ИНТ. ГОСТИНИЦА НОМЕР КОРТЕСА. НОЧЬ.




КВАРТИРА АЙРИС. ИНТ. ДЕНЬ

АЙРИС и КОРТЕС входят в квартиру и останавливаются на пороге: вся квартира перевернута вверх дном. Пол завален бумагами и бельем из шкафа. Матрас сброшен с кровати.

 

АЙРИС бросается к письменному столу, опускается на колени и нащупывает под крышкой стола конверт, приклеенный клейкой лентой.

 

айрис

Есть! Слава богу!

 

кортес

(шепчет) Отойди к стене!

 

АЙРИС повинуется. КОРТЕС медленно подбирается к трехстворчатому шкафу, одна створка которого закрыта.

 

КОРТЕС резко распахивает дверцу. За дверцей стоит крепыш БОББИ, 32. На руке БОББИ надет кастет.

 

Секунду БОББИ смотрит в упор на КОРТЕСА и разминает пальцы. Удар БОББИ и прыжок КОРТЕСА в сторону почти совпадают. Однако, действия КОРТЕСА пока все же быстрее.

 

Происходит поединок, в котором у КОРТЕСА нет никаких шансов. Он увертывается, но БОББИ не менее быстр. К тому же БОББИ раза в два тяжелее КОРТЕСА. И действует он как стенобитная машина. Его удары пока не приносят КОРТЕСУ никакого вреда. Зато они наносят интерьеру комнаты катастрофические разрушения.

 

Летят щепки, известковая пыль стоит коромыслом. Несколько ударов удается нанести и КОРТЕСУ. Они точны, однако, совершенно безрезультатны.

 

В итоге, КОРТЕС оказывается на полу. БОББИ давит коленом на его грудь так, что у КОРТЕСА трещат ребра.

 

Кастет бьет в пол в сантиметре от головы КОРТЕСА и расщепляет паркетную плашку. Когда Бобби заносит руку для решающего удара, он вдруг замирает. Глаза его покрываются задумчивой поволокой. Через мгновение он ничком падает на КОРТЕСА.

 

За его спиной стоит АЙРИС. В руках у нее зажата тяжелая каминная кочерга. КОРТЕС с трудом выбирается из-под БОББИ.

 

КОРТЕС

(хрипит)

Быстрее отсюда!

 

Он хватает девушку за руку и тянет ее к выходу. КОРТЕС толкает дверь и первым выбегает наружу.

 

ИНТ. ПОДЪЕЗД АЙРИС. ИНТ. ДЕНЬ

КОРТЕС и АЙРИС выбегают на лестничную площадку и видят ДВУХ ЛЮДЕЙ, которые поднимаются пролетом ниже. Вид у этих двоих таков, что рассчитывать на их дружеское расположение было бы большой ошибкой.

 

Заметив КОРТЕСА и АЙРИС, мужчины, не сговариваясь, выхватывают из карманов плащей пистолеты с глушителями. Затем рысью бегут им навстречу.

 

ИНТ. КВАРТИРА АЙРИС. ДЕНЬ

АЙРИС успевает захлопнуть дверь на замок перед самым их носом. Она делает это вовремя – слышны приглушенные хлопки, раздается треск пробитой пулями древесины.

 

АЙРИС подбегает к окну и распахивает его. КОРТЕС выглядывает вниз, но тут же отшатывается назад – четвертый или пятый этаж. Воспользоваться этим путем отступления может только самоубийца.

 

АЙРИС

Там есть лестница! Скорее!

 

В этот момент БОББИ за ее спиной садится на полу. Он мычит, с трудом раскрывает глаза и трогает голову. Пальцы его в крови.

 

 

НАТ. КРЫША. ДЕНЬ

КОРТЕС и АЙРИС с трудом передвигаются по черепичной крыше. Она настолько крута, что шансы сорваться почти стопроцентные!

 

Практически, именно так все и происходит: каблук АЙРИС попадает в щель. Нога подворачивается. АЙРИС падает на колени и опасно сползает вниз.

 

В последний момент КОРТЕС успевает схватить ее руку. Туфля с ноги девушки слетает и долго падает с крыши.

 

КОРТЕС крепче перехватывает руку АЙРИС. Они не сводят друг с друга глаз.

 

НАТ. УЛИЦА. ПОДЪЕЗД АЙРИС. ДЕНЬ.

КОРТЕС стоит, прижимаясь к стене. Перед подъездом машина АЙРИС. КОРТЕС осматривается по сторонам, пытаясь определить опасность. Наконец, он решительно садится в машину, заводит мотор и двигается с места.

 

НАТ. УЛИЦА. День

Когда машина останавливается, от стены отделяется АЙРИС. КОРТЕС выходит из машины, открывает перед ней дверь, и девушка с достоинством садится на заднее сиденье. Туфель на ней нет – девушка боса.

 

МОСКВА. ТАСС. ФАСАД. ДЕНЬ.

Фасад, проезжают машины, спешат люди.

 

МОСКВА. ТАСС. ИНТ. ДЕНЬ. ПОМЕЩЕНИЯ, АППАРАТНЫЕ, КОРИДОРЫ.

В здании ТАСС кипит работа. Спешат по коридорам курьеры. Телефонистки работают с коммутаторами. Трещат телеграфные и телетайпные машины.

 

Оператор берет в руки бумажную ленту, которая выползает из одного из аппаратов.

 

На ней – бесконечная череда латинских букв. Оператор недоуменно смотрит на загадочные буквосочетания.

 

МОСКВА. ТАСС. ИНТ. КАБИНЕТ. ДЕНЬ.

СЕКРЕТАРЬ входит в кабинет с телеграфной лентой.

 

секретарь

Иван Ильич, тут телеграмма из Аргентины. Молния.

 

ИВАН ИЛЬИЧ отхлебывает чай и ставит стакан на стол.

 

иван ильич

Ну и кто же у нас сейчас в Аргентине?

 

секретарь

Да в том-то и дело, что никого! Обстановка там еще та… Сами знаете…

 

ИВАН ИЛЬИЧ берет в руки ленту и поднимает на лоб очки. Он силится прочитать бессмысленный набор букв, однако усилия его не приводят ни к каким результатам.

 

иван ильич

(он произносит только то, что ему все-таки удается прочесть)

Демченко… Москва… ТАСС…

Какой еще Демченко?

 

секретарь

Не какой, а какая, Иван Ильич. Есть тут у нас одна такая, в отделе пропаганды.

 

МОСКВА. ТАСС. ИНТ. ОТДЕЛ ПРОПАГАНДЫ. ДЕНЬ.

В комнату входит яркая БЛОНДИНКА. Она подходит к зеркалу и поправляет мушку, приклеенную к верхней губе.

 

Затем оборачивается к НЕСКОЛЬКИМ ЖЕНЩИНАМ, работающим за столами.

блондинка

(торжественно)

Ну, все, Ирка, допрыгалась! К главному тебя, на ковер! Срочно!

 

ИРИНА ДЕМЧЕНКО сидит за одним из столов. Она аккуратно откладывает в сторону карандаш. Затем складывает бумаги в стопку и поднимается.

 

Когда она выходит из комнаты, сотрудницы провожают ее сочувственными взглядами.

 

МОСКВА. ИНТ. ТАСС. КАБИНЕТ. ДЕНЬ.

Ирина сидит в кресле напротив Ивана Ильича. Ее взгляд скользит по ленте. Вдруг, Ирина вздрагивает, лента выскальзывает из ее рук и кольцами ложится на ковер.

 

иван ильич

(подозрительно)

Вам что, плохо? Может быть, воды?

 

Секретарь берет стакан и наливает в него из графина воды.

 

ирина

(глотая комок в горле)

Мне хорошо… Сейчас мне очень хорошо. Мне нужно срочно позвонить.

 

Иван Ильич удивленно смотрит на нее. Затем молча пододвигает ей телефонный аппарат.

 

ирина

(мягко)

Иван Ильич… Мне нужно поговорить с другого аппарата.

 

Она кивает на особый телефон. Рука секретаря со стаканом замирает в воздухе.

 

НАТУРА. БЛИЖНЕЕ ПОДМОСКОВЬЕ. ЗАКРЫТАЯ ДАЧА МГБ. ДЕНЬ.

К подъезду дачи на приличной скорости подкатывает машина. Она тормозит у самых ступеней. С гравиевой дорожки поднимается облачко красной пыли.

 

ШОФЕР выходит из-за руля и открывает заднюю дверь.

 

В этот же момент по ступеням спускается КРЫЛОВ. Он помогает ИРИНЕ выбраться из машины.

 

крылов

Скорее Ира, скорее! Тебя уже ждут.

 

Они быстро поднимаются по ступеням.

 

ИНТ, ЗАКРЫТАЯ ДАЧА МГБ. ПРИЕМНАЯ. день

КРЫЛОВ и ИРИНА быстрым шагом входят в приемную. СЕКРЕТАРЬ кивает вошедшим, и снимает телефонную трубку.

 

секретарь

Товарищ генерал, прибыли Крылов и Демина.

 

Затем СЕКРЕТАРЬ поднимается со стула подходит к двери и открывает ее.

 

ИРИНА входит первой. К груди ее прижата книга «Дон Кихот».

 

ИНТ. ЗАКРЫТАЯ ДАЧА МГБ. КАБИНЕТ. ДЕНь

МАНЦЕВ сидит на своем месте, за письменным столом. ЧЕЛОВЕК В ШТАТСКОМ – все в том же кресле, в котором мы видели его в первый раз.

МАНЦЕВ

(Ирине)

Вы уверены, что эта телеграмму отправил именно ваш сын?

 

КРЫЛОВ отодвигает стул, ИРИНА садится и кладет на стол перед собой телеграмму и книгу с закладкой.

 

ирина

Уверена. Мы придумали эту игру, когда Ваня был маленьким. Ничего сложного! Вот, посмотрите. «Дон Кихот», глава 14, песнь Хризостома. «Жестокая! Коль для тебя отрада»…

«Ж» - соответствует букве «А », первой букве алфавита. Следующая за ней «Е » - обозначает «Б ». Ну, и так далее…

 

ЧЕЛОВЕК В ШТАТСКОМ внимательно следит за ее действиями. ИРИНА раскрывает книгу в том месте, где закладка.

 

ИРИНА

Со стороны выглядит просто, но если не знать ключевой строчки, разгадать невозможно.

 

егоров

Читайте, что у вас получилось.

 

ИРИНА достает из сумочки сложенный лист бумаги. На нем написано несколько строчек.

 

ирина

(читает)

«Лодка погибла Выжил только я Груз «Ф» снова у немцев Знаю его в лицо Жду указаний Кортес»

 

ИРИНА читает послание внешне спокойно, однако срывающийся голос выдает чудовищное волнение.

 

МАНЦЕВ

(усмехается)

Надеюсь, он – коммунист?

 

крылов

Нет.

 

егоров

Значит, он к тому же еще и беспартийный!

 

крылов

Он комсомолец

 

человек в штатском

(задумчиво, поднимаясь с кресла)

Ирина Павловна… Я задам вопрос. Не торопитесь с ответом. Ваш сын, мог бы стать предателем?

 

ирина

(без паузы, твердо)

Никогда.

 

человек в штатском

Спасибо, Ирина Павловна. Вы свободны. Вас отвезут домой.

 

 

ИНТ. ЗАКРЫТАЯ ДАЧА МГБ. КАБИНЕТ. ДЕНЬ


Человек в штатском открывает портсигар и закуривает папиросу. Он садится на стул, на котором сидела Ирина.

 

человек в штатском

Что скажете, товарищ полковник?

 

крылов

(хмуро)

Ничего не понимаю… Груз «Ф»… Почему он пишет, что знает его в лицо? Это что, человек?

 

Человек в штатском делает знак адъютанту, стоящему у двери. В руках у того уже подготовлена папка.

 

Адъютант подходит к столу, раскрывает папку и достает оттуда несколько фотографий. Он протягивает их офицерам, КРЫЛОВ и МАНЦЕВ берут их в руки.

 

 

фотографии

Безлюдные улицы, брошенная техника, между которой сомнамбулической походкой бредут люди. Заключенные, которым ставят на головы зажимы с электродами. Несколько крупных планов, на которых изображены истощенные, совершенно невменяемые лица.

 

адъютант

(комментирует)

Новое оружие немцев – это электромагнитного излучения определенной частоты. Сгенерированный на этой частоте луч, наносит человеческому мозгу необратимый урон.

 

КРЫЛОВ

(задумчиво, перебирая фотографии)

Люди сходят с ума, но техника при этом остается невредимой?..

 

адъютант

Техника, города, дороги. Все. Кроме людей. Воздействие излучателя мгновенно. Оно может охватывать огромные пространства – зависит только от мощности генератора.

 

КРЫЛОВ

Значит, и танки, и самолеты в следующей войне потеряют смысл?..

 

человек в штатском

Груз «Ф» - это некто Густав Фальк, автор проекта. Без этого человека создание такого генератора невозможно. Немецкая субмарина перевозила именно Фалька. И мы его упустили. Что с подготовкой к операции?

 

МАНЦЕВ

(откладывая фотографии в сторону, решительно)

Готовим группы. У нас в запасе еще пятнадцать дней.

 

Адъютант собирает фотографии и аккуратно складывает их в папку.

 

человек в штатском

(бросает взгляд на перекидной календарь) Ускорьте подготовку! И еще. Этот человек, которому удалось выжить. Кортес. Я хочу знать о нем все.

 

 

НАТ. УЛИЦА ДЖУЗЕППЕ ГАРИБАЛЬДИ. шляпный магазин. ДЕНЬ

По улице идет СТЕПАНЦОВ. На нем щегольская шляпа, лаковые ботинки, он помахивает тросточкой. У двери магазина он останавливается и смотрит в обе стороны улицы. Затем открывает ключом дверь и входит внутрь.

 

ИНТ. шляпный магазин. подсобка. ДЕНЬ

СТЕПАНЦОВ входит в подсобку. ЗОТОВ сидит перед шифровальной машиной «спектр». Рукава рубашки закатаны, он взмок от пота и курит папиросу. Он смотрит на шифровку, пришедшую из Центра.

 

ЗОТОВ

(задумчиво)

А ведь есть в природе такой лейтенант госбезопасности – Иван Демченко. Читай!

 

Он протягивает лист бумаги СТЕПАНЦОВУ. Тот садится в кресло, ставит трость в корзину для бумаг и вешает на нее шляпу. Пробежав глазами шифровку, он вздыхает.

 

СТЕПАНЦОВ

Эх, надо было скрутить его на всякий пожарный! Ведь в руках у нас был, сволочь!

 

ЗОТОВ

Ничего! Когда будет надо - скрутим! Знаем, где его найти!

 

 

ИНТ. ГОСТИНИЦА. КОМНАТА КОРТЕСА. ВЕЧЕР.

АЙРИС сидит на кровати Кортеса. На ней мужской купальный халат, она вытирает влажные волосы полотенцем. КОРТЕС стоит у окна.

 

айрис

Эти чертовы психи думают, что у меня есть еще одна пленка! Но у меня ее нет! Нет!

 

кортес

Успокойся! И давай по порядку!

 

АЙРИС

…Несколько дней назад я дежурила у виллы Карлоса Мендозы. Это крупнейший виноторговец и затворник! Я сделал несколько снимков его виллы…

 

КОРТЕС

Ну и что?

 

АЙРИС

На другой день я проявила пленку в нашем корпункте. А вечером меня нашел человек, который представился неким Джеком Фоули! Сотрудником американской спецслужбы. Он забрал негатив и все снимки.

 

АЙРИС кивает на смятый конверт, который она успела забрать в своей квартире.

 

айрис

Все, кроме одного! Он валялся в корзине!

 

АЙРИС достает из конверта мятую фотографию и протягивает ее КОРТЕСУ. Тот берет фотографию в руки. На снимке КОРТЕС запечатлен с ГУСТАВОМ. КОРТЕС - в фас, ГУСТАВ – спиной.

 

кортес

Это же я!

айрис

Как видишь – у меня отменная память.

 

ИНТ. РЕСТОРАН. ОТКРЫТАЯ ВЕРАНДА. ВЕЧЕР.

КОРТЕС и АЙРИС сидят на открытой веранде. Играет музыка.

АЙРИС кладет руку на руку КОРТЕСА.

 

АЙРИС

Простой работяга попадает в логово английской разведки и чудом остается в живых!

 

кортес

Ты всегда говоришь газетными заголовками?

 

айрис

Так легче ухватить суть события! Слушай, Кортес, твой рассказ смахивает на дешевую газетную утку! Ты не очень похож на простого докера!

 

кортес

Посмотри на мои руки.

 

За дальним столиком, в самом углу веранды, сидит СТЕПАНЦОВ. Он старается не смотреть в сторону КОРТЕСА и АЙРИС. На его столике лежит портсигар.

 

СТЕПАНЦОВ ловко орудует рыбной вилкой. Отпив вино из бокала, СТЕПАНЦОВ кладет руку на портсигар.

 

Один из торцов его вдруг проваливается внутрь, и под ним оказывается объектив миниатюрного фотоаппарата.

 

В портсигаре что-то щелкает несколько раз. Делается несколько снимков, КОРТЕС и АЙРИС попадают в кадр.

 

СТЕПАНЦОВ достает сигарету, кладет портсигар на место и закуривает.

 

айрис

…А как насчет костюмчика и шляпы?!

 

кортес

Это не мое. Прихватил на вилле. За моральный ущерб. Видишь эти буквы на манжете? «А-А». Артур Адамс. Человек, который меня пытал.

 

Играет оркестр. Несколько пар кружатся на танцполе. На эстраде поет певица, перед ней установлен на штативе микрофон. КОРТЕС и АЙРИС медленно танцуют.

айрис

А этот твой друг…

 

кортес

Он мне не друг. Он нанял меня за пятьсот песо сопроводить его в Буэнос-Айрес. Что из этого вышло – ты знаешь.

 

айрис

И это все?

 

кортес

Есть еще кое-что! Его зовут – Густав Вернер Фон-Фальк! Он немец. И видимо не простой. Его привезли в Аргентину на подводной лодке. Потом он сбежал к англичанам, но немцы его нашли и увезли в неизвестном направлении.

 

 

айрис

Почему именно немцы?

 

кортес

Я видел одного из них в порту. В Байо Бланко…

 

 

ИНТ. РЕСТОРАН. ХОЛЛ. ВЕЧЕР.

Когда они выходят из ресторана, АЙРИС дотрагивается до предплечья КОРТЕСА.

 

АЙРИС

Мне нужно позвонить. От меня ждут статью, но в ближайшие дни я сдать ее не смогу.

 

АЙРИС набирает номер. Телефонный аппарат висит в полуоткрытой кабинке. КОРТЕС рассеяно смотрит по сторонам. Краем уха он слышит обрывки разговора АЙРИС.

 

АЙРИС

…Материал я подготовлю, но немного позже… Просто обстоятельства несколько изменились.

 

 

ЭКС, РЕСТОРАН. ВЕЧЕР.

КОРТЕС и АЙРИС садятся в машину. Из припаркованного неподалеку автомобиля ведется съемка. Фотоаппарат в руках у ЗОТОВА, и он обращается с ним с необыкновенной ловкостью.

 

Нат. улица. вечер.

 

АЙРИС и КОРТЕС едут по улице, залитой оранжевым светом фонарей.

 

ИНТ. ГОСТИНИЦА. RECEPTION. ДЕНЬ.

ПОРТЬЕ находится за стойкой. На тумбочке сбоку стоит керосинка, на которой шипит сковородка. ПОРТЬЕ жарит рыбу и переворачивает ее своим страшным ножом. Звенит колокольчик, и в помещение входит ДЖЕК ФОУЛИ, 45.

джек

Добрый день, сеньор. Я ищу одного своего друга. Вы не встречали этого человека?

 

ДЖЕК достает фотографию и показывает ее ПОРТЬЕ. На снимке – ГУСТАВ спиной и КОРТЕС в профиль. ПОРТЬЕ не прекращает своего занятия. Он бросает мимолетный взгляд на фотографию.

 

портье

В первый раз вижу.

 

ДЖЕК насмешливо смотрит на ПОРТЬЕ и убирает фотографию во внутренний карман. Потом кладет на стойку банкноту достоинством в пятьдесят долларов.

 

ПОРТЬЕ скребет ногтем волоски на бумаге, потом поднимает банкноту и смотрит ее на просвет. Рыба на сковородке продолжает шипеть.

портье

Комната номер пятнадцать. Если добавите еще десятку, я дам вам дубликат ключей.

 

НАТУРА. ПАНОРАМА БУЭНОС-АЙРЕСА. СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА. НОЧЬ.

КОРТЕС стоит, облокотившись на парапет. АЙРИС рядом, она прижимается к его плечу.

 

кортес

Чему ты улыбаешься?

 

айрис

Я? Улыбаюсь? Разве?

 

кортес

Три вопроса в одном предложении! Ты настоящая журналистка!

 

айрис

Думаю, как все меняется. А вдруг этот твой Фальк - нацистский преступник, который собирается укрыться в Англии?! Еще год назад, я бы вцепилась в эту историю зубами и сделала из нее сенсацию! Чего бы мне это не стоило! А сегодня…

 

кортес

А сегодня?

 

айрис

Одной сенсацией больше, одной – меньше. А мне уже двадцать четыре, и вся моя жизнь помещается в небольшой старенький чемодан…

 

ИНТ. ГОСТИНИЦА. RECEPTION. НОЧЬ.

Портье читает газету. Открывается дверь. Входит АЙРИС – КОРТЕС пропускает ее вперед.

 

ПОРТЬЕ откладывает газету и провожает их взглядом. КОРТЕС и АЙРИС поднимаются на второй этаж. ПОРТЬЕ снимает трубку телефонного аппарата и набирает номер.

 

портье

Сеньор Муссолини только что поднялся в свой номер.

 

ИНТ. ГОСТИНИЦА НОМЕР КОРТЕСА. НОЧЬ.

АЙРИС лежит на кровати. Глаза ее раскрыты и смотрят в темноту. КОРТЕС застыл на самодельном ложе – это кресло, к которому придвинуты два стула. Поза его крайне нелепа и неудобна, и заснуть в таком положении не тренированному человеку попросту невозможно.

 

айрис

Кортес?

 

КОРТЕС не отвечает. Он пытается расправить затекшие ноги, стулья под ним грохочут.

 

айрис

Если будешь вести себя как джентльмен, я пущу тебя на кровать.

 

КОРТЕС лежит в кровати. Глаза его раскрыты и смотрят в потолок. Голова АЙРИС лежит на его плече. Девушка улыбается. Она проводит кончиком пальца по его щеке.

 

 

айрис

Черт возьми! Что со мной творится?! Я лежу в постели с мужчиной, которого знаю всего несколько часов?! Чтобы сказала моя мама!

 

кортес

И чтобы она сказала?

 

айрис

«Айрис Каннингхем! Или ты выйдешь за этого мужчину замуж, или я от тебя отрекусь!»

 

кортес

Сурово!

 

айрис

Она такая…

 

 

кортес

И что бы ты ей ответила?

 

айрис

(поднимается на локте) Если бы у меня были деньги… Если бы рядом был надежный человек… Я бы бросила все, взяла бы этого человека за руку… (берет Кортеса за руку) Вот так… крепко, крепко и сбежала с ним на край света!

 

 

ИНТ. ГОСТИНИЦА. КОМНАТА КОРТЕСА. ИНТ. УТРО.

Кортес открывает глаза. Комната наполнена утренним светом. Щека АЙРИС прижата к его плечу.

 

На груди КОРТЕСА лежит рука девушки, а обнаженное колено закинуто на его живот. КОРТЕС, стараясь не разбудить АЙРИС, поднимается с кровати.

 

НАТ. УЛИЦА. УТРО.

КОРТЕС идет по улице. Он останавливается у киоска и покупает газету.

 

ИНТ. центральный телеграф. инт.

КОРТЕС стоит у окошка.

 

телеграфист

(быстро перебирая пальцами бланки)

На ваше имя ничего нет.

КОРТЕС

(разочарованно)

Спасибо…

 

ЭКС. МАГАЗИН ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ. УТРО

Звякает колокольчик. Открывается зеркальная дверь. Из нее выходит КОРТЕС. В руках у него яркая коробка в подарочной упаковке. Коробка перевязана шелковым бантом.

 

КОРТЕС перекладывает коробку под мышку и идет вдоль по улице.

 

НАТ. УЛИЦА. УТРО.

КОРТЕС с газетой в руке поворачивает за угол. Навстречу ему медленно двигается машина.

 

За рулем сидит БОББИ в надвинутой шляпе. Краем глаза КОРТЕС видит человека в заднем боковом окне. Человек этот – ДЖЕК ФОУЛИ - улыбается КОРТЕСУ и галантно приподнимает шляпу.

 

Когда машина оказывается уже за его спиной, КОРТЕС замедляет шаг. Только теперь он понимает, что водитель автомобиля – это тот самый громила, который едва не убил его в квартире АЙРИС.

 

КОРТЕС ошеломленно оборачивается. За задним стеклом он видит саму АЙРИС, на которую надет его мужской купальный халат. Она вырывается из чьих-то рук и отчаянно колотит кулаком в стекло.

 

«КОРТЕС! КОРТЕС! КОРТЕС!» – кричит она, но звуков ее голоса уже не слышно. Машина резко рвет с места и стремительно набирает скорость.

 

КОРТЕС делает попытку бежать за удаляющейся машиной, но это ему не удается. Внезапно из подворотни появляется человек и с размаху бьет КОРТЕСА каким-то предметом по голове. КОРТЕС теряет сознание и падает.

 

 

ИНТ. БЛИЖНЕЕ ПОДМОСКОВЬЕ. ЗАКРЫТАЯ ДАЧА МГБ. КАБИНЕТ. день

ЧЕЛОВЕК В ШТАТСКОМ сидит во главе стола. В руках его карандаш, которым он задумчиво постукивает по столешнице.

 

Рядом с ним стоит КРЫЛОВ с раскрытой папкой в руках. МАНЦЕВ сидит за столом, сбоку. В руках КРЫЛОВА раскрытая папка.

 

КРЫЛОВ

(читает)

Иван Демченко, 22 года. Оперативный псевдоним – Кортес. Мать – Ирина Демченко, переводчица в ТАСС. Отец – Пабло Кортес, испанец. Погиб во время боев в Испании. В совершенстве владеет немецким, испанским и английским языками. Способен, инициативен. По службе характеризуется с положительной стороны.

 

Человек в штатском

Что лично вы о нем знаете?

 

КРЫЛОВ

(сдержанно)

Иван – сын моего друга. Этого мальчика я знаю с детства. И я в нем полностью уверен.

 

МАНЦЕВ

(покашливает)

Разрешите? А вот я не вполне разделяю оптимизм товарища КРЫЛОВА!

 

МАНЦЕВ встает, берет со стола папку и подходит к ЧЕЛОВЕКУ В ШТАТСКОМ с противоположной от КРЫЛОВА стороны. Он раскрывает папку и кладет ее перед человеком в штатском. В папке фотографии.

 

человек в штатском

(берет фотографии в руки)

Что это?

 

фотографии

Кортес с Айрис в ресторане, танцуют, сидят за столиком. Они на смотровой площадке, Кортес нежно прижимает ее к себе. Нет никаких сомнений в том, что молодые люди влюблены друг в друга.

 

МАНЦЕВ

Эти снимки сделаны нашими ребятами в Буэнос-Айресе. Это и есть тот самый… Кортес…

 

человек в штатском

А девушка?

 

МАНЦЕВ

(с оттенком торжества)

Айрис Каннигхэм, 24 года. Американская журналистка! Не удивлюсь, если она работает на американскую разведку!

 

ЧЕЛОВЕК В ШТАТСКОМ вопросительно смотрит на КРЫЛОВА.

 

КРЫЛОВ слишком поражен, чтобы ответить сразу. Он берет фотографии и растерянно смотрит на них.

 

МАНЦЕВ

Теперь все ясно, как божий день! Этот Кортес – наверняка завербован американцами!

 

ЧЕЛОВЕК В ШТАТСКОМ поднимается со стула. Он выходит из-за стола и делает несколько шагов по кабинету.

 

ЧЕЛОВЕК В ШТАТСКОМ оказывается перед напольным глобусом. Машинально он кладет руку и толкает его. Модель земного шара начинает медленное вращение.

 

человек в штатском

Что скажите, товарищ КРЫЛОВ!

 

КРЫЛОВ вздрагивает и поспешно кладет фотографии на стол.

 

крылов

Скажу, что этого не может быть. Я полностью уверен в этом человеке. Как в самом себе!

 

МАНЦЕВ

Это не аргумент! Почему из всей лодки уцелел именно Кортес? Откуда ему известно, что груз «Ф» - это человек? Про шашни с американкой я уже и не говорю! А что, если… эта игра… Была нам навязана еще до отправки нашей лодки на перехват «U-471»?

 

человек в штатском

И кто же нам ее навязал?

 

МАНЦЕВ

Хороший вопрос! По крайней мере, мы знаем, кто посадил Кортеса на нужную лодку!

 

 

Человек в штатском не спускает глаз со вращающейся поверхности глобуса. Внезапно он кладет на нее ладонь. Массивный глобус останавливается.

 

человек в штатском

Товарищ КРЫЛОВ…

 

КРЫЛОВ

Слушаю!

 

человек в штатском

Жду ваших объяснений! В письменном виде!

 

крылов

Есть!

 

 

ИНТ. РЕЗИДЕНЦИЯ АМЕРИКАНСКОЙ РАЗВЕДКИ. КИНОЗАЛ. ИНТ.

Трещит киноаппарат, на экране беззвучно мелькают какие-то кадры.

 

КОРТЕС сидит в инвалидном кресле. Его руки пристегнуты ремнями к подлокотникам. Рядом с креслом - небольшой столик. На столике поблескивает никелированный стерилизатор со шприцами, ампулами и куском ваты со следами крови.

 

На КОРТЕСА направлены два софита. Лицо его ярко освещено. БОББИ сидит напротив него, оседлав стул и положив руки на спинку.

 

ДЖЕК ФОУЛИ прохаживается по комнате. Ведется перекрестный допрос.

 

джек

Что вы делали в Байо Бланко?

 

Под действием лекарств КОРТЕС отвечает медленно и с трудом, будто челюсти его сведены.

 

КОРТЕС

Работал…

 

бобби

На ремонте немецкой лодки?

 

КОРТЕС

Да…

 

джек

Откуда вы знаете Густава Фалька?

 

КОРТЕС

(оживляется, на лбу его вздуваются вены)

Он обещал мне пятьсот песо…

 

джек

(повышая голос)

Повторяю, ты знаешь Фалька?!

 

КОРТЕС

Он не заплатил…

 

Бобби

А почему он вам не заплатил?

 

КОРТЕС

(устало)

Не знаю…

 

джек

Что вы делали на вилле?

 

кортес

Сидел в бочке…

 

Джек

Кто это может все подтвердить?

 

КОРТЕС

Никто… Они все мертвы…

 

Бобби.

Кто может подтвердить вашу историю в Байо Бланко?

 

КОРТЕС

Кто угодно…

 

Джек

А то, что было дальше…

 

КОРТЕС.

Пепито… Он остался у сеньоры Гонсалес

 

джек

Кто такой Пепито? Кто такая сеньора Гонсалес?

 

КОРТЕС

(сбивчиво)

Сеньора Гонсалес - мечта любого мужчины…

 

КОРТЕС замолкает. Голова его склоняется к плечу, глаза открыты. Он смотрит в одну точку.

 

Джек

(обращаясь к Бобби, недовольно)

Сделай ему еще один укол!

 

Бобби наклоняется над КОРТЕСОМ и щупает у него пульс.

 

бобби

Двести десять! Хочешь, чтобы он умер?

джек

(обращаясь к Бобби)

Ты уверен, что он говорил правду?

 

ДЖЕК нажимает на кнопку, вделанную в поверхность стола.

 

Бобби

Думаю, да.

 

джек

(задумчиво)

Про бочку он точно не врал! Покойный Адамс был большим любителем экзотики. Остальное проверим без труда. Проклятые англичане! Вечно путаются под ногами!

 

МОСКВА. ИНТ. КВАРТИРА ИРИНЫДЕМЧЕНКО. ВЕЧЕР.

ИРИНА стоит у окна. Она задумчиво курит папиросу, смотря за стекло.

ЗА ОКНОМ. НАТУРА. ВЕЧЕР.

Двор пуст. Пуста песочница. Ветер гонит по земле газету, которая взмахивает рваными крыльями и безуспешно пытается взлететь. За столиком, на скамье, сидит ИНВАЛИД.

 

Он играет в домино. Его костыль прислонен к торцу стола. Игра увлекает фронтовика. Он сгоряча бросает какую-то фразу и с размаху бьет костью по столешнице. Однако, никаких партнеров рядом с ним нет – ИНВАЛИД играет в полном одиночестве.

 

МОСКВА. КВАРТИРА ИРИНЫДЕМЧЕНКО

Комната ИРИНЫперевернута вверх дном. Выдвинуты ящики буфета, распахнут книжный шкаф. Книги вывалены из него на пол – они лежат беспорядочной кучей. Лейтенант СЕМЕНОВ, 22, перетряхивает очередную книгу.

 

семенов

(возбужденно)

Еще одна, товарищ майор! И опять не на русском!

 

 

МАЙОР, 45, дальнозорко рассматривает фотографию, на которой изображена ИРИНА с КОРТЕСОМ. Он вздыхает и аккуратно ставит ее на этажерку.

майор

Ладно, заканчивай. Понятых зови, будем опечатывать квартиру. А вы, гражданка Демченко, собирайтесь.

 

ИРИНА вздрагивает и с трудом отрывает от окна взгляд. Она гасит папиросу в пепельнице и отзывается несколько невпопад.

 

ирина

Да-да… Уже темнеет. Нам пора.

 

ИНТ. РЕЗИДЕНЦИЯ АМЕРИКАНСКОЙ РАЗВЕДКИ. КАМЕРА. НОЧЬ

КОРТЕС лежит на кровати в камере, больше напоминающей больничную палату. На нем смирительная рубашка. Он лежит на боку, глаза его открыты, он смотрит в стену.

 

Щелкает замок. Появляются БОББИ и ОХРАННИК

 

инт. РЕЗИДЕНЦИЯ АМЕРИКАНСКОЙ РАЗВЕДКИ. КОРИДОР.

КОРТЕС и БОББИ идут по длинному коридору, вдоль которого тянутся коммуникации. КОРТЕС в наручниках.

 

ИНТ. КОМНАТА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДОПРОСАМИ. ДЕНЬ

КОРТЕС и БОББИ входят в небольшую комнату для наблюдения за допросами. За звуконепроницаемым стеклом – другое помещение, побольше. Оно в полумраке.

 

У окна стоит ДЖЕК. Он кивком отправляет БОББИ и несколько секунд изучающее смотрит на КОРТЕСА.

 

джек

Меня зовут – Джек Фоули. Я резидент управления стратегических служб при госдепартаменте США.

 

ДЖЕК нажимает на выключатель, вделанный в столешницу. В комнате для допросов включается лампочка, висящая под потолком.

 

КОРТЕС оборачивается и пристально смотрит в угол, - туда, где стоит топчан. Куча тряпья на нем шевелится.

 

ЗА СТЕКЛОМ:

 

С топчана поднимается АЙРИС. На ней суконная ночная рубашка, волосы убраны под вязанную лыжную шапочку. Слегка раскачиваясь, она щурится и смотрит на вспыхнувшую лампочку. Ноги ее босы. АЙРИС неестественно бледна.

 

Лицо АЙРИС выглядит отвратительно. Под глазами залегли глубокие тени, губы покрыты коричневой коркой. Она смотрит мимо КОРТЕСА.

 

ИНТ. РЕЗИДЕНЦИЯ АМЕРИКАНСКОЙ РАЗВЕДКИ. СМЕЖНАЯ КОМНАТА

ДЖЕК достает из кармана футляр из нержавеющей стали и осторожно раскрывает его.

 

Внутри, на бархатной подложке, восемь углублений. Три из них пусты, в остальных же находятся ампулы с красноватой жидкостью.

 

джек

Это фенобарбутал. Если сделать всего три укола, Ваша девушка потеряет и память и рассудок. Первый мы уже сделали.

 

кортес

Что вам нужно?

 

джек

Мы знаем все о человеке по имени - Густав Фальк! Кроме одного – как он выглядит! Если вы нам поможете его опознать – мы отпустим девушку…

 

кортес

Не пойдет!

 

джек

Что?

 

кортес

К черту девушку! Мне нужны деньги! Пятьдесят тысяч американских долларов.

 

джек

Сколько?

 

кортес

И распорядитесь, чтобы меня, как следует, покормили!

 

 

ИНТ. РЕЗИДЕНЦИЯ АМЕРИКАНСКОЙ РАЗВЕДКИ КАМЕРА КОРТЕСА.

КОРТЕС есть суп из алюминиевой миски. Глаза его поблескивают, лицо покрыто недельной щетиной. Щелкает замок двери. В комнату входит АЙРИС.

 

Она проходит в комнату и осторожно садится единственный стул.

 

АЙРИС

Здравствуй… Ты не удивлен?

 

КОРТЕС не прекращает своего занятия. Ест он с явным аппетитом.

 

айрис

Я пришла сказать, они все проверили. Все сходится. Ты говорил правду.

 

КОРТЕС не отзывается. Куском хлеба он тщательно вытирает миску изнутри. АЙРИС не сводит глаз с его рук.

 

АЙРИС

Поверь, я не хотела этого спектакля с инъекциями. Мне приказали… Джек – мой начальник…

КОРТЕС ставит миску. Он берет с подноса кофейник и наливает кофе в чашку.

айрис

Знаешь… Тогда, на смотровой площадке, я на какое-то время поверила…

 

кортес

Хочешь сбить цену? Зря стараешься! Передай своему Джеку – я не торгуюсь!

 

КОРТЕС вытирает губы салфеткой и вращает головой, разминая шею. Совершенно очевидно, что дальнейших реплик от него ждать бесполезно.

 

АЙРИС порывисто встает с кровати. Губы ее дрожат.

 

АЙРИС

Боже мой! Какая же я дура!.. Впрочем, что я ждала от портового грузчика!..

 

АЙРИС быстро выходит из комнаты. Щелкает замок.

 

 

ИНТ. шляпный магазин. подсобка. ДЕНЬ

 

СТЕПАНЦОВ сидит за столом. Перед ним шахматная доска, на которой расставлено несколько фигур. Он решает шахматную задачу. СТЕПАНЦОВ переставляет с клетки на клетку коня.

 

степанцов

Бэ два – цэ четыре… А потом и ладье по шапке!..

 

В этот момент входит ЗОТОВ. В руках его шифрограмма. Он протягивает ее СТЕПАНЦОВУ.

 

ЗОТОВ

Читай…

степанцов

(берет шифрограмму в руки, читает)

Иван Демченко, псевдоним Кортес подлежит немедленному аресту. В случае оказания сопротивления – ликвидировать. Полковник МАНЦЕВ.

 

ЗОТОВ

Понял?..

 

степанцов

А я что говорил? Сразу надо было эту гниду, к ногтю…

 

Степанцов бьет щелчком по ладье. Та кувырком слетает с доски.

 

ИНТ. РЕЗИДЕНЦИЯ АМЕРИКАНСКОЙ РАЗВЕДКИ. КАМЕРА КОРТЕСА.

КОРТЕС сидит за столом. Перед ним несколько газет. КОРТЕС плетет из бумажных полосок косички. Эти косички – строительный материал для бумажного замка, который уже наполовину готов.

 

КОРТЕС так увлечен своим занятием, что не сразу замечает ДЖЕКА и БОББИ, которые входят в комнату.

 

джеК

(сухо)

Я связался с департаментом. Не могу сказать, что там пришли в восторг от запрошенной суммы.

 

КОРТЕС

(не прерывая своего занятия)

И вы пришли рассказать мне об этом?

 

Джек

Я пришел, сообщить, что это - невероятно! Но в департаменте приняли ваши условия!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: