НАТ. СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА. ВЕЧЕР.




АЙРИС стоит у парапета и задумчиво смотрит на великолепный вид ночного Буэнос-Айреса.

 

Из темноты появляется КОРТЕС. Он подходит сзади и становится рядом.

 

АЙРИС

Зачем ты пришел?

 

Некоторое время КОРТЕС не отвечает. Он смотрит на дрожащее марево разноцветных огней.

 

КОРТЕС

Помнишь, ты говорила, что будь у тебя много денег… Будь рядом с тобой надежный человек… Одним словом – если ты не передумала, можешь на меня положиться.

 

АЙРИС смотрит на КОРТЕСА. Глаза ее наполняются слезами. Вдруг она порывисто прижимается к его груди. КОРТЕС гладит ее по голове.

 

айрис

Что ты задумал?

 

кортес

Мы выкрадем Густава и продадим его Фоули за большие деньги! А потом… мы с тобой исчезнем!

 

НАТ, аэродром. утро.

На взлетной полосе стоит самолет. За штурвалом сидит АЙРИС. Дверца фюзеляжа открыта, из нее спущена вниз откидная лесенка.

К самолету идут БОББИ, КОРТЕС и ДЖЕК.

 

джек

(Кортесу) Несколько дней назад немцы закупили оборудование для киносъемки и зафрахтовали самолет! Нам удалось подменить пилота.

 

бобби

Сколько у нас времени?

 

Джек

Не больше получаса. За это время вы должны найти Густава и любым способом посадить в наш самолет!

 

кортес

Что, если он не захочет?

 

джек

Делайте, что хотите! Обещайте, что хотите! Но он должен сесть, в этот чертов самолет, живым и невредимым!

 

 

БОББИ поднимается по трапу первым. КОРТЕС даже не смотрит в сторону АЙРИС.

 

Самолет выруливает на взлетную полосу. ДЖЕК провожает его взглядом, придерживая шляпу.

 

экс. НЕМЕЦКАЯ БАЗА «Цитадель». День.

 

База расположена горном плато. Из долины ведет к ней единственная дорога, которая хорошо охраняется.

 

НАТ. НЕМЕЦКАЯ БАЗА «Цитадель». День.

 

Над входом в ангар надписи на немецком и испанском – «Вход воспрещен».

 

Рядом стоит американский «виллис» с поднятым капотом. В моторе его копается какой-то человек в промасленной майке. ВТОРОЙ человек занимается с немецкой овчаркой. Он в штатском, но через его плечо перекинут автомат «МК-40».

 

Из-за ящиков, уложенных штабелями, появляется БАУЭР. Он холодно окидывает взглядом охранника и его пса.

 

При его появлении ОХРАННИК вскакивает, щелкает каблуками и вытягивается по швам. Пес рычит, шерсть на его загривке поднимается дыбом.

 

БАУЭР поднимает руку к плечу в нацистском приветствии и входит в ангар.

 

ИНТ. МЕДИЦИНСКИЙ БЛОК. инт. день.

БАУЭР пробирается по коридору. Вдоль стены – длинная скамья. На ней расположились не менее сотни человек - мужчины и женщины. Это местные жители, одетые как придется.

 

ДВЕ ДЕВИЦЫв ажурных чулках и с дымящимися папиросами - на лицах их, давно утративших природную свежесть, броскими мазками нанесены губы, щеки и глаза.

 

ЧЕЛОВЕК В ЗИМНЕМ ПАЛЬТО с меховым воротником – очи его воздеты к небу, усы опущены, а нервные пальцы перебирают бусины засаленных четок.

 

Двое ПРОЙДОХ – на одном несвежая белая сорочка с бабочкой, на втором – кожаная жилетка, надетая прямо на тощее волосатое тело. Они играют в карты.

 

СТАРИК с тростью и негнущейся ногой. И уже перед самой дверью, радом с ОХРАННИКОМ, МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА с узелком в руках.

 

БАУЭР брезгливо переступает через негнущуюся ногу СТАРИКА и входит мимо ОХРАННИКА в кабинет.

 

ИНТ. МЕДИЦИНСКИЙ БЛОК. кабинет. инт. день.

В кабинете, под планкой ростомера, стоит ОГРОМНЫЙ МУЖЧИНА С УСАМИ, голый по пояс. Его смоляные усы тщательно расчесаны, а возможные признаки интеллекта в глазах надежно скрыты под массивными надбровными дугами.

 

ГУСТАВ ФАЛЬК - в белом халате. Он встает на цыпочки, фиксирует планку. Затем идет к столу. В этот момент открывается дверь и входит БАУЭР. Он морщит нос и достает из кармана белоснежный носовой платок.

 

Бауэр

Ну и вонь стоит в коридоре!

 

густав

(пожимает плечами)

Так пахнет соль земли, герр Бауэр… (человеку с усами) Одевайтесь.

 

человек с усами

(уныло гудит)

Еще я могу таскать камни с утра до ночи, сеньор. И сшибаю с копыт быка. Одним ударом.

 

густав

Замечательно. Такие люди нам очень нужны. Прошу вас вот в эту дверь.

 

ЧЕЛОВЕК С УСАМИ уходит, натягивая рубашку.

 

бауэр

Когда начнете?

 

густав

Первую партию опробуем сегодня и заснимем все на кинопленку. Аппаратуру уже привезли?!

 

бауэр

Скоро должны доставить самолетом.

 

густав

Следующий!

 

Входит МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА и нерешительно останавливается посреди комнаты. БАУЭР пристально смотрит на узелок, который женщина прижимает к своему животу.

 

бауэр

(Густаву) Она же беременна!

 

МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА делает порывистое движение к ГУСТАВУ.

 

женщина

Умоляю вас, сеньор! Мне очень, очень нужна эта работа!..

 

густав

(поднимается из-за стола)

Все в порядке, дорогая… Вам сейчас нельзя волноваться. Ложитесь на кушетку.

 

БАУЭР дико смотрит на Густава и подходит к окну.

 

МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА лежит на кушетке. Ее живот оголен. ГУСТАВ сидит на краешке и прикладывает к ее животу фонендоскоп.

 

Густав

Сердцебиение нормальное… (обрадовано) Ого!.. Уже бьет ножками? Поздравляю!

 

БАУЭР стоит у окна, не оборачиваясь. Он прикуривает сигарету. Руки его слегка дрожат.

 

небо. натура. утро

Летит самолет. Через какое-то время он ложится на крыло и совершает вираж. Машина заходит на посадку – внизу мы видим очертания базы с четырьмя наблюдательными вышками по периметру.

 

склон горы, нависшей над цитаделью. нат. день.

Склон горы густо покрыт растительностью. Самолет пролетает мимо, отчетливо слышен звук его мотора. Один из кустов вдруг шевелится. Ветку отгибает чья-то рука, поблескивают стекла окуляров бинокля.

 

крупный план

На поверхности стекол бинокля отражается летящий самолет.

 

вид из бинокля

Самолет заходит на посадку.

 

«цитадель». Двор, влетно-посадочная полоса. нат. день.

Самолет приземляется. Подпрыгнув на кочке, он катится по полосе, оставляя за собою пыльный шлейф. Машина докатывается почти до ангара, тормозя около «виллиса».

 

Пилот не глушит мотор – он разворачивает самолет на месте, чтобы удобнее расположиться для последующего взлета.

 

ШОФЕР «виллиса», ОХРАННИК и еще НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК подбегают к машине, и берутся за крылья, помогая развернуться и занять нужное положение.

 

Дверь в ангар распахивается и из нее выходит наружу БАУЭР.

 

В этот же момент открывается дверь в фюзеляже. На землю спрыгивает БОББИ.

 

КОРТЕС – за его спиной. Мы видим, как он подтаскивает к выходу какой-то тяжелый чемодан. БАУЭР идет к самолету.

 

Бобби

Добрый день, сеньор. Мы привезли оборудование.

 

бауэр

Выгружайтесь. И начинайте установку.

 

ЭКС. ангар. день.

КОРТЕС и БОББИ тащат ящик к ангару. БАУЭР и ОХРАННИК идут рядом.

 

ИНТ. ангар. день.

Своды ангара достаточно высоки, и по периметру его, образуя второй этаж, тянется балкон с металлическими периллами. По нему двигаются БОББИ и КОРТЕС со своим чемоданом.

 

В середине помещения, деля балкон пополам, выступает к центру ангара небольшая площадка. БАУЭР, КОРТЕС и БОББИ останавливаются на ней.

 

бауэр

Аппаратуру установите здесь! Нам нужно охватить вот этот сектор (показывает рукой).

 

Пространство внизу представляет собою замечательное зрелище. Это огромный съемочный павильон, заполненный декорациями.

 

Перед нами УГОЛОК ЛЕТНЕГО КАФЕ. Его столики заставлены перевернутыми стульями.

 

Дальше – КУСОК УЛИЦЫс витринами магазинов, за которыми застыли безмолвные манекены. На улице – водопроводная колонка и афишная тумба, с которой свисает полусодранная афиша.

 

У тротуара стоит ДВУХЭТАЖНЫЙ АВТОБУС. На проезжей части брошена ДЕТСКАЯ КОЛЯСКА, увешанная погремушками. Макеты домов освещены настоящими фонарными столбами, лампы которых горят ровным электрическим светом.

 

Некоторые стены строений намеренно удалены, и перед нами – ИНТЕРЬЕРЫих внутренних пространств.

 

На газовой конфорке КИПИТ ЧАЙНИК, из носика которого поднимается пар.

 

РАДИОПРИЕМНИК на полке подмигивает оранжевым глазком, из динамика его несется завораживающий свинг виртуозного клорнета.

 

КОРТЕС и БОББИ опускают чемодан. БОББИ расставляет штатив, КОРТЕС достает камеру. Устанавливая камеру на треногу, КОРТЕС бросает недоуменный взгляд вниз.

 

КОРТЕС

Как настоящее. Вы будете снимать фильм, сеньор?

 

бауэр

(холодно)

Не отвлекайтесь! У вас мало времени!

 

КОРТЕС разматывает шнур.

 

ЭКС. цитаделЬ. день.

 

Со скалы падают две веревки. Через мгновение по ним спускаются ДВА ЧЕЛОВЕКА. Они в камуфляжной форме, с оружием и амуницией. Их лица покрыты темно-зеленой краской.

 

Встав на ноги, мужчины пригибаются и исчезают в кустах. В следующий момент за ними спускается еще ОДНА ПАРА АМЕРИКАНСКИХ СПЕЦНАЗОВЦЕВ.

 

Из-за кустов поднимаются наблюдательные вышки цитадели. ЧАСОВОЙ на ближайшей вышке достает из кармана носовой платок и сморкается в него.

 

ИНТ. Ангар. день.

КОРТЕС и Бобби заканчивают последние приготовления. БОББИ сидит на корточках, закручивая болты треноги. КОРТЕС наклоняется над ним, накручивая на катушку лишний кабель.

 

бобби

(разгибаясь, Бауэру)

Вот так… Все готово, сеньор. Принимайте работу.

 

 

БАУЭР достает из кармана пистолет и направляет его в сторону «наладчиков кинооборудования». ОХРАННИКИ, как по команде, вскидывают автоматы.

 

бобби

Что это значит, сеньор?

 

бауэр

Поднимите руки!

 

КОРТЕС и БОББИ замирают. Бауэр берет в руки мегафон, подходит к периллам и прикладывает мегафон к губам.

 

бауэр

Внимание! Все занимают свои места!

 

Внизу открывается дверь и из нее один за другим выходят ЛЮДИ. Многих из них мы видим впервые, но кое-каких персонажей мы уже знаем в лицо. Это те, кто дожидался приема к ГУСТАВУ ФАЛЬКУ.

 

ЛЮДИ пробираются между декораций и каждый занимает свое место. КАРТЕЖНИКИ снимают стулья со столика кафе и садятся на них. Один из них уже тасует колоду.

 

Рядом усаживается мрачный СТАРИК – он кладет обе руки на трость, а негнущуюся ногу выставляет так, что она перегораживает проход.

 

ГИГАНТ С УСАМИ усаживается в автобус и вставляет ключ в замок зажигания. Заводится мотор, выхлопная труба трясется и выплевывает порцию сиреневого дыма.

 

Улица заполняется ПРОСТИТУТКАМИ, КЛЕРКАМИ и РАЗНОСЧИКАМИ ГАЗЕТ. Нарастает многоголосый гул.

 

Чья-то рука снимает с огня кипящий чайник и ставит его не подставку. Еще одна рука ложится на поручень детской коляски. Погремушки вздрагивают и начинают греметь.

 

Колеса коляски подпрыгивают на брусчатке, рядом стучат по булыжникам женские каблучки. Совершенно неожиданно раздается младенческий плач.

 

НАТ. Цитадель. наблюдательнЫЕ вышки. дЕНЬ

СПЕЦНАЗОВЦЫв камуфляже лежат у самой ограды. Они почти неразличимы в кустах.

 

ИНТ. АНГАР. ДЕНЬ

КОРТЕС затравленно озирается. В торцевом конце ангара, на уровне балкона, на выступающей площадке сооружена деревянная будка. Небольшое окошко в ее фасаде обращено на город-муляж.

 

КОРТЕС

Извините сеньор! Это какое-то недоразумение! Мы уже сделали свою работу.

 

бауэр

(усмехаясь)

Вам придется остаться и принять участия в съемках. Спускайтесь вниз по лестнице, и по одному.

 

 

Только тут КОРТЕС замечает, что из этого окошка на ангар направлен объектив какого-то прибора, поблескивающий стеклянной линзой.

 

Сбоку от прибора, как киномеханик в аппаратной, стоит ГУСТАВ ФАЛЬК. Нам видно только его лицо и часть груди.

 

КОРТЕС

(отворачивается от будки) Не понимаю… Что вы от нас хотите?

 

бауэр

(рычит)

Я сказал – вниз!

 

НАТ. Цитадель. наблюдательнЫЕ вышки. дЕНЬ

Наблюдательная вышка не далее, чем в десяти метрах. Один из ДЕСАНТНИКОВ смотрит на часы и делает знак рукой.

 

ЭКС. вышкА. ДЕНЬ

ЧАСОВОЙ протирает платком снятые с носа очки. Он смотрит сквозь стекла, дышит на них, затем в ход снова идет платок. Его автомат висит на гвозде, вбитом в один из четырех брусьев, поддерживающих крышу.

 

В этот момент на площадку залетает какой-то предмет. ЧАСОВОЙ нагибается – это – граната…

 

ИНТ. АНГАР. ДЕНЬ

…БАУЭР подскакивает к КОРТЕСУ и бьет его рукояткой пистолета в плечо.

 

От удара КОРТЕС проваливается назад спиной. Но нога его находится в петле кабеля. Кабель со свистом захлестывается на его лодыжке и уходит за КОРТЕСОМ вниз.

 

Вторая петля обвивается вокруг штатива. Тренога складывается с оглушительным щелчком.

 

Киноаппарат, увлекаемый проводом, летит к проходу вслед за КОРТЕСОМ.

 

Он с размаху бьет БАУЭРА сзади в спину. Взмахнув руками, тот падает в пустоту. Пистолет вылетает у него из рук.

 

НАТ. цитадель. день.

Верхняя часть вышки взрывается. Крышу сносит в сторону, летят обломки брусьев. Опорные столбы, лишенные верхней связки, какое-то время еще стоят вертикально, но затем начинают рассыпаться по сторонам.

 

Вышка номер два и вышка номер три поражаются выстрелами из гранатометов. Видны шлейфы реактивных снарядов, выпущенных из базук. ЧАСОВОЙ на четвертой вышке попадает в перекрестие оптической винтовки. Он падает вниз, пораженный точным выстрелом.

 

ИНТ. АНГАР. день.

КОРТЕС падает вниз головой. Но падение его длится не долго – почти сразу же он повисает на проводе как на «тарзанке», едва не ударившись об лестницу головой.

 

Мгновением позже мимо него пролетает БАУЭР. Каким-то чудом ему удается схватиться за одежду КОРТЕСА, уже висящего вверх ногами, но потом БАУЭР все же соскальзывает вниз.

 

НАТ. ЦИТАДЕЛЬ. ДЕНЬ

Зажигательные пули бьют в резервуар с горючим, расположенный центре. Бочка взрывается. Взрывы гремят по периметру ограды. В образовавшиеся бреши на территорию цитадели проникают СПЕЦНАЗОВЦЫ, их не меньше ДВАДЦАТИ.

 

Начинает выть сирена.

 

Из барака выскакивают НЕМЦЫс автоматами. Кто-то из них занимает позицию за ящиками, уложенными в штабеля, кто-то падает, не успев сделать и нескольких шагов.

 

ИНТ. ангар. ДЕНЬ

Тем временем БОББИ и ОХРАННИК катаются по металлическому полу. Наконец, БОББИ оказывается сверху. ОХРАННИК упирается в его горло, пытаясь спасти свою жизнь. Его усилия отчаянны, но совершенно бесплодны – противник его действует с механической решимостью бойцового пса.

 

АМЕРИКАНЕЦ хватает жертву обеими руками за уши и несколько раз с силой бьет ее затылком о металл. После третьего или четвертого удара ОХРАННИК затихает.

 

В этот момент раздается несколько приглушенных взрывов. Начинает выть сирена, оповещающая о скорой самоликвидации ангара!

ИНТ. Декорации города. ДЕНЬ

ЛЮДИ при звуках боя продолжают заниматься своими делами. Для них совершенно очевидно, что происходящее вокруг – это элементы загадочной игры, построенной по логике неведомого им плана.

 

 

НАТ. ЦИТАДЕЛЬ. ДЕНЬ

…В американский «виллис» впрыгивает человек. Намерение у него совершенно определенное – спастись бегством. Но вместо того, чтобы удаляться от места перестрелки, он мчит прямо на американских десантников.

 

Двое из них, укрывшись за каким-то ящиком, стреляют по радиатору машины. ВОДИТЕЛЬ не обращает на выстрелы никакого внимания – он уже мертв.

 

Машина на полном ходу сносит ящик с укрывшимися за ним СПЕЦНАЗОВЦАМИ. Взрывается бензобак.

 

Вой сирены не прекращается. Он становится нестерпимым.

 

 

ИНТ. АНГАР. Окошко будки.

Сквозь окошко мы видим, что ГУСТАВ начинает лихорадочно метаться в замкнутом пространстве.

 

Он подбегает к стене, на которой висит распределительный щиток и распахивает его дверцу. Переключает тумблеры. Затем подбегает к аппарату. В объективе появляется СВЕТЯЩАЯСЯ ТОЧКА.

 

ИНТ. АНГАР. лестницА. ДЕНЬ

Манипуляции ГУСТАВА видны не только КОРТЕСУ. У подножия лестницы, появляется БАУЭР с окровавленной головой.

 

Заметив движение в окошке, БАУЭР приходит в неподдельный ужас. Он едва стоит на ногах, но, несмотря на это, пытается пробраться к будке.

 

бауэр

(машет руками)

Прекратить!.. Прекратить! Я запрещаю эксперимент!.. Густав! Это приказ!..

 

Уловив знак опасности, КОРТЕС быстро ретируется, стараясь как можно скорее покинуть «зону охвата таинственного прибора».

 

ГУСТАВ резко поворачивает какой-то тумблер. ФОНАРИ на декоративной улице вспыхивают с такой яркостью, что лампы в них лопаются одна за другой. БАУЭР спотыкается и падает.

 

ИНТ. АНГАР. площадка. ДЕНЬ

Наконец КОРТЕС выбирается на площадку и врывается в кабинку – в кабине уже нет ни ГУСТАВА, ни его прибора.

 

КОРТЕС выскакивает обратно и напряженно всматривается в город-муляж.

 

От будки на первый этаж идет еще одна лестница. КОРТЕС бросает на нее взгляд. Он становится на перекладины лестницы и спускается вниз.

По пути КОРТЕС натыкается на БОББИ. КОРТЕС бросается к БОББИ, пытаясь разглядеть, куда тот ранен!

 

БОББИ сидит на ступеньках, его глаза открыты, но жизни в них уже нет. Из ушей БОББИ и из ноздрей вытекают черные струйки крови.

 

 

ИНТ. Ангар. КАРТОННЫЙ ГОРОД. ДЕНЬ

Когда КОРТЕС спускается к декорациям, он понимает, что-то здесь необратимо изменилось…

 

Совсем не слышно человеческих голосов! КОРТЕС поворачивает за угол и спотыкается о негнущуюся ногу старика, который сидит, упираясь в свою трость.

 

КОРТЕС оборачивается и хочет извиниться. СТАРИК неподвижен. Его подбородок лежит на руках, сложенных на набалдашнике трости. Протез вывалился из штанины и валяется рядом с ногой.

 

КОРТЕС оборачивается и видит КАРТЕЖНИКОВ. Один из них сполз со стула, второй все еще сидит прямо. Карты рассыпаны по столешнице и по полу…

 

КОРТЕС проходит мимо них и подходит к автобусу. Двигатель его работает. КОРТЕС открывает водительскую дверцу.

 

ГИГАНТ, который когда-то умудрялся сбить быка с копыт, теперь спокойно сидит за рулем. Одна его рука его застыла на рычаге скоростей, вторая крепко держит баранку. Из его уха стекает тонкая струйка черной крови.

 

КОРТЕС наклоняется и осторожно поворачивает ключ зажигания. Двигатель глохнет.

 

КОРТЕС отходит от автобуса. Он окидывает взглядом улицу и видит, что пространство за автобусом заполнено лежащими вповалку людьми…

 

…Позы их самые неожиданные, лица не выражают никакого испуга. Юбка одной из ПРОСТИТУТОК задралась, и мы видим нехитрые подробности ее белья…

 

…МАЛЬЧИШКА-ГАЗЕТЧИК сидит у афишной тумбы, разбросав ноги. Газеты из его сумки вывалились на брусчатку…

 

КОРТЕС подходит к стене дома. На тротуаре, у самой стены, лежит в нелепой позе МЕРТВЫЙ МУЖЧИНА. Рука его неловко поджата под туловище.

 

КОРТЕС пристально смотрит на ЗАПЯСТЬЕ мужчины. На нем поблескивают СЕРЕБРЯНЫЕ ЧАСЫ.

 

КОРТЕС

Привет, Густав.

 

Пальцы «мертвой руки» вздрагивают.

 

 

НАТ. Цитадель. ДЕНЬ

ГУСТАВ и КОРТЕС бегут к самолету. Иногда они останавливаются, чтобы переждать взрывы и близкую пальбу.

 

густав

(перекрикивая шум)

Почему ты не сказал, что работаешь на американцев?!

 

кортес

Тогда не мог! Теперь говорю!

 

 

ЭКС. САМОЛЕТ. ДЕНЬ

САМОЛЕТ с вращающимся винтом все еще стоит у ангара. Вой сирены не прекращается. Он становится нестерпимым.

 

 

густав

Куда меня везут?

 

кортес

В безопасное место! Там тебя точно никто не найдет!

 

Дверца в фюзеляже распахивается. АЙРИС протягивает Густаву руку.

 

густав

А что потом?

 

АЙРИС

На корабль и в Америку!

 

густав

Я ненавижу корабли! У меня морская болезнь!

 

айрис

На «Саратоге» вам понравится! Давайте руку!

ГУСТАВ хватается за руку АЙРИС и заскакивает в самолет. Когда наступает очередь КОРТЕСА, в грудь ему упирается ствол пистолета.

 

АЙРИС

Извини, КОРТЕС! Ты остаешься!

 

АЙРИС нажимает на спусковой крючок. Пуля бьет в грудь КОРТЕСУ. Его отбрасывает метра на три, и он падает навзничь в пыль, широко раскинув руки.

 

ИНТ. Ангар. ДЕНЬ

В этот момент сирена вдруг замолкает. Раздается сильный взрыв! Взрывная волна треплет человеческие волосы, выбивает стекла, срывает с брусчатки разбросанные газеты…

 

Москва. подъезд дома, где живет крылов. инт. вечер.

КРЫЛОВ поднимается по лестнице и останавливается перед дверью своей квартиры. Он достает из кармана ключ и вставляет его в замок.

 

москва. квартира крылова. инт. вечер.

КРЫЛОВ вешает фуражку на гвоздь. Он идет на кухню, ставит на газ чайник.

 

Затем входит в гостиную, на ходу расстегивая китель. Войдя в комнату, он останавливается как вкопанный. Пальцы его застывают на верхней пуговице. Перед ним, закинув ногу на ногу, сидит в кресле ЧЕЛОВЕК В ШТАТСКОМ.

 

человек в штатском

Извините, что я без приглашения.

 

крылов

(ошеломленно)

Что-то случилось?

 

Крылов опускается в кресло.

 

человек в штатском

Американцы ударили первыми. Операция, которую мы планировали, теперь потеряла всякий смысл. Этот КОРТЕС… Вы можете поручиться за этого человека?

 

крылов

Как за себя.

 

человек в штатском

Тогда отправляйтесь в Аргентину.

Найдите его. Это не только приказ, но и личная просьба. Возможно, что этот КОРТЕС – наш последний и единственный шанс.

 

 

ЭКС. цитадель. ночь.

КОРТЕС приходит в себя от дикого холода. Ледяной ливень заливает ров, наполненный мертвецами – бывшим «биологическим материалом» для опытов ГУСТАВА.

 

Мертвецы повсюду: под КОРТЕСОМ, рядом, на КОРТЕСЕ! Мужчины и женщины с приоткрытыми ртами и застывшим взглядом, обращенным в черное небо!

 

На другом конце длинного рва работает бульдозер – он засыпает мертвецов землей.

 

КОРТЕС пробует пошевелиться и не может. Да еще эти мертвецы с окоченевшими скрюченными пальцами, будто нарочно, цепляются за КОРТЕСА и не дают ему выбраться изо рва.

 

Тем временем бульдозер приближается все ближе и ближе. Спасает вода, накопившаяся во рву – она поднимает КОРТЕСА и мутным потомком смывает в темноту…

 

 

ЭКС. вокзал буэнос-айреса. день.

 

Вдоль перрона двигается поезд. Его движение становится все медленней, и, наконец, он останавливается.

 

Открываются двери вагонов. Проводники протирают поручни, носильщики толкают тележки к будущим клиентам. Среди прибывших пассажиров – КРЫЛОВ. В руке его саквояж. Он пробирается среди людей, быстро заполняющих платформу.

 

ИНТ. вокзал буэнос-айреса. день. инт.

 

КРЫЛОВ идет по центральному залу вокзала. У стенда с расписанием стоит ЗОТОВ, который знакомится с информацией с видимым интересом. На ЗОТОВЕ шляпа с длинным петушиным пером. КРЫЛОВ подходит к стенду и становится рядом с ЗОТОВЫМ.

 

КРЫЛОВ

(Крылову)

Вы не знаете, когда приходит поезд из Кордобы?

 

ЗОТОВ

Сегодня этот рейс отменен. Теперь он будет ходить только по четным дням.

 

нат. Улицы города. день

Машина двигается по центральным улицам Буэнос-Айреса. За окнами – витрины магазинов, столики летних кафе, спешащие по тротуарам люди.

 

ИНТ. САЛОН МАШИНЫ. ДЕНЬ.

СТЕПАНЦОВ - за рулем, КРЫЛОВ - на переднем пассажирском место. На заднем диване располагается ЗОТОВ.

 

СТЕПАНЦОВ

(Крылову)

Как добрались?

 

КРЫЛОВ снимает шляпу, ставит ее на колени и смахивает с нее рукой невидимые пылинки.

 

крылов

Спасибо, без происшествий. А у вас что новенького?

 

СТЕПАНЦОВ

(с заминкой)

Демченко исчез.

 

КРЫЛОВ бросает на СТЕПАНЦОВА быстрый взгляд.

 

крылов

Как это исчез? Это что – шутка?

 

СТЕПАНЦОВ

Никак нет. Как в воду канул.

 

НАТ. стойбище индейского племени. вечер.

На поляне дети, женщины и несколько воинов. Дети играют, женщины занимаются хозяйством, один из воинов свежует подвешенную за ноги дичь. Над хижинами вьется несколько дымков.

 

 

ИНТ. ХИЖИНА, ВЕЧЕР

ЖЕНЩИНА долбит деревянным пестиком в каменной ступке. Она напевает какую-то мелодию.

 

Рядом сидит на корточках СТАРИК-ИНДЕЕЦ с перьями во всклокоченных волосах. Глаза его прикрыты, он раскачивается в такт пению.

 

СТАРИК двигает челюстями, что-то безостановочно пережевывая. У стены, на охапке листьев, лежит КОРТЕС. Глаза его закрыты.

 

СТАРИК перестает жевать и наклоняется над КОРТЕСОМ. Не прекращая пения, женщина заходит к КОРТЕСУ со стороны головы. Она заводит обе его руки вверх, затем крепко прижимает их к полу. СТАРИК садится КОРТЕСУ на живот. КОРТЕС не подает никаких признаков жизни. Возможно, он мертв.

 

СТАРИК расстегивает рубашку на груди КОРТЕСА. Пулевое отверстие давно уже не кровоточит. Края раны несколько припухли.

 

СТАРИК набирает из глиняной плошки пальцами коричневую массу и обкладывает ею рану.

 

Пение ЖЕНЩИНЫстановится все громче. СТАРИК закатывает глаза. Он крайне сосредоточен, на скулах его вспухли желваки. Пение замирает на высокой ноте.

 

СТАРИК вдруг хватает КОРТЕСА за нос и пальцами зажимает ему ноздри. Потом быстро наклоняется и делает резкий вдох прямо в рот КОРТЕСА.

 

КОРТЕС хрипит, тело его выгибается дугой. ЖЕНЩИНА с трудом удерживает его напряженные руки. Конвульсии длятся несколько секунд, постепенно сходя на нет.

 

СТАРИК уже оторвался ото рта своей жертвы – теперь он просто помогает женщине держать КОРТЕСА. Наконец, КОРТЕС успокаивается.

 

Старик слезает с КОРТЕСА и устало встает. Он подходит к выходу из хижины, прижимается плечом к бревну, которое служит дверным косяком. Какое-то время СТАРИК исподлобья смотрит наружу.

 

Из-за спины старика выходит ЖЕНЩИНА. В руках у нее мятая металлическая миска. ЖЕНЩИНА подносит миску ко рту старика. СТАРИК выплевывает в миску какой-то предмет.

 

крупО:

 

О дно миски звякает деформированная пуля.

 

ИНТ. стойбище индейского племени ХИЖИНА. утро.

КОРТЕС лежит на лежанке, до подбородка укрытый цветастым индейским пледом. Он открывает глаза и обводит взглядом хижину.

 

Рядом сидит ЖЕНЩИНА – та, которая ассистировала СТАРИКУ. Заметив, что КОРТЕС открыл глаза, женщина подносит к его рту плошку с горячим отваром.

 

КОРТЕС

Где я?..

 

ИНТ. центральный телеграф. Окошко «до востребования».

КОРТЕС протягивает в окошко паспорт.

 

Оператор раскрывает его и мельком кидает взгляд на фотографию. Затем достает из выдвижного ящика бланк телеграммы и кладет его перед КОРТЕСОМ.

 

оператор

Телеграмма пришла пять дней назад. Распишитесь.

 

КОРТЕС расписывается и берет телеграмму в руки. Он смотрит на бланк. На ленте, приклеенной к нему, напечатано несколько слов.

 

КОРТЕС

(задумчиво, читает)

Площадь Революции. Кафе «Голубой Дунай». Ежедневно. 15.00.

 

КОРТЕС смотрит на часы – 10.29

 

натура. площадь революции. ДЕНЬ

В центре площади стоит памятник Симону Боливару. Местные голуби уже давно определили его местом встреч и свиданий, поэтому памятник выглядит так, будто его обильно полили известкой.

 

Какая-то ЖЕНЩИНА кормит голубей, они собрались на брусчатке вокруг ее ног.

 

Памятник Боливару огибает кольцо трамвайных путей. По ним, визжа на крутом повороте колесными парами, двигается старенький трамвай.

 

Голуби нехотя разлетаются с рельсов. С подножки на ходу спрыгивает КОРТЕС. Он оказывается перед самым входом в кафе «Голубой Дунай», над которым растянут полосатый тент. Тут же стоят несколько летних столиков, в этот час еще пустых.

 

КОРТЕС смотрит на часы – 11.27.

 

ИНТ. кафе «голубой дунай». ДЕНЬ

КОРТЕС заходит в кафе. За стройкой бара стоит сеньора РИТА, 40. Сеньора РИТА вращает ручку кофемолки и не спускает с посетителя глаз.

 

КОРТЕС

Доброе утро, сеньора. Мне хотелось бы выпить чашечку кофе.

 

КОРТЕС наклоняется к меню, выставленному на стойке, в рамке под стеклом. Заметно, что прочитанная информация не приводит его в восторг.

 

КОРТЕС достает из кармана мелочь и начинает ее пересчитывать.

РИТА отставляет кофемолку в сторону и вытирает тряпкой руки.

 

рита

Что, не хватает?

 

КОРТЕС

(смущенно)

Немного…

 

рита

Хватит греметь медяками. Я тебя угощаю…

 

КОРТЕС

Спасибо. А нет ли у вас какой-нибудь работы? У меня только что кончилась сессия, и я мог бы…

 

рита

(усмехается)

Мог бы?.. Мужчины вообще ничего не могут сделать толком. Разве что… кроме одного…

 

Маргарита смотрит бокал на просвет. Потом в сердцах плюет на него и принимается натирать с удвоенной решимостью.

 

экс. Кафе «голубой дунай». день.

За одним из летних столиков сидит КРЫЛОВ. Он читает газету. Часы на башне бьют три удара.

 

КРЫЛОВ сворачивает газету и отхлебывает из бокала глоток пива. На кромке бокала остается пена. КРЫЛОВ смотрит на наручные часы.

 

натура. площадь революции. ДЕНЬ

Площадь залита ярким солнцем. На лавочке, откуда хорошо просматривается кафе сидят, СТЕПАНЦОВ и ЗОТОВ.

 

Между ними шахматная доска с расставленными фигурами. Оба сотрудника в шляпах, из-под которых градом катится обильный пот. СТЕПАНЦОВ двигает фигуру.

 

СТЕПАНЦОВ

Ходи давай… (не оборачиваясь) Посмотри, что он там делает?

 

ЗОТОВ бросает быстрый взгляд за плечо СТЕПАНЦОВА. Он смотрит на КРЫЛОВА, который сидит к ним спиной. Затем ЗОТОВ уверенно передвигает фигуру.

 

ЗОТОВ

(с завистью)

Пиво пьет, верблюд… А мы тут - парься по такой жаре…

 

СТЕПАНЦОВ ставит фигуру, передвинутую ЗОТОВЫМ, на прежнее место.

 

СТЕПАНЦОВ

А вот пешечка так ходить не умеет. Это тебе не конь.

 

ЗОТОВ

Да какая разница, конь не конь…

 

ЭКС, Кафе «голубой дунай». день.

Из дверей кафе выходит повар МАРТИНЕС, 13 в белом поварском колпаке и длинном белом фартуке. Он подходит к столику КРЫЛОВА.

 

марТИНЕС

Вас просят к телефону, сеньор. Аппарат внутри кафе, у стойки бара.

 

ИНТ. кафе «голубой дунай». день.

КРЫЛОВ подходит к стойке. Телефонная трубка снята с аппарата и лежит рядом.

 

ЭКС Кафе «голубой дунай». день.

Тем временем СТЕПАНЦОВ и ЗОТОВ быстро пересекают площадь и занимают один из столиков…

 

ИНТ. кафе «голубой дунай». день.

КРЫЛОВ прикладывает трубку к уху, и в глазах его мелькает удивление – в трубке полная тишина.

 

голос КОРТЕСа

Виктор Петрович, делайте вид, что говорите по телефону!

 

КОРТЕС стоит с другой стороны перегородки, прижавшись спиной к стене.

 

крылов

(с облегчением)

Наконец-то!.. Я уже думал, ты не придешь!

 

КОРТЕС

Как мама? Вы давно виделись?

 

крылов

(не отнимая трубку от уха)

Ее арестовали. Тебя считают предателем!

 

КОРТЕС

Я не предатель!

 

крылов

Что за история с Фальком?!

 

КОРТЕС

Потом расскажу. Запомните два имени: Джек Фоули и Айрис Кеннингхем! Это американская разведка! Они руководят большой операцией под названием «Скрепка»! Основная задача: поиск и вербовка немецких ученых, работавших на Третий Рейх. Затем нелегальная переброска в Америку! Передайте мою информацию в Москву! И как можно скорее! Счет идет на дни! Даже на часы!

 

крылов

Мы вместе вернемся в Москву, и ты все по порядку расскажешь!

 

кортес

Я не могу! Я видел оружие Фалька в действии! Он не должен попасть к американцам!

 

 

ЭКС Кафе «голубой дунай». день.

К столику СТЕПАНЦОВА и ЗОТОВА подходит РИТА, в руках у нее блокнот.

 

рита

Что желаете?

 

зотов

Мне пива!

 

рита

А вам, сеньор?!

 

СТЕПАНЦОВ

(нервно, не сводя глаз с Крылова)

Спасибо! Ничего! Я жду, когда освободится телефон!

 

рита

Телефон не работает. Уже неделю.

 

РИТА перехватывает удивленный взгляд СТЕПАНЦОВА и оглядывается. Сквозь витрину кафе видно, как КРЫЛОВ, стоя в профиль, активно разговаривает по телефону.

 

ИНТ. кафе «голубой дунай». день.

Продолжение сцены:

 

крылов

…Ты слишком далеко зашел. Ты это понимаешь?!

 

кортес

Понимаю.

 

крылов

На карту поставлено твое честное имя! Судьба твоей матери. Моя судьба.

 

кортес

Я понимаю. Прощайте.

 

ИНТ. кафе. день.

Сшибая столы и стулья, чекисты несутся к стойке. КРЫЛОВ ошеломленно, как в рапиде, поворачивается к ним лицом. Трубка все еще зажата в его руке.

 

ЗОТОВ на ходу выхватывает пистолет. СТЕПАНЦОВ перепрыгивает через стойку. Однако КОРТЕСА за стеной уже нет. ЗОТОВ замечает в углу – полуоткрытую дверь, которая ведет в кухню. Чекисты врываются в эту дверь.

 

ИНТ. КАФЕ «ГОлубой дунай». кухня. инт. день.

Чекисты бегут через кухню. ЗОТОВ сшибает несколько кастрюль. Те с грохотом катятся по полу. Поворот, еще поворот. Впереди дверь. Она полуоткрыта, из-за нее идет дневной свет.

 

Дверь закрывается перед самым их носом, щелкает замок. СТЕПАНЦОВ бьется в нее первым, но отскакивает с гримасой боли на лице. Он держится за ушибленное плечо. ЗОТОВ вскидывает пистолет.

 

ЗОТОВ

Отойди!..

 

ЗОТОВ стреляет по замку до тех пор, пока вместо очередного выстрела мы не слышим сухой щелчок бойка. Затем бьет в дверь ногой. Она с треском распахивается.

 

Площадь революции. натура. день.

Чекисты выскакивают наружу и оббегают здание. В это время памятник Симону Боливару огибает трамвай.

 

СТЕПАНЦОВ

Давай по той улице, а я проверю трамвай!

 

ЗОТОВ кивает, и чекисты разбегаются в разные стороны.

 

Трамвай объезжает памятник, и если броситься наперерез, то можно перехватить его на другой стороне трамвайного кольца. СТЕПАНЦОВ бежит по брусчатке, напрягая все силы!

 

Наконец СТЕПАНЦОВУ удается запрыгнуть на заднее прицепное устройство. Он подтягивается и заглядывает через пыльное стекло в полупустой салон трамвая – ПАРА СТАРУШЕК, ДВЕ ДЕВУШКИ и СЕДОВЛАСЫЙ СТАРИК. КОРТЕСА среди них нет.

 

СТЕПАНЦОВ на ходу прыгает на брусчатку и напряженно оглядывается по сторонам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: