Информация – это стратегический продукт, но с появлением совре-
менных средств вычислительной техники она стала выступать также од-
ним из важнейших ресурсов научно-технического прогресса и преобразо-
вания общества. Самым приоритетным видом деятельности сегодня явля-
ется формирование информационного общества – общества, в котором
процессы сбора, обработки, анализа, передачи информации, т.е. информа-
ционные и коммуникационные технологии, занимают основное место в
различных сферах человеческой деятельности.
Информацию делят на три основных вида: 1) по сфере применения
(массовая, правовая, научно-техническая, политическая, социальная, ста-
тистическая и т.д.); 2) по режиму доступа (открытая и ограниченного дос-
тупа); 3) по виду носителей (бумажный, машинный).
Во всяком обществе информация выполняет определённые функции,
к основным из них следует отнести следующие [67]:
• интегративную − сплочения членов общества и социальных групп
в единое целое;
• коммуникативную − общения и взаимопонимания;
• инструментальную − участия в организации производства и
управлении;
• познавательную − средство отражения объективной реальности и
передачи данных.
Особенно значимую роль информация играет в управленческой дея-
тельности, к которой относится и юридическая деятельность.
Однако анализ литературы, в том числе юридической, законодатель-
ства Российской Федерации, регулирующего информационные отноше-
ния, показывает, что точного и однозначного определёния понятия «ин-
формация» нет. Взгляды учёных на данный вопрос достаточно разнооб-
разные и не всегда однозначные.
Статья 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об инфор-
|
мации, информационных технологиях и о защите информации» даёт
определёние информации в виде сведений (сообщений, данных) незави-
симо от формы их представления [87].
Теория информации определяет информацию как средство, сни-
мающее «неопределённость» (энтропию) события или объекта познания.
Информацию определяют и как сообщения о событиях, происходя-
щих в правовой системе общества (М.М.Рассолов), и как данные, характе-
ризующие объект познания, которые могут быть выделены познающим
субъектом в том или ином отображении познаваемого объекта (Н.С. По-
левой), и как совокупность законодательства (массивы правовых актов) и
правоприменительной практики (В.Э.Краснянский) [63, 68].
В быту под информацией понимают интересующие нас сообщения.
Следовательно, в различных исследованиях, в законодательстве тер-
мин «информация» используется в основном в одном значении – как све-
дения, данные, знания.
Тем не менее, приведённые выше понятия не позволяют определить
сути информации, снять вопросы, возникающие относительно её содер-
жания, в частности: почему, пользуясь одним и тем же источником
(фильм, книга, беседа с человеком и другие источники), разные люди по-
лучают неодинаковые сведения; или почему один и тот же человек от од-
ного и то же источника, например, исследуя стол, может, в зависимости
от используемого метода (зрение, обоняние, осязание, экспертиза мате-
риала стола), зафиксировать совершенно разную информацию. Следова-
тельно, для определёния информации важно понять, что она формируется
|
из данных, но содержательная часть информации зависит не только от
них, но и от методов, которыми данные воспроизводятся [67]. Методы
могут быть естественные (органы чувств человека), аппаратные, про-
граммные и др.
Поэтому разумно предположить, что самое точное на сегодняшний
день определёние понятия информации предложено коллективом авторов
под руководством С.В. Симоновича: «Информация – это динамический
объект, продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в кон-
тексте этого взаимодействия» [43].
Работа любой системы правового характера, как было рассмотрено,
всегда связана со сбором, обработкой и использованием информации.
Правоохранительные органы собирают и обрабатывают поступающую
информацию, возбуждают и расследуют на её основе уголовные дела.
Процедура юридического доказывания строится из отдельных операций
поиска и оценки различных видов информации. При этом требуется найти
такие количественные и качественные характеристики исходных данных
об объекте познания, которые позволили бы получить о нём необходимую
для определёния истины в проводимом правовом исследовании информа-
цию. Таким образом, вне информационного обмена невозможно ни суще-
ствование системы, ни управление ею. С помощью информации: во-
первых, осуществляется взаимосвязь и взаимодействие всех элементов
правовых механизмов, объединение их в правовую систему общества,
связь правовых образований с внешней средой; во-вторых, информация
является основой всех этапов правового воздействия. На основе полной и
|
своевременной информации происходит движение в направлении постав-
ленных целей, принимаются оптимальные решения.
В качестве основных составляющих деятельности юриста можно вы-
делить следующие:
1) работа с социально-правовой информацией (её поиск, оценка, от-
бор, систематизация, изучение, анализ, переработка и пр.);
2) уяснение задачи, оценка ситуации с учётом её предполагаемых
изменений и выдвижение гипотез;
3) определёние оптимальных или рациональных способов и средств
выполнения поставленной задачи;
4) осуществление межличностных контактов (беседы, допросы, об-
суждения и т.д.);
5) анализ (логический, профессиональный) исходных данных и до-
казательств;
6) принятие решений;
7) подготовка документов (протоколов, справок, решений и др.);
8) контроль исполнения и законности.
Специалист юриспруденции реализует предмет своей профессио-
нальной деятельности на основе различной информации – научной, соци-
альной, юридической, экономической и иной. Управленческий персонал
правовых органов по статистике затрачивает на работу с информацией до
80% времени, следователи только на обработку информации – более 40%.
Раньше (а кое-где и сегодня) информация, обращающаяся в правовых
системах, обрабатывалась работниками местной администрации, судьями,
прокурорами, государственными арбитрами, следователями и другими спе-
циалистами, в основном, вручную. Хранение этой информации осу-
ществлялось, как правило, с помощью простейших средств − карточек зако-
нодательных материалов: карточек по учёту директив, приказов, распоряже-
ний, книг по анализу преступности, журналов, папок с докладами и т.д.
С ростом объёма информации возникла ситуация, когда существую-
щие в правовой системе средства работы с информацией значительно
устарели и стали отставать от современных потребностей, это привело к
перегрузке работников, снижению качества их труда.
2.2. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ЕГО ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ,
ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДЛЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Современное общество отличают приоритет информации над про-
дукцией материального производства, становление рыночной экономики,
обновление законодательства, информатизация всех сфер деятельности, в
том числе правовой, формирование в России единого информационно-
правового пространства, Электронного правительства, обеспечение ин-
формационной безопасности граждан и государства, развитие отрасли
информационных услуг, создание информационного права, вхождение в
мировое информационное пространство.
Как показывает практика, одним из самых эффективных направле-
ний повышения производительности труда юриста в настоящее время,
является использование информационно-коммуникационных технологий
на базе современных компьютеров. Решение профессиональных задач с
помощью информационно-коммуникационных технологий даёт возмож-
ность воздействовать на качество и эффективность всей юридической
деятельности, повысить производительность труда специалистов в сред-
нем в три раза [34].
Информационная технология – это процесс, использующий совокуп-
ность средств и методов сбора, обработки и передачи первичной инфор-
мации для получения информации нового качества [44]. В статье 2 ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
записано, что «информационные технологии» – это процессы, методы
поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения
информации и способы осуществления таких процессов и методов.
В России в разные годы были разработаны и приняты концепции и про-
граммы информатизации учреждений и организаций юридического профиля.
Например: указы Президента Российской Федерации от 28.06.93 г. № 966
«О концепции правовой информатизации России», от 04.08.95 г. № 808
«О президентских программах по правовой информатизации», от 19 де-
кабря 1995 г. № 1272 «Об информационно-телекоммуникационном обес-
печении Счётной палаты Российской Федерации»; федеральные законы
«Об информации, информатизации и защите информации» (утратил си-
лу), «Об информации, информационных технологиях и о защите инфор-
мации»; приказы Минюста РФ от 21.01.2000 г. № 10 «Об утверждении
Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федера-
ции», МВД РФ от 10.07.95 № 263 «О порядке внедрения типовых про-
граммно-технических средств информатизации органов внутренних дел»;
Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 – 2010 гг.)»;
в 1999 г. разработана Концепция информатизации судов общей юрисдик-
ции и системы Судебного департамента, получившая одобрение судей-
ского сообщества; Концепция использования информационных техноло-
гий в деятельности федеральных органов государственной власти до
2010 г. (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 27.09.2004 № 1244-р) и др.
Согласно данным законодательным актам, органы прокуратуры, су-
да, других ведомств, некоммерческие и коммерческие юридические фир-
мы оснащаются современной компьютерной техникой и информационно-
коммуникационными технологиями. Так объявленная 13 июня 2002 г.
приказом МВД России № 562 «Концепция развития информационно-
вычислительной системы МВД России на 2002 – 2006 гг.» направлена на
решение двух взаимосвязанных задач: повышение эффективности исполь-
зования существующих в МВД России информационных ресурсов и обес-
печение развития информационно-вычислительной системы МВД России
как системы, интегрирующей информационные ресурсы органов внут-
ренних дел на основе перспективных технологий их обработки. Исполне-
ние положений данной Концепции обеспечит переход к созданию единого
информационного пространства МВД России, а в дальнейшем и к форми-
рованию единого информационного пространства правоохранительных,
контрольно-надзорных и финансовых органов Российской Федерации на
основе интеграции их информационных ресурсов в единую информаци-
онно-телекоммуникационную среду [60].
Таким образом, решение проблем информатизации базируется на
создании автоматизированных информационных сетей на разных уровнях
управления. Особенно актуально создание локальных сетей на уровне
подразделений в целях обеспечения более рационального обмена данны-
ми, использования данных, поступающих в информационные центры.
Функционирование таких сетей способствует организации безбумажного
обмена информацией между службами и подразделениями и использова-
нию автоматизированных рабочих мест [34].
Можно выделить несколько направлений информатизации:
1) создание Общенациональной системы правовой информации;
2) информатизация правотворческой деятельности;
3) информатизация правоприменительной деятельности;
4) информатизация правоохранительной деятельности.
В частности, работа по информатизации судов, органов и учреждений
юстиции проводилась на базе предпроектного обследования данных орга-
нов и учреждений, проведённого в 1990 г., а также многочисленных реше-
ний и плана поэтапного внедрения средств вычислительной техники в дея-
тельность органов юстиции и суда на 1991 – 1994 гг., утверждённых мини-
стром юстиции. Согласно Постановлению Правительства Российской Фе-
дерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от
24 июля 1997 г. проводились работы по созданию единой системы инфор-
мационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России, цен-
тральным узлом которой является Главный информационно-аналитический
центр (ГИАЦ), его подразделения существуют во всех регионах страны.
Центр был создан 29 марта 1968 г. в целях совершенствования ин-
формационного обеспечения центрального аппарата Министерства для
решения задач по комплексной автоматизации учётно-вычислительных
работ, назывался он – Информационно-вычислительный центр (ИВЦ).
9 ноября 1970 г. для улучшения системы сбора и обработки информации и
использования её в оперативно-служебной деятельности на базе ИВЦ соз-
даётся Главный информационный центр при МВД СССР. В ноябре 1971 г.
ГИЦ был преобразован в Главный научно-исследовательский центр
управления и информации (ГНИЦУИ). На ГНИЦУИ возлагались задачи
по научной разработке проблем совершенствования систем управления и
информации в органах внутренних дел, по руководству учётно-ре-
гистрационной и информационной деятельностью; обеспечению аппарата
МВД СССР, органов внутренних дел, других ведомств оперативно-
справочной, статистической и научно-технической информацией. 4 ноября
1985 г. ГНИЦУИ снова переименовывается в Главный информационный
центр (ГИЦ) МВД СССР. Массовое внедрение ПЭВМ в конце 1980-х гг.
позволило максимально приблизить системы хранения и обработки ин-
формации к непосредственным потребителям – практическим работни-
кам. Использование мощных ЭВМ и систем телеобработки данных от-
крывали новые перспективы в компьютеризации деятельности органов
внутренних дел. В 2003 г. на ГИЦ МВД России были возложены функции
по руководству, координации и контролю за процессами внедрения и ис-
пользования современных информационных технологий в системе МВД
России, формированию единой научно-технической политики в органах
внутренних дел [60].
В 2004 г. в целях совершенствования информационного обеспечения
органов внутренних дел страны была разработана Программа «Создание
единой информационно-телекоммуникационной системы органов внут-
ренних дел», рассчитанная на 2005 – 2008 гг. В состав Программы входи-
ли подпрограммы: «Реконструкция и техническое перевооружение ин-
формационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Феде-
рации, УВД на транспорте», «Создание системы межрегиональных авто-
матизированных банков данных дактилоскопической информации феде-
ральных округов и федеральной автоматизированной дактилоскопической
информационной системы (АДИС-ГИЦ) и развитие сети программно-
технических комплексов АДИС регионального уровня», «Создание авто-
матизированной информационно-поисковой системы биометрической
идентификации личности по изображению лица на 2005–2006 гг».
В соответствии с новыми задачами ГИЦ МВД России в ноябре
2004 г. преобразован в Главный информационно-аналитический центр
МВД России.
В МВД России в 2011 г. создано новое подразделение – Департамент
информационных технологий, связи и защиты информации. Перед под-
разделением стоит задача «собрать воедино и активизировать всю преды-
дущую работу в этом направлении, принципиально изменив систему
взаимодействия МВД с населением» [60]. По сообщению главы департа-
мента планируется постепенный переход на предоставление государст-
венных услуг в электронном виде. Одной из основных задач департамента
является объединение всех существующих разрозненных электронных
систем в единую телекоммуникационную систему, которая объединит
органы внутренних дел, внутренних войск и, возможно, Федеральной ми-
грационной службы (ФМС), «Чтобы любому сотруднику органов внут-
ренних дел, участковому или оперативнику, было легче работать» [60].
Основным звеном процесса информатизации правовой сферы обще-
ства является создание в России общегосударственной автоматизирован-
ной системы правовой информации, которая объединит подсистемы всех
регионов страны, всех правовых органов и органов власти.
Негативным результатом информатизации общества явилось появле-
ние нового вида преступлений, так называемых «компьютерных» престу-
плений, так как преступный мир во все времена вооружается самыми со-
временными средствами совершения преступлений, сегодня это компью-
терные информационные технологии. Развитие компьютерных информа-
ционных технологий, широкое распространение ЭВМ, объединение их в
телекоммуникационные сети расширяют возможность проникновения к
«чужим» информационным ресурсам, т.е. приводят к новым способам
совершения преступлений.
Таким образом, происходит увеличение общественно опасных дея-
ний с помощью или против компьютерной техники.
Всё вышесказанное служит предпосылкой использования вычисли-
тельной техники правовыми органами и порождает необходимость подго-
товки юридических кадров к работе в новых условиях – в условиях со-
временной информационной среды. Специалист юриспруденции сегодня
должен не только уметь раскрывать преступления, совершённые с ис-
пользованием компьютера, но и свободно использовать компьютерные
информационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Однако необходимо помнить, что решение юридических задач с по-
мощью технических средств и информационных технологий требует раз-
работки неформализованных и формализованных алгоритмов и программ
работы с информацией. Это могут быть алгоритмы и программы процесса
правотворчества, правового регулирования, рассмотрения дел в суде,
движение информации от правоохранительных органов к фирмам, авто-
матизации поиска информации о правонарушениях среди работающих на
предприятиях области, района и многие др.
Алгоритмизация информационного процесса в сфере права, решения
юридической задачи сводится к расчленению этого процесса на простей-
шие этапы. Составление алгоритма здесь требует детализации рассматри-
ваемых явлений и процессов, их деления и соединения, что в ряде случаев
связано с определёнными трудностями, особенно если речь идёт о состав-
лении формализованного алгоритма (например, определёние размера тру-
дового стажа), который предстоит выполнить на компьютере.
В области права существует ряд форм записи алгоритма. Преобла-
дающей является словесная форма описания информационных процессов
в правовых образованиях, а также решения юридических задач. При ис-
пользовании этой формы требуется придерживаться следующих правил:
осуществлять тщательный отбор слов, строго выстраивать фразы и тек-
сты.
В связи с использованием математических методов и вычислитель-
ной техники в праве получило распространение блок-схемное и графиче-
ское представление алгоритмов.
При блок-схемном представлении алгоритма рассматриваемый про-
цесс или явление разбивается на блоки, которые объединяются в одну
общую схему. Передача управления от одного блока к другому обознача-
ется стрелками, снабжёнными поясняющими надписями.
Графическое изображение алгоритма связано с конструированием
геометрических и иных фигур, соединений, линий, обозначающих реали-
зацию процесса решения юридических информационных задач.
- Организация научного исследования. Этапы научного исследования.
Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.
Выбор темы исследования. Научное исследование всегда предполагает решение какой-либо научной проблемы. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создают основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:
- обнаружение существования такого дефицита;
- осознание потребности в устранении дефицита;
- формулирование проблемы.
Предпочтительнее исследовать те проблемы, в которых человек более компетентен и которые связаны с его практической деятельностью (спортивной, учебной, организационной, преподавательской или тренерской). Вместе с тем предполагаемую тему необходимо оценить с точки зрения возможности проведения эксперимента, т.е. наличия достаточного количества испытуемых для формирования опытных групп (экспериментальной и контрольной), научно-исследовательской аппаратуры, создания соответствующих условий для проведения учебно-педагогического процесса в экспериментальной группе и т.д.
Помощь в выборе темы может оказать просмотр каталогов защищенных диссертаций, обзорных публикаций в специальной научно-методической периодике.
Тема должна быть актуальной, т.е. полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества.
Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это процесс или явление, которые избранны для изучения, содержат проблемную ситуацию и служат источником необходимой для исследователя информации.
Объектом научно-педагогического исследования могут быть процессы (учебно-воспитательный, учебно-организационный, тренировочный, управленческий), развивающиеся в детском саду, школе, ДЮСШ, вузе, физкультурно-оздоровительном комплексе и т.д. Однако объект исследования рекомендуется формулировать не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.
Предметом педагогического исследования могут выступать: совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса; формы и методы педагогической деятельности; диагностика учебно-воспитательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания, тренировки; характер психолого-педагогических требований и взаимодействий между педагогами и учащимися, тренерами и спортсменами, педагогических взаимоотношений.
Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования. Например: Объект исследования – система физического воспитания студентов, предмет исследования – процесс формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, тема исследования – формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре.
Определение цели и задач. Исходя из объекта и предмета можно приступить к определению цели и задач исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится. Целью исследований в рамках курсовых и дипломных работ может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания способностей личности, развития двигательных способностей, форм и методов физического воспитания в различных структурных подразделениях (детский сад, школа, ДЮСШ и т.д.) и возрастных группах, содержания обучения, путей и средств совершенствования управления учебно-тренировочным и воспитательным процессом и т. д.
Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.
Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.
Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т.е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса (например, разработкой экспериментальной методики обучения или тренировки).
Четвертая – с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.
Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить...», «Разработать...», «Выявить...», «Установить...», «Обосновать...», «Определить...», «Проверить…», «Доказать…» и т.п.
Формулировка названия работы. Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.
Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования. Не следует допускать в названии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».
Сразу найти полную и краткую формулировку – дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.
Разработка гипотезы. Гипотеза – научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения. Знание предмета исследования позволяет выдвинуть гипотезу. Все гипотезы, в том числе и педагогические, делятся на описательные и объяснительные. В первых описывается связь между педагогическими средствами формирования того или иного качества и результатом экспериментальной деятельности, во вторых – объяснительных – раскрываются внутренние условия, механизмы, причины и следствия.
Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение педагогического опыта, анализ существующих научных фактов и дальнейшее развитие научных теорий. Любая гипотеза рассматривается как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.
Составление плана исследования. План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме.
В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и даже изменять.
Работа с литературой. Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования. Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга и т.п.).
Подбор исследуемых. Любое педагогическое исследование в конечном счете является сравнительным. Сравнивать можно результаты экспериментальной группы (т.е. группы, в которой применялся новый элемент учебно-воспитательного процесса), с результатами контрольной группы (в которой для сопоставления сохранялась обычно принятая постановка обучения и воспитания).
Можно сравнивать и результаты «сегодняшних» исследований с результатами, которые были получены на тех же людях, но раньше. Правда, в этом случае потребуется фактический материал результативности предшествующей педагогической деятельности, который позволил бы провести статистические расчеты на достоверность различий. Кроме того, надо будет доказать, что результаты исследований, например, в текущем учебном году являются следствием именно нового педагогического элемента, а не возросшего уровня физической подготовленности по сравнению с прошлым годом.
Наконец, сравнивать можно результаты, полученные на данной группе людей, с теми стандартами, которые существуют в науке (например, сравнивать уровень физического развития 10-летних детей «своей» школы со стандартами, характеризующими физическое развитие детей этого возраста в определенных географических и климатических зонах страны).
Необходимость применения тех или иных способов сравнения результатов педагогического процесса диктует особые требования к подбору исследуемых: исследуемые лица должны быть максимально идентичными по своим характеристикам. Только в этом случае можно будет утверждать, что эффективность педагогического процесса достигнута за счет нового учебно-воспитательного элемента, а не за счет, например, лучшего физического развития исследуемых экспериментальной группы.
Известно, что любое педагогическое исследование проводится на сравнительно небольшом количестве людей. В то же время выводы делаются применительно ко всем лицам, аналогичным по полу, возрасту, уровню подготовленности и т. п. Подобный перенос результатов экспериментов основывается на статистическом законе больших чисел. Объективное действие данного закона позволяет использовать в статистике выборочный метод, при котором изучаются не все единицы той или иной совокупности, а лишь отобранная их часть. При этом обобщенные характеристики отобранной части (выборочной совокупности) распространяются на всю совокупность (генеральную совокупность). Основное требование к выборке – она должна максимально отражать черты генеральной совокупности (т.е. быть представительной – репрезентативной).
Применяя выборочный метод, каждый экспериментатор решает две задачи: кого выбрать в качестве исследуемых и сколько их надо выбрать.
Выбор методов исследования. Метод исследования – это способ получения сбора, обработки или анализа данных. В исследованиях, проводимых в области физической культуры и спорта, широко применяются различные методы научного познания из других областей науки и техники. С одной стороны, это явление можно считать положительным, так как оно дает возможность изучить исследуемые вопросы комплексно, рассмотреть многообразие связей и отношений, с – другой это разнообразие затрудняет выбор методов, соответствующих конкретному исследованию.
Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.
В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории физической культуры, наибольшее распространение получили следующие методы:
анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов;
опрос (беседа, интервью и анкетирование);
контрольные испытания (тестирование);
хронометрирование;
экспертное оценивание;
педагогическое наблюдение;
педагогический эксперимент;
методы математической обработки.
Перечисленные группы методов тесно связаны между собой. Они не могут применяться изолированно. Например, для проведения наблюдения или эксперимента необходимо предварительно получить информацию о том, что уже есть в практике и теории физической культуры, т. е. воспользоваться методами анализа научно-методической литературы или опроса. Полученный в процессе исследования фактический материал не будет достоверен без методов математической обработки.
Сущность педагогического эксперимента и педагогического наблюдения состоит в сочетании нескольких перечисленных методов. Любой педагогический эксперимент включает в себя: один или несколько методов сбора текущей информации (контрольные испытания, опрос, экспертное оценивание и т.д.); метод математической обработки. Предшествует им использование методов получения ретроспективной информации (опрос, анализ литературных и документальных источников). Все это служит основанием считать эксперимент комплексным методом научного познания.
Педагогическое наблюдение обязательно включает в себя один или несколько методов сбора текущей информации и иногда – метод математической обработки.
Таким образом, педагогический эксперимент и наблюдение являются определенными системами использования нескольких методов исследования. В том и другом случаях могут применяться одинаковые методы сбора текущей информации.
Применение основных педагогических методов в исследованиях в области физической культуры и спорта позволяет использовать в каждом конкретном случае самые разнообразные приемы, способы и методики регистрации и сбора информации (физиологические, психологические, биомеханические, медицинские и др.): от обычного визуального анализа и оценки до применения современных технических устройств и приборов с использованием современных компьютеров и информационных технологий.
Организация условий проведения исследования. Организация педагогического эксперимента связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения, выбор экспериментальных и контрольных групп, оценка всех особенностей экспериментальной базы и т.д.
Для успешного проведения педагогического эксперимента необходимы определенные условия: наличие спортивной базы (спортзал, бассейн, стадион), соответствующий инвентарь (гимнастические снаряды, мячи, лыжи, коньки и т.д.). Вопрос о месте проведения эксперимента на практике, особенно на начальном этапе, чаще всего решается на основе личной договоренности экспериментатора с преподавателями или тренерами соответствующих организаций (ДЮСШ, средняя школа, ПТУ, вуз и т. п.), в которых может быть поставлен педагогический эксперимент. Во всех случаях для проведения эксперимента должно быть получено разрешение руководителя организации, в которой предполагается проведение эксперимента.
Проведение исследования. На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.