Количество баллов, необходимых для получения итоговых отметок по




ПАМЯТКА ДЛЯ СУДЕНТОВ ПО КУРСУ

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

МЕСТО ЗАЧЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:


Форма обучения – очная

Курс – 1

Семестр – 1,2

Лекции – 24 часа

Семинары – 40 часов.


 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА.

Зачет проводится в устной форме по билетам. На дифференцированном зачете проверяется:

· степень усвоения теоретического материала дисциплины (базовых психологических понятий дисциплины);

· понимание закономерностей психического развития человека;

· степень усвоения психологических концепций: теории личности, психологической теории деятельности;

· понимания места усвоенных психологических знаний в жизни.

 

Количество баллов, необходимых для получения итоговых отметок по

«Общей психологии».

Число пар Максимальный балл Допуск к итоговой аттестации Количество баллов, необходимых для получения итоговых отметок на дифференцированном зачете
«2» «3» «4» «5» «5» (автомат)
      48-78 79-135 136-174    

Основные вопросы для подготовки к зачету.

1. Психология как наука. Предмет объект и психологии. Отличие научных психологических знаний от житейских.

2. Классификация психических явлений.

3. Понятие «неосознаваемые процессы». Основные группы неосознаваемых процессов.

4. История психологии: характеристика этапов становления психологии как самостоятельной науки.

5. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов.

6. Понятие психика. Функции психики. Уровни организации психики.

7. Физиологические основы психики человека. Строение нервной клетки. Типы нервной системы. Строение нервной системы человека.

8. Физиологические основы психики человека. Строение головного мозга. Рефлекторная дуга. Общий план строения анализатора.

9. Понятие «сознание». Основные характеристики сознания.

10. Взаимосвязь развития мозга и сознания человека. Роль труда в формировании и развитии сознания человека. Концепция А. Н. Леонтьева о происхождении сознания.

11. Понятие деятельности. Общая структура деятельности. Основные виды деятельности (игра, труд, учение, общение).

12. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Основные понятия психологической теории деятельности. Уровни деятельности. Основные принципы психологической теории деятельности.

13. Внутренняя деятельность. Значение внутренней деятельности для человека. Понятия «интериоризация» и «экстериоризация».

14. Ощущение. Физиологические основы ощущений. Виды ощущений. Свойства ощущений. Развитие ощущений в онтогенезе.

15. Восприятие. Физиологические основы восприятия. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Основные свойства восприятия. Основные классификации восприятия. Развитие восприятия в онтогенезе.

16. Представление. Основные характеристики представлений. Основные классификации представлений. Функции представлений. Развитие представлений в онтогенезе.

17. Память как психический процесс. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение.

18. Классификации памяти. Мнемические приемы. Развитие памяти в онтогенезе.

19. Понятие «воображение». Связь воображения психическими процессами, с регуляцией органических процессов и движений. Классификации воображения.

20. Основные этапы формирования воображаемых образов. Механизмы формирования образов. Развитие воображения в онтогенезе.

21. Внимание как психический процесс. Виды внимания.

22. Внимание. Основные свойства внимания. Развитие внимания в онтогенезе.

23. Мышление как психический процесс. Классификации мышления.

24. Основные формы мышления. Основные виды умственных операций. Развитие мышления в онтогенезе.

25. Понятия «речь» и «язык». Лексический, грамматический и фонематический состав языка. Физиологические основы речи. Три стороны речи. Развитие речи в филогенезе.

26. Понятия «речь». Основные виды речи. Функции речи. Развитие речи в онтогенезе.

27. Воля. Структура волевого действия. Волевые качества человека. Развитие воли в онтогенезе.

28. Основные характеристики эмоций. Основные виды эмоций. Классификация эмоций. Амбивалентность эмоций.

29. Высшие чувства: эстетические, нравственные, интеллектуальные. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.

30. Определение и содержание понятия «личность». Индивид. Субъект деятельности. Индивидуальность.

31. Психологические теории личности: психоаналитическая, гуманистическая.

32. Структура личности по Платонову К.К.

33. Основные формы направленности. Потребность. Мотив. Основные характеристики мотивационной сферы человека.

34. Способности. Классификация способностей. Задатки. Уровни развития способностей. Развитие способностей в онтогенезе.

35. Темперамент как свойство личности. Основные типы темперамента. Соотношение темперамента с другими свойствами личности. Свойства нервной системы как основа темперамента.

36. Понятия «характер», «черта характера». Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Классификация черт характера.

 


Дополнительные вопросы для подготовки к зачету.

1. Каковы основные причины и проявления кризиса в психологии 1920-1940 гг.?

2. Выделить основные этапы в истории психологии.

3. Прокомментируйте, о каких методах идет речь. Обосновать свою точку зрения.

а) Недостаточно обоснованные и проверенные методики могут стать причиной серьезных ошибок, которые способны причинить значительный ущерб в педагогической практике, в области профотбора, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития.

б) Исследователь создает условия, в которых психологический фактор может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для него, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения.

4. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

I II III IV V  
             

а) А) метод – Б) методология;

б) А) метод – Б) методика;

в) А) наблюдение – Б) эксперимент;

г) А) эксперимент – Б) проективная методика;

д) А) проективная методика – Б) тест Роршаха;

е) А) диагностика готовности к школе – Б) интеллектуальное тестирование.

5. Из приведенного списка выберите и классифицируйте неосознаваемые психические процессы.

Прямохождение; изменение мимики при разговоре; анализ литературного произведения; успешная сдача нормативов по физкультуре; неожиданное решение задачи по математике; чтение; встреча с друзьями; потеря ключей; катание на коньках; быстрая и качественная подготовка домашнего задания; случайное искажение фразы.

6. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

I II III IV V  
             

а) А) психика – Б) бессознательное;

б) А) неосознаваемые сопроводители сознательных действий – Б) неосознаваемые механизмы сознательных действий;

в) А) неосознаваемые побудители сознательных действий – Б) неосознаваемые механизмы сознательных действий;

г) А) интегральный продукт длительных сознательных действий – Б) автоматизм;

д) А) перцептивные установки – Б) умственные установки;

е) А) сновидение – Б) ошибочное действие.

7. Часто можно наблюдать, что на концертах сатириков весь зал дружно хохочет после каждой реплики автора, в то время как телевизионный зритель считает услышанные шутки неудачными, а значит, и не смешными. Как Вы объясните описанный факт?

8. Как Вы объясните описанный ниже факт?

Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль; во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное, как он сам выразился, «словно губкой стерло из памяти», и роль была забыта им совершенно.

9. Установите соответствие:

Отделы анализатора Функции отдела
1. Периферический отдел А. Анализ информации
2. Проводниковый отдел Б. Трансформация какого-либо вида энергии в энергию нервного импульса
3. Аналитический отдел В. Проведение нервного импульса

10. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.

А. Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.

Б. Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.

В. Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.

Г. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и пеРцептивной психики.

Д. У многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций.

Е. Врожденный пусковой механизм инстинктивных поведенческих актов одинаков для всех видов животных.

Ж. Общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей.

З. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.

11. Согласны ли Вы с приведенными тезисами? Найдите в них ошибки или неточности, если они есть.

А. Сознание – есть отражение действительности – истинное или превратное.

Б. При объективном изучении человека психолог не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Сознание и его подразделения являются, поэтому, не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить – в замаскированной, правда, форме – старое религиозное понятие души.

В.Если психика связана с рефлексами, значит, психика и сознание и есть рефлекс.

12. Представить структуру конкретного вида деятельности, опираясь на общую структуру деятельности;

13. Каким образом мотивационная сфера характеризует личность?

14. Соотнесите понятия «нужда», «потребность», «мотив», «направленность».

15. Проанализируйте приведенные примеры и поясните, где речь идет о деятельности, действии, операции?

а) Павлов изучает рефлексы собаки;

б) Робинзон обнаруживает человеческие следы на песке;

в) Том и Бекки потерялись в пещере;

г) Колумб открывает Америку;

д) Игрок ставит на «зеро»;

е) Петр I прорубает окно в Европу;

ж) Иван Грозный убивает своего сына;

з) Кутузов принимает решение оставить Москву;

и) Татьяна пишет письмо Онегину;

к) Пан Козлевич давит на газ в «Антилопе Гну», в спешке убывая из Васюков.

16. Подумайте, сколько раз в жизни человека может произойти процесс опредмечивания одной и той же потребности. Ответ поясните.

17. Вставьте пропущенные слова в следующие суждения.

а) Деятельность человека не только …, но и мотивированна.

б) Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в …

в) Потребности являются источником … личности.

г) Цель является предпосылкой …

д) Потребности обнаруживаются в …, побуждающих к деятельности.

е) Осознанная … становится мотивом поведения.

18. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

А. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТРУД

Действие: … (сознание, рефлекс, операция, навык, интерес, человеческий фактор).

Б. Образец: ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ

Деятельность: … (мотив, цель, практика, потребность, активность).

В. Образец: ОПЕРАЦИЯ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вдевание нитки в иголку: … (кройка, построение чертежа, покупка швейной машины, выбор ткани, шитье, вышивка, выполнение шва).

19. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

I II III IV V

а) А) психика – Б) ощущения;

б) А) ощущение – Б) восприятие;

в) А) ощущение – Б) боль;

г) А) зрительные ощущения – Б) слуховые ощущения.


20. Попробуйте ответить на следующие вопросы:

а) Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает?

б) Вещи и их свойства существуют объективно, а их ощущения? Почему?

в) Верно ли, что очкарики в очках лучше слышат?

Ответ обоснуйте.

21. Какие проблемы психологии познавательных психических процессов иллюстрирует следующая притча?

Старинная притча рассказывает о дискуссии шести слепых индийских мудрецов относительно того, что есть слон. Каждый из них предварительно ощупал слона. Один ощупал его бок и решил, что слон – это что-то вроде огромной стены. Другому достался бивень, после чего он заключил, что слон – это что-то вроде копья. Третий слепой старец, держа в руках хобот слона, сказал, сто слон похож на змею. Четвертый, ощупывая ногу, предположил, что слон очень похож на дерево. Пятый мудрец, которому досталось ухо, утверждал, что слон похож на веер, опахало. Шестой, ощупав хвост, считал, что слон – это что-то вроде веревки.

22. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующему.

а) Восприятие, психический процесс, представление, творческое воображение, русалка.

23. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

а) Образец: ВОЗБУЖДЕНИЕ КОРЫМОЗГА: ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ

Воображение: … (идеальное, инстинктивное, объективное, рефлекторное).

б) Образец: ПОНЯТИЕ: ИДЕАЛЬНОЕ

Творчество: … (духовное, субъективное, вещественное, безусловно-рефлекторное).

в) Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ДЕЙСТВИЕ

Представление: … (воображение, восприятие, мышление, память).

24. О каких механизмах создания образов воображения идет речь в следующих примерах?

а) Поглядел богатырь в руку правую,

Увидал тут Илью Муромца.

Он берет Илью за желты кудри,

Положил Илью да он себе в карман,

Илью с лошадью да богатырскоей…

(«Илья Муромец и Святогор»)

б) Ведь не живым существом порождается образ Кентавра;

Ибо созданий таких никогда не бывало, конечно,

Но коли образ коня с человеческим как-то сойдется,

Сцепятся тотчас они, как об этом сказали мы раньше,

Вследствие легкости их и строения тонкого ткани.

Так же и прочее все в этом роде всегда возникает…

(«О природе вещей» Лукреций).

25. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

а) Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память.

26. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

I II III IV V

а) А) воображение – Б) образная память;

б) А) память – Б) сознание;

в) А) память – Б) забывание;

г) А) отражение – Б) восприятие;

д) А) отражение – Б) воспоминание;

е) А) воспоминание – Б) узнавание;

ж) А) кратковременная память – Б) долговременная память.


27. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

а) Образец: ВОСПРИЯТИЕ: ОЩУЩЕНИЯ

Собственно эмоция: … (любовь, страдание, депрессия, стресс, любознательность).

б) Образец: НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС: ОБЪЕКТИВНОЕ

Чувство: … (духовное, субъективное, рациональное, материальное, нервный процесс).

в) Образец: ДИДУКЦИЯ: ИНДУКЦИЯ

Стенические: … (эмоция, астенические, горе, чувства, настроение, психический процесс).

28. Завершите старинную притчу. Дайте объяснение описанному явлению.

«Куда ты идешь?» – спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же человек встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят», – упрекнул он ее. «Нет, – возразила Чума, – я погубила только пять. Остальные умерли от …»

29. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

I II III IV V

а) А) внимание – Б) ориентировочный рефлекс;

б) А) произвольное внимание – Б) непроизвольное внимание;

в) А) внимание – Б) переключение внимания;

г) А) внимание – Б) сознание;

д) А) внимание – Б) направленность личности;

е) А) внимание – Б) внимательность;

ж) А) восприятие – Б) внимание.

30. Какие особенности внимания иллюстрируют приведенные примеры? Ответ поясните.

а) Однажды Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время обнаружил, что держит в руках яйцо, а варит часы.

б) Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки.

(«Вот какой рассеянный» С. Я.Маршак).

в) Изумительная способность [Н.Г. Чернышевского] позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера.

 

31. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

I II III IV V

а) А) психика – Б) мышление;

б) А) познание – Б) отражение;

в) А) знание – Б) суждение;

г) А) умозаключение – Б) понятие;

д) А) восприятие – Б) мышление;

е) А) суждение – Б) понятие;

ж) А) сознание – Б) мышление;

з) А) мысль – Б) информация.


32. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

а) Образец: ВОСПРИЯТИЕ: ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Понятие: … (обобщенное отражение, информация, психика, мысль).

б) Образец: ОЩУЩЕНИЕ: ИНТЕРОЦЕПТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ

Понятие: … (идеальное, частное, опережающее отражение, мысль).

в) Образец: ГРЕЗЫ: ВООБРАЖЕНИЕ

Образное мышление: … (словесно-логическое мышление, сознание, мышление, понятие).

г) Образец: ОЩУЩЕНИЕ: ЧУВСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ

Понятие: … (классификация, слово, общее, мысль).

33. Определите, о каком виде мышления идет речь в следующих фрагментах, указывая на особенности:

а) Видя идущий из трубы дым, мы можем сказать, что в доме топится печь, хотя этой печи не видим. Видя покореженную машину, мы можем сделать вывод, что она попала в аварию, хотя не были свидетелями этой аварии. Более того, мы можем многое сказать о том, что и как произошло во время аварии, хотя всего этого тоже не видели. Воспринимая одно (дым, покореженную машину), мы через посредство имеющихся у нас знаний делаем вывод о другом (о топке печи, об аварии).

б) Удивление перед тайной является само по себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и, быть может, целью всего нашего познания, а именно – посредством наибольшего знания достигнуть подлинного незнания, вместо того, чтобы позволить бытию исчезнуть в абсолютизации замкнутого в себе предмета познания (К. Ясперс).

34. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

I II III IV V

а) А) личность – Б) речь;

б) А) деятельность – Б) речь;

в) А) сознание – Б) язык;

г) А) речь – Б) мышление;

д) А) речь – Б) язык;

е) А) слово – Б) мысль;

ж) А) знак – Б) сознание.


35. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

I II III IV V

а) А) психика – Б) воля;

б) А) воля – Б) чувства;

в) А) воля – Б) произвольность;

г) А) негативизм – Б) воля;

д) А) воля – Б) речь.


36. Из данных понятий выстроите логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующему.

а) Планирование, мотивация, рефлексия, реализация действий, целееобразование.

б) Упорство, сознание, воля, волевое действие, борьба мотивов.

37. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

I II III IV V

а) А) человек – Б) образ «Я»;

б) А) самооценка – Б) уровень притязаний;

в) А) субъект – Б) личность;

г) А) личность – Б) индивидуальность;

д) А) эго – Б) «Я»;

е) А) личность – Б) человек.


38. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

а) Образец: ЧЕЛОВЕК: ДЕЯТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Личность: … (организм, индивидуальность, сознательное существо, субъект общественных отношений, объект исследования в психологии).

б) Образец: ЖИВОТНОЕ: ОСОБЬ

Человек: … (биосоциальность, субъект, индивид, личность, индивидуальность).

в) Образец: ЧЕЛОВЕК: НЕПОВТОРИМОСТЬ

Личность: … (темперамент, уникальность, активность, индивидуальность, способность).

39. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

I II III IV V

а) А) психика – Б) темперамент;

б) А) темперамент – Б) характер;

в) А) темперамент – Б) эмоции;

г) А) моторная сфера – Б) темперамент;

д) А) темперамент – Б) экстраверсия;

е) А) темперамент – Б) сила нервной системы;

ж) А) сангвиник – Б) холерик.


40. Из указанных в скобках слов выберете те (то), которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принципы построения аналогии.

а) Образец: ПСИХИКА: МОЗГ

Темперамент: … (характер, эмоции, тип нервной системы, знания, отражение).

б) Образец: СПОСОБНОСТИ: ЗАДАТКИ

Темперамент: … (активность, деятельность, талант, тип нервной системы, индивидуальность, мозг).

в) Образец: СЛУХ: ВИСОЧНЫЕ ДОЛИ МОЗГА

Темперамент: … (центральная нервная система, ретикулярная формация, лобные доли, лимбическая система, ствол мозга).

41. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

I II III IV V

а) А) характер – Б) темперамент;

б) А) личность – Б) характер;

в) А) воля – Б) характер;

г) А) акцентуация – Б) психопатия;

д) А) психика – Б) характер;

е) А) эпилептоидная акцентуация характера – Б) эпилепсия;

ж) А) воспитание – Б) характер.


42. В каком из следующих отношений находятся пары понятий.

I II III IV V

а) А) потребность – Б) мотив;

б) А) личность – Б) мотивационная сфера;

в) А) мотив – Б) направленность;

г) А) желание – Б) интерес;

д) А) психика – Б) мотивационная сфера;

е) А) потребность в еде – Б) потребность в любви.


43. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

а) Образец: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ФРАГМЕНТАРНОСТЬ

Мотивационная сфера: … (потребность, мотив, гибкость, опредмечивание потребности).

б) Образец: ПЕРЦЕПЦИЯ: ВОСПРИЯТИЕ

Потребность: … (причина, мотив, гибкость, нужда).

в) Образец: ВОСПРИЯТИЕ: ОЩУЩЕНИЯ

Мотив: … (потребность, направленность, широта, личностный смысл).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: