Экспортно-Импортные операции




Экономика России является частью пространства мировой экономической системы, а процесс интеграции России в дан­ную систему предопределен универсальными законами эволю­ции, так как любая относительно открытая экономическая динамическая система, развивающаяся по траектории экономи­ческого роста, стремится к расширению, увеличению числа и величины ее составляющих экономических структур, предпри­ятий, фирм и т.д. Внешнеэкономические условия, сте­пень экономической свободы являются факторами, влияющи­ми на экспортно-импортные потоки, на эволюцию российской экономики как динамической экономической системы.

Под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность в области международного обмена товарами, услугами, инфор­мацией, результатами интеллектуальной собственности.

При осуществлении внешнеторговой деятельности необходима постановка на учет в таможенных органах. Объектами учета во внеш­неторговой деятельности являются юридические лица и индиви­дуальные, предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспорт­ных средств через таможенную границу Российской Федерации. При необходимости произвести декларирование товаров и транс­портных средств участник внешнеторговой деятельности до нача­ла таможенного оформления должен обратиться в таможню по месту своей государственной регистрации по поводу постановки на учет как участника внешнеторговой деятельности. Информа­ция о порядке учета участников ВЭД, перечне необходимых для этого документа может быть получена участником внешнеторговой деятельности при обращении в таможенные органы.

 

Международные правила толкования торговых терминов «Интеркомс».

Базисные условия поставки Инкотермс ”90

Аббревиатура Расшифровка (англ.) Расшифровка (русский)
EXW ЕХ WORKS (ех factory, ех plantation, ех warehouse, etc.) С завода (с предприятия, с плантации, со склада и т.д.). Иногда употребляется «франко-завод поставщика», «франко-склад продавца»
FCA FREE CARRIER... (named point) Франко-перевозчик '" (согласованный пункт)
FAS FREE АLОNGSЮЕ SHIP (named port of shi pment) Франко у борта судна… (согласованный порт отгрузки)
FOB FREE ON BOARD … (named port of shi pment) Франко-борт судна." (наименование порта отгрузки)
CIF COST, INSURANCE AND FREIGHT... (named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт.;. (порт назначения)
CFR COST AND FREIGHT … (named port of destination) Стоимость и фрахт... (согласованный порт назначения)
СРТ CARRIAGE РАЮ ТО … (named point of destination) Провоз оплачен до... (пункт назначения)
CIP FREIGHT /CARRIAGE AND INSURANCE РАЮ ТО … (named point of destination) Фрахт /провоз и страхование оплачены до... (пункт назначения)
DAF DELIVERED АТ FRONTIER... (named place of delivery at frontier) Франко-граница... (название места доставки на границе)
DES DELIVERED ЕХ SHIP … (named port of destination). Поставлено с судна... (согласованный порт назначения)
DEQ DELIVERED ЕХ QUAY (duty paid) Поставлено с пристани (пошлина оплачена)
DDV DELIVERED DUTY UNРАID... (named place of destination) Поставлено, пошлины не оплачены... (место назначения)
DDP DELIVERED DUTY PAID… (named place of destination in the country of importation) Поставка с оплатой пошлины … (название места назначения в стране импорта)

 

Международная практика в области внешнеторговой деятельности предопределила взаимные обязательства участников ВЭД по выполнению работ, услуг, выполняемых каждым из них, по принятию ими рисков и расходов. Предшествующее состояние относительного хаоса в торговой терминологии сме­нилось на упорядоченную разработанную систему Междуна­родных правил толкования торговых терминов, наиболее час­то встречающихся во внешней торговле – Инкотермс.

Базис поставки определяет базис цены товара по контракту с распре­делением и указанием в нем принятых расходов между продав­цом и покупателем по доставке товара; перехода рисков от про­давца к покупателю и возникающих в последующем в этой свя­зи основных обязанностей экспедиторов по доставке товара пе­ред грузовладельцем; установлении конкретных условий по транспортировке между экспедитором и грузовладельцем; дру­гих условий (например, таможенное оформление, хранение эк­спедитором товара на таможенном складе временного хранения и т.д.).

Обязанности продавца минимальны, а покупателя - максимальны при условии EXW (по Инкотермс), и, наоборот, обязан­ности продавца максимальны, а покупателя минимальны при DDP.

Импорт в Россию

Для осуществления импорта товаров покупатель-импортер (резидент РФ) должен пройти следующие основные этапы:

1) зарегистрироваться в качестве участника внешнеэкономи­ческой деятельности (если фирма-импортер не была ранее за­регистрирована)

2)подписать контракт на импорт

3) получить необходимые лицензии, сертификаты, разреше­ния

4) оформить паспорт импортной сделки

5) произвести необходимые платежи по контракту

6) принять товар в согласованном с экспортером (продав­цом, нерезидентом РФ) пункте или порту назначения

7) произвести таможенное оформление импортируемых грузов, нести расходы по уплате импортных таможенных пошлин, сборов, налогов (за исключением поставки на условиях DDP).

Данный контракт на импорт применен для общего случая, когда в контракте участвуют три стороны: продавец (нерези­дент РФ), покупатель (резидент РФ) и получатель (резидент РФ). Получателем товара по «тройственному» контракту может быть любая фирма, зарегистрированная как участник ВЭД и как российская фирма (резидент) в соответствии с законода­тельством РФ. Получатель должен заключить с Покупателем до­полнительный договор, в котором фиксируется объем выпол­няемых Получателем работ, подробные обязанности и ответ­ственность Покупателя и Получателя в соответствии с «трой­ственным» контрактом.

Объем работ, осуществляемый Получателем, может быть сле­дующим: импортная таможенная очистка через таможенного бро­кера или самостоятельно; осуществление таможенных платежей за счет покупателя; получение товара (оборудования); хранение на складе; транспортировка оборудования на рабочие площадки; монтаж; пуско-наладочные работы; техническое обслуживание; гарантийный и послегарантийный ремонт оборудования.

Приведем один из вариантов логистической схемы для «трой­ственного» контракта (рис.).

 

Наиболее приемлемыми получателями высокотехнологичес­кого оборудования с точки зрения осуществления импорта и проведения технических работ как единого комплекса услуг яв­ляются дистрибьюторы. Продавцы, имеющие партнерские взаимоотношения с Покупателем, или иная компания-партнер По­купателя, или завод-производитель Продавца (резидент РФ), осуществляющий, как минимум, сборку оборудования той или иной сложности на территории России и осуществляющий тех­ническое обслуживание, ремонт оборудования.

Таможенные платежи осу­ществляются прямым переводом денежных сумм покупателем на счет таможни по месту регистрации получателя. Перевод та­моженных платежей может быть осуществлен и через получате­ля или таможенного брокера, однако это более длительный спо­соб, с учетом того, что получатель и покупатель находятся в разных городах. В случае регистрации покупателя и получателя как участников ВЭД в одном городе такие проблемы не возни­кают.

Кроме того, существуют ограничения в том, на каких складах проводить импортную таможенную очистку для некоторых товаров. Мотивом подобных ограничений является «усиление таможенного контроля и упорядочение мест таможенного офор­мления товаров». В период с декабря 2001 г. по апрель 2002 г. выпуск отдельных товаров, поступающих в адрес получателей в Москве и Московской области, должен быть согласован между начальниками таможен Центрального таможенного управления, расположенных в Москве и Московской области, и Оперативным управлением ПК России. При этом получатель должен подать в данные таможенные органы не полные таможенные декларации (предварительные ПД) заранее, до фак­тического перемещения ввозимых товаров на таможенную террито­рию РФ.

Одновременно с подачей предвари­тельной ПД получатель должен представить платежные докумен­ты, подтверждающие факт уплаты причитающихся таможенных пла­тежей в отношении данных товаров. Затем получатель через своего экспедитора должен предоставить экземпляр предварительной ПД (копии) в приграничные таможенные органы пропуска товара. В слу­чае представления предварительной ПД, но при отсутствии в та­моженном органе, расположенном в пункте пропуска, информа­ции в электронном виде о ее принятии, данный таможенный орган запрашивает по оперативным каналам связи уполномоченный таможенный орган, принявший и зарегистрировавший предваритель­ную ПД, о подтверждении факта ее принятия. Уполномоченный таможенный орган должен направлять по оперативным каналам связи ответ на запрос в срок не более 1 часа с момента его получения.

Точный адрес доставки с указанием номера таможенного поста, лицензии на таможенный склад, маршрута транспортировки обыч­но не указывается в контракте и подтверждается официальным пись­мом по факсу, сообщением по электронной почте заранее, до пер­вой отгрузки, ввиду того, что эти данные могут измениться в период между подписанием контракта и отгрузкой товара.

При «тройственном» контракте необходимо исключить такие ошибки, как, например, ситуацию, когда контракт между про­давцом (нерезидентом) и покупателем (резидентом) заключает­ся на условиях CIP - Москва, а грузополучателем в контракте или в отдельном официальном письме от покупателя указывает­ся нерезидент, например, грузополучатель в Финляндии.

Форс-мажор

В ходе выполнения внешнеторгового контракта могут возник­нуть обстоятельства непреодолимой силы, такие, как стихийные бедствия, войны, гражданские волнения, пожары, наводнения, эпидемии, карантинные ограничения, забастовки персонала про­давца, запрещение импорта и экспорта, необычно неблагоприятные погодные условия, тайфуны, очень сильные землетрясения, извержения вулканов или другие обстоятельства, неподконтроль­ные сторонам контракта. Освидетельствование форс-мажорных об­стоятельств осуществляется Торгово-промышленной палатой РФ на основании письменного заявления одной из сторон внешне­торгового контракта и прилагаемых документов (заверенной ко­пии контракта, копий спецификаций, справке об объемах выпол­ненных обязательств по контракту, документов компетентных ор­ганов, подтверждающих факт форс-мажора, и, возможно, других документов по требованию ТПП). При положительном освидетель­ствовании ТПП выдает сертификат, подтверждающий форс-ма­жорные обстоятельства.

Страхование грузов

Окружающий вероятностный мир предопределяет развитие научных исследований в области новейших технологий, нелинейной динамики, теории вероятности, позволяющих минимизировать воздействие неблагоприятных вероятностных событий и прогнозировать те или иные явления, процессы. Страховые компании осуществляют страхование грузов, автотранспорта и судов. Страховое покрытие может распространяться на логистическую схему в целом, включая транзитную транспортировку через третьи страны и хранение на транзитном складе. Сумма страховой премии, которая оплачивается страховой компании за страхование грузов, зависит от стоимости номенклатуры, упаковки груза, маршрута, периода и способа перевозки и т.д. Данная сумма, как правило, составляет 0,1-0,5% от заявленной страховой суммы. Торгово-промышленные компании при продаже производят страхование грузов через свои страховые компании, при этом выигрывает и продавец – за счет возможных скидок на страхование, и покупатель, получающий дополнительную гарантию того, что страховая сумма будет возмещена без задержек и дополнительных бюрократических процедур.

Проблемы, наиболее часто возникающие при прохождении таможенных формальностей

Таможенная стоимость на ввозимый и вывозимый товар таможенные органы вправе потребовать подтверждения стоимо­сти товара. Под нормальной стоимостью понимается цена анало­гичного или непосредственно конкурирующего товара в стране производителя или экспортера при обычном ходе торговли таким товаром. Возможность требования подтверждения стоимости товара закреплена, в частности, в «В случаях, если отсутствуют данные об экспортной цене товара или возникли сомнения в отношении сведений о ней, либо если имеются основания предполагать наличие ограничительной деловой практики в форме сговора в отношении экспортной цены товара, экспортная цена товара может быть определена федераль­ным органом власти, указанным в статье 3 настоящего федерально­го закона, на основе всей имеющейся информации».

Стоимость товара по контракту, паспорту сделки и банковское подтверждение о валютном переводе по контракту могут оказаться недостаточными аргументами для подтверждения таможенной стоимости товара. На самом деле, существует множество естествен­ных рыночных факторов, обуславливающих цену товара ниже ми­ровых среднестатистических цен или цен в стране производителями экспортера. Такими факторами могут быть более низкая конку­рентная цена от производителя, предоставляемые скидки торговой фирмой-продавцом, производителем или субконтрактором (субпод­рядчиком), конкретной конфигурацией технологической системы и многие другие. Тем не менее, данные аргументы могут быть недоста­точными, и в этом случае можно предложить следующие варианты действий в разрешении спора по поводу цены:

1. Подтвердить цену можно факсовой копией экспортной дек­ларации от продавца. В этом случае необходимо попросить продавца предоставить факсовую копию экспортной декларации из страны продавца. Стоимость, указанная в данной декларации, является дополни­тельным подтверждением стоимости товара.

2. Предоставить от продавца и покупателя письма, подтверждающие данную стоимость товара.

3. Направить письмо-запрос в таможенный отдел валютного контроля для подтверждения соответствия цены среднемиро­вым ценам на данный товар.

4. Особенности условий поставки товаров в Россию.

Термины, определяющие условия поставки товаров, подробно, излагаются в Международных правилах толкования торговых тер­минов - Инкотермс 1990 и 2000. Применение некоторых условий поставки товаров по Инкотермс в России имеет свою специфику.

Поставка товаров на условиях DDP в Россию по контракту является в настоящее время условием с повышенным риском для продавца (нерезидента РФ). Данный риск вызван относительно сложным, с точки зрения иностранных компаний, процессом про­хождения таможенных процедур в России и тем, что трудно точно определить размер таможенных платежей заранее, до заключения контракта или до момента прохождения таможенной очистки ввиду относительно частых изменений в ставках ввозных (импортных) таможенных пошлин и ввиду того факта, что коды ТН ВЭД и соответственно, ставки ввозной пошлины для высокотехнологич­ного оборудования могут быть окончательно подтверждены толь­ко при прохождении импортной таможенной очистки.

Как правило, такой риск поставки берут на себя те продавцы, которые осуществляют поставку оборудования для проектов «под ключ» (turn-key projects), предполагающих поставку, монтаж и пуск оборудования в эксплуатацию продавцом, или же по контрактам, заключенным со своей дочерней компанией (резидентом РФ) в России.

Однако условия поставки DDP, или так называемые усло­вия «от двери до двери» (door-to-door basis), часто используются для некоммерческих поставок, так как в этом случае вышеуказанные факторы незначительны.

Условия Ex.Works (EXW) также приводят к большим затруд­нениям, так как покупатель-нерезидент обязан на свой страх и риск и за свой счет получить экспортные лицензии, разреше­ния, а также осуществить прохождение экспортных таможен­ных формальностей в стране продавца.

Напротив, российские дистрибьюторы (резиденты РФ) стре­мятся заключать контракты на закупку товара на условиях РСА, FOB с целью уменьшения расходов на перевозку.

Порядок определения таможенной стоимости товара.

Таможенная стоимость товара необходима для определения таможенных платежей или иных таможенных целей. Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на тер­риторию РФ юридическими или физическими лицами, утвержден Постановлениями Правительства РФ. Данный порядок определения приведен в соответствии с об­щими принципами системы таможенной оценки Генерального соглашения о Тарифах и Торговле (General Agreement оп Tariff and Trade (GАТТ))

Определение таможенной стоимости производится путем последовательного применения следующих методов оценки:

1) по цене сделки с ввозимыми товарами

2) по цене сделки с идентичными товарами

3) по цене сделки с однородными товарами

4) вычитания стоимости

5) резервный метод

Основным методом определения таможенной стоимости яв­ляется оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. В качестве базы для определения таможенной стоимости принимается цена сделки непос­редственно с ввозимыми товарами, подлежащими оценке. Под ценой сделки понимается как цена, фактически уп­лаченная, так и цена, подлежащая уплате за возимые товары. При использовании цены сделки для определения тамо­женной стоимости в нее включаются следующие расходы, если они не были ранее включены:

1. Расходы на транспортировку ввозимых товаров до места их таможенного оформления, в том числе расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и складированию товаров;

2. Расходы на страхование;

3. Расходы по выплате комиссионных и иных посреднических

вознаграждений;

4. Стоимость контейнеров в случаях, если в соответствии с То­варной номенклатурой внешнеэкономической деятельности они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

5. Стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных ма­териалов и работ по упаковке» и т.д.

Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется также в большинстве случаев на основе цены сделки с вывозимыми то­варами. Таможенная стоимость декларируется таможенному орга­ну РФ при перемещении товара через таможенную границу РФ.

Таможенные режимы

В соответствии с классификатором процедуры перемещения то­варов через таможенную границу Российской Федерации, существуют следующие таможенные режимы. Основные режимы мы опишем в данной работе:

Экспорт - таможенный режим, при котором товары выво­зятся за пределы таможенной территории РФ без обязательства о ввозе их на эту территорию.

Реэкспорт - таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории РФ без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики.

Временный ввоз (вывоз) - таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории РФ или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождени­ем от таможенных пошлин, налогов и без применения мер эко­номической политики. Временно ввозимые (вывозимые) това­ры подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме измене­ний вследствие естественного износа либо убыли при нормаль­ных условиях транспортировки и хранения.

Выпуск для свободного обращения - таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию РФ товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.

Реимпорт – таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а так же без применения к товарам мер экономической политики.

Свободная таможенная зона и свободный склад - таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, на­логов, а также без применения к указанным товарам мер эко­номической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответ­ствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определя­емом Таможенным кодексом РФ.

Магазин беспошлинной торговли - таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на та­моженной территории РФ (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых тамо­женными органами РФ) без взимания таможенных пошлин, на­логов и без применения к товарам мер экономической политики.

Таможенный склад - таможенный режим, при котором вве­зенные товары хранятся под таможенным контролем без взима­ния таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, пред­назначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставле­нием льгот, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.

Транзит – таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами РФ, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: