ОТЧЕТ
о прохождении учебной судебно-прокурорской практики
в суде Центрального района города Гомеля
Студент группы ПРз-41 _______________ А.В. Ермаков
Руководитель практики
от университета _______________ С.Л. Емельянов
Руководитель практики
от организации _______________ Г.И. Дмитренко
Руководитель организации _______________ Г.И. Дмитренко
Дата сдачи отчета «___ » _________2019
Дата защиты ________________ 2019
Оценка ___________________
Гомель 2019
Я, Ермаков Александр Викторович, студент 4 курса заочного факультета специальности «Правоведение», с 25.02.2019 г. по 07.03.2019г. согласно учебному плану проходил учебную судебно-прокурорскую практику в суде Центрального района города Гомеля.
25 февраля 2019 года я прибыл на практику и мной были изучены законодательные акты, а также локальные акты, регламентирующие деятельность судов Республики Беларусь, в частности:
- Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 года (в редакции от 22 декабря 2016 года);
- Закон Республики Беларусь 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией»;
- Инструкция по делопроизводству в районных (городских) судах Республики Беларусь, утвержденная приказом Председателя Верховного Суда Республики Беларусь от 6 октября 2014 № 81) в редакции от 3 августа 2016 года) (Приложение 1);
- Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Беларусь.
26 февраля 2019 я изучил структуру суда Центрального района г. Гомеля (Приложение 2).
Суд Центрального района г. Гомеля входит в судебную систему Республики Беларусь.
Структуру данного суда образуют:
- председатель суда Центрального района г. Гомеля;
-два заместителя председателя суда (по уголовным и гражданским делам);
|
- 10 судей, часть из которых специализируется на рассмотрении гражданских дел, часть – уголовных, все судьи рассматривают административные дела;
-помощник председателя суда,
-консультант суда,
- две канцелярии по гражданским и уголовным делам во главе с заведующими,
- секретари суда и судебного заседания.
27 февраля 2019 я изучил работу судей (Приложение 3-5).
Уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально.
Судья единолично:
1) разрешает вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства;
2) рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях несовершеннолетних;
3) разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора.
Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела о:
1) преступлениях, за которые уголовным законом предусматриваются наказание свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь;
2) преступлениях несовершеннолетних.
При поступлении уголовного дела в суд оно распределяется заместителем председателя для рассмотрения одному из судей.
Судебное разбирательство уголовного дела должно быть начато в судебном заседании не позднее 14 суток с момента вынесения судьей постановления о его назначении, а по делам особой сложности – не позднее 30 суток.
Все доказательства, предъявляемые сторонами обвинения и защиты, подлежат непосредственному исследованию в судебном разбирательстве. В случае сокращенного порядка судебного следствия непосредственно исследуются только те доказательства, на которые укажут стороны. Приговор суда может быть основан лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном разбирательстве, а при сокращенном порядке судебного следствия – и на доказательствах, полученных при производстве предварительного расследования и не оспоренных в судебном заседании сторонами.
|
После разрешения ходатайств и выполнения необходимых судебных действий председательствующий объявляет судебное следствие законченным. С этого момента суд не вправе исследовать, а стороны не могут предъявлять доказательства или просить об их истребовании судом.
Судебные прения – часть судебного разбирательства, которая состоит из речей государственного, частного обвинителей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, защитника, обвиняемого, самостоятельно осуществляющего свою защиту, или его законного представителя при отсутствии защитника.
Последовательность выступлений в прениях устанавливается судом по предложениям участников судебных прений, но во всех случаях первым выступает государственный или частный обвинитель.
После произнесения речей всеми участниками судебных прений каждый из них может выступить еще один раз с замечаниями (репликами) относительного сказанного ими в речах.
После окончания судебных прений председательствующий предоставляет обвиняемому последнее слово.
Заслушав последнее слово обвиняемого, суд немедленно удаляется в совещательную комнату для постановления приговора, о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного заседания.
|
Приговор должен быть законным, обоснованным, мотивированным и справедливым.
Приговор, определение, постановление суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование и опротестование. Судебные постановления, не подлежащие апелляционному обжалованию и опротестованию, вступают в законную силу с момента их провозглашения.
Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление обращаются к исполнению судом, их постановившим, не позднее 3 суток со дня вступления их в законную силу или возвращения уголовного дела из суда кассационной инстанции.
Вместе с копией приговора судом направляется письменное распоряжение об исполнении приговора в орган, который в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством обязан обеспечить его исполнение. Органы, ведающие исполнением наказания, в срок не позднее 10 суток обязаны известить суд, постановивший приговор, вынесший определение, постановление о принятии его к исполнению.
Я ознакомился с материалами уголовных, гражданских и административных дел. Присутствовал при ознакомлении осужденного с материалами уголовного дела в следственном изоляторе.
Судьями изучается и анализируется практика рассмотрения различных категорий дел, проводятся обобщения по применению законодательства.
При поступлении гражданского дела в суд оно распределяется заместителем председателя для рассмотрения одному из судей.
После изучения материалов дела, подготовки к судебному разбирательству, судьей выносится определение о назначении дела к судебному разбирательству, а дело передается для назначения в канцелярию по гражданским делам. Секретарем судебного заседания сторонам выписываются повестки о вызове в судебное заседание.
Надлежащая подготовка дела к судебному разбирательству обеспечивает его рассмотрение в одном (первом) судебном заседании.
Все действия судьи по подготовке дела процессуально оформляются определением, которое выносится им единолично, без извещения юридически заинтересованных в исходе дела лиц. Определение может быть вынесено как отдельным документом, так и при возбуждении дела - определением о возбуждении дела и о подготовке его к судебному разбирательству.
Значительную роль в подготовке дела к судебному разбирательству занимает предварительное судебное заседание.
В силу ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, предварительное судебное заседание имеет своей целью процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела к судебному разбирательству, определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определение достаточности доказательств по делу, исследование фактов пропуска срока обращения в суд или срока исковой давности.
В предварительном судебном заседании суд определяет достаточность тех доказательств, которые предоставили стороны.
Предварительного судебного заседания проводится по правилам судебного заседания, за некоторыми изъятиями.
Признав дело подготовленным, судья выносит определение о назначении его к судебному разбирательству, извещает стороны и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц о времени и месте рассмотрения дела.
Как предварительное, так и судебное заседание назначается путем вынесения определения, стороны и другие юридически заинтересованные в исходе дела лица должны быть вызваны в судебное заседание.
Судебное разбирательство начинается в соответствии с датой, определенной в определении о назначении судебного разбирательства. При рассмотрении дела, секретарем судебного заседания ведется протокол судебного заседания, в котором отражаются все процессуальные действия и фиксируются показания участников процесса, выступления сторон. После постановления решения по делу, оно вручается сторонам, а после вступления его в законную силу – обращается к исполнению работниками сектора по гражданским делам.
После отмены ранее вынесенного судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение судья также проводит подготовку его к судебному разбирательству с учетом указаний суда кассационной или надзорной инстанции, о чем выносится определение о подготовке дела к судебному разбирательству.
28 февраля 2019 года я изучил работу канцелярии и архивариуса суда Центрального района г. Гомеля (Приложение 6).
На архивариуса суда Центрального района г. Гомеля возлагаются следующие обязанности:
- ведение архивного дела;
- оказание помощи в поисках необходимых документов;
- выдача дел и документов их архива,
- организация использования документов;
- инструктирование работников суда о порядке формирования, подготовке и сдачи дел в архив;
- составление установленной отчетности;
- осуществляет иную деятельность в пределах должностных обязанностей.
01 марта 2019 года яприсутствовал в открытом судебном заседании по уголовному делу по обвинению И И.И. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 328 УК Республики Беларусь.
04 марта 2019 года яизучил работу секретаря судебного заседания (Приложение 7).
На должность секретаря судебного заседания назначается лицо, имеющее высшее (среднее специальное) образование.
Секретарь судебного заседания выполняет следующие обязанности:
- назначает к рассмотрению уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях;
- извещает участников процесса о времени и месте проведения судебного заседания путем направления судебных повесток,
-направляет копии необходимых документов, заявки на конвоирование, готовит запросы, выполняет другую работу по подготовке и назначению дела к слушанию.
В день слушания дела секретарь судебного заседания:
- проводит подготовку зала судебного заседания к слушанию дела, проверяет аудио, видеоаппаратуры для использования в ходе судебного заседания;
- проверяет явку участников процесса и других лиц, о чем докладывает председательствующему по делу;
- определяет место нахождения свидетелей до их вызова в зал судебного заседания;
- информирует судью о явке участников процесса;
- ведет протокол судебного заседания, в котором отражает ход судебного процесса.
После изготовления протоколов судебного заседание секретарь судебного заседания производит оформление дел в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в районных судах Республики Беларусь, после чего сдает дела в соответствующую канцелярию.
После рассмотрения дела секретарь судебного заседания выполняет следующие действия:
- подшивает в дело определения и переписку, предшествующую судебному разбирательству; протокол судебного заседания, проверенный и подписанный в установленном порядке; все документы, приобщенные к делу в ходе судебного разбирательства в порядке их поступления; решение по делу первой инстанции;
- нумерует листы дела (нумерация листов дела в обязательном порядке должна быть выполнена в правом верхнем углу листа шариковой, гелевой или перьевой ручкой) и составляет за своей подписью опись находящихся в деле документов;
- выписывает исполнительные листы.
05 марта 2019 года яприсутствовал при ознакомлении осужденного с материалами уголовного дела в следственном изоляторе №3 г. Гомеля.
06 марта 2019 года я присутствовал на приеме граждан в архиве суда. Архив суда ведет приём посетителей в порядке живой очереди, за исключением маломобильных групп населения, участников и инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним групп населения.
В компетенцию архива суда входит:
- Выдача в установленном порядке дела, документы или копии документов в целях служебного и научного использования, для работы в помещении архива;
- контроль за своевременным поступлением в архив законченных делопроизводством документов архива;
- обеспечение использования документов, хранящихся в архиве;
- информирование председателя суда о составе и содержании документов архива,
- выдача в установленном порядке дел, документов или их копий, архивных справок;
- исполнение запросов юридических и физических лиц, учет использования документов, хранящихся в архиве;
- учет, обеспечение сохранности документов, обеспечение использования документов, хранящихся в архиве суда.
07 марта 2019 года ясоставлял проекты процессуальных документов (Приложение 8-12). Было проведено подведение итогов практики, оформлен дневник о прохождении практики, составлен отчет.
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО
Приказ Верховного Суда
Республики Беларусь
06.10.2014 № 81_____
ИНСТРУКЦИЯ
по делопроизводству
в районных (городских) судах
Республики Беларусь
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации и ведения делопроизводства в районных (городских) судах Республики Беларусь (далее, если не установлено иное, – суды).
2. Действие настоящей Инструкции распространяется в том числе на организацию работы с документами, создаваемыми с помощью технических средств.
3. Правила и порядок работы с документами, установленные настоящей Инструкцией, обязательны для всех работников суда. Все работники ответственны за выполнение требований настоящей Инструкции, сохранность документов и неразглашение содержащейся в них информации.
4. Заведующие канцелярией, ведущие специалисты, секретари суда и секретари судебного заседания – помощники судей, другие работники канцелярии, занимающиеся делопроизводством в суде, должны быть ознакомлены с современными формами и методами делопроизводства, со структурой судов общей юрисдикции, нормами уголовного, гражданского и административного права и процесса. Работники, занимающие названные должности, обязаны изучить положения настоящей Инструкции в течение пятнадцати дней со дня поступления на работу.
ГЛАВА 2
РУКОВОДСТВО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВОМ СУДА
5. Председатель суда осуществляет общее руководство делопроизводством в данном суде и отвечает за его состояние.
Контроль за состоянием делопроизводства в суде может возлагаться распорядительным документом председателя суда на заместителя председателя суда или помощника председателя суда, а в судах, где две последние должности не предусмотрены, – на судью. Председатель суда распределяет обязанности между работниками суда.
6. Ведение делопроизводства в суде возлагается на заведующего канцелярией или иного работника, уполномоченного приказом председателя суда (далее – уполномоченный работник).
Заведующий канцелярией или иной уполномоченный работник руководит работой секретарей суда, секретарей судебного заседания – помощников судей и архива суда в случае отсутствия заведующего архивом.
7. На секретаря суда и секретаря судебного заседания – помощника судьи возлагается ведение делопроизводства по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях.
8. Ведущие специалисты, секретари, секретари судебного заседания – помощники судей, заведующие архивом, архивариусы (лица, ответственные за архив) и другие работники суда выполняют работу согласно установленному распределению обязанностей в суде и в соответствии с настоящей Инструкцией.
ГЛАВА 3
ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
9. Подготовка документа включает составление и оформление проекта документа, его подписание, при необходимости – согласование (визирование) проекта, утверждение и тиражирование.
10. Текст служебного документа должен состоять из трех логически связанных частей: введения, основной части и заключения. Во введении указываются события и факты, послужившие основанием для составления документа. В основной части приводятся разъяснения, расчеты, излагаются события, вызвавшие необходимость принятия тех или иных решений. В заключении формулируются выводы, предложения, просьбы, составляющие цель документа.
11. Документы должны оформляться на бланках, разрабатываемых в соответствии с Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденным постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2004 г. № 69 (далее – СТБ 6.38-2004), и Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 42, 8/20434).
При разработке бланков документов используются стандартные листы бумаги форматов А4 (210 × 297 мм) и А5 (148 × 210 мм).
Бланки документов должны иметь поля:
левое – 30 мм;
правое – не менее 8 мм;
верхнее и нижнее – не менее 20 мм.
Выбор формата бланка при изготовлении документа зависит от характера и объема текста.
Устанавливается два вида бланков: бланк для письма и общий бланк других видов организационно-распорядительных документов. Бланки документов разрабатываются на основе углового или продольного расположения реквизитов.
Реквизиты документа бывают постоянные и переменные.
Постоянный реквизит документа – реквизит, нанесенный при изготовлении бланка документа.
Переменный реквизит документа – реквизит, фиксируемый на бланке в процессе его заполнения.
Угловой вариант расположения реквизитов является наиболее рациональным, так как большая часть документов является адресуемыми – письма, справки, докладные записки. Неадресуемые документы (протокол, акт) также могут содержать гриф утверждения, который располагается в той же части листа, что и реквизит «Адресат».
Продольный вариант расположения реквизитов удобен для оформления документов на двух языках.
При создании бланка на нескольких языках реквизиты бланка должны быть продублированы на этих языках.
Отдельные документы допускается оформлять не на бланках (например, внутренние документы), но с обязательным воспроизведением соответствующих реквизитов.
Документы, создаваемые от имени двух и более организаций, оформляются на чистом стандартном листе бумаги.
При рукописном оформлении документов состав и расположение реквизитов должны соответствовать составу и расположению реквизитов документов, оформляемых с помощью технических средств.
12. В соответствии с требованиями СТБ 6.38-2004 организационно-распорядительные документы должны иметь установленный комплекс обязательных реквизитов с соблюдением порядка и правил их расположения:
Государственный герб Республики Беларусь;
эмблема организации;
код организации по классификатору ОКРБ 004-2001 «Органы государственной власти и управления», утвержденному постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2001 г. № 52 «Об утверждении, введении в действие и отмене классификаторов и руководящих документов», или по общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 018-2003 «Юридические лица и индивидуальные предприниматели», утвержденному постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2003 г. № 22 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене государственных стандартов Республики Беларусь, межгосударственных стандартов, Правил ЕЭК ООН, руководящих документов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации»; наименование организации; наименование структурного подразделения; почтовый адрес отправителя; коммуникационные данные;
название вида документа; дата; регистрационный индекс; ссылка на регистрационный индекс и дату входящего документа; место составления или издания; гриф ограничения доступа; адресат; гриф утверждения; резолюция; заголовок к тексту; отметка о контроле; текст; отметка о наличии приложения; подпись; гриф приложения; гриф согласования; визы; печать;
отметка об исполнителе; отметка о заверении копии; отметка об исполнении документа и направлении его в наряд (дело); отметка о поступлении; отметка о переносе данных на машинные носители.
На общий бланк наносятся реквизиты: Государственный герб Республики Беларусь, наименование суда, место составления или издания. На общий бланк наносятся ограничительные отметки и линии для реквизитов: дата, регистрационный индекс.
На основании общего бланка могут изготавливаться бланки для конкретных видов документов (приказов, распоряжений, указаний, протоколов и других документов). Изготовление бланков для конкретных видов документов целесообразно, если их объем превышает 200 документов в год.
При изготовлении конкретного документа наименование его вида (кроме письма) наносится на общий бланк с помощью технических средств.
На бланк для письма наносятся реквизиты: Государственный герб Республики Беларусь, наименование суда, почтовый адрес отправителя, коммуникационные данные (телеграфный адрес, номера телефонов, телефакса, включая код автоматической междугородней (международной) телефонной связи, адрес электронной почты) и коммерческие данные (номер расчетного счета, наименование банка и другие данные). На бланк для письма наносятся ограничительные отметки и линии для реквизитов: дата, регистрационный индекс, ссылка на регистрационный индекс и дату входящего документа.
13. Изготовление и использование бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь осуществляются в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 357 «Об упорядочении изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 66, 1/1414).
14. Изображение Государственного герба Республики Беларусь на бланке с продольным расположением постоянных реквизитов помещается в центре верхнего поля. Диаметр изображения – не более 17 мм. Расположение реквизитов на бланке осуществляется согласно приложению 1 к настоящей Инструкции.
15. Бланки документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь в соответствии с Положением о порядке изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2000 г. № 1172 «Об утверждении Положения о порядке изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь и внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 7 августа 1995 г. № 424» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 5/3742), подлежат обязательному учету. Учет бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь ведется в журнале регистрации поступивших бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.
Бланки документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь хранятся в шкафах (сейфах), которые надежно закрываются и опечатываются.
16. Контроль за использованием и хранением бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь, печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штампов возлагается распорядительным документом председателя суда на одного из работников канцелярии.
Проверка наличия, использования и хранения бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь, печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь производится не реже одного раза в год комиссией, назначаемой распорядительным документом председателя суда. О проводимой проверке делается отметка в учетно-регистрационном журнале после последней записи. В случае обнаружения нарушений при использовании и хранении бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь, печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь комиссия проводит служебное расследование, результаты которого оформляются актом и доводятся до сведения председателя суда.
17. Допускается тиражирование средствами оперативной полиграфии документов на бланке с изображением Государственного герба Республики Беларусь, предназначенных для рассылки, при условии заверения каждой копии документа печатью "Для документов". Список на рассылку с количеством отправляемых экземпляров хранится в деле вместе с подлинником документа или его копией.
18. Угловой штамп проставляется в левой верхней части первого листа документа.
Допускается изготавливать угловой штамп трех видов: для письма, общий угловой штамп и угловой штамп конкретного вида документа.
19. Состав реквизитов углового штампа, порядок их размещения и оформления должны соответствовать составу, порядку размещения и оформления реквизитов бланка.
20. В зависимости от способа передачи информации (по почте, телеграфу, телефону, телефаксу, электронной почте) различают служебные письма, телеграммы, телефонограммы, факсограммы, электронные письма.
21. Даты подписания, утверждения, согласования документа, а также даты в реквизитах «Текст», «Ссылка на регистрационный индекс и дату входящего документа», «Резолюция», «Визы», «Гриф приложения», «Отметка о наличии приложения», «Отметка о поступлении», «Отметка об исполнении документа и направлении его в дело», «Отметка о заверении копии» оформляются цифровым способом. Элементы даты указываются арабскими цифрами в одной строке в следующей последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляются двумя парами арабских цифр, разделенными точкой, год – четырьмя арабскими цифрами.
Например:
03.12.2018
При оформлении дат в документах, содержащих сведения финансового характера, допускается использование словесно-цифрового способа.
Датой документа является дата его подписания (приказ, распоряжение, указание, письмо и другие документы) или события, зафиксированного в документе (протокол, акт), для документа, принимаемого коллегиальным органом (постановление, решение), – дата его принятия, для утверждаемого документа (план, отчет, инструкция, положение и другие документы) – дата утверждения.
Датой совместного документа является дата его подписания последней организацией.
При подготовке проекта документа допускается печатать только обозначения месяца и года, день месяца проставляется должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ.
22. Индекс присваивается документу при его регистрации. Регистрационный индекс входящего, исходящего и внутреннего документа состоит из индекса наряда (дела) по номенклатуре нарядов (дел) и порядкового регистрационного номера документа.
Например:
02-03/43
Регистрационными индексами распорядительных документов (приказов, распоряжений, решений) и протоколов являются их порядковые регистрационные номера, которые присваиваются самостоятельно в пределах каждого вида документа в течение делопроизводственного (календарного) года.
Ссылка на регистрационный индекс и дату входящего документа располагается на бланке для письма и включает регистрационный индекс и дату, указанные в документе, на который дается ответ. Ее располагают под реквизитами «Дата» и «Регистрационный индекс».
23. Реквизит «Место составления или издания» обязательно указывается на общем бланке. Его располагают под реквизитами «Дата» и «Регистрационный индекс» в соответствии с административно-территориальным делением. На бланках для писем этот реквизит не проставляется.
24. Реквизит «Гриф ограничения доступа» располагается в правом верхнем углу документа выше реквизитов «Адресат», «Гриф утверждения», «Гриф приложения».
25. Документы адресуют организациям, их структурным подразделениям, конкретным должностным лицам, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям.
При адресовании документа организации или ее структурному подразделению их наименования пишут в именительном падеже.
Например:
Верховный Суд
Республики Беларусь
Верховный Суд
Республики Беларусь
Главное управление
организационного обеспечения
судебной деятельности
При направлении документа конкретному должностному лицу наименование организации указывается в именительном падеже, а должность и фамилия адресата – в дательном.
Например:
Верховный Суд
Республики Беларусь
Начальнику управления кадрового обеспечения
и государственной службы
Иванову А.А.
При адресовании документа руководителю организации наименование организации входит в состав наименования должности адресата.
Например:
Генеральному директору объединения «Агропром»
Иванову В.Ф.
пр-т Машерова, 23
220080, г. Минск
При адресовании документа разовым корреспондентам указывается полный почтовый адрес в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 сентября 2004 г. № 1111 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 145, 5/14830).
Например:
Государственный комитет
судебных экспертиз
Республики Беларусь
ул. Кальварийская, 43
220073, г. Минск
Реквизит «Адресат» не должен содержать более четырех адресов. Слово «Копия» перед вторым и последующими адресатами не проставляется.
Если документ является ответным, первым адресатом следует указывать автора инициативного письма вне зависимости от значимости остальных адресатов.
При направлении документа в вышестоящий суд одновременное его адресование другим адресатам не допускается, кроме случаев, когда это определено соответствующим поручением вышестоящей организации.
Адресование документа гражданину, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи: вначале указывают фамилию и инициалы (собственное имя, отчество (если таковое имеется)) получателя, затем почтовый адрес.
Например:
Матвееву И.С.
Партизанский пр-т,
д. 46, кв. 15
220086, г. Минск
Каждая составная часть адресата (наименование организации, структурного подразделения, должность, фамилия и инициалы получателя, почтовый адрес) должна начинаться с новой строки. При написании адресата допускаются сокращения: п.я. – почтовый ящик, в.ч. – воинская часть, обл. – область, г. – город, с. – село, р-н – район, ул. – улица, корп. – корпус, кв. – квартира. В обозначениях номеров домов, корпусов, квартир знак «№» не ставится, при литерном написании номера буква пишется слитно с цифрой.
Например:
Матвееву И.С.
Партизанский пр-т,
д. 46, кв. 15а
220086, г. Минск
26. Утверждение – один из способов удостоверения документа после его подписания. Документ, подлежащий утверждению, имеет юридическую силу только с момента его утверждения.
Устанавливаются два способа утверждения документов: утверждение должностным лицом, в компетенцию которого входят вопросы, излагаемые в документе, или утверждение распорядительным документом: приказом, постановлением, решением или протоколом. Оба способа имеют одинаковую юридическую силу. Распорядительный акт издается, когда введение утверждаемого документа требует дополнительных предписаний и разъяснений.
Утверждение документа оформляется грифом утверждения. Гриф утверждения располагается в правом верхнем углу документа, состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ», наименования должности лица, утвердившего документ, включая видовое наименование суда, его собственноручной подписи, расшифровки подписи и даты утверждения.
Например:
УТВЕРЖДАЮ
Председатель суда
Заводского района
г. Минска
Подпись П.П.Петров
07.02.2014
При утверждении документа руководителем вышестоящей или сторонней организации в наименование должности включают наименование организации.
Например:
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Гомельского областного суда
Подпись И.И.Иванов
07.02.2014
При утверждении документа распорядительным документом или протоколом гриф утверждения состоит из слова «УТВЕРЖДЕНО», названия вида документа в именительном падеже, его даты и регистрационного индекса.
Например:
УТВЕРЖДЕНО
Приказ Верховного Суда
Республики Беларусь
07.02.2014 № 12
Слова «УТВЕРЖДАЮ» и «УТВЕРЖДЕНО» печатают прописными буквами без кавычек и пробелов.
27. Резолюция – письменное указание руководителя о порядке исполнения или использования документа.
Резолюция размещается в правом верхнем углу первого листа документа между реквизитами «Адресат» и «Текст», включает фамилию и инициалы исполнителя, содержание поручения и срок исполнения. Резолюция должна быть подписана и датирована.
Например:
Петрову В.Н.
Прошу подготовить
обобщение к 01.03.2014
Подпись
10.02.2014
При необходимости оформления сложной по содержанию резолюции, а также нескольких резолюций и невозможности их размещения в отведенном для резолюции месте допускается написание резолюций на свободной площади лицевой стороны первого листа документа, не затрагивая его текста и полей.
При отсутствии на документе места допускается прилагать к документу отдельный лист резолюции с отметкой на документе о наличии такого листа.
При нескольких резолюциях на документе их содержание не должно дублироваться, поскольку каждая последующая резолюция необходима только для конкретизации предыдущей.
Если исполнителей документа несколько, они все указываются в резолюции. При этом один из исполнителей назначается ответственным и указывается в списке первым без пометки «ответственный».