Методика подготовки библиотечных вечеров




Библиотечные вечера

Тематические библиотечные вечера относятся к числу форм рекомендации книг, обладающих ярко выраженной позитивно-иллюстративной направленностью, которая проявляется в ознаком­лении читателей с социально значимыми примерами, выводами, фак­тами, событиями, изложенными в книгах, с жизнью и деятельностью их авторов, при этом произведения зачастую раскрываются перед читателями с новых, неожиданных для них сторон. Тема вечера осве­щается разными средствами, включая музыку, художественное слово, изобразительное искусство, кинофотодокументы. Это усиливает эф­фективность вечеров. Подготовка библиотечных вечеров менее слож­на, чем форм, рассчитанных на активное участие аудитории, выступ­ления самих читателей (обсуждения книг, диспуты). Поэтому библиотеки проводят их гораздо чаще.

В отличие от других форм массовой рекомендации в биб­лиотечных вечерах большое место отводится художест­венному, эмоциональному воздействию на читателя. Поэ­тому они являются, пожалуй, наиболее доходчивой фор­мой и собирают обычно наибольшее число читателей.

Основная цель библиотечных вечеров, как и всех дру­гих массовых мероприятий библиотеки, рекомендация литературы. Однако это не единственная их цель. Не менее важно и другое их назначение — непосредственное влияние на по­вышение культурного уровня читателей и расширение их кругозора, привлечение внимания к актуальным вопро­сам.

По содержанию и методике библиотечные вечера на­поминают вечера, организуемые учреждениями культуры. Поэтому библиотеки ча­сто объединяют с ними свои усилия по подготовке и про­ведению вечера. Вместе с тем, библиотечный вечер имеет свою особенность — в основе его лежит книга. Рекомендацией книг начинается в библиотеке подготовка к вечеру, ею он и заканчивается. Об этом должен помнить библи­отекарь и не только при организации вечера в библиоте­ке, но и при проведении его в клубе, Доме культуры и т. п.

Наблюдается большое разнообразие видов тематических вечеров. Это вечера-лекции, сопровождаемые библиографическими обзорами, демонстрацией книжной выставки; вечера встреч с интересными людьми (писателями, учеными, общественными деятелями, священно­служителями, народными целителями и др.); вечера-портреты и "бенефисы читателей", посвященные рассказу о юбиляре, с выставкой книг из домашней библиотеки, прослушиванием любимых им музы­кальных произведений и т. д.; литературные и литературно-музыкальные вечера прослушивания музыкальных записей; краеведческие вечера, и др.

Программа вечера состоит из комплекса мероприятий, объединен­ных темой и читательским назначением. Почти в каждом вечере мож­но выделить информационно-познавательную и эмоционально-образную линии, которые во много определяют тип вечера и его структуру. Так, преобладание информационно-познавательных эле­ментов характерно для вечеров науки и техники, пресс-конференций и "круглых столов", собирающих лиц, заинтересованных в получении информации "из первых рук", в глубоком ознакомлении с темой. В художественно-образном плане составляются программы литератур­но-музыкальных вечеров.

"Деловая" и "художественная" части вечера органически сочетают­ся и дополняют друг друга. Каждый вечер должен проходить по опре­деленной программе, плану, сценарию, к разработке которого рекомен­дуется привлекать компетентных, обладающих культурологическими знаниями людей.

Тематические вечера часто охватывают не только читателей би­блиотеки, но и тех, кто не состоит читателем. Это одно из средств расширения сферы влияния библиотеки, привлечения новых читате­лей (2).

 

Литературный вечер — одно из самых распространенных мероприятий, проводимых библиотеками. Чаще всего он проходит в форме литературно-музыкального вечера, с привлечением музыки. Это могут быть записи — аудио и видео, выступления певцов, музыкантов, бардов и др. Привлекательность литературного вечера состоит в том, что он достаточно мобилен. Его можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. Успех данного мероприятия, которое относится к позитивным формам, полностью зависит от самих библиотекарей, от их профессионализма, эстетического вкуса, умения точно определить читательский адрес. Это отличает его от активных форм, например от читательских конференций, успех которых во многом обеспечивают читатели. В основе литературного вечера лежит литературный сценарий.

Основные этапы подготовки и проведения традиционны: выбор темы, определение целей, задач, читательского назначения, написание сценария, выбор иллюстративного материала, приглашение гостей-участников, определение ведущего и т. д. При написании сценария очень важно помнить, что, по данным психологических исследований, зона интереса у слушателей лежит на грани известного и неизвестного. Читатели теряют интерес, если им говорят о давно знакомых фактах, о том, что они давно знают и без библиотекарей. Это одна из ошибок, которую допускают сотрудники библиотек. Собрав читателей на литературный вечер, посвященный творчеству какого-либо писателя, они рассказывают то, что и так хорошо известно даже на уровне школьной программы. А ведь даже о Пушкине, о котором, как некоторым кажется, они знают все, литературоведы и биографы постоянно находят неизвестные биографические сведения, рассматривают по-новому факты жизни и творчества, выдвигают оригинальные версии, строят гипотезы. В пушкиноведении в последние годы сделано много открытий, о чем мало осведомлен широкий круг читателей. Вот это неизвестное об известном и вызывает интерес. Литературные вечера могут быть разными по масштабу привлечения читателей — от имеющих большую аудиторию до носящих камерный характер.

Существует много модификаций литературного вечера — литературно-музыкальный вечер, литературно-музыкальная гостиная. Как правило, они рассчитаны на небольшой круг заинтересованных читателей. Достижением считается, когда серии таких вечеров перерастают в клуб по интересам. Это значит, что библиотека завоевала читательское доверие. Для вечеров характерны уютная обстановка, доверительные, дружеские отношения, стремление подчеркнуть неформальный характер общения. Нередко они проводятся при свечах, с чаепитием. Литературные вечера превращаются в заседания клуба, которые способствуют реализации творческого потенциала читателей.

Литературные вечера могут быть тематическими (например, «Строка, оборванная пулей» — о писателях, поэтах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны); мемориальными (посвященными творчеству отдельного автора); жанровые (например, «Поэзия Серебряного века») и т. д.

Подготовка литературного вечера — творческая работа, требующая обращения к разнообразным приемам раскрытия темы: поэтическим, музыкальным, изобразительным, исполнительским и т. д. Для активизации аудитории можно использовать элементы конкурса, поощряя читателей за верные ответы.

Многие библиотеки проводят циклы литературных и литературно-музыкальных вечеров. В качестве примеров можно назвать «Пушкинские чтения», «Краеведческие чтения», «Вечера русского романса», «Литературно-музыкальный час», «Литературные путешествия»,

В журналах «Библиотека», «Читаем, учимся, играем» публикуется достаточное количество сценариев литературных и литературно-музыкальных композиций. Многие из них могут быть использованы в библиотеках (11).

 

Краеведческие вечера посвящаются книгам о природных ус­ловиях и истории края, его культуре и экономике, о деятельно­сти знатных людей края, области, города, села. В программе таких вечеров — выступления руководящих работников края, об­ласти, района, деятелей науки; воспоминания участников исто­рических событий; сообщения местных краеведов на темы: «Знай и люби свой край», «Их именами названы улицы, фабрики и за­воды нашего района» и др.

Эти вечера способствуют воспитанию патриотических чувств, более глубокому пониманию важности местных народнохозяйст­венных задач.

Целесообразно организовать цикл вечеров, посвященных прошлому и настоящему города, села, его замечательным лю­дям. Эту работу следует вести в тесном контакте с организация­ми Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (12).

 

Среди традиционных методов массовой работы, широко используемых в предыдущие годы, можно назвать вечер вопросов и ответов. В свое время такие вечера были достаточно популярны, так как не требовали особых усилий при подготовке, а главное — восполняли дефицит информации у населения по актуальным темам.

В настоящее время, несмотря на обилие информационных источников, включая Интернет, а может быть, как раз из-за избытка этих источников читателям сложно следить за появлением нужных сведений, которые рассредоточены по различным периодическим изданиям. Наиболее часто вечера вопросов и ответов проводятся ныне по краеведческой тематике, по проблемам, которые волнуют население, жителей городов, поселков, сел.

Такие вечера могут быть по­священы самым различным вопросам и проблемам: меж­дународному положению, техническому прогрессу, жи­лищному строительству, воспитанию детей, медицине, ли­тературе и т. д. Словом, нет таких проблем, которые нельзя было бы на них затронуть.

В основе интереса к данным мероприятиям лежит потребность получить из «первых рук», из официальных источников, ответы на животрепещущие вопросы. Это касается, как правило, деятельности местных органов власти, организаций и учреждений, от которых зависит благополучие каждого жителя. Можно назвать темы, которые вызовут несомненный интерес у читателей: борьба с преступностью, работа правоохранительных органов, состояние окружающей среды, вопросы благоустройства населенного пункта, изменения в пенсионном законодательстве, ход жилищно-коммунальной реформы, состояние здравоохранения, образования и многие другие, волнующие практически каждого.

Вечер вопросов и ответов, как правило, открывается коротким вступительным словом библиотекаря, расска­зывающего о цели вечера, о значении затрагиваемых во­просов, проблем и т. д. Затем слово представляется веду­щему, задача которого живо и интересно ответить на во­просы, собранные заранее у читателей; и на те, которые возникнут у них в ходе вечера.

Возможен и другой вариант, когда ведущий сам зада­ет вопросы присутствующим и они на них отвечают, поль­зуясь литературой, прочитанной при подготовке к вечеру, и называя книгу, откуда взят ответ.

Методика подготовки и проведения вечера вопросов и ответов достаточно простая. Рассмотрим ее по этапам.

 

Примерно также как и вечера вопросов и ответов проводится и вечера занима­тельной науки и техники. В таком "случае вопросы ста­вит ведущий и затем отвечает на них либо он сам, либо специально приглашенный для этого специалист.

Вечера заниматель­ной наукии техники - весьма перспективный и давно успешно используемый биб­лиотекарями способ привлечения прежде всего молодежи к науке через использование научно-популярных книг и статей, написанный в жанре «занимательная наука». В этом «ключе» в разных городах, в разные годы разными издательствами и разными авторами выпускаются весьма инте­ресно и привлекательно написанные работы. Здесь можно упомянуть по­лезную в библиотечно-библиографическом обслуживании «Заниматель­ную библиографию» (И. Г. Моргенштейна и Б. Т. Уткина). В ряду «занима­тельной науки» и другие многочисленные издания - от занимательной астрономии до занимательного ясновидения.

При выборе и постановке вопросов учитывается инте­рес читателей ко всему необычайному, новому. Напри­мер, ведущий задает вопросы: как потушить огонь с по­мощью огня? Падают ли звезды с неба? Греет ли свет? и т. д.

Стремясь заинтересовать читателей, увлечь их неожи­данным или непонятным, нельзя никогда забывать о том, что цель вечера — не просто развлечь, а возбудить ин­терес к важным вопросам и привлечь слушателей к серьезному чтению. Поэтому библиотекарь должен предупре­дить ведущего, что, отвечая на вопросы, важно дать научное обоснование любого явления и попутно назвать литературу, которая поможет читателю разобраться в услышанном, узнать еще много интересного.

Очень важно сопровождать такой вечер демонстраци­ей опытов, показом научно-популярных фильмов. Иными словами, в программе вечера нужно сочетать элементы занимательные с познаватель­ными. Такое сочетание мы находим, например, в програм­ме вечера «Химия и ее чудеса». Она состояла из следую­щих элементов:

1) Семь занимательных опытов.

2) Беседы «Чего достигла химия наших дней и чего добьются химики в недалеком будущем».

3) Беседа с демонстрацией опытов «Химия чудес».

4) Обзор популярной литературы по химии.

Вечера занимательной науки и техники помогают биб­лиотекарю воспитывать у читателей интерес к актуаль­ным проблемам науки и достижениям техники. Они явля­ются эффективной формой пропаганды естественнонауч­ной литературы.

 

Широко распространены вечера встреч, когда для встречи с читателями приглашаются актеры, писатели, местные поэты, передовики производства, уче­ные и др. На таких вечерах центральное место занимают выступления приглашенных, им отводится большая часть времени. Кроме того, может выступить докладчик на те­му, связанную с выступлениями приглашенных, а также читатели библиотеки.

Полезно включить в программу такого вечера номера художественной самодеятельности, либо отражающие произведения автора, либо затрагивающие злободневные темы данного вечера.

Среди методов массовой работы особое место занимают те, которые направлены на укрепление престижа лучших читателей, повышение их социального статуса в близком и дальнем круге общения. Особенно они актуальны для молодежи, поскольку чтение, начитанность перестали быть для нее престижными. По результатам социологических исследований, констатируется падение объема и качества чтения молодежи. Одна из важнейших задач библиотек — поднимать престиж самого процесса чтения и лучших читателей.

Эффективным средством представления лучших читателей, повышения их престижа в глазах сверстников является бенефис читателя. Это комплексное мероприятие, в котором сочетаются различные формы и методы. В переводе с французского слова «бенефис» означает «польза», «барыш». В Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия «бенефис» определяется как «театральное представление в честь одного из актеров». В былые времена сбор от таких бенефисов шел в пользу бенефицианта. Это была большая акция с широкой рекламой, с приглашением именитых людей.

В библиотечной практике бенефис – это праздник, посвященный чествованию одного долго и активно читающего пользователя библиотеки. Разновидностью такого мероприятия может быть – Бенефис читающей семьи, Юбилей читателя (круглая дата со дня записи в библиотеку). Организаторами праздника продумывается приветствие бенефицианту. Его может встречать литературный герой (Остап Бендер, дед Щукарь т др.). После приветствия «виновник торжества» рассказывает свою читательскую автобиографию. Заранее необходимо согласовать с бенефициантом те книги, о которых он хотел бы рассказать и оформить книжную выставку. Составной частью мероприятия может стать литературная викторина, по любимым книгам бенефицианта. Победитель викторины получает приз. Важную роль при проведении бенефиса играет выбор читателя-бенефицианта. Он должен отвечать определенным требованиям: быть всесторонне развитой, яркой личностью, потенциал которой даст возможность библиотекарям «раскрутить» ее, раскрыть ее разносторонние интересы, дарования, способности.

 

Как разновидность бенефиса читателя можно рассматривать вечер-портрет. Он также посвящен конкретной личности. Отличие состоит в том, что здесь выбираются не просто самые лучшие, хотя и мало кому знакомые читатели, а, наоборот, известные, знаменитые люди. Это могут быть художники, артисты, поэты и др. Иногда же, напротив, можно посвятить вечер-портрет малоизвестным, но интересным людям — коллекционеру, человеку, объездившему много экзотических стран, многодетной матери и др.

Не нужно забывать и свою профессию. Вечер-портрет библиотекаря будет способствовать повышению престижа нашей профессии, поможет сформировать у читателя ее положительный имидж.

Подобные вечера-портреты можно проводить на предприятиях с целью чествования заслуженных людей — специалистов, рабочих. Они могут выполняться по заказу как платная услуга. Их полезно использовать в профориентационных целях для старшеклассников, знакомя их с представителями разных профессий (11).

Рекомендательно-информационную направленность имеет такой вид вечера как устный журнал — массовое мероприятие, содержание которого и структура напоминают периодическое издание. Устный журнал— оперативный способ информации о новинках от­раслевой и художественной литературы, о книгах, готовящихся к печати, а также о содержании новых периодических изданий. По содержанию и структуре он похож на обычный научно-популярный журнал. В той или иной степени устному журналу присущи: постоянное название, периодич­ность, оперативность, актуальность, разнообразие материала и обяза­тельно — новизна предлагаемой информации.

По аналогии с печатным устный журнал состоит из ряда разделов — «страниц», каждая из которых представляет законченный, завершенный материал. «Страница» может быть целиком посвящена рассказу об одной книге или статье, теме и завершается обычно рекомендацией печатного источника. Иногда заключительной бывает специальная «библиографи­ческая страница», на которой сразу дается информация о литературе по всему выпуску. Если весь журнал не посвящен краю, то в нем все равно используются и краеведческие материалы.

Чис­то страниц и рубрик, как показывает практика, не должно превы­шать 5—6. Не следует перегружать их материалами: страница посвящается одному какому-либо вопросу и занимает 15—20 минут.

Главная отличительная особенность, специфика любого периодического издания — отражать самые актуальные, волнующие многих проблемы. Устный журнал, естественно, имеет периодичность. Часто библиотеки назначают его выпуск на определенный день недели: например, первый вторник каждого месяца, вторую среду каждого месяца и т. д.

Методика подготовки устного журнала достаточно проста, и ее можно свести к нескольким этапам.

Открывая журнал, ведущий кратко сообщает его содержание, затем предоставляет слово выступающим. «Страницы» (их может быть от трех до пяти) часто иллюстрируются с помощью аудиовизуальных средств, книжных выставок. Заканчивается выпуск кратким заключительным сло­вом ведущего.

Несмотря на длительную историю существования этой формы работы, она и сейчас достаточно эффективна (11).

Премьеру книги, как и устный журнал можно отнести к формам рекомендательно-информационной направленности. Она сочетает в себе информирование читателей о новой, только что вышедшей из печати книге и ее рекомендацию. Обратимся к терминологии. Термин «премьера» — французского происхождения и означает «первая», что соответствует информационному характеру мероприятия. В последние годы, особенно под влиянием телевидения, библиотеки стали именовать ее «презентацией»: от слова «презент», что означает «подарок». Такое словоупотребление больше соответствует задачам рекламы. Если премьера означает нечто строгое, торжественное, то презентация ближе к празднику, шоу. Не вдаваясь в терминологические изыски, библиотеки удачно сочетают эти две особенности и устраивают праздник, подарок как для автора, так и для читателей, приветствуя выход новой книги. Как показала практика, наиболее удачно проходит премьера книги по краеведческой тематике, что позволяет привлечь к ней всех тех, кто принимал участие в ее выходе в свет. Прежде всего это сам автор. Он рассказывает читателям об истории написания книги от замысла до воплощения, о трудностях и проблемах, которые вставали на его пути, о прототипах героев и т. д. Затем выступают те, кто способствовал появлению книги. Это представители издательства, редакторы, рецензенты, которые работали с автором в процессе подготовки рукописи к печати. Интересно можно представить художника, оформлявшего книгу. Он принесет эскизы оформления, иллюстрации, которые раскрывают его видение, трактовку произведения. Если есть возможность, приглашают прототипов, героев, свидетелей, земляков, участников событий и др. В качестве оформления используют фотодокументы, предметы материальной культуры. В сценарий можно включить стихи, песни, инсценировки, связанные с сюжетом или биографией автора. Удачно проходят презентации книг по истории, этнографии с инсценировкой обычаев, демонстрацией костюмов, предметов быта. В заключение автор подписывает книги, раздает автографы. В более узком кругу активных читателей устраивается чаепитие (11).

Вечер под условным названием «Самая интересная книга, прочитанная мною в 20_ г.», ме­роприятие представляющее собой встречу, на которой каждый может расска­зать о самой интересной книге, которую он прочитал в текущем году. Вы­ступающие аргументировано объясняют, почему именно эту книгу они считают самой интересной. После выступлений задаются вопросы. Встре­ча дает возможность присутствующим из уст других абонентов библиоте­ки узнать об интересных книгах и определить, стоит ли их читать. Библио­текарь подводит итог встречи, корректируя своим авторитетом рекоменда­тельную направленность той или иной книги (14).

 

Методика подготовки библиотечных вечеров

В методике подготовки библиотечных вечеров много общего. Поэтому рассмотрим их общую мето­дику.

Обычно подготовка начинается за 3-4 недели до ве­чера. Для организации вечера библиотека всегда создает специальную комиссию, в состав которой входят чи­татели, библиотекарь и работники тех культурно-просве­тительных учреждений, которые принимают участие в проведении вечера.

Комиссия прежде всего выбирает актуальную тему, затем она устанавливает, какого характера вечер следует провести (встречу ли с писателем, тематический вечер и т. д.), и как раскрыть тему. Чем живее, со­держательнее и ярче элементы программы вечера, тем больший интерес возбуждает его тема.

После этого комиссия намечает программу вечера и назначает ответственных за каждый конкретный участок. Значительную роль на вечере призван играть ведущий, т. е. человек, который открывает вечер, ведет программу и завершает его. От ведущего в большой степени зави­сит создание непринужденной, живой обстановки, взаи­мопонимания между слушателями и выступающими. Поэ­тому ведущий должен быть находчивым, остроумным, хо­рошо знакомым с вопросом. Комиссия поэтому очень вни­мательно подходит к выбору ведущего. Им может быть и читатель библиотеки, и учитель местной школы, и биб­лиотекарь — лишь бы он соответствовал предъявляемым к нему требованиям.

Обязательным условием подготовки вечера является рекомендация литературы, соответствующей теме. Орга­низация этой работы, как правило, поручается самому библиотекарю и от того как широко и полно будет она поставлена, зависит в боль­шой степени успех вечера и достижение главной его це­ли — привлечение читателей к книге.

В ходе подготовительной работы рекомендация литера­туры ведется всеми методами и формами, она продолжа­ется и непосредственно на самом вечере, в программу ко­торого включается обзор рекомендуемой литературы или беседа о книгах, обзор у книжной выставки. Все высту­пающие по совету библиотекаря должны в том или ином плане упоминать книги (любое произведение, книга, оказавшая практическую помощь в работе, и т. д.). Не­редко присутствовавшим на вечере раздают списки ли­тературы по теме.

Распределив обязанности, комиссия намечает дату вечера и следит за его подготовкой.

Выделенные комиссией ответственные за выступления подробно объясняют выступающим цель и программу ве­чера, значение их собственного выступления, договарива­ются с ними о характере выступления и времени, которое оно займет, подбирают к выступлениям иллюстративный материал.

Ответственные за рекламу вечера и привлечение на него читателей оформляют плакаты и объявления, прово­дят с помощью актива беседы о предстоящем вечере. Ответственнымпоручается оформление помещения, где будет проходить вечер.

Незадолго до намеченного срока комиссия снова со­бирается, чтобы проверить исполнение своих поручений и готовность программы. Тогда же уточняются все дета­ли, устанавливается последовательность и продолжитель­ность номеров. При этом надо помнить, что внимание слу­шателей поддерживается в том случае, если в программе вечера правильно чередуются лекция, стихи, музыка, кад­ры кинофильма и т. д.

После проведения вечера комиссия подводит итоги и делает выводы для дальнейшей работы (1).

Каждый библиотечный вечер должен оставлять после себя яркое впечатление, возбудить интерес кчтению, кзнанию, к определенным темам и вопросам. При таком условии библиотечные вечера являются прекрасным средством привлечения новых читателей и распростране­ния знаний. Они пользуются заслуженной популярностью у читателей и занимают в работе библиотек видное ме­сто.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: