Впервые напечатано в 1898 г. в сборнике:
Владимир Ильин. «Экономические этюды и статьи». СПБ. Печатается по тексту сборника.
Вычитал: Садовский Андрей Андреевич, инженер
Проверила: Мейер Ольга Николаевна, полит. экономист Верстал: Ламовский Дмитрий Сергеевич
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие редакторской группы ………………………………………3
Год
ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНА О ШТРАФАХ, ВЗИМАЕМЫХ С РАБОЧИХ НА ФАБРИКАХ И ЗАВОДАХ …………………………..5
ГИМНАЗИЧЕСКИЕ ХОЗЯЙСТВА И ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ГИМНАЗИИ ……………………………….43
К РАБОЧИМ И РАБОТНИЦАМ ФАБРИКИ ТОРНТОНА …..51
О ЧЁМ ДУМАЮТ НАШИ МИНИСТРЫ? …………………………..57
ПРОЕКТ И ОБЪЯСНЕНИЕ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ……………………..61
Год
ЦАРСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ ……………………………………….87
Год
НОВЫЙ ФАБРИЧНЫЙ ЗАКОН ……………………………………….93
Год
ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫОТКАЗЫВАЕМСЯ? ……..135
Владимир Ульянов (Ленин)
ОСНОВНОЕ В ЛЕНИНИЗМЕ
Печатается по Полному собранию сочинений В. И. ЛЕНИН, том 2 (1895~1897), изд. 5‑е.
издательство политической литературы
Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Москва, 1967.
РЕДАКТОРСКАЯ ГРУППА:
Андрей Садовский, Марат Удовиченко, Ольга Мейер, Черняховский Константин, Цимбалист Сергей, Юлия Опарина, Дмитрий Ламовский, Екатерина Симуни, Михаил Попов, Андрей Моторин.
Все права на данную книгу серии «СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ» журнала
«КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ» принадлежат ООО «ОБРАЗ»
ПИ № ФС77 26294 от 23 ноября 2006 года и ИП УДОВИЧЕНКО М. С. ПИ № ФС77 69804 от 18 мая 2017, а также всем участникам редакторской группы книги.
ВИДЕОЗАПИСЬ БЕСЕДЫПО ВТОРОМУ ТОМУ
https://youtu.be/Co7pBrpWOxk
АУДИОЗАПИСЬ ВТОРОГО ТОМА
|
https://vk.com/redvector, https://vk.com/vector.biblioteca
ВЕСЬ ЦИКЛ «ЧИТАЯ ЛЕНИНА»
https://youtube.com/playlist? list=PL9W-bbpn8pL0lUOffFuk7obd1xrjIwrXr
КОНТАКТЫ
https://vk.com/communism.school, https://vk.com/free.time.group,
https://t.me/narcompros, https://narkompros.online, https://t.me/SVremya, svremya.su
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка и любые формы публикации материалов, опубликованных в книжной серии «СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ», допускаются только со ссылками на все редакционные ресурсы.
Подписано в печать 01.11.2021. Формат 60х88 1/16. Печать офсетная. Заказ № 0000 Издатель Англинова Л. Н.
194358, Санкт-Петербург, ул.Николая Рубцова, д.9
Отпечатано в типографии ООО «Литография Принт»
191119, Санкт-Петербург, ул.Днепропетровская, д.8, оф.14 www.litobook.ru info@litobook.ru
+7 (812) 712-02-08
[4] Фабриканты и их защитники всегда смотрели и смотрят так, что если рабочие начинают думать о своём положении, начинают добиваться своих прав и сообща сопротивляться безобразиям и притеснениям хозяев, — то всё это один только «разврат». — Конечно, для хозяев выгоднее, чтобы рабочие не думали о своём положении и не понимали своих прав.
[5] Такой именно случай был в Петербурге, в порту (новом Адмиралтействе), командир которого, Верховский, известен своими притеснениями рабочих. После стачки рабочих он заменил штрафы за разбитие лампочки вычетами за разбитую лампочку со всех рабочих мастерской. Понятно, что эти вычеты так же незаконны, как и штрафы.
[6] Кроме одного случая — «пожара», который не упомянут в законе о вызове обвиняемых.
[7] Надо заметить, что в то время (1884/85 году) случаи простоя фабрики не по вине рабочих были очень часты, так как тогда был торговый и промышленный кризис: товар у фабрикантов не шёл с рук, они старались сокращать производство. Напр., в декабре 1884 года большая Вознесенская мануфактура (в Московской губ. около станции Талицы, Московско-Ярославской ж. д.) сократила число рабочих дней в неделю до 4‑х. Рабочие, которые работали сдельно, ответили на это стачкой, окончившейся в начале января 1885 года уступкой фабриканта.
|
[8] Предел штрафа за один день прогула при подённой плате не указан. Сказано только: «соответственно заработной плате рабочего». Размер штрафов точно обозначается в табеле взысканий на каждой фабрике, как мы сейчас увидим.
[9] Рабочий, который находит это расторжение договора неправильным, может жаловаться суду, но только для таких жалоб установлен очень короткий срок: один месяц (считая, конечно, со дня расчёта).
[10] Первый отчёт за 1885 год. Только первые отчёты фабричных инспекторов были напечатаны. Правительство тотчас же прекратило печатать отчёты. — Должно быть, хороши были фабричные порядки, если боялись публиковать описание их.
[11] Нельзя не заметить по этому поводу, что г. Михайловский, бывший главный фабричный инспектор Петербургского округа, находит справедливым назвать такой закон «истинно гуманною (человеколюбивою) реформою, делающею величайшую честь заботливости русского императорского правительства о рабочих классах». (Такой отзыв находится в книге о русской фабрично-заводской промышленности, изданной русским правительством для всемирной выставки 1893 года в Чикаго.) Вот какова заботливость русского правительства!!! До закона и без всякого закона находились ещё из фабрикантов такие грабители, которые удерживали у рабочего по 23 коп. с рубля. А закон, заботясь о рабочих, постановил: не удерживать более 33 ⅓ (тридцать три с третью) коп. с рубля! А тридцать три копейки без трети удерживать можно теперь уже по закону. — Действительно, «истинно гуманная реформа»!
|
[12] Из кого состоит Фабричное присутствие? Из губернатора, прокурора, начальника жандармского управления, фабричного инспектора и двух фабрикантов. — Если бы прибавить сюда начальника тюрьмы и командующего казаками, то налицо были бы все чиновники, осуществляющие «заботливость русского императорского правительства о рабочих классах».
[13] Понятно само собой, что получение пособия из штрафного капитала не лишает рабочего права требовать от фабриканта вознаграждения в случае, напр., увечья.
[14] Таким образом, в Петербурге только в 1895 году приступлено к исполнению закона 1886 года о штрафах. А главный инспектор, г. Михайловский, о котором мы выше упоминали, говорил в 1893 году, что закон 1886 года «ныне исполняется в точности». — На этом маленьком примере мы видим, какую наглую ложь писал главный фабричный инспектор в книге, назначенной для ознакомления американцев с русскими фабричными порядками.
[15] То есть печатные заявления, в которых самое прошение напечатано и оставлены белые места для того, чтобы вписать название фабрики, по какому случаю просят пособия, местожительство, подпись и т. п.
[16] А о том, что такие обманы практикуются, рассказывает не кто иной, как фабричный инспектор Владимирской губернии, г. Микулин, в своей книге о новом законе 1886 г.
[17] Такие расценки бывают и на Петербургских фабриках; пишут, напр., что за такое-то количество товара рабочий получает от 20 до 50 копеек.
[18] В печатном заявлении о пособии, которое, как мы говорили, разослано было по фабрикам и заводам Владимирским фабричным присутствием и которое представляет из себя наиболее удобное для рабочих применение «правил», — значится: «контора фабрики подпись руки и изложенное в заявлении удостоверяет, добавляя, что, по её мнению, проситель заслуживает пособия в размере таком-то».
Значит, контора всегда может написать, даже и не объясняя причин, что «по её мнению» проситель не заслуживает пособия.
Пособия будут получать не те, кто нуждается, а те, кто «заслуживает его по мнению фабрикантов».
[19] Деморализующей — разъединяющей, создающей прислужничество, развивающей дурные нравы.
[20] Закон этот составляет часть так называемых «особенных правил о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Эти «особенные правила» распространяются только на «местности, отличающиеся значительным развитием фабрично-заводской промышленности», которые мы укажем ниже в тексте.
[21] Продолжения в газете «Самарский Вестник» не последовало. (Ред.)
[22] Ноллес — вычески из шерсти, короткое волокно, менее пригодное для прядения, чем шерсть; получается в результате обработки шерсти на гребнечесальных машинах.
Кноп — короткое волокно, получаемое от стрижки сукна и непригодное для прядения.
[23] Шмиц — мера длины, равная пяти аршинам (около 3,5 метра); применялась при установлении расценок для ткачей.
[24]«Бибер» и «Урал» — названия сортов сукна: драп бибер, драп урал.
[25] На этом обрывается имеющийся в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС гектографированный текст. Ред.
[26] Старая песенка! Каждый год русские фабрики — особенно центрального района — получают перед Нижегородской ярмаркой срочные заказы, и каждый год они торжественно уверяют всех дураков, которые им верят или притворяются верующими, что они не могли предвидеть этого!
[27] Даже само министерство финансов, объясняя новый закон, не могло не признать, что «допущение сверхурочной работы является как бы неуместным» («Вестник Финансов»).
[28] Мы перечислили только те праздники, которые праздновались до сих пор на всех фабриках. Есть и ещё много праздников, общих для громадного большинства фабрик, напр., запусты, пятница масленой недели, четверг, пятница и суббота пасхальной недели и многие другие.
[29] Если рабочих дней в году 267, значит нерабочих, праздничных дней 98. Выше мы говорили, что число праздников равно 89, но это мы брали, во1‑х, одни механические фабрики, а во-2‑х, не среднее число праздников во всех фабриках, а то число праздников, которое чаще всего встречается.
[30] «Землю-то нашу он (курсив автора) так обрезал, что нам без этой отрезной земли жить нельзя; со всех сторон окружил нас своими полями, так что нам скотины выгнать некуда; вот и плати ты за надел особо да за обрезную землю ещё особо, сколько потребует». «Какое же это улучшение быта! — говорил мне один грамотный и бывалый мужик из прежних оброчных, — оброк-то на нас оставили прежний, а землю обрезали».
[31] Крестьяне эпохи древней Римской империи, приписанные к земельным участкам, с которых они не могли уходить, как бы эти участки ни были убыточны. Ред.
[32] Скалдин очень подробно показал правильность не только первой, но и второй части этого определения (пролетарий). Он много места в своих очерках уделил описанию зависимого положения крестьян и их нищеты, описанию тяжёлого положения батраков, «описанию голода 1868 г.» (заглавие очерка V) и всяческих форм кабалы и принижения крестьянина. И в 60‑х годах были, как и в 90‑х, люди, замалчивавшие и отрицавшие голод. Скалдин горячо восстаёт против них. Разумеется, было бы лишним приводить подробные выписки по этому предмету.
[33] И наоборот: все те прогрессивные практические мероприятия, которые мы встречаем у народников, по своему содержанию вполне буржуазны, т. е. идут на пользу именно капиталистическому, а не другому какому развитию. Только мелкие буржуа и могли сочинить теорию, будто расширение крестьянского землевладения, уменьшение податей, переселения, кредит, подъём техники, упорядочение сбыта и т. п. мероприятия служат какому-то «народному производству».
[34] Нам возразят, пожалуй, что Скалдин не типичен для 60‑х годов по своей вражде к общине и по своему тону. Но дело тут вовсе не в одной общине. Дело в общих всем просветителям воззрениях, которые разделяет и Скалдин. Что же касается до его тона, то он действительно, пожалуй, не типичен по своей спокойной рассудительности, умеренности, постепеновщине и т. д. Недаром Энгельс назвал Скалдина liberalhonserv ä liv (умеренным консерватором. Ред.). Однако взять представителя наследства с более типичным тоном было бы, во-1‑х, неудобно по разным причинам, а во-2‑х, могло бы породить недоразумение при параллели с современным народничеством. По самому характеру нашей задачи, тон (в противоположность пословице) не делает музыки, и не типичный тон Скалдина тем резче выделяет его «музыку», т. е. содержание его взглядов. А нас только это содержание и интересует. Только по содержанию взглядов (отнюдь не по тону писателей) мы и намерены провести параллель между представителями наследства и народниками современной эпохи.
[35] Мимоходом сказать: это было бы не только чрезвычайно интересно и поучительно, но и вполне законным приёмом экономиста-исследователя. Если учёные доверяют материалу анкет — ответам и отзывам многих хозяев, сплошь и рядом пристрастных, малосведущих, не выработавших цельного воззрения, не продумавших своих взглядов, — то отчего не доверять наблюдениям, которые целые 11 лет собирал человек замечательной наблюдательности, безусловной искренности, человек, превосходно изучивший то, о чём он говорит.
[36] Вспомните картинку, как староста (т. е. управляющий помещика) зовёт крестьянина на работу, когда у мужика свой хлеб сыпется, и его заставляет идти лишь упоминание о «спускании портков» в волости.
[37] Я уже имел случай заметить выше в статье об экономическом романтизме, что наши противники проявляют поразительную близорукость, понимая термины: реакционный, мелкобуржуазный как полемические выходки, тогда как эти выражения имеют совершенно определённый историко-философский смысл.
[38] Ленин имеет в виду Скалдина, слова из книги которого он цитирует. Ред.
[39] Вместе с основательностью исторического действия будет расти и объём массы, делом которой оно является (Маркс, «Святое семейство». Ред.)
[40] Мы не говорим, разумеется, о той встрече, которая вовсе не считает нужным руководиться интересами труда или для которой самое обобщение, выражаемое термином «капитализм», непонятно и невразумительно. Как ни важны в русской жизни относящиеся сюда течения общественной мысли, но в споре между народниками и их противниками они совершенно ни при чём, и припутывать их не доводится.