Звучит РНП «Во поле береза стояла»




Конспект урока

Класс: 4 Дата: 24.11.2020, 01.12.2020

Тема: Оркестровая музыка. Виды оркестров: симфонический, камерный, народный духовой, джазовый.

Музыкальный материал:

-Вивальди «Времена года»

-РНП «Во поле береза стояла».

-Марш «Прощание славянки»

-«Блюз» Луи Армстронга

-Оркестр Поля Мориа – «Жаворонок»

Ход урока

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, тема урока «Виды оркестра» и сегодня мы совершим путешествие в необыкновенный мир оркестра, мир, где правят музыкальные инструменты. Мы проследим развитие оркестра с самого начала, каким он был вначале, как развивался, и какие виды оркестра существуют в наши дни. Кроме того, мы будем развивать музыкальное восприятие, слушая музыку и исполняя песенный репертуар.

 

Представление новых знаний.

Итак, начинаем! Начать наше путешествие, мне бы хотелось с истории, из которой мы узнаем, как и когда появились в жизни человека первые музыкальные инструменты. Вначале они были так же грубы и примитивны, как и орудия труда первобытного человека. Если бы вы сейчас могли их послушать - вы бы только улыбнулись. Но к ним надо относиться с большим уважением: ведь они открывали сами принципы устройства этих инструментов. Прочитайте текст:

Первые орудия труда человека, были как бы «заменой», «продолжением» руки. Такой же заменой собственного тела были и первые музыкальные инструменты. Чтобы не хлопать в ладоши, человек начал постукивать двумя камушками. Звук получался более громкий, звонкий. Так возникли ударные инструменты. Итак, в жизни человека появились первые музыкальные инструменты, и это были ударные инструменты.

Может быть, случайно во время рыбалки первобытный человек заставил запеть пустой стебель тростника, из которого потом научился делать духовые инструменты. (Например, русский народный инструмент свирель) Позже люди научились делать духовые инструменты из костей животных. (рожок).

Как-то человек изготавливал лук для охоты, он пробовал, туго ли натянута тетива. Вскоре он заметил, что она издаёт красивый звук. Тысячи раз слышали этот звук люди, не обращая внимания. Но вот кто-то прислушался, стал снова и снова трогать тетиву. Так она превратилась в струну, а охотничий лук – в музыкальный инструмент. Много веков прошло, прежде чем человек догадался, что к этой струне можно добавить ещё несколько. Так получилась арфа – первый струнный инструмент.

Звучит музыка Вивальди из цикла «Времена года».

Задание:

Вы видите имена знаменитых персонажей. Каждый из них играл на музыкальном инструменте. Вспомните, на каких инструментах играл каждый из них. Запишите имя героя и его музыкальный инструмент в тетрадь.

НЕЗНАЙКА ГУСЛИ

САДКО СКРИПКА

ШЕРЛОК ХОЛМС ТУБА

 

Итак, мы узнали, когда появились первые музыкальные инструменты. Скажите, какие группы инструментов вы знаете? К каким группам относятся скрипка, туба, гусли?

Физминутка: - Давайте с вами потанцуем руками, головой, плечами.

 

Закрепление знаний.

А теперь вспомним, как появилось понятие оркестра?

· - От какого слова произошло понятие «оркестр»? (от древнегреческого «орхео» - танцую, «орхестрой» называли площадку перед сценой. На этой площадке совершая ритмические движения, пел свою партию хор – участник каждой античной пьесы)

· Где? (в Древней Греции)

· Когда вновь возникло это понятие? (в XVI веке при дворе у аристократов, и при королевских особах стали образовываться оркестры. Сначала у таких оркестров не было определённого состава).

· В творчестве каких композиторов сложился «классический» состав симфонического оркестра? (в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена – венских музыкальных классиков).

· Кто является руководителем оркестра?(дирижёр)

· Какую музыку, и где исполняет симфонический оркестр? (симфонии, оперы балеты, т.е. музыку в театрах и концертных залах)

 

Внимательно послушайте мои утверждения, верны ли они. Если нет – исправьте:

· В симфоническом оркестре четыре группы инструментов;

· В группу струнных смычковых инструментов входят: скрипка, виолончель, арфа, альт;

· К медным духовым относятся: труба, валторна, туба, тромбон;

· К деревянным духовым относятся: флейта, гобой, валторна, кларнет.

· В группу ударных инструментов входят: большой и малый барабан, литавры, ксилофон, бубен, тарелки, треугольник;

· Дополнительно в симфонический оркестр могут включать: фортепиано, оркестровые колокола.

Оркестровые колокола зачастую звучат в симфонической музыке.

 

-Сегодня на уроке мы говорим об оркестре. И о симфоническом оркестре, первом из существующих видов оркестра, мы поговорили. А сейчас послушайте стихотворение Бориса Слуцкого. Оно о следующем герое нашего урока, ДУХОВОМ ОРКЕСТРЕ:

«ДУХОВЫЕ ОРКЕСТРЫНА ДАЧНЫХ КУРЗАЛАХ

И НА ВДАЛЬ ПРОВОЖАЮЩИХ ВОЙСКО ВОКЗАЛАХ,

ГРОМЫХАЙТЕ, ТРУБИТЕ, ТЯНИТЕ СВОЁ!

ВЫДАВАЙТЕ ПО ПУДУ МАЖОРА НА БРАТА,

И ПО ПУДУ МИНОРА, ЕСЛИ БОЛЬ И УТРАТА.

ВЫДАВАЙТЕ, ЧТО НАДО, НЕ ТОЛЬКО СВОЁ.

ВАШИ ТРУБЫИЗ ТОЙ ЖЕ, ЧТО КАСКИ ПОЖАРНЫХ,

МЕДИ ВЫЛИТЫ, ТЕМ ЖЕ ПОЖАРОМ ГОРЯТ.

ДУХОВЫЕ ОРКЕСТРЫ! ГРЕМИТЕ В КАЗАРМАХ,

ПРЕДВАРЯЙТЕ И ВОЗГЛАВЛЯЙТЕ ПАРАД!

БЕЙТЕ МАРШИ, ТЯЖЁЛЫЕ СЛОВНО АРБУЗЫ!

СЫПЬТЕ ВАЛЬСЫВЕСЁЛОЙ И ЩЕДРОЙ РУКОЙ!

ВДОХНОВЛЯЙТЕ НА ПОДВИГ ГРОМЫХАНЬЕМ ВОЛШЕБНЫМ.

ТОННЫМУЗЫКИ ПЛАВНО ВЗДЫМАТЬСЯ ДОЛЖНЫ.

КОСМОНАВТАМ ИГРАЙТЕ В МИНУТУ ОТЛЁТА

И ВСТРЕЧАЙТЕ СОЛДАТ, ЧТО ВЕРНУЛИСЬ С ВОЙНЫ.»

Слушаем «Марш славянки»

 

-Духовой оркестр предназначен не для концертов в залах и состоит он естественно из духовых инструментов, сольную партию в них ведут медные духовые: трубы, тромбоны, валторны, конечно же в состав оркестра входят и деревянно-духовые. Кроме того, непременными участниками духового оркестра являются барабаны и тарелки. Он в основном сопровождает шествия, марши, а в праздники, во время парадов и демонстраций звучит на открытых эстрадах, на площадях, в парках. Звучность его особенно мощная.

 

-А сейчас, я расскажу историю. Она про один необычный музыкальный инструмент. Это охотничий рог. В него трубили, подавая сигнал во время охоты, сбора войска, или какого-либо торжественного события. Для того, чтобы звук был слышен на далёком расстоянии, охотничий рог имел огромную длину, иногда 6-8 метров. Трубить в него было крайне неудобно.

Внимание, вопрос: Какой выход нашли музыканты, и как стал называться новый музыкальный инструмент?

Чтобы узнать название этого инструмента вам необходимо выполнить следующее задание – отгадать три слова. Когда вы разгадаете эти слова, в нижнюю строку выпишите все буквы и соберите название нового инструмента. Вот вопросы:

1.струнно-смычковый инструмент, со средним регистром. На этом инструменте играют сидя, придерживая коленями. (вио________чель)

2. ударный инструмент, про который в шутку говорят, что из него можно есть. (тар______лки).

3. немецкий композитор, про которого Бетховен сказал: «Не ручей – море ему имя».

Название, какого инструмента у вас получилось? Действительно, это валторна. Длинный альпийский рог просто скрутили, и получилась валторна. Неправда ли, необычная история?

Звучит РНП «Во поле береза стояла»

-К нам в гости заглянул оркестр русских народных инструментов. А знаете ли вы:

-Кто первым организовал оркестр русских музыкальных инструментов?

Первым, кто организовал русский народный оркестр был любитель музыки и театра В.В.Андреев. Именно он, первым, обратил внимание на балалайку и решил вывести её на большую концертную эстраду. В результате было создано целое семейство балалаек, которые в зависимости от размера получили название пикколо, прима, секунда, альт, бас, и контрабас. В 1887 году он, организовал «Кружок любителей игры на балалайках», который через 10 лет был преобразован в Великорусский оркестр. Кстати, этот оркестр существует и поныне. Теперь он называется «Оркестр народных инструментов имени В.Андреева». в процессе преобразования к балалайкам позже присоединились другие инструменты. Назовите их.

- Оркестры народных инструментов существуют в разных странах мира и республиках. Например в Украине в них входят – бандуры, на Кавказе – зурны, а в России – русские народные инструменты.

Итак, народный оркестр появился в XIX веке, благодаря любителю музыки и театра В.В.Андрееву.

- Но что же дальше? Какой оркестр появился позднее?

Начало XX века, юг Северной Америки. Значительная часть населения – это потомки африканских рабов. Необычные песни (сложный ритм, мелодии – блюз, или спиричуэл) привлекли внимание музыкантов, и в результате появилось новое направление, стиль в музыке. Но главное отличие джазовой музыки, от музыки классической, заключается в том, что она создаётся в момент исполнения, т.е. в момент импровизации.

Джазовый оркестр, или джаз-банд (банд - отряд), в отличие от симфонического и оркестра народных инструментов отличается небольшим составом музыкантов. Кроме того, впервые ударная группа музыкальных инструментов приобрела большую значимость в оркестре. Если в симфоническом оркестре музыкантов на ударных инструментах столько, сколько этих инструментов в оркестре, то в джазовом все ударные инструменты объединяются в установку, и играет на них один музыкант – ударник. Также солирующими инструментами становятся духовые (труба, саксофон).

Состав такого оркестра можно разделить на две группы это солирующие инструменты (труба, саксофон, кларнет, тромбон), и так называемая ритм-секция (гитара, контрабас, ударные, банджо и фортепиано). Ритм-секция создаёт ритмический настрой для музыкантов, делая музыку неповторимой и необычной. Сегодня весь мир знает имена джазовых музыкантов: певца и труба Луи Армстронга, пианиста Дюка Эллингтона, певицы Эллы Фицджеральд…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: