ТЕМА 4.6 «Дух целомудрия даруй мне»




Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ БЕСЕД «ВЕЛИКИЙ ПОСТ»

ТЕМА 4.6 «Дух целомудрия даруй мне»

 

ВОПРОСЫ: 1. Неделя пятая Великого Поста – прп. Марии Египетской. 2. Духовное целомудрие с христианской точки зрения. Целомудрие и цельность души (единство воли, разума, мыслей и действий) 3. Как обрести целомудрие?

1. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ 1) О желании учеников Христа занять почетные места, когда Он придет в славе (Мк. 10:32-45),ночтобы разделить радость и стать сопричастниками Воскресения нужно испить Чашу страданий 2) О грешной женщине, которая умыла ноги Христу и помазала Его миром (Лк. 7:36-50) – образ искреннего покаяния падшего человека.

 

2. НЕДЕЛЯ ПЯТАЯ - ПРП. МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ. Ее житие напоминает нам, что покаяние, преображение, изменение во Христе возможно для каждого человека, даже самого «последнего», который может стать «первым». Образ того, как восстанавливается целомудренность и иные добродетели у человека, растерявшего их.

 

3. «ДУХ ЦЕЛОМУДРИЯ ДАРУЙ МНЕ» - просим мы в молитве прп. Ефрема Сирина. Что мы вкладываем в эти слова и как они проявляются в нашей жизни?

Из этой молитвы следует, что целомудрие – дар от Бога, как и любая добродетель. Добродетель – это добро, вошедшее в привычку. Все добродетели наподобие духовной цепочки одна от другой зависят, одна влечет другую.

«Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческой свободы; каждая из них – это Бого-человеческое действие, Бого-человеческий факт. Добродетели мертвы, если они не питаются от святых Таинств, особенно от святых таинств покаяния и Причащения» (св. Иустин Попович)

Целому́дрие включает в себякак телесную чистоту, так и духовную непорочность и чистоту, цельность и единство сил души: рассудка (ум), желаний (воля), чувств (сердце). Эти силы выражаются в мыслях, словах, действиях.

Грех разбивает человека на части, осколки: на уме одно, на сердце другое, на языке – третье, тело требует четвертое, а в делах проявляется пятое и т.д. У каждой составляющей свои страсти, которые тянут за собой (тело любит комфорт, пищу, сердце испытывает гнев, раздражительность, ум тщеславится и т.п.). Это состояние нецельное, нецеломудренное, лукавое. Без целомудрия внутри – борьба и напряжение, беспокойство, разлад и раздробленность в душе и в окружающей жизни, «духовная шизофрения». (см. кн. 1 Бытия: в чем выразился результат грехопадения)

До грехопадения прародители не испытывали внутренних противоречий в душе и не имели склонности ко злу. После грехопадения разладились душевные способности и силы (разумная, волевая, желательная, чувственная), отношения плоти с душой. В жизнь человека вошла нечистота.

Слово «спасение» - греч. «σωτηρία» - «целение », «приведение в цельность ». Для этого и пришел Христос – «новый Адам» – дать человеку возможность выздороветь, стать целым, святым.

Признаки целомудрия(чувствах, желаниях, мыслях, делах, телесной сфере) Признаки нецеломудрия(чувствах, желаниях, мыслях, делах, телесной сфере)
Вкус к духовной чистоте; Страх Божий Смирение, кротость, незлобливость; Радость, мирный дух; Внимательное отношение к ближнему и забота о нем; честность; Воздержание: в пище; от гнева, памятозлобия; Хранение зрения, слуха, языка, а также тела от греха; Хранение от дурных развлечений, развивающих чувственность и бесстыдство; Скромность во внешнем поведении, чувство стыда и т.д. Наслаждение духовной грязью. Гневливость, осуждение; празднословие и сквернословие; Блуд, любодейство; цинизм, бесстыдство, наглость; развязное поведение кичливость; неумеренный смех и остроты Ропот, зависть; Тщеславие, самомнение; ложь, лукавство; Желание и привязанность к вещественному; Суетность и многозаботливость; Внешнее развязное поведение («внешнее – выражение внутреннего», «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34) и т.д.

Утренние молитвы о целомудрии: «и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти…»

Вечерние молитвы о целомудрии: «Даждь нам целомудренно пожити делы и словесы…», «Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание…»

Христос возводит человека на новый духовный уровень: если раньше говорили «не делай», то теперь «даже не думай» («кто с вожделением смотрит… уже прелюбодействовал в сердце» (Мф. 5:27-28)

- В апостольских писаниях и в писаниях святых отцов под целомудрием подразумевается чаще всего чистота от всякой плотской греховной скверны, а также здравие ума и души, благоразумие, здравомыслие.

- Праведность как норма жизни, а значит и связанное с ней (подлинное) целомудрие достижимы лишь во Христе: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5)

- Целомудренный смотрит на все чистым оком (Тит.1:15): «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть»

- «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей. Целомудрие есть чистота души и тела» (прп. Иоанн Лествичник)

- «Целомудрие есть здравый (целый) образ мыслей» (прп. Петр Дамаскин)

- «От целомудрия рождается любовь, а от любви – бесчисленное множество благ» (свт. Иоанн Златоуст)

- «Целомудрие... состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным и от прочих страстей. Следовательно, и любостяжательный – не целомудрен (т.к. пристрастен) к богатству…» (свт. Иоанн Златоуст)

Иером. Петр (Серегин) о целомудрии и чистоте сердца:

№ 512. Целомудрие нашей души и сердца постоянно или разрушается тройственной похотью (похоть очей, похоть плоти, гордость житейская), или восстанавливается ПОКАЯНИЕМ.

№ 875. О чистоте сердца. Чаще всего целомудрие сердца первоначально нарушается привязанностью - если что-нибудь понравится. Это уже язва на сердце, которая рано или поздно даст себя почувствовать страданием. Заметив себя в страстном бедственном состоянии через ПОКАЯНИЕ надо поспешить к исправлению. Осознав греховную нечистоту в своем сердце, гневную или пристрастную, необходимо возбудить в душе разумное отвращение к этой нечистоте. Напрягать все возможные усилия к освобождению сердца от "прибывшей" нечистоты, прибегая к МОЛИТВЕ. Сердце чистое ко всем людям относится с доброжелательной любовью. При всяком отношении к какому-нибудь творению Божию… во всяком совершенстве видеть совершеннейшего и премудрого Творца мира и прославлять Его (т.е., целомудрие – это особый взгляд на окружающий мир). Целомудрие сердца есть состояние безукоризненной чистоты от неудовольствий, гнева и пристрастия; обращенного с чистой духовною любовью к Богу и к ближним.

№ 978. Познание качества своего сердца. По действиям сердца познаются его основные качества. Наблюдай его щупальцы к окружающему, называй их настоящими именами и порочные из них обрывай и обламывай…

№ 352, 812. Об исследовании сердца. Постоянно обращай внимание на то, чем занято твое сердце. Для очищения своей души от грехов " рассуждением помыслов " и покаянием нам необходимо знать главные греховные болезни нашей души - многолетние или вновь нарождающиеся страсти. Для этого нужно наблюдать круг своих интересов: что у нас является главным делом наших ежедневных попечений, а что является второстепенным. К чему чаще или легче всего привлекается наше внимание. Какое сердечное движение вызвало в нашем сердце то, или иное впечатление. При взгляде на красивую бытовую вещь не испытываем ли желания иметь ее собственной - признак любостяжания. Не всплывают ли в памяти старые обиды, причиненные нам человеком, которого мы видим, или вспоминаем о нем и не переживаем ли мы к нему отталкивающего чувства - что называется злопамятством. Не всплывают ли в памяти старые грехи приятными воспоминаниями.

№ 927. На пути к чистоте. Неудовлетворенные желания рождают неудовольствие. Если хочешь ревновать о чистоте своего сердца - обрати внимание на то, не бывает ли в нем неудовольствия, или гнева… и по поводу каких предметов возникает в нем неудовольствие…

«Блажен муж, который не идет на совет нечестивых» (Пс. 1) – для сохранения целомудрия важно и то, с кем мы ОБЩАЕМСЯ: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33)

ВЫВОДЫ: Целомудрие – признак духовной зрелости________________________________

ЗАДАНИЕ: Попробовать честно оценить свои поступки, слова и мысли: целомудренны и чисты ли они? Более ответственно и с желанием подходить к таинству покаяния (исповеди) как средству духовного исцеления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: