Часть 1. Показатели компании «Евросеть»




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

 

Факультет Экономики Торговли и товароведения

Кафедра Торговой политики

Аналитическая работа

По дисциплине: «Типизация торговых предприятий»

На тему: «Анализ хозяйственной деятельности компании Евросеть и её сравнение с компаниями-конкурентами»

 

Выполнил магистрант:

Группы 26Д-МТ-01/16

2 курс

Сидельников Вадим Александрович

 

Москва 2017 г

 

Содержание

1. О компании «Евросеть»………………………………………………………..2

1. Часть 1. Показатели компании«Евросеть» и их анализ...…………….…….3

2. Часть 2. Сравнение компаний по потребительским качествам……………..16

3. Часть 3. Ход развития компании «Евросеть» и «Связной» ….……...………19

4. Выводы……………………………………………………………… …..….24

5. Источники…………………………………………………………………..….25

 

О компании «Евросеть»

Крупнейшая в России сеть салонов сотовой связи. Основана Евгением Чичваркиным и Тимуром Артемьевым в 1997 году. В сентябре 2008 года, подвергаясь давлению со стороны Генпрокуратуры, основатели продали компанию Александру Мамуту за $350 млн (вся компания была оценена в $1,2 млрд, а ее долги составляли примерно $850 млн). Почти сразу после этой сделки Мамут продал 49,9% «Вымпелкому» всего за $200 млн, но с обязательством по снижению и реструктуризации большей части долга. Осенью 2012 года 50% ретейлера за $1,071 млрд приобрела компания LefbordInvestmentsLtd, в которой «МегаФон» и основной акционер сотового оператора холдинг Garsdale Алишера Усманова заранее выкупили по 50%. В июле 2017 года акционеры договорились о консолидации «МегаФоном» 100% акций торговой сети. В компанию входит более 4500 салонов-магазинов в 1500 населенных пунктах России. В 2015 году заняла второе место после Сбербанка в рейтинге ведущих компаний, ориентированных на корпоративное образование и развитие своих сотрудников, журнала РБК. Каждый месяц магазины сети посещают примерно 50 млн покупателей.

 

Часть 1. Показатели компании «Евросеть»

Выручка компании «Евросеть»

Выручка компании после сильнейшего падения в 2009 году (влияние кризиса плюс реструктуризация бизнеса с целью повышения рентабельности) достигла пикового значения в 2012 году – 82,2 млрд руб. Но после этого начала снижаться и за два года уменьшилась на 12%. Однако, сравнивать показатели на основе предыдущих годов не корректно. В декабре 2012 года бизнесмен Александр Мамут продал свои 50,1% акций «Евросети». Розничной сетью на равноправной основе стали владеть «ВымпелКом» и «МегаФон», которые решили внести изменения в бизнес «Евросети». До этого мобильные операторы платили независимым от них сетям (не только «Евросети», но тому же «Связному») комиссию за подключение новых абонентов, зачастую устраивая гонки между собой, теперь же смысла в дотировании, по сути, своего дочернего бизнеса не было.

 

Сколько «Евросеть» зарабатывает на комиссиях сотовых операторов (млрд.руб)

В 2012 году «Евросеть» получила почти 11 млрд руб. комиссий от сотовых операторов (13% выручки), спустя два года — в 4 раза меньше, 2,7 млрд руб. (4%). При этом комиссионные от акционеров снизились еще больше: поступления от «ВымпелКома» за два года уменьшились в 4,6 раза (вывод о точном снижении комиссионных от «МегаФона» невозможно сделать на основе имеющейся отчетности).

Тем не менее в 2014 году акционеры обеспечили почти 92% комиссионных от сотовых операторов (2,5 из 2,7 млрд руб.). Еще один представитель «большой тройки» — МТС — прекратил сотрудничество с «Евросетью» и «Связным» (принадлежит брату президента «Евросети» Олегу Малису) и развивает собственную розницу

 

Структура выручки «Евросети», млрд.руб

 

Но за два последних года снизились не только поступления от сотовых операторов, но и доходы от продажи товаров — основного бизнеса «Евросети». В 2014 году, выручка от продажи смартфонов, телефонов, цифровых устройств и аксессуаров уменьшилась на 7% относительно показателя 2012 года, до 60.5 млрд рублей.

Единственный растущих бизнес компании в 2012-2014 годах-это продажа финансовых услуг. В 2014 году «Евросеть» получила 4.7 млрд рублей комиссий от платежей и финансовых услуг и впервые доходы по финансовому сегменту превысили доходы от сотовых операторов.

 

 

Валовая маржа «Евросети» (в % от продажи товаров)

Благодаря реструктуризации бизнеса в 2009–2010 годах и повышению рентабельности (например, с 2008 по 2013 год валовая маржа от продажи товаров выросла на 10 п.п.) «Евросеть» снова стала прибыльной. Чистый убыток по итогам 2008 года превратился в прибыль по итогам 2010-го (плюс 5,6 млрд руб.).

 

Доходность бизнеса компании«Евросеть» (в %)

Прибыль и EBITDAкомпании «Евросеть» (млрд.рублей)

Доходность бизнеса «Евросети» достигла пиковых значений в 2010 году (учитывая 2 вышестоящих графика). Но после падения комиссионных выплат от акционеров «МегаФона» и «ВымпелКома» после 2010 года прибыль компании стала вновь падать. Отрицательные показатели 2008 года обусловлены кризисом, который компания переживала в тяжелом состоянии.

 

Чистый финансовый долг компании «Евросеть»

 

Интересен тот факт, что компания погасила финансовый долг в в промежутке между 2013 и 2014 годом. К началу 2014 года «Евросеть» снизила чистый долг до нуля. Это результат накопления средств на счетах компании - теперь их сумма сравнялась с ее совокупным долгом. Общий долг «Евросети» уже давно не менялся и составляет примерно 10 млрд руб. Начиная с 2014 г. «Евросеть» копила деньги на счетах, так как предвидела масштабный банковский кризис.

Прошлый кризис 2008 г. «Евросеть» встречала в гораздо худшем финансовом положении. Тогда она еще была независимым ритейлером - принадлежала Евгению Чичваркину и Тимуру Артемьеву (сейчас по 50% компании владеют «Вымпелком» и «Мегафон»), накопила почти $1 млрд долгов и вела напряженные переговоры с кредиторами об их реструктуризации. Как раз в это время приобрести «Евросеть» пыталась МТС, но основатели ритейлера предпочли сделку с Александром Мамутом.

 

С 1 января по 23 октября 2008 года 12 ключевых менеджеров «Евросети» получили 499.2 млн.рублей. Если считать октябрь как полный месяц, то есть 499.2 млн выплачены за девять месяцев, то среднемесячный доход одного топ-менеджера составлял 4.16 млн.рублей.

После начала реструктуризации бизнеса, число топ-менеджеров «Евросети» снизилось до четырёх человек в 2010 году. Наибольший доход они получили в 2012-м, в год самый высоких показателей «Евросети»- 4.71 млн.рублей в месяц.

Но вознаграждение ключевых топ-менеджеров не ограничивается только зарплатой. В 2009 году «Евросеть» ввела два фантомных опциона, выплачиваемых денежными средствами, — один для генерального директора и другой для ограниченного числа сотрудников, включая троих ключевых топ-менеджеров. По условиям опциона Малис должен был получить 2% «от разницы между стоимостью бизнеса и суммой $452 млн при условии, что стоимость бизнеса будет превышать $2 млрд». Группа ключевых менеджеров — 1% на тех же условиях.

И хотя в 2013–2014 годах EBITDA падала, в 2015 год этот показатель у «Евросети», по данным «Ведомостей», неожиданно начал расти. Маржа по EBITDA за девять месяцев выросла на 2,8 п.п., до 5,2%, а сама EBITDA увеличилась и вовсе на 84%. В «Евросети» связали рост прибыльности бизнеса с отказом от продукции Samsung и ростом продаж более маржинальных товаров локальных брендов.

Число салонов и стоимость их аренды

Число салонов «Евросеть»

Основные статьи операционных затрат у «Евросети» — расходы на аренду салонов и оплату труда (в сумме более 80%). Когда падает прибыль и выручка, вариант один – снижать расходы.

Именно на сокращение этих расходов сделал ставку топ-менеджмент. В финансовом отчете за 2014 год оценка будущего роста стоимости компании для опционной программы основана на прогнозе снижения затрат на аренду в 2015 году на 17%, расходов на оплату труда — на 7%. При этом топ-менеджмент рассчитывал, что комиссии от сотовых операторов увеличатся за год сразу на 65%, а вот комиссии от платежей и финансовых услуг снизятся на 1%.

 

Расходы на оплату труда, млрд.рублей.

Но комиссии от сотовых операторов продолжили снижаться: по данным «Ведомостей», за девять месяцев 2015 года они уменьшились на 10% по сравнению с тем же периодом 2014 года. Представитель «Евросети» сообщил РБК, что рост комиссий от операторов в 65% — это данные из старого приложения к отчетности, «в реальности комиссия от сотовых операторов будет снижаться еще больше чем на 10%».

Как выполняются планы по сокращению расходов? Стоимость аренды упала в пределах бюджета, сообщил РБК представитель «Евросети». Что касается сотрудников, то, по его словам, их число в 2015 году в целом не изменится, так как все основные сокращения прошли в прошлом году, за счет чего и снизился фонд оплаты труда: «У нас никогда не был раздут штат. Формально сокращения коснулись только офиса, поэтому в общем количестве сотрудников это не так заметно».

 

 

Сеть фирменных салонов МТС стала крупнейшим продавцом устройств связи в России по количеству точек, обогнав «Евросеть»,«Связной» и сети салонов «Мегафона» и «Вымпелкома». Новые точки открываются в основном в Москве и других городах-миллионниках. До этого времени, бесменным лидером по количеству салонов была «Евросеть». МТС открывает магазины, не только чтобы продать больше устройств с поддержкой интернет-доступа (и, соответственно, заработать на нем – к этому сводилась цель изначально), но и чтобы качественнее обслуживать клиентов.

Еще в апреле 2015 г. МТС приблизила цены смартфонов к себестоимости и отменила комиссии на некоторые финансовые услуги, а в октябре удешевила еще и аксессуары. В результате посещаемость салонов выросла в 1,5 раза (с момента апрельского снижения цен), и новые точки продаж призваны разгрузить давно работающие салоны.

Любой крупный ритейлер при желании способен открыть множество салонов, но это имело смысл делать раньше, выходя на новые, свободные рынки. Когда-то и у «Евросети» было более 5000 магазинов, но сейчас лидерство определяется не количеством договоров аренды, а эффективностью каждого торгового места. Салоны, которые быстро открываются, могут также быстро закрыться. Так, новые салоны повышают количество подключений, но не количество привлекаемых абонентов. С другой стороны, своя розничная сеть может быть более эффективной, т.к сотрудники салонов могут дать больше информации о продукте, предложат больше сервисов, ведь у них не возникает конфликта интересов. По оценкам компаний, через собственные салоны удаётся подключать более «качественных» абонентов.

Большая розничная сеть поможет МТС поддерживать количество подключений на близком к конкурентам уровне. С другой стороны, много салонов - ещё не гарантия успешных продаж sim-карт, важны: покупательских трафик, место расположение салона и в конечном счёте – его эффективность.

Плата новых абонентов за услуги не покрывает расходы операторов на содержание розничных сетей – большая часть капитальных затрат в рознице не возвращается, следует из материалов «Мегафона». Количество салонов сотовой связи в России избыточно – абоненты все чаще покупают телефоны и аксессуары в интернете, а дополнительные услуги подключают в «Личном кабинете. К 2019 г. сотовая розница в России сократится: она требует все больше затрат, не показывая прежней эффективности, следует из отчета «Мегафона».

То, что салонов связи в России слишком много, стало очевидно к середине 2016 г., рассказывает президент «Евросети» Александр Малис. Количество салонов, в подавляющем большинстве операторских, растёт, но рынок телефонов и sim-карт в операторской рознице практически нет. То есть продажи на салон у операторов сократились, что дает повод говорить об избыточном количестве магазинов.

Ситуация такая, что все компании (кроме МТС) стремятся сохранить, либо уменьшить количество салонов связи. Российский рынок перенасыщен точками продаж операторов и мультибрендовыми магазинами, что ведет к гонке переподключений и дополнительным затратам операторов.

Число салонов связи в России увеличивалось с середины 2000-х годов из-за бурного роста абонентской базы операторов, но сейчас такое количество магазинов для рынка мобильной связи избыточно. Рынок продаж сим-карт перегрет, а розничные сети операторов очевидно раздуты.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: