Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа № 74.




Неделя 16-я по Пятидесятнице.

Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – Мф., 105 зач., XXV, 14–30.

Русский перевод РБО:

14. Тогда будет, как у того человека, который, отправляясь в далекое путешествие, созвал своих слуг и поручил им свое имущество. 15. Одному он дал пять талантов, другому – два, третьему один, каждому по его способностям, а сам уехал. 16. Получивший пять талантов сразу пошел, вложил деньги в дело и приобрел еще пять. 17. Получивший два таланта тоже приобрел еще два. 18. А тот, который получил один талант, пошел, вырыл яму и закопал деньги, которые ему доверил хозяин.

19. Прошло много времени, и вот хозяин этих слуг вернулся и потребовал у них отчета. 20. Человек, которому было доверено пять талантов, принес и другие пять: «Смотри, – сказал он хозяину, – ты доверил мне пять талантов, и я выручил еще пять!» 21. Хозяин сказал: «Молодец! Ты хороший и верный слуга! Ты был верен в малом, и я поручу тебе более важное дело. Заходи и веселись со своим хозяином!»

22. Пришел и человек с двумя талантами. «Хозяин, – сказал он, – ты доверил мне два таланта, смотри, я выручил еще два!» 23. Хозяин сказал: «Молодец! Ты хороший и верный слуга! Ты был верен мне в малом, и я смогу поручить тебе более важное дело. Заходи и веселись со своим хозяином!»

24. Затем пришел и тот, кому был доверен один талант. «Господин, – говорит он, – я знал, что ты человек суровый, жнешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал. 25. Я очень боялся и поэтому пошел и спрятал твой талант в землю. Вот то, что тебе принадлежит». 26. Хозяин же ответил: «Злой и ленивый слуга! Значит, ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал? 27. В таком случае ты должен был пустить мои деньги в оборот, чтобы, когда я вернусь, ты мог отдать их мне с прибылью. 28. Заберите у него этот талант и отдайте тому, у кого десять талантов. 29. Потому что каждому, у кого есть, будет дано еще, и у него будет избыток. А у кого нет, будет отнято и то, что он имеет. 30. Выбросьте этого негодного слугу вон, во тьму, где будет плач и скрежет зубов».

 

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа № 74.

Как и предыдущие, эта Притча о господине и его рабах, больше известная как Притча о талантах, повествует о том, что случится с разными людьми при Втором пришествии, Суде и наступлении Царствия Божия. Очень похожую Притчу о царе и десяти его рабах мы находим в Евангелии от Луки (Лк 19:11-27). – Некий богатый господин уезжает в чужие края, и свое имущество оставляет трем доверенным рабам. Учитывая способности каждого из них, он соответствующим образом распределяет между ними свое состояние. Указаны суммы: пять талантов, два и один талант. Талант (слово это греческое) – единица веса, равная примерно 30 кг. Взвешивалось золото, серебро или медь. От этого зависела стоимость таланта. Чаще всего, это было серебро. Талант серебра стоил примерно шесть тысяч динариев. Если вспомнить, что динарий – дневная плата работнику (стоимость одной овцы), то мы видим, что талант – это цена огромного стада из шести тысяч овец, или плата чуть ли не за два года работы. Ну а пять талантов – это 30 тысяч динариев – вообще невообразимо большая сумма. Конечно, такие богатства не могли быть вручены простым рабам. Наверное, имелись в виду рабы высокопоставленные, возможно, – областные правители больших владений господина. Но суть, разумеется, не в их статусе, а в том, что с ними произошло после отъезда их владыки.

Первый и второй рабы, рискуя, но проявив при этом деловитость и смекалку, использовали данные им деньги, чтобы получить на них стопроцентную прибыль. Каждый из них удвоил капитал. – Третий раб поступил так, как поступало большинство людей его времени: он зарыл талант в землю. Закопать деньги считалось наиболее верным способом сберечь их.

Вернувшийся после долгого отсутствия господин призывает своих рабов и требует от них отчета. Два первых раба, естественно, удостоились похвалы и награды. Обращают на себя внимание слова господина: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю». Что ж, если 5 и 2 таланта (то есть, соответственно 30 и 12 тысяч динариев) – названы малыми суммами, можно себе представить, насколько богат господин. Он поставит верных рабов «над многим», то есть возвысит их так, как они и не мечтали. Каждому из них сказано также: «Войди в радость господина твоего». Что это может означать? Иногда не без оснований предполагается, что слово «радость» (cara,) может иметь значение «праздник», «праздничный пир»[1]. Но, независимо от этого предположения, понятно, что речь в Евангелии переходит от «бытовых» предметов к религиозным, и говорится о небесной радости, о вхождении в радость Царства Небесного. Так полагает и святой Иоанн Златоуст, который пишет: «Этими словами Он показывает полное блаженство»[2].

Третий раб возвращает господину тот талант, который был ему вручен. Возможно, он ожидал похвалы. Но вместо этого он получает упрек. В оправдание своей боязливости и лености раб говорит, что боялся своего господина: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал». Но господин усматривает в этих словах пустую отговорку. Что же касается читателей Евангелия от Матфея, то они, конечно же, понимали оправдание третьего раба как дерзость и несправедливость. Ведь они из собственной веры и по опыту знали, что их Господин не жесток, что Его «иго благо и бремя легко» (Мф 11:30), что Он спасет, если они будут как Петр тонуть (Мф 14:28-31). Поэтому дерзкие слова третьего раба выдавали в нем лицемера, пытающегося оправдать свою лень и безделье. Он знал волю своего господина, но сознательно ее не исполнил. Пусть он даже и не удвоил бы начальную сумму, но в любом случае ему следовало отдать деньги в рост банкирам (в Синодальном переводе «торгующим», но в греческом языке, как в древнем, так и в новом, trapezi,thj означает «банкир»[3]). Господин отбирает у «лукавого и ленивого» раба талант и отдает его тому, кто приумножил врученный капитал больше всех. «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». С этой парадоксальной пословицей мы уже встречались (Мф 13:12). Первоначально она отражала простое житейское наблюдение: «бедный беднеет, а богач богатеет». Но позже пословица стала пониматься в переносном смысле, зависящем от контекста. В целом же афоризм отражает универсальный закон жизни: Чем больше человек трудится и старается, тем больше он приобретает; но если он ленится, то потеряет и то, что имеет. Мы идем либо вперед, либо остаемся позади, отстаём от других.

Очевидна аллегоричность некоторых образов притчи. Первоначально, в первоисточнике, то есть в устах Иисуса Христа, она могла относиться «к фарисеям и учителям Закона, которым были даны ключи от Царства, но они ни сами не входили, ни других не впускали»[4]. Ведь основная цель иудейских учителей Закона Моисея заключалась в консервировании Закона, Они строили вокруг него «ограду». Никакой новизны, никакого изменения в Законе или прибавления к нему они не могли допустить. Это вело к застою и омертвению религиозной жизни. – Но в Евангелии от Матфея аллегория приобретает иной характер. Речь уже идет не о фарисеях, а о христианах и о Церкви. Богатый господин – Иисус Христос. Его уход в дальние края – Вознесение. Возвращение господина – Второе пришествие Христа. Рабы, которым поручаются таланты, – апостолы, евангелисты и другие влиятельные фигуры Церкви. Сами таланты – верующие, народ Божий. Задача учеников Христовых – проповедь, умножающая число верующих в Церкви. Суд, который будет сопровождать Второе пришествие, отделит верных и деятельных последователей Иисуса от ленивых и бездейственных. Верным будет уготована небесная радость и мессианское пиршество, ленивые будут изгнаны «во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». – Это выражение «тьма внешняя…» нам уже встречалось. Оно характерно для евангелиста Матфея. Тьма противопоставляется залитым светом небесным чертогам. Изгнанные из этого света будут стоять во тьме и скрежетать зубами от зависти, обиды, ярости, а также плакать в раскаянии. Таков яркий образ, который, разумеется, нельзя принимать буквально. Эти слова Иисуса носят предостерегающий, увещательный и учительный характер.

Аллегорично можно понимать и слова третьего раба о жестокости его господина, о страхе, который парализовал его волю к смелым действиям. Поскольку возвращение господина образно понимается как Второе пришествие и Суд, слова третьего раба можно понимать как отражение его страха перед Судией. Но «страх перед Господом как Судией – плохой советчик. Страх парализует и удерживает от активных действий, устремленных вперед. Страх приводит к оборонительной позиции и никаких плодов принести не в состоянии»[5].

На этом разбор притчи о талантах можно было бы и закончить. Но трудно удержаться от того, чтобы не напомнить слушателям, как много библейских слов и выражений вошло в наш язык, став «крылатыми». Вот хотя бы несколько из сотен: «в поте лица», «столпотворение», «внести свою лепту», «во главе угла», «волк в овечьей шкуре», «глас вопиющего в пустыне», «заблудшая овца», «козёл отпущения», «запретный плод», «злоба дня», «не оставить камня на камне», «кто не работает, тот не ест», «метать бисер», «соль земли», «Фома неверующий» и так далее, и так далее. Трудно удержаться…

Вот так и слово «талант» прочно вошло во все европейские языки. И не в прямом смысле древней меры серебра, но в переносном – как синоним выдающихся способностей, как природный дар. Отсюда и выражения: закопал (зарыл), разменял и умножил (развил) свой талант. Даже люди, никогда не читавшие Евангелия и не слышавшие притчи о талантах, знают это слово и часто размышляют о собственных талантах или отсутствии таковых. Появились даже новые прилагательные: талантливый и бесталанный.

 


[1] Luz U. Das Evangelium nach Matthäus. 3. Teilband, Mt 18-25 (EKK Bd. I/3). – Zürich, 1990, S. 507; В. Н. Кузнецова. Евангелие от Матфея. Комментарий. – М. 2003, с. 482.

[2] Иоанн Златоуст, Беседы на Мф. Беседа 78:2.

[3] Tra,peza – стол, но и меняльная лавка, банк.

[4] В. Н. Кузнецова, с. 483-4.

[5] Luz U., p. 508.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: