является показателем уровня достижений учащихся, или в усвоении знаний и их применений.

Применение игровых технологий на уроках истории способствуют развитию у обучающихся исторического мышления, формирования понимания исторического прошлого, воспитание современного исторического сознания, развитию умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяния и поступков людей.

Игра помогает ребятам понять законы общественного развития. «Проживание» судьбы человечества как своей собственной, при соотнесении с ней своего поведения, духовно- ценностного содержания, должно являться главным смыслом в постижении истории.

 

 

Литература:

1. Вяземский Е., Стрелова О. Как сегодня преподавать историю в школе. – М.: Просвещение, 1999.
2. Красильникова В.А., Запорожко В.В. Электронный портфель –профессиональное условие подготовки будущего учителя информатики. //Информатика и образование. 2008 № 4.
3. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М.: Правда, 1990.
4. Максимова В.Н. Метапредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. – М.: Просвещение, 1986.
5. Чеботарёва Н.И. История России. Элективные курсы. – Волгоград: Учитель, 2007.
Интернет-ресурсы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: