Экспериментальные методы




Метод эксперимента является основным методом познания механизмов и закономерностей психоло­гической реальности. Его сущность заключается в получении нового научного знания в контролируе­мых и управляемых условиях. Основная неспециали­зированная задача эксперимента — установление причинно-следственных связей и объяснение психо­логических процессов и явлений. При проведении эксперимента используют двойное правило различия и согласия. (Дж. С. Милль): если за группой событий А, Б следует событие а, но за Б,В не следует а, то А есть причина а. Первая из двух групп событий рассматривается как экспериментальная, вторая – как контрольная. Единственное отличающее их событие называется независимой переменной, которая в ходе эксперимента может подвергаться различным изменениям.

Наиболее широкое распространение получила модель эксперимента, представленная в табл. 5[19].

Таблица 5

Модель эксперимента

Группа   Характеристика группы до эксперимента   Характеристика группы после эксперимента   Происшедшие изменения
Экспериментальная Контрольная X1 Y1 X2 Y2 X1 - X2 Y1 – Y2

 

Из таблицы видно, что исследователь должен пользоваться при анализе результатов объективными оценками, позволяющими не только утверждать, что X2, больше X1, а Y 2 больше Y1, но и установить, насколько больше. Иначе нельзя будет сравнить изменения, происшедшие в экспериментальной и контрольной группах.

 

Задача количественного выражения результатов эксперимента является крайне трудной в психологических исследованиях. Поэтому количественные данные имеют, как правило, относительную, а не абсолютную значимость. Они позволяют сравнить уровни двух групп, но не дают возможности определить абсолютную характеристику каждой из них. Тем не менее психологическая наука разработала разно­го рода шкалы для измерения личностных измене­ний путем создания ситуаций, позволяющих не до­жидаться изменений в реальной учебно-профессио­нальной деятельности.

При проведении эксперимента возможно в широ­ких пределах варьировать условия протекания изуча­емого процесса, выделять влияние переменных фак­торов, изучать их взаимосвязи и тем самым устанав­ливать закономерности и механизмы психических явлений.

Важным достоинством метода эксперимента яв­ляется возможность качественной оценки изучаемых процессов, количественного учета исходных данных, что позволяет математически обрабатывать результа­ты исследования и формулировать статистически значимые выводы.

Таким образом, экспериментальные методы основываются на точном учете изменяемых незави­симых переменных, которые влияют на зависимую переменную (объект эксперимента). Специфика экс­периментальных исследований состоит в том, что они предполагают:

• организацию специальных условий учебно-про­фессиональной деятельности, влияющих на исследуе­мые психологические особенности испытуемых;

• изменение этих условий в ходе исследования.

Различают три типа экспериментального метода: естественный, моделирующий и лабораторный экс­перименты.

Естественный эксперимент предполагает иссле­дование психических явлений в обычных, естествен­ных условиях (на уроке, в производственном коллек­тиве, в процессе выполнения трудового задания и т. п.). Достоинства естественного эксперимента — относительная замаскированность целей исследова­ния, достаточно неформальная обстановка проведе­ния эксперимента, органическая включенность в условия жизни и деятельности испытуемых.

Моделирующий эксперимент применяют в ситуа­циях, когда большая сложность и высокая динамич­ность некоторых трудовых процессов не позволяют и изучать их в обычном режиме работы реальных тех­нических устройств. Такие процессы упрощают. В изучаемом трудовом процессе выделяют основные его составляющие, определяющие успех работы, созда­ют искусственные условия осуществления этой дея-
тельности, и в таких смоделированных условиях изу­чают сложный трудовой процесс. Моделирующий эксперимент применяется также при изучении профессионально важных качеств личности в процессе ее профессионального становления.

Лабораторный эксперимент предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособ­лениями. Этот тип эксперимента применяется обыч­но при исследовании элементарных психических функций: сенсорной и моторной реакции, реакции выбора, — при изучении рабочих движений человека.

За последние два десятилетия высокого уровня развития достигли видеотехника и различные оптико-механические устройства для преобразования значений параметров движения в электромагнитные сигналы. Все это способствовало, с одной стороны, широкому внедрению в исследования таких методов, как видеосъемка, стереоскопическая съемка и т. п., с другой стороны, упрощению процедуры подготовительных работ, проведения эксперимента и анализа экспериментального материала. Несмотря на универсальность методов видеофоторегистрации пространственных координат тела и отдельных его частей, эффективное применение ЭВМ и другой специальной техники в исследованиях до сих пор остается довольно сложной проблемой.

 

Генетические методы

Генетические методы направлены на исследование изменений профессионального развития лично­сти в течение длительного времени. В психологии профессионального образования оправдано исполь­зование формирующего эксперимента и мониторин­говых исследований.

Основной чертой формирующего эксперимента является, по определению В.В. Давыдова, «...не про­стое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное модели­рование, воспроизведение в особых условиях, что по­зволяет раскрыть их сущность»[20].

Использование формирующего эксперимента связано с перестройкой определенных характери­стик учебно-профессионального процесса и выделе­нием влияния этой перестройки на возрастные, ин­теллектуальные и характерологические особенности обучаемых. По существу, данный метод выступает в качестве средства проведения широкого исследова­ния с использованием всех других методов.

Формирующий эксперимент, согласно разверну­тому определению, данному В.В. Давыдовым, это эксперимент, во-первых, массовый, т. е. статистиче­ски значимый; во-вторых, осуществляемый для реа­лизации той или иной теоретической концепции; в-третьих, длительный, пролонгированный и, нако­нец, комплексный, требующий совместных усилий педагогов-теоретиков, дидактиков, методистов, и поэтому его следует организовывать в особых учреж­дениях.

Формирующий эксперимент используется при поиске оптимальных технологий профессионально­го образования, эффективной методики профессио­нальной подготовки на предприятии, инновацион­ных способов повышения квалификации.

К генетическим методам исследования следует также отнести мониторинг профессионального разви­тия и профессионально-образовательного процесса.

Мониторинг как метод исследования может быть рассмотрен с различных позиций, обусловленных его объектом. В качестве объектов мониторинга в систе­ме профессионального образования могут выступать:

• профессионально-образовательный процесс;

• академическая успеваемость обучаемых;

• учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;­

• развитие личности обучаемых;

• становление учебной группы;

• профессиональная деятельность преподавателя;

• профессиональное развитие преподавателя;

• становление педагогического коллектива.

В зависимости от выбранного объекта монито­ринга возникают специфические цели и задачи, свя­занные с его реализацией на практике, т. е. в каждом случае мы будем иметь определенный вид монито­ринга. При реализации любого вида мониторинга проявляются определенные психологические осо­бенности, обусловленные его объектом.

Высокую значимость для системы профессио­нального образования приобретает мониторинг, объ­ектами которого являются развитие личности обуча­емых, а также развитие их учебной и учебно-профес­сиональной деятельности. Данный вид мониторинга позволяет получить информацию о характеристиках, структуре, развитии учебной и учебно-профессио­нальной деятельности обучаемых, об изменениях субъекта этой деятельности, т.е. личности обучаемого (изменение характеристик, структуры субъекта деятельности, формирование психологических ново­образований).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: