Наука и научное исследование
Понятие наук. Классификация
Научное исследование
Этапы научно-исследовательской работы
Понятие наук. Классификация
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, самом познании, имеющее непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Функции науки в современном обществе:
1. Культурно-мировоззренческая
2. В современных условиях наука непрерывно связана с производственной деятельностью.
3. Наука – это катализатор процесса непрерывного совершенствования производства.
4. Наука – это социальная сила, непосредственно включенная в процесс социального развития и управление им (обществом).
Основные функции современной науки:
1. Социальные
2. Общие
Основными элементами науки являются:
1. Факты
2. Закономерности
3. Законы
4. Научная картина мира
Главная функция науки - производство научно-теоретического знания.
Основные концепции науки:
1. Наука как знание
2. Наука как деятельность
3. Наука как социальный институт
Задачи науки:
1. Собирание, описание, анализ, обобщение фактов о явлении или событии
2. Обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания
3. Систематизация научных знаний
4. Объяснение сущности явлений и процессов
5. Прогнозирование событий, явлений и процессов
6. Установление направлений и форм практического использования полученного знания
Функции науки:
1. Познавательная
2. Мировоззренческая
3. Технико-технологическая
4. Культурная и образовательная
Структура науки:
|
1. Наука, которая наряду с истинным включает не истинные результаты есть основа знаний.
2. Твердое ядро науки достоверный истинный пласт знаний.
3. История науки
4. Социология науки
Структура науки как система включает:
1. Теория
2. Методология
3. Методика
4. Техника исследований
5. Практика внедрения результатов
Структура науки с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания:
1. Сам объект
2. Субъект
3. Научная деятельность субъекта
Классификация наук:
1. В зависимости от сферы, предмета и метода познания
a) Естественные
b) гуманитарные и социальные
c) о мышлении и познании
2. По направлениям образования
a) естественные науки и математика
b) гуманитарные и социально-экономические науки
c) технические науки
d) сельскохозяйственные науки
3. В зависимости от связи с практикой
a) Фундаментальные (теоретические)
b) Прикладные
Классификация Л.Г.Джахая:
1. Теоретические
a) Основные (математика)
b) Частные (дискретная математика)
2. Прикладная
a) Основная (информатика)
b) частная (технология создания баз данных)
Классификация научных исследований:
1. По источнику финансирования
a) бюджетные
b) хоздоговорные
c) нефинансируемые (инициативные)
2. По целевому назначению
a) фундаментальные
b) прикладные
c) поисковые
d) разработки
3. По длительности
a) долгосрочные (5 лет и более)
b) краткосрочные (от 1 года до 5 лет)
c) экспресс-исследования (в течении нескольких месяцев)
4. В зависимости от форм и методов исследования
a) экспериментальная
b) методическая
c) описательная
d) аналитическая
e) историко-биографическая
|
f) смешанного типа
Структурные компоненты познания:
Проблема – сложная теоретическая или практическая задача, способы решений которой не известны или известны не полностью.
Гипотеза – требующая проверки и доказывания предположения о причине, которая вызывает определенное следствие о структуре исследуемых объектов и характере взаимосвязи внешних и внутренних элементов.
Теория – логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая целостно отображает определенную область действительности.
Научное исследование – это система, предполагающая разработку:
1. Теории
2. Методологии
3. Методики и техники исследований
4. Внедрение и получение практических результатов
С другой стороны, научное исследование определяет структурную организацию субъекта и объекта научной деятельности.
Объект – это то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание.
Субъект – это конкретный исследователь.
В научном исследовании определяют два уровня познаний:
1. Теоретический
Характеризуется преобладанием логических методов познания (математическое описание, законы, теоремы, аксиомы и т.д.)
2. Эмпирический
Характеризуется преобладанием чувственного познания и организации практических навыков (эксперименты, создание моделей, получение практических данных)
Виды гипотез:
1. Описательная гипотеза – это предположение о существенных свойствах объектов и связей между отдельными элементами.
2. Объяснительная гипотеза – это предположения о причинно-следственных зависимостях.
3. Прогнозная гипотеза – это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследований.
Теория – это целостная система достоверных знаний, описывающих совокупность фактов развития явлений процессов, их внутренние и внешние связи.