Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий таможенных органов лицами, находящимися на должностях в таможенных органах.
Каков круг таможенных органов, профессиональная деятельность в которых считается государственной службой? Следует ли к их числу относить лишь ФТС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, либо включать сюда и подведомственные ему органы, организации и предприятия?
Возможность создания ФТС России территориальных органов непосредственно вытекает из ч. 1 ст. 78 Конституции РФ, в которой указывается, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Таким образом, поскольку РТУ, таможни, таможенные посты создаются для осуществления полномочий федеральной исполнительной власти в таможенной сфере, их правомерно рассматривать в качестве федеральных (или территориальных органов федеральных органов исполнительной власти) органов исполнительной власти, а профессиональную деятельность по
реализации их задач и функций следует считать государственной таможенной службой.
Сущность полномочий таможенных органов заключается в том, что они имеют право принимать обязательные решения. Властные полномочия таможенных органов воплощаются в компетенции конкретного таможенного органа, закрепленной соответствующим нормативным правовым актом.
Государственной службой в таможенной сфере является также служебная деятельность в организациях и на предприятиях, подведомственных ФТС (далее - таможенные организации), но только тех должностных лиц, которым в порядке, установленном федеральными законами, присвоены специальные звания. Эти лица являются сотрудниками таможенных органов и признаются государственными служащими.
В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"; далее - Закон № 58-ФЗ 2003 г.). С 2002 г. определенная часть сотрудников таможенных органов переведена на условия службы федеральных государственных служащих (ФЗ от 30.06.2002 № 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)"; далее - Закон № 78-ФЗ). Такого рода лица являются государственными служащими таможенных органов, но не являются сотрудниками (должностными лицами) таможенных органов.
Служебные отношения сотрудников таможенных органов и таможенных организаций регулируются законодательством о службе в таможенных органах (таможенной службе).
Служебные отношения государственных служащих таможенных органов регулируются общим законодательством о государственной гражданской службе.
Не является службой работа в таможенных органах и таможенных организациях по трудовым и гражданско-правовым договорам (контрактам).
Граждане, занимающие должности, предусматриваемые в штатных расписаниях в целях технического обеспечения деятельности таможенных органов и таможенных организаций, не являются государственными служащими, а считаются работниками бюджетной сферы. Перечень таких должностей определяется руководителем ФТС России.
Трудовые отношения работников таможенных органов и таможенных организаций регулируется законодательством РФ о труде. На этих работников не распространяется действие законодательства о государственной службе РФ, за исключением отдельных норм о социальных и медицинских гарантиях.
Служба в таможенных органах и организациях является федеральной государственной службой, находится в ведении Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета. Ее правовое регулирование осуществляется только на федеральном уровне, т. е. Конституцией РФ, федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Возможность определения правового статуса сотрудников таможенных органов законодательством субъектов РФ исключается.
Она построена в соответствии с общими принципами организации государственной службы в РФ, закрепленными в Конституции РФ, ТК РФ, Законе № 58-ФЗ 2003 г., Законе № 114-ФЗ и ряде других федеральных законодательных актов. Суммативно принципы государственной службы в РФ закреплены в ст. 3 Закона № 58-ФЗ 2003 г. Они являются и основными принципами таможенной службы.