Лонгитюдный метод - многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых (или групп) в процессе их развития. Лонгитюдные исследования проводятся на протяжении нескольких лет с целью установления профессиональных изменений (развития, деформаций) личности в ходе профессионального образования.
Лонгитюдный метод оформился в психологии в 20-е гг. прошлого столетия и применялся в основном для изучения генезиса психики и научного обоснования психологического прогноза в детской и возрастной психологии. В последующие годы стали использоваться длинные (проводимые в течение 20—30 лет) лонгитюды, в которых на больших группах испытуемых прослеживались изменения определенных показателей психического развития.
Проведение лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование других методов: наблюдения, опросов, тестирования, психографии, праксиметрии и др.
Полученные в процессе лонгитюда результаты зависят от возраста, стажа работы, профессиональной принадлежности испытуемого и социально-экономических условий, в которых проводилось исследование. Наличие стольких факторов усложняет получение достоверных результатов. И, тем не менее, считается, что лонгитюдные исследования обеспечивают высокую предсказательную валидность, надежность результатов, основанную на однородности изучаемой выборки.
Сложность использования лонгитюдного метода обусловлена отбором испытуемых. Здесь возникает проблема обеспечения репрезентативности выборки. Трудности связаны также с определением размера выборки. В известных зарубежных лонгитюдах выборка распределялась в интервале 200—2000 испытуемых.
|
Следующая проблема - определение оптимальных интервалов между измерениями. Как правило, обследования проводятся через год, хотя возможны и более длительные периоды. При исследовании профессионального становления личности в качестве интервала обследования можно было бы избрать стадии и фазы профессионального развития.
Одной из проблем лонгитюдного исследования является выбор его длительности. Лонгитюд может длиться от пяти до пятидесяти лет. Классическим считается Калифорнийский лонгитюд, проводимый с 1928 г. по сей день.
Недостатки лонгитюдного метода связаны именно со значительной длительностью исследования. Личностные и профессиональные изменения могут стать следствием случайных или драматических событий. С годами сокращается число испытуемых, меняется состав исследователей, расширяется спектр исследуемых параметров, да и сами методики претерпевают изменения. Одним из факторов, ограничивающих применение лонгитюда, является его высокая стоимость.
Преодоление недостатков лонгитюдного метода возможно за счет применения других методов, в частности психобиографии.
Психобиография — метод психологического изучения жизненного пути конкретных лиц. Первоначально психобиография использовалась для анализа карьеры политических деятелей, в дальнейшем она стала применяться для изучения становления деятелей науки и культуры, а также для исследования индивидуальных профессиональных биографий людей. Использование психобиографии в психологии профессионального образования позволяет получить ценную информацию о зарождении профессиональных намерений, факторах выбора профессии, трудностях профессионального образования, траектории карьеры, кризисах профессионального становления личности и др.
|
Наблюдение — метод сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации психических явлений на основе их преднамеренного и систематического восприятия. Наблюдение проводится, как правило, по жесткой программе (формализованное наблюдение), в отдельных случаях по плану (свободное наблюдение).
Свободное наблюдение применяют на начальных этапах исследования. Оно позволяет скорректировать постановку вопросов, глубже вникнуть в суть изучаемой проблемы.
Формализованное наблюдение ведется по стандартизированной программе; наблюдаемые события разбиты на отдельные элементы, которые фиксируются в протоколе. Отмечается частота их проявления, психическая напряженность, поведенческие реакции людей и т. д.
Особенностью наблюдения как метода исследования является то, что сбор информации осуществляется при помощи разных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания.
В зависимости от степени участия исследователя в наблюдаемом процессе различают включенное наблюдение, когда исследователь входит в состав группы и выполняет все виды деятельности этой группы, и стороннее наблюдение, когда исследователь рассматривает ситуацию непосредственно или находится за пределами наблюдаемого действия, когда аналзируются психические явления, снятые кино- или видеокамерой.
Наблюдение как метод психологии профессионального образования применяется при оценке организации учебного места и учебно-производственной ситуации в целом, при анализе коммуникации обучаемого, его поведения, профессиональной обучаемости и роста квалификации. Наблюдение целесообразно использовать при разработке психограмм профессий, исследовании особенностей профессионального обучения на рабочем месте.
|
Негативные моменты наблюдения заключаются в недостаточной репрезентативности полученных данных из-за большого количества сопутствующих явлений и высокой вероятности субъективной интерпретации наблюдаемых событий. При наблюдении приходится информировать обучаемых о задачах исследования, что вносит изменения в их учебно-профессиональное поведение и деятельность.
Анализ продуктов деятельности заключается в психологическом изучении результатов учебно-профессионального труда обучаемых: графических документов (чертежей, схем, проектов), различных поделок, технических устройств, производственных изделий и т.п. По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об уровне профессиональной обученности, развития профессионально важных качеств обучаемого: аккуратности, ответственности, точности и др. Анализ количества и качества изделий, изготовленных в течение определенного учебного времени, позволяет определить уровень сенсомоторной обучаемости, время наступления утомления и сделать выводы о наилучшем режиме учебного труда.
Психометрические методы
Психометрия (психометрические методы) — исследование количественных сторон, соотношений, характеристик психических процессов и явлений. Важнейшим признаком психометрии является стандартизация технологий измерения параметров динамики индивидуальных различий, эмпирических лимитов данного психического процесса. Психометрия направлена на создание психодиагностических методик, обладающих валидностью, надежностью и репрезентативностью. К психометрическим методам относится психологическое тестирование.
Тестирование — метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование применяется в образовании при определении интеллектуальных и специальных способностей, уровня развития психофизиологических свойств и качеств личности, при отборе и определении профпригодности абитуриентов, а также в процессе аттестации и профессионального консультирования.
В тестировании выделяют три этапа:
• выбор теста, опросника (определяется исследовательской задачей);
проведение тестирования в соответствии с инструкцией при соблюдении этических норм;
• обработку полученных данных и интерпретацию результатов тестирования.
В психологии профессионального образования важное значение приобретает диагностика специальных способностей и учебно-профессиональных достижений. Традиционные интеллектуальные тесты направлены на измерение академических способностей. Они сосредоточены главным образом на изучении абстрактных функций интеллекта. Потребность в надежных методах отбора поступающих в профессиональные учебные заведения побудила психологов разработать диагностику специальных (профессиональных) способностей. В зависимости от разных профессий и специальностей к кандидатам предъявляются специфические требования. В целях профотбора, профконсультации необходимо иметь тесты, позволяющие определить уровень обученности (подготовленности), обучаемости, выраженности профессионально значимых психофизиологических свойств, психологических качеств, профессиональных умений.
В психологии выделяют следующие группы способностей: сенсорные, двигательные, технические и профессионализированные, куда входят художественные, управленческие, предпринимательские, конвенциональные и др. В соответствии с выделенными способностями конструируются и различные тесты. Тесты специальных способностей применяются в основном для профессионального отбора.
Расмотрим особенности диагностики сенсорных способностей. Многие профессии требуют высокого развития сенсорной сферы, в частности зрения и слуха. Тесты визуальных способностей дифференцируются в зависимости от профессионально значимых признаков и измеряют остротузрения, цветовое различение, восприятие глубины, мышечный баланс глаз. Очень распространенным тестом, определяющим остроту зрения, является следующий: испытуемому показывают таблицу, на которой изображены ряды печатных букв, постепенно уменьшающихся по величине, и предлагают называть буквы, которые указывает экспериментатор.
Слуховое восприятие дифференцируется на ряд простых функций, таких как острота слуха, выделение сигналов из фона, наполненного шумами, различение тембра, высоты звуков. Наиболее часто определяется острота слуха. При этом используется звуковой сигнал, а чаще всего человеческий голос, произносящий какие-либо слова или простые предложения. Для измерения более сложных характеристик слуха, например музыкального, применяют тесты музыкальной одаренности.
Диагностика двигательных способностей осуществляется с помощью тестов, измеряющих скорость, координацию и другие характеристики двигательных реакций. Поскольку многие моторные тесты выполняются под контролем зрения, правильнее было бы говорить о диагностике сенсомоторных способностей. Как правило, эти тесты конструируются по принципу подражания или воспроизведения работы в меньших масштабах. Широкое распространение получили тесты, диагностирующие ловкость пальцев, скорость манипулирования предметами, твердость руки, время реакции, скорость движения руки.
Важное место в профотборе персонала занимают тесты технических способностей. Под техническими способностями понимают сложные интеллектуальные способности, включающие пространственные представления, техническую компетентность и сен-сомоторные умения.
К последней группе специальных способностей относятся профессионализированные способности: художественные, музыкальные, конструкторские, исследовательские, предпринимательские, социальные, исполнительские и др. Тесты, сконструированные для их измерения, используются при отборе персонала для определенной профессиональной области деятельности.
Тесты достижений диагностируют степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками. В отличие от тестов интеллекта они измеряют влияние специальных программ обучения, профессиональной подготовки на эффективность обучения и овладение профессией. Другими словами, тесты достижений ориентированы в основном на оценку успехов индивида после завершения обучения.
Применяют обычно три формы тестов достижений: тесты действия, письменные и устные тесты. В тестах действия требуется выполнить ряд заданий, наиболее важных в конкретной профессиональной деятельности. Для выполнения теста либо используют производственное оборудование, либо моделируют трудовые операции на тренажерах. Тесты действия широко применяются в конторских профессиях технический секретарь, машинистка, стенографистка, клерк и т. п.).
Письменные тесты достижений используются в профессиях, где важны специальные знания, осведомленность, грамотность. Их показатели ориентированы на измерение усвоения ключевых понятий, тем, классификационных признаков, технических характеристик, формул. Стандартизированная форма оценки носит более объективный характер, допускает групповую работу и не требует больших затрат времени.
Устные тесты профессиональных достижений представляют собой серию стандартизированных вопросов, касающихся специальных профессиональных знаний. Вопросы подбираются на основе тщательного анализа профессиональной деятельности, наблюдения за квалифицированными работниками и экспертной оценки значимости каждого вопроса.
Использование тестов достижений для оценки профессиональной компетентности можно проиллюстрировать на практике аттестации психологов в США[15]. Чтобы быть допущенными к экзамену на звание психолога, кандидаты должны иметь университетское психологическое образование и проработать два года под руководством дипломированного психолога. Экзамен состоит из двух частей и предполагает:
• выполнение ста заданий с множественным выбором по семи областям деятельности: клинической психологии, психологии развития, промышленной психологии, общей экспериментальной психологии, тестированию и статистическому анализу, социальной пси
хологии и психологическому консультированию;
• описательные ответы на пять вопросов, один из которых - по методологии исследования и четыре по любым двум из перечисленных семи областей дея
тельности. Эти области кандидат выбирает сам.
В каждом штате существуют свои законы присвоения звания психолога и выдачи лицензии на практическую деятельность. Но все они направлены на то, чтобы оградить общество от шарлатанов и некомпетентных лиц, объявляющих себя психологами.
Широкое распространение тестов достижений и специальных способностей объясняется тем, что они позволяют специалистам по обучению персонала оперативно выявлять уровень профессиональной подготовленности работника, следить за его профессиональным становлением (карьерой) и прогнозировать профессиональные достижения.
В связи с введением в нашей стране аттестации служащих проблема диагностики с использованием тестов достижений и специальных способностей приобретает особую актуальность.
Методы опроса - это способы получения информации в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (с помощью опросника-анкеты) общения исследователя с испытуемым. Опросники не являются тестами, но достаточно высокая надежность, и валидность позволяют отнести их к психометрическим методам. К группе психометрических методов относятся все стандартизованные формы опроса. В психологии профессионального образования широкое распространение получили опросники-анкеты. К ним относятся биографические опросники, опросники интересов.
Биографические опросники диагностируют уровень и характеp образования, виды профессиональной деятельности, смену места работы и профессии, хобби. По мнению А, А. Анастази, эти опросники являются валидными при предсказании успешности
работы как для профессий неквалифицированного труда, так и для профессий высокого уровня квалификации.
Опросники интересов предназначены для измерения образовательных и профессиональных интересов. Они применяются для решения задач профессионального отбора.
Одним из первых таких опросников стал «Бланк профессиональных интересов», созданный Э. Стронгом в 1920 г. Он диагностирует четыре показателя интересов:
1) сходство интересов обследуемого с интересами лиц, достигших успехов в определенной профессии;
2) структуру интересов мужчин и женщин;
3) степень зрелости интересов;
4) уровень профессиональной подготовки[16].
Один из последних вариантов этого опросника, разработанный в 1974 г., содержит 325 заданий, сгруппированных в 7 частей. В первых пяти частях испытуемый отмечает свои предпочтения суждениями «нравится», «безразлично», «не нравится». Вопросы в этих частях распределены по следующим категориям: профессии, учебные предметы, виды деятельности, типы развлечений, общение с различными типами людей. Другие две части требуют от отвечающего предпочесть одно из двух заданий (например, иметь дело с вещами или с людьми) и отметить ряд утверждений о себе суждениями «да», «нет», «не знаю».
Другим распространенным опросником интересов является «Протокол профессиональных предпочтений» Г. Кьюдера (1966). Он предназначен для определения предпочтительных интересов индивида среди широкого круга разных видов деятельности, но не прогнозирует предполагаемый выбор рода занятий на основе изученных интересов.
Вопросы «Протокола...» относятся к типу триад вынужденного выбора. На каждый вопрос испытуемый отвечает, какой из трех перечисленных видов деятельности ему наиболее и наименее по душе (например: посещение картинной галереи, работа в библиотеке, посещение музея).
Шкалы интересов включают различные виды деятельности: научную, техническую, литературную, общественную и др., т.е. опросник Г. Къюдера диагностирует интерес испытуемого к определенным видам деятельности, а не к конкретным профессиям.
Важное значение имеет диагностика профессиональной обучаемости. Под обучаемостью понимают систему качеств, способностей личности, определяющих продуктивность учебно-профессиональной деятельности (при прочих равных условиях наличие исходных знаний, умений и навыков, положительной мотивации, определенного уровня физического развития, здоровья).
Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче учащийся приобретает новые знания и профессиональные умения, тем свободнее он ориентируется в учебно-профессиональных ситуациях, тем выше темп его профессионального развития. В основе профессиональной обучаемости лежит развитие сенсомоторных способностей, психических процессов, а также мотивационно-волевых и эмоциональных качеств личности. Степень развития и сочетание этих свойств определяют индивидуальные различия в обучаемости, являются ее качественными показателями.
Анализ психологической литературы по проблемам обучаемости показал, что исследователи разъединяют обучаемость и умственное развитие; важнейшим психическим процессом, детерминирующим обучаемость является мышление; важное значение в повышении уровня обучаемости принадлежит мотивам учения[17]. 3.И. Калмыкова, признавая обучаемость как производное от разнообразных особенностей психики, рассматривает это понятие в более узком смысле — как общие умственные способности, ограничивая его содержание лишь спецификой мышления.[18]
К критериям обучаемости относятся:
• сформированность логических приемов мышления;
• самостоятельность мышления;
• преобладающий тип мышления.
Диагностика этих качественных характеристик мышления осуществляется при
помощи широко применяемых в психологии методик.
В психологии профобразования правомерно использовать понятия сенсомоторной и профессиональной обучаемости и в зависимости от содержания профессии конструировать методику диагностики. Основными диагностируемыми показателями являются следующие:
• мотивы выбора профессии и терминальные ценности;
• уровень развития учебно-профессиональных способностей;
• самостоятельность и рефлексия;
• координация движений;
• сенсомоторные свойства.
Диагностика учебно-профессиональной обучаемости позволит дифференцировать профессиональную подготовку специалистов, прогнозировать успешность их будущей профессиональной деятельности.