Вопросы для подготовки к зачету
1. Строение плазматической мембраны, роль ионных каналов, молекул - переносчиков, насосов, рецепторов. Виды транспорта веществ через мембрану клетки.
2. Свойства живых и возбудимых систем: раздражимость, возбудимость, проводимость, лабильность.
3. Потенциал покоя и потенциал действия: их происхождение, фазы потенциала действия.
4. Законы раздражения: закон силы для одиночных клеток, волокон и тканей, закон соотношения силы и длительности, закон градиента.
5. Нейрон и нейроглия. Особенности проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым волокнам.
6. Синапс, особенности строения. Механизм передачи возбуждения в центральных синапсах, возбуждающие медиаторы.
7. Торможение в ЦНС и его физиологическая роль. И.М. Сеченов и центральное торможение. Тормозные медиаторы.
8. Нервно - рефлекторная регуляция физиологических функций. Понятие о рефлексе, рефлекторной дуге, роль звеньев рефлекторной дуги.
9. Сенсорная, двигательная и вегетативная функции ЦНС.
10. Роль учения И.М. Сеченова, И.П. Павлова о функциях головного мозга. Создание объективных методов исследования ВНД. Значение физиологии ВНД для медицины и психологии.
11. Классический условный рефлекс, отличия от безусловного, виды, классификация, условия формирования и биологическое значение.
12. Механизмы формирования классических и оперантных условных рефлексов.
13. Торможение в коре больших полушарий (внешнее и внутреннее). Анализ и синтез. Динамический стереотип.
14. Различные формы научения и их нейрофизиологические механизмы.
15. Память. Виды. Механизмы формирования краткосрочной и долгосрочной памяти.
16. Нарушения памяти.
17. Темперамент, характер, личность – проявление индивидуальности человека. Вклад в развитие данного вопроса Гиппократа, И.П. Павлова, Г. Айзенка, и др.
18. Потребности, мотивации, поведение. Доминанта – целеопределяющий фактор поведения.
19. Функциональная система – единица интегративной деятельности организма.
20. Гипоталамус, лимбическая система и ретикулярная формация – важнейшие мотивационные структуры. Роль коры в осуществлении поведенческих реакций.
21. Механизмы пищевого поведения. Мотивация голода. Центры голода и насыщения в гипоталамусе.
22. Эмоции, виды, значение.
23. Физиологические механизмы формирования эмоции. Роль гипоталамуса, ядер лимбической системы и коры в формировании эмоций. Вовлечение в этот процесс вегетативных и эндокринных систем.
24. Характеристика основных типов ВНД по И.П. Павлову. Методы опеределения ВНД по И.П. Павлову. Человеческие типы на основе соотношения I и II сигнальных систем (мыслительный и художественный типы).
25. Типирование личности по Айзенку. Экстра - и интроверсия. Невротизм.
26. Двигательная кора, ее роль в планировании движений, ее взаимодействие с ассоциативными и сенсорными полями и подкорковыми структурами. Функциональная организация первичной моторной коры. Кортикальные колонки.
27. Двигательная кора и ее взаимодействия с подкорковыми структурами в осуществлении двигательных актов. Нисходящие пути моторной коры: пирамидная и экстрапирамидная системы.
28. Кора больших полушарий и вегетативные функции в обеспечении гомеостаза. Управление вегетативными функциями на основе прогноза.
29. Современные методы исследования функций головного мозга. Электроэнцефалография.
30. Биоритмы у человека. Классификация и характеристика биоритмов. Физиологические механизмы ритмогенеза.
31. Сон, фазы сна, изменение вегетативных и моторных показателей в разные фазы сна. Быстрый и медленный сон.
32. Теории сна. Роль центров сна. Проявление нарушений сна.
33. Особенности ВНД у детей.
Основная литература
1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - СПб, 2002.*
2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л., Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов-на-Дону, 1999г.*
3. Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. - М., 2002*
4. Недоспасов В.О. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – М., 2006.*
5. Основы физиологии человека / под pед. Ткаченко Б.И. - М, 1994.
6. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. - М, 2000, 2007.*
7. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М, 2007.*
8. Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека.- М, Медицинская книга, Н. Новгород, Из-во НГМА, 2001.*
9. Шульговский В. Н. Физиология ВНД с основами нейробиологии М., 2010*
Дополнительная литература
10. Алатыев В.И. Физиология в pисунках и таблицах: Неpвная и мышечная системы (общие вопpосы) - Уч. Пособие, Казань, 1990.
11. Анохин П.К. Общая теория функциональных систем. - М., 1975.*
12. Анохин П.К. Общие вопросы физиологических механизмов.
13. Ашмарин И.П. Загадки и откровения биохимии памяти. - Л., 1975.
14. Батуев А.С. Высшие интегральные системы мозга. - Л.,1981.*
15. Беpгельсон Л.Д. Мембpаны, молекулы, клетки - М.: Наука, 1982.
16. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1974.
17. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. - М., 1988.
18. Виноградова О.С. Гипокамп и память. - М., 1975.
19. Воронин Л.Г.Вопросы теории и методологии исследования высшей нервной деятельности: Избр. тр. / АПН СССР.— М.: Педагогика, 1982.*
20. Греченко Т.Н. Нейрофизиологические механизмы памяти. - М., 1979.
21. Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.
22. Куффлер С., Николе Дж. От нейрона к мозгу. / Пер. с англ. М., 1979.
23. Кэндел Э., Хокинс Р. Биологические основы обучения и индивидуальности // В мире науки. Л., 1992. №11-12, с. 43-51.
24. Многотомное pуководство по физиологии - Л.: Наука, 1983 (в соответствии с pазделом пpедмета).*
25. Общая физиология возбудимых тканей (pук-во по физиологии) - Л.: Наука,1975.*
26. Общая физиология неpвной системы (pук-во по физиологии) - Л.: Наука, 1975.
27. Сеченов И.М. Основы поведения. - М., 2006.*
28. Симонов П.В. Созидающий мозг. - М., 1993.
29. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1981.
30. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. - М., 1981.
31. Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. - М.: 1984.*
32. Физиология человека / под ред. Покровского В.М. и Коротько Г.Ф. - М., 1998.
33. Физиология человека / под ред Р. Шмидта и Г. Тевса. В 3-х томах. – М, 1996.*
*- литература, которая есть в библиотеке ЧелГУ
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п | Ссылки на информационные ресурсы | Наименование ресурса | Доступность (ауд., где реализован доступ к ресурсам) |
Научная электронная библиотека «elibrary.ru» https://elibrary.ru/item.asp?id=20226009 | Потребич, А.В. Основы анатомии и физиологии центральной нервной системы. – Калиниград, 2006. – 113 с. | Доступ из сети интернет. Доступ из локальной сети НБ ЧелГУ (электронный читальный зал ауд. 206) | |
Научная электронная библиотека «elibrary.ru» https://elibrary.ru/item.asp?id=20540853 | Колодко, В.Г. Электроэнцефалография как основной метод клинической нейрофизиологии / В.Г. Колодко // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. – 2011. - № 1-2. – С. 16-21. | Доступ из сети интернет. Доступ из локальной сети НБ ЧелГУ (электронный читальный зал ауд. 206) | |
Научная электронная библиотека «elibrary.ru» https://elibrary.ru/item.asp?id=18259747 | Депутат, И.С. Нейробиологические основы интллекта / И.С. Депутат, А.В. Грибанов, А.А. нехорошкова // Экология человека. – 2012. - №12. – С. 36-45. | Доступ из сети интернет. Доступ из локальной сети НБ ЧелГУ (электронный читальный зал ауд. 206) |