Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.
Категория – это общее фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и отношения предметов и явлений.
Научный термин – это слово, или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.
Понятийный аппарат – это совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке.
Суждение – это мысль в которой утверждается или отрицается что-либо.
Принцип - это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими.
Аксиома – это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого выводятся другие положения.
Положение – это научное утверждение или сформулированная мысль.
Закон – это объективная, существенная, внутренняя и устойчивая связь между явлениями и процессами.
Закономерность – это совокупность действий многих законов или система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон.
Идея – это новое интуитивное объяснение события или явления, определяющее стержневое положение в теории.
Концепция – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей.
Учение – это совокупность теоретических положений, о какой-либо области явлений действительности.
Взаимодействие теоретического и эмпирического уровня исследований:
1. Совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы
2. Факты могут подтверждать теорию или опровергать ее
3. Научный факт может быть сформирован только на основе системы теоретических понятий и представлений
|
Эмпирические законы – это система научных фактов, отражающих регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эмпирические знания могут не являться теоретическим знанием. Основные методы получения эмпирического знания - это наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это метод получения эмпирического знания, при котором не вносить при исследовании самим процессом наблюдения какие-либо изменения, изучаемые реальность. (?????????????????)
Эксперимент – это процесс изучения явления и получения практических результатов, не являющихся теоретическим обоснованием.
Черный ящик:
Серый ящик:
Белый ящик:
В настоящее время существует номенклатура специальностей научных работников (приказ Министерства Образования Науки РФ от...)
Основные принципы научно-технической политики:
1. Признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития государства.
2. Гарантия проведения фундаментальных и прикладных исследований на территории РФ.
3. Интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности.
4. Поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники.
5. Развитие и стимулирование научной, научно-технической и образовательной деятельности, концентрация ресурсов по приоритетным направлениям науки и техники.
Основные документы, определяющие научную деятельность:
1. Конституция РФ
2. ФЗ о науке и государственно научной технической политике
3. ФЗ об образовании
Основные субъекты управления наукой:
|
1. Органы государственной власти
2. Правительство РФ
3. Министерство науки и высшего образования РФ
Основные научные организации, проводящие фундаментальные и прикладные исследования:
1. Российская академия наук (отраслевые академии)
2. Государственные научные организации и учреждения (НИИ, отраслевые организации и ведомства)
3. Высшие учебные заведения
4. Научные фонды и общественные объединения (РФФИ, РГНФ, РНФ и т.д.)