Алекс Громов
Впервые инквизиция на территории Латинской Америки упомянута уже 7 января 1519 года - в распоряжении генерального инквизитора Испании Алонсо Манрике первому испанскому епископу в Америке Алонсо Монсо говорилось, о том, что доминиканцы должны «по совместительству» выполнять обязанности «апостолитических инквизиторов во всех городах и селениях Моря-океана».
А через несколько лет, чтобы окончательно покончить с многочисленными еретиками, 25 января 1569 года король Испании (и религиозный фанатик!) Филипп Второй издал специальный декрет, официально устанавливающий власть трибунала святой инквизиции во всех заморских владениях Испании.
Всего сначала в испанских владениях в Америке было утверждено два трибунала инквизиции – в Мехико и Лиме. При этом власть Лимского трибунала так же распространялась и на территорию соседних Чили, Ла-Платы и Парагвая. А в 1610 году был создан специальный трибунал и для Картахены, являвшейся главным портом и перевалочным пунктом вице-королевства Новая Гранада. Под его властью находились также Панама, Куба, Пуэрто-Рико.
Состав трибунала был традиционным - два инквизитора, несколько следователей, а также писари, палачи и специальные приставы. При этом в нем могли работать только те, кто не только сам, но и в своей родне до «седьмого колена» не имел в никого из еретиков, ни мавров, ни иудеев, ни даже негров или индейцев.
«Сотрудники» трибуналов действовали по тщательно разработанной «служебной инструкции», подобной знаменитому кровавому кодексу Торквемады, в котором указывались не только контрольные вопросы и виды пыток, но и тонкости инквизиторского делопроизводства.
|
Этот святой трибунал занимался множеством «оргвопросов», при этом одним из самых важных была «профилактика распространения ереси». Для этого производился самый строгий контроль за всеми ввозимыми во все порты изданиями - в каждом латиноамериканском порту, принадлежавшем испанцам, был специальный чиновник, не только вывешивающий на видном месте список запрещенных книг, но лично проверяющий приходящие грузы и суда на предмет обнаружения печатной или рукописной крамолы.
Все верующие (а иным место было только на костре!) жители Латинской Америки, начиная с десятилетнего возраста, должны были присутствовать раз в три года на оглашении Генерального Эдикта веры, в котором требовалось сообщать о всех преступлениях и даже выражениях против католической церкви.
До наших дней дошла печальная статистика – после того, как в 1650 году в Мехико был в очередной раз зачитан этот эдикт, в местный трибунал поступило пятьсот доносов.
В архивах многих стран остались описания производимых в те аутодафе – сожжению еретиков на костре. От костра заподозренного в ереси не спасла даже смерть – в архивах Лимы сих пор хранится дело Менсии де Луны, обвиненной в 1635 году в великом заговоре и ереси. 26-летняя женщина скончалась через час после начала пытки. Но ее смерть и полное отсутствие доказательств вины не остановили трибунал – Менсию посмертно отлучили от церкви, конфисковали все имущество и публично сожгли на костре ее изображение.
Инквизиция не была «бескорыстной» - если трибунал приговаривал человека к смерти, то его имущество конфисковывалось. Более мягким приговорам – тюремное заключение, порка, поругание, изгнание сопутствовал как правило и крупный денежный штраф.
|
Так создавались «фонды зарплаты» инквизиции, а жертвами часто становились непокорные или просто впавшие в немилость индейские вожди и жрецы. Их судили за совершение языческих ритуалов и поклонение своим древним святыням.
Особую опасность инквизиция представляла для чужаков –иноверцев, как правило торговцев. Среди жертв инквизиции были и захваченные испанцами пираты, чаще всего англичане. Чаще всего их ждала как еретиков смерть на костре, а не приговор за пиратский разбой, от суда за который можно было откупиться у жадных и беспринципных испанских губернаторов.
Один из пиратов, Майлс Филипс, захваченный испанцами, но сумевший потом все же бежать в Англию, выпустил в 1589 году свои воспоминания о виденном им аутодафе, когда узников накануне передавали в «одежду сумасшедших» - санбенито, рубашки из желтой материи, с пришитыми спереди и сзади красными крестами, огромный помост, напротив кафедрального собора и костер.
Особой нелюбовью трибунала пользовались люди, интересующиеся колдовством и магией, читатели запрещенных книг, а также заподозренные в ворожбе. Кроме того, «среди клиентов» инквизиции также были многочисленные богохульники (с которых драли втридорога за их длинный язык, например, в случае с фламандским художником Симоном Перейнсом, которого обвинили в Мехико в богохульстве и заставили таким образом под угрозой казни бесплатно писать большую картину с изображением Богоматери!) а также местные двоеженцы, которых среди темпераментных испанских идальго, готовых волочиться за каждой юбкой, было множество.
Первой инквизиция была упразднена в Картахене – декретом Патриотической (ну и название!!!) хунты 12 ноября 1811 года. На территории Великой Колумбии ее отменили в 1821 году, а на Кубе и Пуэрот-Рико она официально просуществовала до 1834 года.
Зато теперь инквизиции посвящены многие экспонаты в латиноамериканских музеях.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.americalatina.ru